Начало здесь http://proza.ru/2024/11/07/1680
Но сидя под стражей, шут совершенно запутал своих тюремных охранников, разыгрывая перед ними, как бы сам с собой, какие-то смешные сценки. И все его фокусы, анекдоты, репризы и пантомимы выглядели настолько потешно, что стражники, движимые любопытством, один за другим вовлекались по мере происходящего представления в это действие. Сначала они подслушивали у двери, потом подглядывали в щёлку, далее и вовсе зашли в камеру к арестанту… И вот наступил тот момент, когда они потеряли бдительность и расслабились, смеясь над шутками артиста до слёз, уже не сдерживаясь и без всякого стеснения.
- Что здесь происходит?! – вдруг возопил, пришедший проверить всё ли в порядке, верховный инквизитор, - Это так-то вы, стражи преступника, соблюдаете бдительности, несмотря на мои предупреждения?! Ещё раз увижу подобное безобразие, нарушителей прикажу повесить!
Услышав это, воины-охранники задрожали от страха. А верховный инквизитор, покраснев от гнева, вошёл в камеру и пожелал остаться с узником наедине.
- В чём твой секрет, скажи мне, Грандескки? – в безмерном удивлении воскликнул он, - Как ты умудряешься околдовывать людей настолько, что они совершенно теряют разум и, не видя ничего вокруг, наблюдают за тобой и твоими проделками, при этом веря, как малые дети, во всё, что ты делаешь и говоришь?
Но узник молчал, сидя на каменном полу и уткнувшись носом в угол.
- Хорошо, - верховный инквизитор вдруг решил предложить арестанту сделку. – Давай так, ты мне откроешь свой колдовской секрет, а я постараюсь смягчить твою участь. Слишком больших поблажек, правда, я обещать не смогу. Ты – слишком опасный соперник, чтобы оставлять тебя в живых. Без всякого сомнения, ты умрёшь, но сможешь избежать пыток. К тому же, я употреблю всё своё влияние, чтобы тебе просто отрубили голову, как шпиону. Но если ты проявишь упрямство, то будешь сожжён на костре за колдовство. Подумай хорошенько. Для тебя в твоём положении подобная сделка – большая удача. Отправишься на суд к Создателю, не мучаясь. А поскольку ты покаешься передо мной, таким важным духовным лицом, Всевышний, быть может, и простит тебя за твои прегрешения. А иначе умрёшь в муках и попадёшь в ад.
- Ну, хорошо, - вдруг промолвил узник и смахнул с глаз слезу. – Вы выиграли, мессир, а я проиграл. Так что давайте разговаривать на ваших условиях.
- Только не вздумай обмануть меня, хитрец! – вдруг воскликнул инквизитор, - Предупреждаю, на меня твои штучки не действуют, - Шуток я всё равно не понимаю – сам не шучу и другим не даю. К тому же актёрское лицемерие, которое сродни сатанинским козням, просекаю тут же, поскольку вижу людей буквально насквозь благодаря своей богоизбранной сущности.
- Я и не думаю в моём положении шутить, мессир. Да и врать мне опасно, раз уж вы такой богоизбранный. Потому я просто и чистосердечно отвечу на ваш вопрос. Всё дело в моём шутовском костюме. Мне его подарил один колдун, и именно в нём заключена великая магия. Потому, когда я в этом одеянии, и начинают происходить всякие разные чудеса. Вуаля! Я облачаюсь в свой костюм, и тут на меня прямо облаком нисходит вдохновение. Градом мне приходят на ум такие шутки, которые всех смешат до слёз. А разыгрывая свои сценки, я буквально перевоплощаюсь, и образы эти столько красноречивы и удачны, что буквально все кругом начинают верить в то, что я делаю и говорю.
- Так дело, значит, в твоём костюме?
- Конечно.
- А как я могу понять, что ты не врёшь?
- Ну, давайте поменяемся костюмами, мессир. Я облачусь в ваше одеяние, а вы – в моё. Тогда вы и сами всё поймёте и почувствуете колдовскую силу моего костюма.
И тогда верховный инквизитор на всё согласился. И даже отстегнул своими ключами цепи на ногах, которые приковывали арестанта к каменным стенам, чтобы он смог беспрепятственно переодеться. Но лишь только он облачился в шутовскую одежду, Ричард ударил его тяжёлым деревянным табуретом по голове, а потом, бесчувственного приковал цепями к каменной стене. Сам же быстренько, облачившимся в костюм инквизитора, закутался в его плащ, сдвинув на глаза капюшон, и преспокойно вышел из своей камеры.
- И помните, ничтожества, - сказал он, обращаясь к стражникам голосом своего преследователя, - бдительно, бдительность и ещё раз бдительность! И если вы упустите этого колдуна, вам несдобровать!
- Будет исполнено, мессир! – кричали вслед шуту стражники, принимая за верховного инквизитора и распинаясь перед ним в поклонах, - Вы будите довольны тем, как мы выполним свой долг и не купимся на колдовские приёмчики этого отъявленного грешника.
Тем временем в тюремной камере настоящий верховный инквизитор уже начал приходить в себя. И первое, что интриган увидел, очнувшись – он в одежде шута прикован цепями к каменной стене, железные двери камеры плотно закрыты снаружи, он же внутри, а преступник бежал.
«Ах, он мерзавец! Значит, обманул меня! И сторожей, наверное? Ну, ничего, этот негодяй не мог уйти слишком далеко. Сейчас я отдам приказание воинам, они его поймают, а потом я придушу негодяя собственными руками. Нет! Слишком лёгкая смерть! Я стану сначала пытать его, как никого никогда не пытал до этого, а потом добьюсь того, чтобы ничтожного паяца приговорили к такой мучительной смерти, которая будет ужасать наших потомков на многие поколения вперёд!» - подумал инквизитор.
Только не знал интриган, что планам его совсем не суждено сбыться.
- Эй!!! Бестолковые бездари! Немедленно освободите меня и бросайтесь скорей вдогонку за сбежавшим негодяем, поскольку ему всё-таки удалось улизнуть! Разыщите его и приведите ко мне! – кричал прикованный цепями к кирпичной стене инквизитор в одежде шута.
Но никто его не слушал.
- Ты не обманешь нас своими колдовскими фокусами! – кричали ему стражники в ответ, - Что, принял облик столь высокопоставленной, уважаемой всеми особы, и думаешь, что получится на этот раз нас обмануть? Не купимся, не купимся теперь на твои приёмчики!
- Да я вас, мерзавцы, колесую, четвертую, на части расчленю!!! – в неистовстве вопил инквизитор и практически охрип, но убедить охрану в своей правоте так и не смог.
И вот настал день суда. И в зале заседания собрались все высокопоставленные вельможи, а во главе их восседал король Карл. Когда же туда ввели верховного инквизитора в костюме шута, он грохнулся перед самодержцем на колени и возопил осипшим голосом:
- Ваше величество! О, всеблагостный король! Ну вы-то хоть объясните вашим глупым тюремщикам, что я не преступный шут, которого они должны стеречь, а ваш верховный инквизитор! Или даже вы не узнаёте меня?
- Ну, почему же – узнаю, - ответил ему самодержец, - только вот объясни мне, несчастный: как ты оказался в тюремной камере и почему на тебе костюм моего любимого шута?
Далее инквизитор рассказал всю историю своих злоключений присутствующим и судьям во всех подробностях.
- Ваше величество, - снова задал по окончании откровений несчастный вопрос самодержцу, - ведь вы же сами говорили, что признаёте во мне своего верховного инквизитора? Так подтвердите это перед всеми!
- Да, признаю, - подтвердил король Карл.
- И ещё скажите, что это ваш шут – преступник, а не я. Потому его следует поймать и судить, а меня отпустить восвояси, чтобы я смог и дальше со всем усердием служить Вашему величеству.
- А вот этого я сказать не могу, - неожиданно промолвил король.
- Почему? – крайне изумился подсудимый.
- А потому, что ты, безусловно, мой верховный инквизитор. Также я видел своими глазами и то, что преступник, совершивший столь тяжкое преступление, был в костюме шута. Но это совсем не значит, что шпионом был мой драгоценный Ричард. И как раз наоборот, сегодня я убедился совсем в обратном, поскольку мой замечательный шут – на свободе, скрывается, чтобы избежать козней своих преследователей, и даже прислал мне записку.
Вот она: «Ваше Величество, как и в моих историях, всегда найдется хитроумный выход из самой безвыходной ситуации. Поймите, кто настроил Вас против меня, и знайте, что преступник – в костюме шута, а я всегда буду верен Вам и вашему королевству. С уважением, Ричард».
- Так что, - проговорил самодержец, прочитав послание, - раз ты, инквизитор, в костюме шута, значит ты и есть преступник. А вырядился так только для того, чтобы оклеветать моего несчастного Ричарда.
Продолжение здесь http://proza.ru/2024/11/07/1765