---
Армянская Древнего Закавказья цивилизация
http://proza.ru/2024/09/30/1804
===========
Цивилизация возникла 27 в. назад.
Цивилизация остановилась 24 в. назад.
----
....
Есть несколько других цивилизаций Армянского типа:
.....
Армянская цивилизация
http://proza.ru/2024/10/01/691
==========
Армяно-фригийской общности цивилизация
http://proza.ru/2021/09/06/1016
============
Армянская Немезиды цивилизация
http://proza.ru/2022/04/10/1739
========
....
Начиная с 5-го века до Рождества Христова на территории Древнего Закавказья начинает устанавливаться Армянская цивилизация Древнего Закавказья, в рамках сатрапий Мидийской державы. По своей сути это была субцивилизация, одна из ветвей Армянской.
В это время происходит формирование древнеармянской народности, постепенно включившей в свой состав потомков урартов и некоторых других племенных групп. Это было время, когда Ахеменидское четырёхвековое господство постепенно сходило на нет.
Ахемениды в это время стали привлекать к управлению местную знать, которая, с одной стороны, следовала наработанным социокультурным схемам Ахеменидов, которая постепенно из своей Княжеской власти переходила в царскую и императорскую.
==========
В одной из сатарипий Ахменидского царства выдвигаются представители древнеармянской знати Ервандидов-Оронтидов.
Княжество Ервандидов, пользуясь торговыми связями Ахеменидов, устанавливают не только торговые, но и культурные контакты связи с Грецией, Финикией, Персией. При этом армянская знать продвигает древнеиранские религиозные представления о мире, включая в свою социокультурную базу и зороастризм, наряду с урартскими. При этом культура Древней цивилизации Урарту остаются в ведении армянского народа, а Авеста проповедуется в стратах знати.
Торговым и культурным центром новой цивилизации становится Армавир, центр раннего Урарту, духовно более близкий учредителю Армянской цивилизации в Закавказье, урартским армянам.
Постепенно эта Субцивилизация Армянского типа сращивается с материнской цивилизацией, которая получила в истории название Великая Армянская цивилизация, Великая Армения. Окончательное слияние произошло в конце 3-го века до Рождества Христова, когда к власти в Армении приходит знать во главе с Антиохом. Частично эта цивилизация контролировалась государством Селевкидов.
============
Соединение, слияние ветвей будущей Армянской цивилизации происходило в пределах Иранской цивилизации достаточно активно благодаря тому, что армянское население быстро увеличивалось по сравнению с остальными, причём не только за счёт женщин, но за счёт мигрантов, которые находили в пределах цивилизации себе приют и работу. Уже в середине 2-го века до Рождества Христова Западная ветвь Армянской цивилизации приживается ещё одной территорией к западу от озера Ван, где возникает независимое государство Софена с Зариадром во главе.
Здесь же, дальше к Севану, появляется другое межплеменное объединение, снова с армянами во главе, которое и назвало себя Арменией. Лидером, основателем этого центра Армянской цивилизации становится древний и знатный род Арташесов. Основатели Армении активно привлекают под своё управление соседние племена, обустраивают их житьё-бытью, не берут сверхурочную мзду, создают города и крепости на торговых путях.
==============
В начале 1-го века до Рождества Христова императоры Армянской цивилизации, парфяне, не возражали воцарению на территории Иранской цивилизации, но в пределах уже возродившейся в ней Армянской цивилизации, нового властителя Тиграна Второго, который постепенно, усиливая своё влияние среди армян и присоединившихся к ним соседних племён, начинает вытеснять персов из всех властных позиций, где они сидели веками.
С середины 1-го века до Рождества Христова начинается недолгий подъем Древнеармянской Закавказской цивилизации.
К этой цивилизации присоединяются сирийские племена, часть былых владений Селевкидов к юго-западу от озера Ван. Появляется несколько новых торговых центров Армении Закавказской, поскольку лидеры цивилизации обеспечивали безопасный проход торговых караванов через свою территорию.
=============
В Армении появляется несколько владений государственного типа, объединённых единым языком и культурой при наличии местных наречий и культур. Города Армении Закавказской функционируют свободно, никем не попираемые, это полисы эллинистического типа.
Территория Армянского Нагорья к середине 1-го века до Рождества Христова становится весьма привлекательной для прохода по ней не только торговцев, но и мигрантов. Появляются римляне, которые принуждают Царя царей, Тиграна Второго подписать мирный договор между Великой Арменией и Римом.
Однако главенствующая здесь цивилизация Персов не собирается уступать свою долю власти на армянской территории. Персы на некоторое время удаляют римские легионы с армянской территории, однако вскоре Римский полководец Антоний возвращает первенство Рима в Великой Армении.
============
Активизация Рима в Армении в общем не ослабила силу Армянской цивилизации. В начале 2-го века по Рождеству Христову Великая Армения становится частью, провинцией Рима. При этом римские цивилизационные социокульты, практически не внедряются в тело Армянской цивилизации. Армения по-прежнему привержена своим древним обычаям с вкраплением зороастрийских верований, роднородственных каждому армянину.
В этой борьбе Иранских и Римских социокультурных трендов территорию Великой Армении начинают терзать многочисленные раздоры, заканчивающиеся восстаниями персов против римлян. Это борьба оказалась выгодной для армян и со второй половины 2-го века по Рождеству Христову Великая Армения, и продолжающая функционировать в её теле Древняя Закавказская её часть становится практически независимой. Сменившие Парфию Сасаниды пытались подчинить Армению, но встретили твёрдый отпор.
==============
Начинается властвование династии Сасанидов, которая оказалась намного настойчивей в попытках внедрить в армянское общество свою идеологию. С 4-го века по Рождеству Христову в цивилизации появляются христианские общины
Цивилизационная система социокультов Закавказской Армении в последние века до Нашей Эры и в первые века по Рождеству Христову отличалась высоким уровнем и своеобразной тонкостью. Здесь были хорошо урбанизированные города, основанные по всем правилам эллинистического градостроительства с регулятивностью кварталов.
В городах появились так называемые Масонские ложи, объединения строителей и архитекторов, которые применяли в строительстве самые разные методы и разработки римского, греческого, персидского, эллинистического градостроительства. Хорошо была развита скульптура, изделия из глины достигали самых краёв Римской империи.
=============
Духовная жизнь Армении Древнего Закавказья делилась на социокульты знати и основателей армянской цивилизации, больше тяготевшей к своим арийским истокам. Знать же больше тяготела к эллинистическим и парфянским культурным влияниям. В духовной культуре народа, видимо, важную роль играл героический эпос, отголоски которого сохранились у Мовсеса Хоренаци и в эпическом цикле о Давиде Сасунском.
Религия Армении характеризовалась синкретизмом, в ней слились воедино древние местные культы и иранские влияния.
Важнейшее место в пантеоне занимали божества Михр, Анаит и Вахагн. Цари стремились создать и широко распространить культ династии, который должен был служить средством объединения населения под властью армянских владык.