СТРИБОГ и СЛОВО
http://proza.ru/2024/11/09/1725
Почему такое название, Слово о полку? (ПАЛОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК)
http://proza.ru/2025/04/26/1711
В статье СТРИБОГ и СЛОВО затронул слово полк наряду с похожими и созвучными ему словами - полка, половец, палка, Полкан, поле... Пришло время по слову полк написать отдельную статью, ему посвящённую. Если просто взять и сообщить некоторые значения слова (для всех наречий того времени и сейчас, а их десятки), то это будет неверно. Слово полк очень значимое и достойно отдельного исследования, оно выводит на название произведения, почему так названо СЛОВО ? А с помощью некоторых значений можно определить даже земли, откуда оно явилось. Если обратили внимание, в финале повести у Игоря почему-то нет... "полка". Там славят дружины. Не поэтому ли «слово о Полку», что его не стало? Или Слово в значении Бог (есть любовь и т.д.), и первым стоит в заглавии? Как бы то ни было, но исследования «полка» будут увлекательными и познавательными.
Если открыть википедию, то узнаем что произошло слово полк от толпа, люди и прочая, потом эту толпу поведут в поход? Если орда/арда, то это так и есть - слово "ардонь" означает люди. В русском языке что ни слово - кладезь, ибо не зря он от Создателя и цифрами в придачу. Цитирую: Происходит от праслав., от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. пълкъ, ст.-слав. плъкъ, русск., укр. полк, болг. пълк, сербохорв. пу;к «народ, толпа», чешск., словацк. pluk «куча», польск. рu;k «полк», в.-луж. ро;k — то же. Ср. болг. паплъч «кутерьма». Заимств. из др.-герм. *fulkaz ... и так далее. Мне кажется, что полк (воинское формирование, известное тысячу лет до туменов Чингисхана), должно отражать нечто более организованное, чем толпа, хотя бы вооружённое палкой воинство. Как по тексту там - копья, стрелы, сулеи, щиты, мечи... А иначе что это за полк?
Начинаем читать, считать и делать пометки:
Помняшеть бо речь първыхъ временъ усобiц; тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей, который до те чаше, — та преди песь пояше: Старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зареза Редедю предъ пълкы Касожьскыми.
Речь здесь идёт о знаменитом (черниговском и тмутороканском) князе Мстиславе Владимировиче Великом, брате Ярослава Мудрого, умершем в 1036 г. Вот что рассказывается в „Повести временных лет“ под 1022 г. о его единоборстве с Редедею (цитирую в русском переводе): „В то время Мстислав, находясь в Тмуторокане, пошёл на касогов. Услышав об этом, князь касожский Редедя вышел ему навстречу, и когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: «Чего ради будем мы губить наши дружины? Сойдемся и поборемся сами, и, если одолеешь ты, то возьмёшь имущество мое, и жену мою, и детей моих, и землю мою; если я одолею, то я возьму твое всё». И сказал Мстислав: «Да будет так». И сказал Редедя Мстиславу: «Не оружием будем биться, а борьбою». И стали крепко бороться, и долго боролись, и начал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: «О пречистая богородица! Помоги мне; если одолею его, построю церковь во имя твое». И, сказав это, ударил Редедю о землю и, выхватив нож, зарезал Редедю, и пошел в землю его, взял всё его имущество и жену его и детей его, и дань возложил на касогов. И, вернувшись в Тмуторокань, заложил церковь святой Богородицы и построил её, стоит она и до сего дня в Тмуторокани“. — Касоги неоднократно упоминаются в летописи (под 965, 1023, 1066 гг.) как племя, обычно они отожествляются с черкесами-адыге, но. Это было по реке Сож. Ближайшие родичи Редеди - белорусы, радимичи. Редедя - «пра рэдзіць» - буквально, «про червоний» (укр.), «о красном», о црвеном (серб.), de rubra(лат.) - чырвонага. То есть предок Красного Романа, далее у Автора сразу о нём (повествовательная связь не прерывается), со слова красный:
«Красному Романови Святъславличю, Боянъ же, братiе, не 10 соколовь на стадо лебедей пущаше, — нъ своя вещiа пръсты на живая струны въскладаше — они же сами, Княземъ славу рокотаху». С 1069 года правил в Тмутаракани после перехода старшего брата Глеба на княжение в Новгород, был убит 2 августа 1079 половецкими ханами. Сведений крайне мало: Предшественник - Глеб Святославич, преемник - Олег Святославич (дед Игоря - «Гориславич»).
Почнемъ же, братiе, повесть сiю отъ стараго Владимера до нынешняго Игоря; иже истягну умь крепостiю своею, и поостри сердца своего мужествомъ, наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Половецькую за землю Руськую!».
Запомните это слово - «прарэдзіць» (Редедя) и сопоставьте с известным - предок, их объединяет корень «ред» (спасибо касогам), он встречается часто (редакция, проредить, редкость, перед), но мы его знаем по хрену редьки не слаще. Как сказал Ленин, Троцкий - редиска! Плохой человек. Почему? Он только снаружи красный, а внутри - белый. Если не отвлекаться, то в редакции - полки - с обоих сторон, ещё они называются иногда дружинами. А цвет флага (триколора) начинается с красного, синий и белый. Всё как в повести: древо, сокол, белка. Российский флаг - флаг Империи с орлами и братьями Орловыми с Потёмкиным в продолжение. Попробуйте представить термин-прозвище как «ред едя»: порядок еды, парадак прыёму ежы, порядок прийому їжі, редослед јела (серб.редослед-ела). На этом слове споткнулись в предыдущей статье, когда «на дело» - у Автора было указано дважды (слитно и раздельно), имея разные значения. Значение слова "редедя" божественное, безусловно, учитывая знаменитого «ежа с яблоком», не забывая реку Съежа, у притока Левитан писал «Золотую осень» (Валдай), слободу и ул. Разъезжую в Петербурге, ныне Столярный пер., где жили Гоголь и Достоевский, а в доме 7, квартира 28 - играли в карты герои Лермонтова «Штос». Вопрос остался, зачем Мстислав выхватил нож?
Напоминание последует далее: «Тiи, бо, бес щитовь съ засапожникы кликомъ плъкы побеждаютъ, звонячи въ прадеднюю славу!» - вот как.
Идём дальше по тексту, выискивая полки.
Съ заранiя въ пяткъ потопташа поганыя плъкы Половецкыя и рассушясь стрелами по полю, помчаша красныя девкы Половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты...
Были вечи Трояни, минула лета Ярославля — были плъци Олговы, Ольга Святьславличя.
То было въ ты рати, и въ ты плъкы; а сице и рати не слышано...
Что ми шумить, что ми звенить давечя рано предъ зорями? Игорь плъкы заворочаетъ — жаль бо ему мила брата Всеволода.
А, Игорева храбраго плъку не кресити, за нимъ кликну Карна — и Жля по скочи по Руской земли!
Святъславь Грозный — Великый Кiевскый. Грозою бяшеть, притрепеталъ своими сильными плъкы и харалужными мечи; наступи на землю Половецкую;
А поганаго Кобяка изъ луку моря отъ железныхъ Великихъ плъковъ Половецкихъ, яко вихръ выторже!
Выторже - вышвырнуть, выкинуть-выбросить (что дошло и осталось у нас), на самом деле, ушёл из торжища (от слова торги - Тор), возможное толкование - обломали рога, кирдык. Приказал долго жить. Погиб (яша - жить - буквально по тексту; яше - возраст). Бывает базар - бывает рынок. Недавно разбирались, что объединяет рынок, базар и торжище? По пути варяг до греков, так это рынок труда. Обратно они не вернулись. «Мой дядя самых честных правил - он уважать себя заставил», то есть умер. Остановимся по ходу пьесы, чтобы разобраться, что есть Кобяк?
Означает кобяк - кабяк (белор.) - початок, качан, цоб (серб. - коб, ус пут - дорога). В этимологическом словаре М. Фасмера: цобе; — "направо". А вообще команды для управления скотом. Если говоришь "цоб" - скот (волы) поворачивали влево, если "цобэ" - направо. Ну, а если "цоб-цобэ" - то скот идёт прямо. Эти присказки помню с детства. А сено-солома в армии, иногда для учеников вождения авто. Початок - брат Почетухи, то есть не целомудренной барышни. У нас так район называется, бывшая деревня Почетуха (под Еbун-горой) у реки Туросна-Московка. Учитель объяснял, что в этом месте жили-были самые почётные посадские люди. А когда деревня, то все Почётные или Нечётные жили через дорогу? Сегодня так нумеруют дома улицы.
Стало быть, у половцев были не простые полки, коль речь о «Великихъ железныхъ», вот только «поганаго Кобяка (изъ луку моря)» от них «яко вихръ выторже», следует ссылка на ветер (Стрибог). «И, падеся Кобякъ въ граде Кiеве, въ гриднице Святъславли» - тут об очередной смене власти в крае, поэтому: «Ту Немци и Венедици, ту Греци и Морава поютъ славу Святъславлю!». О борьбе за престол с Ольговичами - читай «Не держите яйца в одной корзине», или летопись:
1174: Игорь Святославичь совокупивъ полны свои и ;ха в поле за Воръсколъ, и стр;те половьц;, иже ту ловять языка, изьма ;, и пов;да ему колодникъ, оже Кобякъ и Кончакъ шл; кь Переяславлю. Ипат. лет., 568 (XV в.).
1180: Игорь же има с собою половц;, Коньчака и Кобяка, и дождася Святослава противу Вышегороду. Там же, 621.
1183: В тыи же дьнь возвеличи богъ князя Святослава и Рюрика за в;ру ею, и ту яша Кобяка Карлыевича со дв;има сынома, Билюковича Изая, и Товлыя сыномъ, и брата его Бокмиша, Осалука Барака, Тарха, Данила, и Съдвака Кулобичкого яша жь. Там же, 632.
Вор в данном случае как забор, граница, этим же словом и река Великая перегораживалась у селения Выбуты, родины Ольги (воры затворены); брод был в 12 верстах выше по течению Пскова.
То есть: воръ - «забор» (бревенчатое сооружение), другой пример названия границы - Неруса, река на юге Брянщины по пути в Киев. А что это за змей Яша, мы уже в курсе дела - «старый» - возрастной дядька. Очень похоже на значение имени Олег - пожилой человек, старый, бог. Это всё русский язык знает (буквально и дословно!), а по делу о времени - они современники. Там шла борьба между стариками, теперь за них взялась молодёжь (молодить веру - смена заветов). Этот же сленг «молодить» присутствует на фасаде музея в Полоцке; а в картах означает сменить часть карт или даже поменять все на раздаче перед ставкой - омолодить.
«Трубы трубятъ Городеньскi: и Ярославе, и вси внуце Всеславли уже понизить стязи свои, вонзить свои мечи вережени — уже бо выскочисте изъ дедней славе: Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю, которое бо, бъше насилiе отъ земли Половецкыи!» - красной нитью по всей повести об отношениях старших и младших, в заботе как бы чего не вышло.
Остановился в этом месте ещё и вот почему. Из-за слова "полны", хоть оно не из СЛОВА (пОлны или полнЫ) пока не знаю, но предпочтение жирному нежели худому, коли речь об отцах и детях по канве рассказа. Точнее - о дедах и внуках, как в сказке Колобок. В ней никто не замечает, что круглый - безотцовщина.
Не хочется думать, что опечатка полки названы - полны, пробую уяснить: «сукупіўшы поўныя свае і еха ў поле» - объединив силы, так получается. На сербском - «сакупивши своје пуне», пуней у нас на Брянщине называли сарай для свиней (; Двоська! Гони кабана в пуню. Гони скорей! Тэффи, «Новый циркуляр», 1910 г), для коров - коровник, птиц - стайка. Сарай для хранения сена, мякины или для других хозяйственных нужд, это у кого как. Конюшня и пуня - разные вещи, а то тут есть такие весёлые примеры из литературы...
Тут вот о чём: в первом эпизоде Игорь Святославичь узнал от колодника (пленного, языка), что Кобякъ и Кончакъ шл; кь Переяславлю. Во втором - они вместе (Игорь, Коньчак и Кобяк), выступили против Святослава у Вышегорода. Через три года (о чём и СЛОВО пишет), Святослав и Рюрик победили (бог помог - возвеличил), «яша» означает - жизнь пожилую пресек или кирдык всем братьям и сыновьям (яша жь). Пленение ли, без разницы. В. В. Мавродин (Очерки истории левобережной Украины. Л., 1940, стр. 256) дополняет рассказ: „В 1183 г. предпринимается поход князей Святослава (Киевского), Рюрика (Ростиславича), Владимира Глебовича Переяславльского, князей луцкого, городенского, пинского, смоленского, галицкого вместе с вспомогательными отрядами берендеев ...У Угла (на р. Ерели) Владимир был окружен отрядами хана Кобяка. Переяславцам и берендеям угрожала опасность, но в это время подоспели передовые рати Святослава Всеволодовича и Рюрика Ростиславича, и половцы потерпели поражение. Князья взяли 7000 пленников, в том числе хана Кобяка Карлыевича, которого привезли в Киев ко двору Святослава; взяты были и его сыновья. Попали в плен к русским также Изай Билюкович, Товлый с сыном, Бокмиш и другие знатные половцы; захвачена была большая добыча, освобождено и приведено «на Русь» много «колодников», пленных русских“.
По имени отчеству, это с уважением (Кобяк Карлыевич!), неважно как. Тут вот какое дело. Упоминания о полках были частыми с обеих сторон, как половцев, так и русских, а прекратились с эпизодом (1183) о Кобяке, при странной фразе. «А поганаго Кобяка изъ луку моря отъ железныхъ Великихъ плъковъ Половецкихъ, яко вихръ выторже!». Полки половецкие - великие (и железные), и вообще это слово полк, Автор прекратил упоминать чуть ли не с середины повести. А потом победа, триумф и вот они опять:
«Здрави Князи и ДружИна, побарая за христьяны на поганыя плъки! Княземъ слава и дрУжине. Аминь».
Только тут две большие разницы. Игорево войско стало дружиной, а полки остались за половцами. За 10 лет до этого, «совокупивъ полны свои», можно анализировать как общие силы (в летописи Игорь и Кончак вместе), теперь же вот. Дружина и дрУжина.
Всего 9 раз упомянул Автор полки (на всякий случай посчитал), но на 4-м разе - «были плъци Олговы, Ольга Святьславличя». Изменено написание.
Значение разное:
плъци - плач, плакаць, моля, плача, плачући, плакаць, plaka;, p;aka;, плаче
пълкы - палкоў, оружие, пушки, пука, стрэльбы, zbrane, pistolety, пиштоли
Здесь переводы с языков русского, болгарского и сербского с украинским на словенский, македонский, чешский, польский, хорватский - парами. Закономерность очевидная. Плач и оружие - две стороны медали, слабый пол и сильный слились в одном звуке, а плач (Ярославны) обернулся в палку. Знаменитое выражение из-под палки и муштра на плацу, не находите?
Слово плъци не меняет ориентации вокруг одного понятия - плача и мольбы. Это Смоленская территория и ряд слов тому, на вроде смолить и замолить, будут у нас путаться, аки свинью смолить на соломе. Или днище лодки варом. Многозначное слово, мало того, имеет отношение к этнониму Тартария непосредственное. Уже писал много на эту тему (о Смоленске, Смольном институте, монастыре и речках), представлял переводы. Можно анализировать со словом пыльца, прах, пыл, пальцы... Кстати, сколько пальцев на руке? Детская загадка. На одной руке - один палец, а четыре - перста, ср. наперсток, перстень. И называется - большой. Потому что кулак держит, без него - пестуны, что дети малые.
Что касается пълкы, то это Брянщина, бренки и герб - пушка. Все переводы исто военные и одной тематики. Мортира на лафете, по обе стороны ствола кучи ядер (по 6 штук), хочешь тебе - орёл, хочешь - сокол... Меншиков, уроженец этих мест, записывал поручения Петра после Северной войны, что делать землям, объединённым во времени, мин херц? Всем всё царь царей и император придумал, всё Данилыч записал, а чем бренкам заняться, нет. Подумал Пётр, а напиши им, пусть баранов разводят! Да так и повелось. Сегодня на Брянщине пасут мраморных бычков и развозят угощение по всей России.
А белорусы - лепшие сябры. В Полоцке поставлен памятник - центр Европы. Жители Полоцка, наконец-то стали понимать половецкий язык (не прошло и 5 лет с написания мною первой статьи, что половцы - на реке Полота), а половецкие пляски проходят в середине июля каждого года в Витебске - «Славянский базар» называется. Почему не рынок, наверное, потому и полк - не поход, ведь поход - слова ходить, не стоять на месте, но это уже другая история - о Ходыне и Хоти...
От похоти до любви один шаг. Продолжение следует...
Век бы не подумал, насколько сложный, но интересный русский язык... был. С констатацией прошедшего времени для россиян и вообще русскоговорящих. Но изучать его это необыкновенное удовольствие... от слова бык? а литература от тура или туриста? и почему Редедя красный. Даже слово полк, своим написанием подчёркивает смутные времена правления Олега Гориславича. А таких слов в СЛОВЕ - сотни.
14.11.2024, Санкт-Петербург
Не держите яйца в одной корзине»,
http://proza.ru/2024/11/12/1874