начало – в Прологе «Шикарная летняя новость!» –
http://proza.ru/2024/09/28/1371
5. Где разливают коньяк «Коктебель»
(не реклама, а поиск истины отдыхающего в Коктебеле)
Небольшое эмоциональное отступление –
предисловие к поиску
Где бы ни разливали, это точно не реклама спиртных напитков, и коньяков в особенности!
Эти строки автора – лишь смелое пожелание предприятиям, производящим алкоголь, в том числе, так называемый, элитный.
И просьба у меня одна: чтобы указывалось на бутылочных этикетках, где произведён их алкогольный продукт!
А уж, где разлит... Это тоже, безусловно, важно. Ведь про своё самочувствие мы частенько вспоминаем, увы, лишь на следующее утро… И случается, что с больной головой!
Раз так, то пусть за наши здоровые головушки, страдающие от фальсифицированного производства и розлива алкогольной продукции, бдительно и регулярно (на постоянной основе) следят, как им и положено, специалисты Роскачества. В их честь мой будущий тост!
Надеюсь, кто-то из них, да услышит меня. Мне ведь много не надо. Сам-то я, вообще, человек непьющий, точнее малоупотребляющий.
Просто за Державу обидно!
Итак, где же разливают коньяк «Коктебель?!
Я уже улыбаюсь… А вы? Поехали разбираться!
Точнее – пошли…
На следующий день к назначенному времени и месту сбора у завода марочных вин «Коктебель» я добрался пешком. Далековато, но движение – жизнь! Прогулка по посёлку в противоположную сторону от моря тоже оказалась полезной.
Считается, что история местного винзавода началась в 1879 году, когда петербургский профессор-офтальмолог Эдуард Андреевич Юнге приобрел несколько участков в Крыму. Спустя несколько лет на склонах коктебельских холмов он с сыном Александром заложил виноградные плантации, тогда же началось возведение ирригационных сооружений и строительство винодельни.
Но бизнес в ту пору у Юнге шел не очень успешно, и, чтобы не разориться, он был вынужден продать часть прибрежных земель под дачи. Одной из первых купила себе участок мать всемирно известного в будущем поэта Серебряного века Максимилиана Волошина – Елена Оттобальдовна Кириенко-Волошина. Вот, оказывается, как всё тогда начиналось!
В наши дни коктебельское винодельческое предприятие производит сухие, полусухие и полусладкие вина, а также портвейны. А как же коньяк? Надо будет поинтересоваться этим вопросом у экскурсовода. Вся страна буквально «утопает в сомнительных алкогольных напитках» (во всей торговой сети продаётся, в частности, и коньяк «Коктебель»), так где же его производят и разливают? Вопрос вопросов!
Сейчас у завода в наличии более тысячи гектаров своих виноградников, емкостный парк не менее 5 миллионов литров для производства «тихих» (не игристых) вин, а также бочки для выдержки марочных сухих, десертных вин и портвейнов на 6 миллионов литров. Это, согласитесь, очень приличный «арсенал»!
Предприятие владеет самой крупной открытой мадерной площадкой в Европе (!) емкостью не менее миллиона литров, и, что не менее важно (с точки зрения качества), у винной продукции имеется статус защищенного географического указания (ЗГУ) – «Крым». Это очень хорошо! А я тут со «своим» коньяком пристаю…
Но вот что удивительно! Пока шёл к винзаводу, отыскал полезную информацию в Интернете: оказалось, что Компанией ООО «Завод марочных вин Коктебель», которая с 2015 года арендует у крымских властей имущество производителя вина, владеет, о-о-однако, другое ООО! И это – ООО «Гатчинский спиртовой завод» (99,8%) и некая Елена Якубчик (0,20%). Ах, Гатчина! Это же в нашей Ленинградской области. И сразу чем-то «родным» повеяло на питерца Коляшина…
Оказалось, что учредителями (хозяевами!) Гатчинского спиртового завода, который производит этиловый спирт для кондитерской и алкогольной промышленности страны, в ту пору являлись та самая Елена и её муж Михаил Якубчик.
Интернетовские «сплетни» приписывают Михаилу чуть ли не родство с супругой самогО директора Службы внешней разведки (СВР) России Сергея Нарышкина. Вон оно как! Эх, слухи, слухи… Впрочем, нам то что!? Хотя нет… «Коньяк «Коктебель», где разливают?» – очередной глубокой занозой уже сидит и «побаливает» вопрос в моей голове! Обязательно спрошу на экскурсии…
Наконец, я на месте! И это место – огороженная просторная беседка перед входом на предприятие. Группа «любителей качественных спиртных напитков» собралась приличная. Рядышком с уникальной достопримечательностью Коктебеля – знаменитым винзаводом, расположился его специализированный магазин, где цены на отличные вина и коньяки должны быть (по логике и логистике) ниже, чем в розничной торговле.
Что-то я эту «логику» не заметил… Удивительно, но даже на обычный коньяк «Коктебель» с пятью звёздочками на этикетке цена за бутылку оказалась выше той, что я приобретал накануне в магазинчике рядом с нашим таунхаусом. Надо будет, если не забуду, и об этом «чуде» поинтересоваться у гида…
И вот мы на территории самого винзавода. Рассказ женщины-экскурсовода был интересен! Чувствовалась её осведомлённость не только в истории становления и развития предприятия, но и в тонкостях производства и употребления вина. В меру и для здоровья, конечно!
Программа посещения предусматривала ознакомление с производственным процессом, осмотр площадки, где в бочках прямо под солнцем вызревает мадера, а также поход в подземные хранилища.
К слову, подвалы эти сооружали строители московского метрополитена, так что их исторические фото (начала 60-х годов) сразу всех впечатлили. Коктебельский завод марочных вин имеет верхнее и нижнее хранилища, соответственно, на 5 и 8 тоннелей. Длина их может составлять 60 м (в нижнем хранилище) и до 120 м (в верхнем). Общая протяженность всех тоннелей достигает почти 1,5 километра. Здесь выдерживаются до благородной зрелости самые элитные напитки.
Интересная составляющая посещения (за дополнительную плату, естественно) – дегустационный зал. Под руководством специалистов-дегустаторов экскурсанты познают тонкости употребления хорошего алкоголя: как и из чего пить, с какой едой лучше сочетать. Получают гости-посетители возможность и сами попробовать кое-что из местных диковинок. Нам было предложено почему-то только вино… «А коньяк где же?» – этот вопрос уже сам собой витал в воздухе и я, конечно, решился его озвучить…
– Простите, а обычный – недорогой трёхлетний или пятилетний коньяк «Коктебель» тоже здесь разливают? – спросил я у экскурсовода.
Ответ сразил наповал:
– А кто вам сказал, что коньяк здесь производят и разливают?
– Так «Коктебель» же!
– У нас этот напиток в Коктебеле не производят. Я же вам про производство вина сорок минут рассказывала! А вы про коньяк спрашиваете…
– ??? – отчётливо читалось в моих глазах.
– Может в соседней Щебетовке его изготавливают? – вопросом ответила женщина-гид. – Поезжайте туда на вино-коньячный завод с экскурсией, сами узнаете. А у нас в Коктебеле – только вино (!), причём со знаком ЗГУ на этикетках – «Крым». Всегда обращайте на это внимание!
Вот те на! Оказывается, коньяк «Коктебель» – это совсем не из Коктебеля. Надо будет внимательно рассмотреть этикетку на своей початой уже бутылке …
В целом, посещение известного на всю страну предприятия, настоящей гордости курортного Коктебеля, никого из нашей группы не оставило равнодушным. Экскурсия с дегустацией благородного крымского вина всем понравилась!
Со вздохом и уже постфактум.
Грустно, но подделок коньяка в стране реально много. Например, из пяти крымских торговых марок, которые попали в обзор Роскачества, три оказались фальсификатом. Это «Остров Крым», «Русский Крым» и «Крымский статус». Все они изготовлены не из виноградного спирта. То есть, употреблять можно, не отравитесь, но это не коньяк! Это… Как бы это помягче?.. А! Это крашеная водка с ароматизаторами. Вот так!
Замена виноградного спирта зерновым или другим этиловым спиртом, полученным не из винограда, самый распространенный способ подделки коньяка. Спирт разбавляют до 40 градусов, заливают в цистерну с дубовыми клепками и нагревают, чтобы напиток быстро приобрел коньячный вкус. Потом подкрашивают и… «Коньяк» готов!
Распознать фальсификат на глаз, когда он в бутылке, невозможно. Поэтому лучше всего покупать известные и надежные торговые марки. И, желательно, в фирменных магазинах.
А недорогой коньяк «Коктебель» (трёх и пятилетней выдержки) с недавних пор разливают в Симферополе, а не Щебетовке, как это было всегда. Возможно, в связи с этим, а также со сменой собственника торговой марки, этот «коньяк» так стал нехорош? Ну, или не очень хорош.
Мультяшный Винни-Пух снова вспомнился… Даже не он, а оригинальная интерпретация одной россиянки слов из задорной песенки медвежонка:
«Кто ходит в гости по утрам,
Ведёт себя не мудро.
То тут 100 грамм, то там 100 грамм,
Проснулся… Снова утро!..»
Да ещё с больной головой! Пить надо меньше, уважаемые. Тем более с утра… А уж если выпивать (по чуть-чуть и, как водится, по праздникам), то только качественные напитки. И поверьте, это не реклама алкогольной продукции, а призыв к здоровому образу жизни!
Кстати, если вы ещё не обратили внимание, посмотрите снова на фото ворот: вывеску «Страна коньяков» (она приведена в прологе) в настоящее время сменила другая – «Страна Коктебель». И это неслучайно. Сами догадайтесь – почему?
Ау, Гатчина! Может, и у нас в Ленинградской области на Гатчинском спиртовом заводе уже есть «свой коньяк» «Коктебель?..
Продолжение в – Коктебель – 6 «Истина не в коньяке, а в вине» –
http://proza.ru/2024/10/10/1517
октябрь, 2024 г. Крым, Коктебель – Санкт-Петербург
© Н. Кирюшов, 2024