Предыдущая страница http://proza.ru/2024/11/19/1081
В Морском министерстве готовились к войне с Англией и Францией с 1861 года, но решение отправить эскадру Попова для ведения войны на море было авантюрным.
Помимо обычных задач командующего эскадрой, на контр-адмирала Попова возложили обязанность оценить степень нужности американских колоний, а также провести разведку для подготовки к войне.
В инструкции, заверенной 10 января 1862 года директором канцелярии генерал-майором Самуилом Алексеевичем Грейгом, которую получил при отправлении на восток контр-адмирал Андрей Александрович Попов, помимо прочего, было сказано:
«Вы постараетесь посетить все или главнейшие поселения, подчинённые ныне управлению Российско-Американской компании и представить о состоянии этих колоний своё мнение главному морскому начальству.
То же самое относится и до отдалённых частей Приморской области Восточной Сибири, которые по дальности расстояния от центра управления редко или никогда не посещаются военным губернатором этой области.
Предоставляя отделение от вверенной Вам эскадры крейсеров совершенно Вашему усмотрению, Вы будете иметь при этом постоянно в виду, что цель их должна состоять в доставлении министерству самых подробных и положительных сведений о всех прибрежных пунктах
вновь приобретённого нами в Восточной Сибири края, которые могут быть богаты будущностью в стратегическом или торговом отношениях;
о всех колониях иностранных государств в Тихом океане с подробным описанием степени их важности как мест снабжения для судов их флотов и с указанием на те слабые стороны, с которых возможно или при удобном случае нанести самыми малыми силами значительный вред.
На тщательное собирание таких данных обращается особенное внимание вашего превосходительства в уверенности, что Вы вполне оцените степень их важности».
В случае войны с Японией или Китаем Попов должен был действовать по указанию «лица, которому будет вверено главное ведение дела».
В случае войны с европейской державой, флот которой был сильнее, а это Англия или Франция, ведение военных действий на море поручалось командующему эскадрой.
Попову тогда предписывалось те суда, которые он сочтёт бесполезными, укрыть в безопасном месте, а с остальными, либо в составе эскадры, либо, разделив корабли, наносить неприятелю «наибольший вред».
Под этим вредом подразумевался захват и уничтожение гражданских и торговых судов.
О сражении с английскими и французскими кораблями речь не шла. Русские корабли могли атаковать только безоружные торговые суда.
Эскадра Попова состояла из разнотипных судов со слабыми машинами и слабой артиллерией. Они не могли развивать большой скорости. Командование при возвращении кораблей в Кронштадт проверяло только,
насколько быстро и слаженно управляются с парусами, как действуют во время артиллерийского учения, в каком состоянии находится корабль по чистоте, блестят ли все медяшки и поручни у трапов, надраенные толчёным кирпичом. Да ещё, много ли больных и умерших на корабле. Всё!
Опыта совместного плавания в составе эскадр не было. Вся ремонтная база для кораблей, на которых постоянно что-то выходило из строя, состояла из механической мастерской в Николаевске, которую поставили американцы.
Обычно во время плавания на востоке русские суда ремонтировали либо в Китае, либо у англичан в Гонконге или в Саймонстауне.
Идею крейсерской войны по нарушению торгового судоходства заимствовали у южан во время Гражданской войны в США.
Те вооружили несколько кораблей, которые уничтожали в океане суда северян, нанося ущерб торговле северных штатов. Это вызвало также повышение страховых взносов за перевозку товаров и соответственно их стоимости.
Фактически южане истребили весь китобойный флот северян. Действия южан мало чем отличались от каперства и пиратства. Самым известным крейсером был пароход «Алабама», который южане построили в Англии.
Этот крейсер в Атлантическом и Индийском океане захватил и уничтожил 68 торговых и один маленький речной военный корабль северян, пока в морском бою у Шербура 14 июля 1864 года его не потопил корвет северян «Кирсардж».
После войны США подняли вопрос об ответственности англичан за предоставление своих портов для крейсеров южан и за их действия.
Великобритании по решению арбитражного суда в Женеве 14 сентября 1872 года пришлось уплатить американцам 15, 5 млн. долларов компенсации - сумму, весьма солидную по тем временам.
В инструкции Попову обошли вопрос, где брать продовольствие для команд. Словом, контр-адмиралу предложили абсолютно авантюрный вариант войны на море, где все порты принадлежали англичанам и французам.
Собственные базы, кроме Николаевска, не были приспособлены для обслуживания кораблей. Мало того, связь с Петербургом тогда осуществлялась курьерами через Сибирь и Приамурье.
Подробно, как была организована связь, я рассказал в серии очерков под названием «Украдут Камчатку, а ты и не узнаешь».
Морское министерство требовало от Попова: «Вы должны особенно озаботиться своевременным получением политических известий из Европы и распоряжений правительства, и не оставите, сколь возможно чаще доносить главному морскому начальству о всех Ваших действиях и движениях судов вверенной Вам эскадры.
О предметах, подлежащих тайне, Вы должны доносить не иначе, как посредством имеющегося у Вас шифра».
Возможность узнать, что делается в мире, у Андрея Александровича была только из иностранных газет и от общения с капитанами других стран.
Продолжение http://proza.ru/2024/11/23/918
НА рисунке: гибель "Алабамы"