Сабейская Южной Аравии цивилизация

Олег Данкир
---
Начало Цивилизации: 32 века назад.
Конец цивилизации: 26 веков назад.
===
     Аравия заселяется начиная с 22 тысячелетия. Сюда шли люди негроидного типа, гонимые засухой в Центральной Африке. Это была эпоха Раннего Палеолита. Южная Аравия в то время была привлекательным закутком для мигрантов, искавшим успокоения в своих мытарствах. Климат здесь был в 22 тысячи лет назад весьма благоприятный для возникновения первых цивилизационных социкультов олдувайского типа.
     Но климат на Земле всегда был понятием вольным в своих проявлениях. В Северном Полушарии Земли во всю буйствовала Межледниковая эпоха, сопровождавшаяся таянием ледников и потеплением.
============
     18 тысяч лет назад потепление настигло и Аравию. Та влага, которая была на поверхности, быстро испарилась, реки не успевали наполнять свои русла водой. Вся Аравия опустела, остались только небольшое количество общин, которые не в состоянии были организовать цельное и одновременно разнородное социокультурное единение, способное реагировать на изменяющуюся окружающуюся обстановку.
     10 тысяч лет назад уровень подземных вод в Аравии поднялся на столько, что воды наполнили полувысохшие русла, на их берегах зазеленила растительность, за флорой потянулась и фауна, а за ними и люди. Аравия переживает второй этап заселения людьми.
     7 тысяч лет до Рождества Христова в Южной Аравии начинают формироваться первые цивилизационные социокультурные сгустки, которые с получением дополнительной информации исследователи поднимают до уровня цивилизаций.
     6,5 тысяч лет до Р.Х. появляется Убейдская цивилизация. 5 тысяч лет до Р.Х. появляется Цивилизация Джемдет-Наср.
     С 3-го тысячелетия до Рождества Христова Южная Аравия начинает с севера наполняться семитами, несущими земледелие, ирригацию, строительство, письменность, системную религию.
============
     С 20 по 6 века до Р.Х. в Южной Аравии друг за другом возникают несколько цивилизаций: Сабейская, Катабанская, Хадрамаутская, Маинская, которые хоть и существовали в одной культурно-исторической области, но были мало похожи друг на друга, поскольку располагались в долинах рек, отделённых друг от друга высокими перевалами. Общими у этих цивилизаций были негроидная масса с юга и высокоразвитые племена с севера. Этнологические комбинации и пропорции были разные, что определяло их самостоятельное развитие. К тому же здесь наблюдалось и языково-лексическое разнообразие, сразу 6 вариантов.
     К особым природным условиям развития цивилизаций Южной Аравии добавлялось также их соседство и взаимодействие с кочевыми племенами внутренней Аравии. Часть этих племен постоянно стремилась выйти из пустынной страны в земледельческие районы и осесть там.
===========
     Постоянная смена этнокультурного наполнения цивилизаций Южной Аравии сопровождалась разнообразием духовной жизни, отражавшей совокупность условий и особенностей их развития в направление эсхатологии.
     Народы основатели цивилизаций Южной Аравию приносили сюда уже апробированные социокульты, доказавшие свою живучесть, твёрдые, установившиеся навыки в хозяйственной и культурной жизни.
     Языки, на которых говорили учредители вдохновители цивилизаций Южной Аравии относились к отдельной группе южных периферийных семитских языков. Здесь пользовались письмом, унаследованным от письменности Восточного Средиземноморья. Писали на самых различных материалах: резали по камню, на деревянных дощечках, по глине, затем отливали надписи в бронзе, процарапывали на скалах, наносили также мягкие писчие материалы.
=============
     Верования народов, основателей цивилизаций южной окраины Аравийского полуострова были наполнены астральными божествами, стоявшие во главе пантеонов. Семитского происхождения Астар, Иштар, Астарта. За ними по старшинству солнечного происхождения божества, а в конце божественного пантеона располагались боги племенных союзов Луна, Альмаках в Сабе, Вадд в Майне, Амм в Карабане, Син в Хадрамауте. Попадались и Боги покровлявшие рода, племена, города, временам года, профессиям.
     За первенство в пантеоне южноаравийских богов шла постоянная борьба. До Новой Эры это были Астарта, Луна, Ваадд и другие, представлявшие лицо цивилизаций. По Рождеству Христову Альмаках в Сабе вытесняет прочих богов, далее был уже переход к монотеистическим религиям — иудейству и христианству.
     В 1-м тысячелетии до Рождества Христова цивилизации осваивают оросительное земледелие, что позволяло создавать накопления и запасы для осуществления торговли и строить торгово-экономические центры с развитой архитектурой и искусством. Народы научились выращивать деревья и кустарники, дающие благовония, вывозимые в Ближний Восток и Средиземноморье.
     Технология производства благовоний позволило создать выгодный Торговый Путь, Дорогу Ладана, по которой перевозили и другие продукты и товары. Вывоз благовоний способствовал увеличению обмена и торговли, расширению культурных контактов.
=============
     В 10 веке до Рождества Христова новая Сабейская цивилизация, Саба, завязывает торговые и дипломатические отношения с Восточным Средиземноморьем.
     К 8-му веку до Нашей Эры Саба вступает в контакт с Ассирийской цивилизацией.
     В 7-м веке до Р.Х. Саба колонизует территорию современной Северо-Восточной Эфиопии.
     Среди цивилизаций Южной Аравии существовало распределение в производстве, переработке и транспортировке ладана и мирры. Производством занимались цивилизации Катабана и Хадрамаута в районах ближе к Индийскому океану. Экспортом с 6-го века до Рождества Христова занималась цивилизация Майна, контролировавшие Пути благовоний. В
     Маинская цивилизация не ограничивалась экспортом ладана. Они проложили торговые пути и создавала торговые фактории в Северо-Западной Аравии, в Египте, Сирии, Двуречье, в Греции.
=============
     С 7-го века до Р.Х. Сабейская цивилизация, Саба, которая была южнее Майна, с центром в Марибе, начинает распространять свою гегемонию на всю территорию Юго-Западной Аравии, включив в свой цивилизационный социокультурный круг Маин, Катабан, Хадрамаут. Кажется в эту эпоху посетила Царица Сабы Царя Соломона с благовониями по торговому Пути Ладана.
     К 4-му веку до Нашей Эры позиции Сабейской цивилизации ослабевают в Южной Аравии, её территории охватывают ожесточённые войны, Майн, Катабан и Хадрамаут постепенно находят свой цивилизационный путь, вырабатывая собственные социокульты. Территория Сабы становится ареной междоусобных битв и смен различных периферийных династий.
     В 3-м веке до Р.Х. ознаменовался стабильностью, с исторической арены уходит Катабан, злейший враг Сабы, в Сабе первыми становятся общины из Химияра, крайнего юго-запада Южной Аравии.
=========
     Располагались учредители цивилизации в плодородном, богатом водой и солнцем регионе, который находится на границе с пустыней Рамлат ас-Сабатейн. Они переселились из северо-западной Аравии. Несомненно, что это переселение было связано со становлением трансаравийского Пути Благовоний.
     Сабеи, сабейцы, шабы считаются главными народами Южной Аравии. В течение всего 1-го тысячелетия до Рождества Христова они господствовали во всей Южной Аравии, называемой также Йеменией.
     Некоторые источники указывают на присутствие сабеев на севере Аравии во времена Ассирийской империи. В ряду других северо-аравийских племён сабеи упоминаются на стеле Тиглатпаласара III. Эти северные сабеи по ряду признаков могут быть ассоциированы с савеянами, упоминаемыми в книге Иов, Савой из книги пророка Иезекииля, а также с внуком Авраама Шевой. В 10-м веке до Р.Х. сабеи жили в Северной Аравии, хотя и контролировали торговые пути с юга.
========
     Письменные источники начинают упоминать о Сабейской цивилизации с 9-го века до Нашей Эры, называя Сабейской царство.
     На 8-й век до Р.Х. приходится начало его расцвета приходится. В это время вблизи Марибы, духовного и торгового центра Сабы, появляется плотина, позволившая оросить огромную территорию, Саба превратилась в настоящий оазис.
     В 10-9 века Саба представляла из себя перевалочный центр, куда приходили караваны из Хадрамаута, а затем отправлялись в Месопотамию, Сирию, Египет. Использовались как караванные прибрежные пути, так и морские. Со временем Сабея освоила производство благовоний, отчего в историю эти Торговые пути с юга на север стали называть Дорогой Благовоний, Путь Ладана.
     Некоторые исследователи истории Сабейской цивилизации полагают, что её время следует продлить ещё на 5 веков в глубь, до 15-го столетия до Рождества Христова, когда Сабейский цивилизационный союз включал в себя около десяти южно-аравийских племён, в 13-м веке до Новой Эры получивших название Файшан.
===
     Часть племён, которые позже стали называться сабеями, пришла из Восточной Африки. Кушитами называл сабеев Иосиф Флавий, коих он находил в Азии, что указывает на факт их частых переселений в Южную Аравию и обратно.
     У Флавия сабеяне были жителями Мероэ, древнего государства на берегах Нила и его притока - Голубого Нила. В значении Мероэ также упоминается Сава, бывший когда-то главным городом Эфиопии. У сына эфиопского царя Хуса-Регма было два сына, из которых Иудада положил начало западным эфиопам, а Саба положил начало сабеям в Южной Аравии.
     с 3 по 1 тысячелетие до Рождества Христова существовала культура Сабир, в которой прослеживаются черты сходства с синхронными культурами Северо-Восточной Африки.
=========
     Много о Сабе писали греческие и римские писатели, отмечая высокие социокультурные качества цивилизации, её баснословное мифологическое богатство. Они отмечали, что сабеи вели обширную торговлю золотом, драгоценными камнями, другими товарами с Сирией, Египтом, Индией и Эфиопией. Коран отмечает богатство сабеев. В Библии есть история о царице Савской, современнице царя Соломона.
     В конце 8-го века до Рождества Христова сабеи были в числе народов, плативших дань ассирийцам, жившим на противоположном берегу Персидского Залива. Скорее всего это была дань за использования ресурсов Северной Аравии.
     Соперниками сабеев в Южной Аравии были маинцы, минеи, которые представляли собой важную торговую политию; они вели с сабеями постоянную борьбу и впоследствии были сабеями вытеснены с торговых путей Южной Аравии.
     Главным городом сабеев был Мариб, Мариаба.
===========
     В конце 1-го века до Рождества Христова в Сабею попытался вторгнуться римский наместник Египта Элий Галл, но не смог преодолеть глубокие ущелья и высокие перевалы, спускающиеся с равнин в Индийский океан. Он не смог также осилить крепостные стены Мариба.
     С 1 по 3-м века по Рождеству Христову химьяриты Йеменского Нагорья постепенно подчиняют себе территории и человеческие ресурсы Сабейской цивилизации.
==========
     к 15-му веку до Рождества Христова из южно-арабской языковой и племенной общности началось выделение крупных племенных союзов: маинейского, катабанского, сабейского. Этоб были общинные племена с вождями во главе, кабирами, мукаррибами, совмещавшие в себе жреческие и церемониальные функции. Во время военных походов они приобретали титул малик, царь.
     К 14-му веку начинает в Южной Аравии начинает выделяться Маинский союз племён, создавший на своём теле Царство. Маинцы протянули через западную Аравию к Египту и Ханаану торговый Путь благовоний. На этом пути маинцы построили перевалочные пункты Мекку и Медину. Южным конкурентом Маина стали союз племён Сабейской цивилизации, также создавшие своё царство, ставшее известным благодаря упомянутой в Ветхом Завете Царице Савской, современнице Соломона.
==========
     К 9-му веку в Маине и Сабее начинает формироваться письменность, получившая название южноаравийской. В основу этой письменности легло хананейское письмо, с которыми были связаны и сабеи и маинцы, и что отмечено в библейской легенде о происхождении прародителя арабов Измаила от Авраама. В это время через гавани Южной Аравии проходят морские караванные пути из Средиземноморских стран в Индию, через которые торговцы отправляли свои спички товаров, которые они могли предложить адресатам, владеющими такой же письменностью.
     Сабейский межплеменной союз развил социокультуру самоуправления до очень высокого уровня что влияло на прогресс в сопредельных регионах Африки. По торговым путям, уходившим в Африку и Средиземноморье, туда же проникали и сабейские поселенцы, создававшие там свои колонии и фактории.
==========
     Такая колония возникла в Эфиопии, о чём сохранилась легенда о Соломоновой династии, представителями которой якобы являлись эфиопские цари. Согласно легенде, все они были потомками древнеизраильского царя Соломона и библейской царицы Савской, то есть, правительницы Сабейского царства. Эфиопы традиционно называли царицу Савскую эфиопской Македой или Билкис.
     Переселение аравийцев на плато Тигре привело к распространению в Эфиопии не только семитских языков, но и многочисленных навыков. Стали строиться каменные дома, распространялась резьба по камню, расписная керамика. Здесь сабеи смешались с кушитами, обитавшими в регионе Тигре, образовали древнеэфиопскую народность, по имени которого современная территория Тигре стала известна как «страна Агази», а древнеэфиопский язык — как геэз.
============
     В Библии существует два сюжета, связанных с Южной Аравией. В одном повествуется о походе Соломона в Офир в середине 10-го века до Рождества Христова, другой сообщает о походе Царицы Савской в Израиль, к Соломону.
     В 8 тысячелетии до Рождества Христова сабеи Южной Аравии были носителями кочевой отщеповой культурой, заимствованной у прайеменитов сиро-месопотамских степей. Постепенно, к 6-му тысячелетию оседая на благодатных землях, насыщенной флорой и фауной.
     Племена Сайхада кочевали жили некоторое время на северо-востоке аравийского полуострова, близко к Месопотамии, к 17-му веку до Новой Эры их язык приобрёл окончательную форму в сиро-палестинском регионе. С этими социокультурными заветами они перебрались в Южную Аравию, по пути соединившись с сабейскими кочевниками.
==========
     Сабейская цивилизация возникла в результате слияния сабейцев, почитавших Астару и межплеменного союза Файшан, почитавшего Альмакаха. После соединения Альмакака стал почитаться как национальное божество и Бог покровитель сабейцев.
     Астар есть в пантеонах всех народов Южной Аравии, а вот национальные боги у каждого народа были свои: Альмаках у сабейцев, Амм в Катабане, Вадд в Маине и Аусане, что говорило о том, что часть населения древних цивилизаций Хадрамаута, Аусана, Маина, Катабана, Сабы была пришлой, приняв Астарту местных народов, прайеменитов, как основное Божество, что и стало их основным социокультурным преимуществом, связавшим их в единый цивилизационный союз.  заняв с и первоначально могла занять подчиненное положение по отношению к жившим здесь ранее племенам «прайеменитов». Божества этих племен постепенно стали играть ведущую роль в сакральной практике южноаравийцев.
===========
     За время своего продвижения с севера на юг Аравии сабеи и присоединившиеся к ним племена обрели множество навыков и обладали высоким уровнем своих социокультурных технологий, позволявших им выживать в постоянно изменяющейся окружающей среде. Они знали металлургию, каменное строительство, гончарное дело, резьбу по камню и дереву. Они умели быстро собираться в разные воинские и профессиональные группировки.
     Община в Сабейской цивилизации была основой социального воспроизводства. Земля принадлежала общинам, только она регулировала водоснабжение, передел между общинниками, следила за налогами в общинную казну. Основой общины был род, состоявший из нескольких семей.
     С появлением Сабейского государства отдельные семейно-родовые кланы стали откупаться от общин, часть земли выкупало государство и Храмовые хозяйства. На государственных землях работало покоренное население, выполнявшее целый ряд повинностей и являвшееся, по существу, государственными рабами. Эти земли часто отдавались в условное владение обедневшим семьям свободных колонистов вместе с рабами. В храмовых владениях работали в порядке выполнения повинностей свободные люди, лица, посвященные тому или иному божеству, и храмовые рабы.
     Рабы пополнялись пленных, покупались, были долговые рабы. Рабы причислялись к младшим в семье. Рабы правителя или государственные, могли сделать карьеру, стать администраторами.
==============
     После возникновения и разделения общества на классы, а не на семейно-родовые общины, роль общины стала снижаться, а вместе с ней стал снижаться статус социокультурного единения, что способствовало разрушению цивилизаций, а вместе с ними и государств и появлению на их месте новых цивилизационных систем.
     Сабейская система социокультурного общинного самоуправления мало отличалась от других девяти цивилизаций дохристианского периода в Южной Аравии.
     Сабейская цивилизация состояла из шести межплеменных союзов, в каждом из которых основными управляющими центрами были общины. Среди этих союзов были основные, определявшие социокультурные крепи цивилизации, и были приезжие, окраинные. Племена также делились на ветви крупные и мелкие, а те на роды. Общины и племена выдвигали в Совет своих вождей, кабиров, происходивших из знатных родов и образовывавшими коллегиальный орган. Кабиры выдвигались на срок от 2 до 7 лет.
=====
     Помимо административных и военных функций они выполняли также и жреческие обязанности, связанные с культом верховного бога Астарта, осуществляли астрономические наблюдения.  и некоторые хозяйственные функции по организации земле- и водопользования.
     Из карибов выбирались макаррибы. Это была уже наследственная должность. В их функции входили ведение государственного хозяйства, строительства, жреческие обязанности, касающиеся не отдельных племён, а всех, государственная деятельность.
     Во время войны мукаррибы становились Маликами, Царями. Постепенно мукаррибы сосредоточили в своих руках прерогативы царской власти, и в конце 1-го тысячелетия до Рождества Христова их должность стала царской.
     Верховным органом Сабейского государства был совет старейшин. В него входили мукарриб и представители всех 6 сабейских «племен», причем непривилегированные племена имели право лишь на половинное представительство. Совет старейшин имел сакральные, судебные и законодательные функции и административно-хозяйственные. Примерно аналогичное устройство имели и другие южноаравийские государства.
     Постепенно в южноаравийских цивилизациях наряду с племенным возникло и территориальное деление. Основу его составляли города и поселения с сельской округой, имевшие свою автономную систему управления. Каждый сабейский гражданин принадлежал к своей семейно-родственной племенной общине, которая была частью территориальной единицы.
=========
     Во 2-м веке до Рождества Христова изменилась карта торговых путей. В Красное море спустились греческие и египетские торговцы. Их судостроительные верфи создавали значительно более устойчивые, ёмкие и быстрые корабли, чем Сабейские. Сабейские корабли ходят только вдоль южного побережья Аравии.
     К начало 1-го тысячелетия по Рождеству Христову Сабейская и Южноаравийская торговля ослабела, греки, египтяне, индусы и за ними и римляне устанавливают свою гегемонию не только на караванных и торговых путях, но и на прибрежьях Адеского залива, где располагались гавани для вывоза этих благовоний.
============
….
Хронология цивилизаций Южной Аравии.
…….
Убейдская цивилизация (http://proza.ru/2024/11/04/1112).
65-38 века до Р.Х.
Она распространялась вдоль восточного побережья Аравии, где расселяются носители убейдской социокультурной системы. Родовая территория цивилизации находилась там, куда пришли позже шумеры. Но за несколько тысяч своего существования носители социокультов Убейда прошли всю Аравию с севера до юга, где археологи находят остатки её культуры.
===========

Джемдет-Наср Цивилизация (http://proza.ru/2024/11/04/1302).
53-49 века до Р.Х
Возникла в Местопотамии и постепенно проникла сначала на север Аравии, а затем, пройдя по следам убейдов, достигала Южной Аравии.
===========

Сайхадская цивилизация (http://proza.ru/2024/11/08/856).
25 век до Р.Х.
С начала 21-го века по Рождеству Христову исследователи всё чаще заявляют о существовании в это время древнейшей цивилизации сайхадов семито-сиро-месопотамского генокульта и социокульта.
============

Маинская цивилизация (http://proza.ru/2024/11/04/1479).
14 век до Р.Х.
Располагалась в северной части Южной Аравии, ближе к пустыням. Она отметилась городами Иасиль и Карнаву. Южноаравийское Древнейеменское царство, существовавшее в древности к северу от Сабы. Образовалось в 14 век до Р.Х.
==============

Сабейская цивилизация (http://proza.ru/2024/11/05/1202).
12 век до Р.Х.
Саба, была южнее Майна. Её центром археологи называют Марибе. Существовало с конца 12-го века до Р.Х. по конец 3-го века по Р.Х.
==============

Аусанская цивилизация (http://proza.ru/2024/11/04/974).
10-1 века до Р.Х.
Располагалась южнее Катабана.
=============

Махри цивилизация (http://proza.ru/2024/11/08/1434).
10 век до Р.Х. по 4 век по Р.Х.
Центр в Аусане. С 14 века по Р.Х. появляется Султанат Махра. Во главе султаната стояла династия Бану Афрар аль-Махри.
============

Катабанская цивилизация (http://proza.ru/2024/11/04/1389).
10 век до Р.Х.
Располагалась южнее Сабейской. Её столицей был город Тимнам. 10 век до Р.Х. по 2 век по Р.Х. Столицей Катабана была Тимна. Располагалось к западу от Хадрамаута и к востоку от Сабейского царства.
==============

Хадрамаутская цивилизация (http://proza.ru/2024/11/07/1251).
8 век до Р.Х.
Центр в Шабра. С 8-Го века до Р.Х. до середины 4-го века по Р.Х. Затем Хадрамаут был окончательно поглощён Химьяритским царством.
=============

Химьяритская цивилизация (http://proza.ru/2024/11/08/1396).
2 век до Р.Х.
Существовала в конце 2-го века до Рождества Христова. Культурный центр в Зафаре.
==============