15 Родная железная дорога

Виктор Ардашин
15 «Родная» железная дорога

        Предыдущая глава:  http://proza.ru/2024/12/13/335

        Фото из интернет
        1 – вот такая, примерно, картина прокладки железнодорожной линии была и в нашей деревне. Только у нас дома располагались по обе стороны железной дороги. Сама дорога находилась в траншее и дым с искрами из трубы паровоза стелился по деревне у самой земли.
        2 – Красиво, конечно. Особенно ночью. Но…
        3 – Пример бюрократического решения вопросов. Разработаны макеты плакатов по технике безопасности; осуществлено массовое их тиражирование и размещение в подходящих местах.  Всё! Можно поставить «галочки» в отчётах и рапортовать начальству о решении вопроса. Население проинформировано! Но спас ли такой плакат хоть одну жизнь?

        В 1939 году началось строительство железной дороги направлением «Тула-Сухиничи». После многих вариантов её прокладки строители всё-таки сочли самым удобным для себя проложить дорогу по тому склону местности, на котором располагалась наша деревня. В итоге железная дорога разрезала деревню пополам. Были снесены мешавшие строительству дома; вырыта глубокая траншея вдоль всей деревни, по дну которой и была уложена железная дорога.

        Для жителей деревни эта дорога принесла много горя. Дело в том, что в  те годы поезда таскали паровозами, которые «кормились» углём и дровами. При движении поездов вдоль деревни искры из труб паровозов разлетались в разные стороны на немалое расстояние. Это создавало реальную угрозу деревенским постройкам, крытым в основном соломой.

        Самый сокрушительный урон железная дорога нанесла нашей деревне ночью 29 апреля 1948 года. Тогда, вылетавший из трубы  паровоза горевший уголь в виде дыма и искр, попал на соломенную крышу деревенского дома. На улице был сильный ветер. В результате – полыхнула деревня тридцатью огнями загоревшихся домов. Буквально за пару часов не стало половины деревни. Сгорел и наш недавно отстроенный дом. Тридцать семей огнём были выброшены на свои огороды. Сколько скотины погорело. Сколько сгинуло с таким трудом нажитого добра…

        Но и этим не довольствовалась железная дорога. Ровно через два года в деревне опять заполыхали дома.

        Два пожара разбросали деревенские семьи в разные края. Многие люди от безысходности не находили в себе силы  строиться заново. И на что строиться-то? Не было денег даже на лёгкую одежду. Всё погорело. Немало  семей тогда уехали в город. В городе хоть за работу платили деньгами, а в деревне – трудоднями с расчётом после выполнения плана поставок. Да и расплачивались в основном натуральными продуктами, произведёнными здесь же. А платье, сапоги и прочие товары за капусту и картошку в магазине не купишь. Как жить? Вот и уезжали люди.

        Железная дорога практически всё время приносила несчастье деревне. Даже и тогда, когда паровозы были заменены на тепловозную тягу. Дорога  ведь разделила деревню на две части. «Отрезанными» оказались жилые дома, конюшни, коровники, птичники и прочие так необходимые людям объекты их жизнедеятельности.

        Никогда никакого шлакбаума у нас установлено не было. Как не было и никаких светофоров, или других средств предупреждения о подходящих к деревне поездах. Так, уже на моей памяти, под поезда попадали люди, конные подводы с телегами и санями, легковые и грузовые автомобили, Было дело – и трактор с прицепом оказался под колёсами паровоза.  Особенно запомнился мне случай, когда погибла пятилетняя девочка, которую родители привезли на лето отдыхать в родную деревню. Дело в том, что железка «перерезала»  пополам деревенскую улицу. При строительстве дороги прямо поперёк улицы вырыли траншею. По дну траншеи положили железнодорожное полотно, а деревенская дорога теперь обрывалась у краёв этой траншеи. Жители со временем протоптали тропинку на железнодорожных откосах для  пересечения рельсового полотна. Девочка много раз видела, что взрослые дяди и тёти частенько ходят по этой тропинке. Вот и она пошла. Спустилась на полотно – а там оказалось много интересных камушков. Она и присела на рельсину поиграть ими. Машинист потом говорил, что он издали принял девочку в беленьком платьице за курочку. Когда понял беду – то ничего уже сделать не мог… Машиниста тогда осудили. Власти отреагировали, так сказать. А его ли судить надо было? Что творилось в деревне – описать не берусь.

        Эта дорога прошла и через большое соседнее село Песковатское. О нём я ещё буду писать, поскольку именно в Песковатском родился и  вырос наш земляк - Герой Советского Союза юный партизан Саша Чекалин.  В части общения с железной дорогой там была ещё более удручающая картина, учитывая масштабы поселений.

        Дорога и сейчас на своём месте. А вот моей деревни уже нет.

        P.S.  Государство никогда не закладывало в конкурентные расчёты возможную компенсацию вреда жизни, здоровью и имуществу своих граждан, нанесённую в результате функционирования государственных объектов. Отсюда и гражданские поселения вблизи недродобывающих предприятий, заводов по переработке сырья, транспортных сооружений, плотин и так далее. Отсюда и «чёрные города», и затопленные посёлки, и вот такие случаи, как в моей деревне. Для наших чиновников  стоимость жизни конкретного человека и его имущества всегда были суммой, близкой к нулю.
        Главное – Великая Цель!
        А бабы ещё нарожают.
        В итоге:
        Цели не достигли.
        Бабы рожать перестают.

        Следующая глава: http://proza.ru/2024/12/20/890