Дума сотая

Петр Боев
Подведем первые итоги нашему письму. Осуждение есть там, где нет молитвы. Если мы видим человека, который согрешает, а внутри успеваем совершить молитву, то мы обходим осуждение и идем далее - или просто продолжаем молитвенно предстоять за человека, или тому, кто посильнее духом и более зрел, Бог дает мысль к делу.

Еще раз зафиксируем и обратим внимание, что в психологической практике нет ничего про умерших, кроме осуждения. Выражается это либо как тотальное осуждение, либо как абсолютное обожествление. Примеры: "папа и мама нанесли мне травму" и "что бы ты ни делал, помни: за тобой сила всех твоих предков".

На деле последняя фраза является выражением культа. Это исповедание самого примитивного и грубого магизма. Также зафиксируем и обратим внимание, что светский ученый, отрицающий религию вообще, как правило, скатывается именно в примитивный магизм (чуть позже мы это покажем на примере отцов-основателей психологии).

Введем утверждение (и по ходу нашего маленького исследования будем подтверждать его): безрелигиозных людей нет. Это вымысел. Любой человек религиозен. Просто отрицая Бога, он ставит на его место что-либо другое. Как говорится, свято место пусто не бывает. Чтобы долго сейчас не доказывать, скажем: мы даже кассира боимся, когда на карте может не хватить цифр на предстоящую покупку.

Вернемся к генезису психологии. Она, психология, - незаконнорожденное дитя философии и протестантской теологии. Была такая привычка у либеральных протестантских теологов - идти в философы, а не продолжать богословскую практику. Потому что официально, конечно, либеральничать было до времени нельзя.

Поэтому если вы будете знакомиться с биографиями психологов-основателей, вы будете наблюдать этот след, или смесь. Они, как правило, - выходцы из религиозной среды или дети пасторов. Так или иначе, все они будут ставить целью преодоление религии вообще или ее замену психологическим знанием. Но вернемся в самое начало.

Мартин Лютер, находясь в борьбе с новыми католическими учениями (чистилище), сам создал новое учение (спасение только верой). Теперь христианам, следующим доктрине Лютера, уже не нужно было ничего делать, а только верить. Христос их уже спас, поэтому поступки стали как бы и не важны. Но здесь таилась еще одна проблема.

Умершие. Что делать с ними. Все же святы - так получается. Значит, все, кто умер, априори свят. То есть молитва за умерших не нужна, так вышло. И это то, что сегодня является возможностью для многих вернуться к истокам и на Путь. Чтобы много не говорить, скажем лишь, что самое красивое в Православии (как говорил кто-то, а мы подтверждаем) - это заупокойные Богослужения...

(в работе)
_______

вперед:

скоро

назад:

http://proza.ru/2024/10/08/444

к началу:

http://proza.ru/2024/09/03/736

в банк дум:

http://proza.ru/2024/10/01/437