Окончание. Начало - http://proza.ru/2024/12/14/1754
Как и у Булата Окуджавы, у меня тоже
«… было вымысла в избытке,
и из собственной судьбы
я выдергивал по нитке.
В путь героев снаряжал,
наводил о прошлом справки
и поручиком в отставке
сам себя воображал».
Нет, поручиком в отставке я себя, конечно, не воображал. А вот стармехом в отставке я себя в повести «Новая жизнь» изобразил. И рефмехаником себя воображал, и электриком, и начальником рации, и штурманом, даже до капитана дошёл, пройдясь галопом по всем судовым должностям, согласно судовой роли. С каждой новой повестью, с каждым рассказом, писал я всё медленнее, всё более тщательно черновики свои редактировал, но лучше они от этого не становились. Ушла куда-то «лёгкость пера», покинуло меня вдохновение, и, похоже, что навсегда. Я понял, что повести мои довольно однообразны, что до настоящего писателя мне, как до Луны, к тому же годы идут, а зрение слабеет. Понял и... успокоился. Пережил этот момент. Решил не ставить себе сверхзадач, а писать в своё удовольствие, когда пишется.
К тому же и другие дела на «прозе» у меня были. Совершенно неожиданно появился у меня добровольный помощник, севастополец, Андрей Любимов, который стал мне свои списки моряков – маринистов присылать - по тридцать, по сорок человек сразу! Обычно к праздникам. Мне оставалось только редактировать «Список». И пересчитывать иногда авторов, обновляя название. Дело пошло намного быстрее, «Список авторов, пишущих о море», рос и расширялся, пока не дошёл до точки насыщения. Почти всех , наверное, мы пересчитали, и на конец 2024 года, «Список» включает в себя ровно восемьсот авторов-маринистов, хоть и пополняется теперь редко.
Большая часть авторов, включённых в «Список», сами были военными или гражданскими моряками, речниками или рыбаками, яхтсменами или пассажирами круизных судов, рыболовами или охотниками за ракушками, гидрографами
или ихтиологами – это не важно, важно то, что все они пишут или писали о море или о моряках.
Если у читающих эти строки есть хоть одна-две публикации о моряках, водолазах, о подводном мире или о службе в рядах ВМФ – пишите мне, шлите сноски на свои рассказы, и я немедленно включу вас в наш «Список». Желательно сразу же сообщить и основные факты биографии и отношение к морю, но это исключительно добровольно и в произвольной форме.
Немного позже появилось и ещё одно направление в моей деятельности на сайте. Около пяти лет назад, ознакомившись с нашим «Списком авторов-маринистов», обратился ко мне с необычным предложением Евгений Владимирович Ширяев. В юности – речник, прошедший путь от матроса до капитана, а позже – учёный, заведующий лабораторией кибернетики, ещё позже – профессор и почётный академик Московской государственной академии водного транспорта. Очень активный по жизни человек, беспокойный, в лучшем смысле этого слова. И предложил он мне, ни много, ни мало, создать вместе с ним «КомпАс маринистики» - путеводитель по произведениям маринистики на сайте «прозы.ру», разложив их «по полочкам» для удобства чтения читателями – отдельно публикации о моряках торгового флота, отдельно – о рыбаках, отдельно – о военных моряках, отдельно – о работе моряков под иностранным флагом... Огромнейший труд, браться за который мне никак не хотелось, да и нужен ли он вообще? Сомнения у меня были большие.
Переписка наша с Евгением Владимировичем длилась долго, он меня убеждал, уговаривал, я вяло отнекивался, писал в то время новую повесть, но «доломал» он меня, в конце концов, заразил своим энтузиазмом, и мы таки с ним «Компас маринистики» создали, года полтора доводили его до ума, совершенствовали. Очень сожалею, что в 2022 году мой соавтор тяжело заболел и перестал появляться на сайте. Не знаю, что с ним сейчас, к сожалению, связь с ним оборвалась. Конечно, без него, «Главного конструктора проекта», как он сам себя называл, наш «Компас» захирел, я и сам реже стал в него заходить по разным причинам, а другие читатели и подавно. Стыдно перед Евгением Владимировичем, но здоровья и возможности курировать наше детище, у меня больше нет. Тем не менее, «Компас маринистики» существует и поныне, и на моей странице и на странице Ширяева, и можно им руководствоваться для чтения, для выбора морской литературы по разделам. А самое главное, написать краткий отзыв о прочитанном произведении, не на странице автора, а в «Компасе», рекомендовать его другим читателям. Как это и задумывалось Ширяевым с самого начала.
Что мне ещё нравится на «прозе» - обилие всевозможных конкурсов, официальных и неофициальных, на которых всегда можно интересные рассказы найти, а можно и самому в конкурсах поучаствовать, посоревноваться с другими, сравнить, чего же твои творения стоят в сравнении с произведениями коллег по перу. Конкурсы организовывать никому у нас не возбраняется, вот только дело это чрезвычайно хлопотное, и берутся за него только люди инициативные, активные, не жалеющие своего времени и здоровья. Расскажу только о трёх конкурсах, в которых принимал активное участие я сам, и об их организаторах.
Евгений Говсиевич, в обычной жизни успешный учёный, доктор экономических наук, а в душе – литературовед-любитель, знаток поэзии и прозы конца девятнадцатого, начала двадцатого века, так называемого «Серебряного века» русской литературы. На сайт наш он пришёл около десяти лет назад, и почти все работы свои написал в области литературоведения. А потом стал литературные конкурсы организовывать, и делал это настолько увлечённо, что собрал в них не одну сотню людей. Именно во время этих конкурсов я встретил множество одарённых, талантливых наших авторов, некоторых сейчас даже назову по памяти: Лев Неронов, Эмма Татарская, Светлана Весенняя, Анна Шустерман, Евгения Серенко, Элла Лякишева, Евгения Казачок, Никита Марзан, Вахтанг Рошаль, Зайнал Сулейманов, Елена Бетнер, Марина Белухина, Павел Лосев, Евгения Казачок, Дина Иванова, Лариса Малмыгина, Рина Филатова, Варвара Можаровская.
Всего за несколько лет, практически, в одиночку, Евгений провел одиннадцать литературных конкурсов, выпустил шесть журналов с лучшими конкурсными произведениями, проводил литературные тесты, одновременно общался с десятками наших авторов в частной переписке, кое с кем и встречался в Москве, чтобы лично премировать их призами победителей. Конечно, это были книги, прекрасные книги, специально для этого им купленные. Единственное, на что его не хватало – на собственные произведения, у него их немного. Талант его лежал в другой сфере, в области объединения и просвещения людей, читателей, авторов прозы.
Конкурсы его были тематическими, причем, темы будущих конкурсов широко обсуждались. Участвовало в конкурсах много наших авторов, а Евгению всё казалось, что мало, он был просто одержим своими планами и их реализацией. И организация его конкурсов была на самом высшем уровне, он предусматривал всё, объявления делались своевременно, участники заражались его энергией и следили за ходом соревнования. Главный показатель любого конкурса, конечно, массовость. Так вот, в последнем, одиннадцатом конкурсе Говсиевича, участвовало 95 человек со 146 произведениями. В качестве наградного фонда были распределены 230 тысяч прозобаллов и четырнадцать интереснейших книг с памятными надписями. Внушительно, не правда ли?
Второй конкурс, о котором я хочу рассказать, назывался «Морская история», проводился традиционно в июле, итоги конкурсов проводились в день ВМФ – в последнее воскресенье июля. Придумал и проводил конкурс Владимир Пастернак, инженер-кораблестроитель по образованию, опытный яхтсмен и талантливый писатель, проводил три года подряд, ещё в «доковидное» время. Мне Володя предложил войти «Совета капитанов», наравне с настоящими капитанами, и я, конечно, согласился. В «Совет капитанов» вошли также Николай Каланов, Полковник Чечель, Владислав Кисляков, Влад Колд, Вячеслав Прытков. Задачей капитанского совета был выбор лучших произведений, представленных на конкурс «втёмную», не советуясь между собой. Затем из отобранных нами произведений жюри конкурса выбирало уже самых лучших – победителей и призёров. Все три конкурса проходили очень интересно, участвовало в них достаточно много авторов, данных, к сожалению, привести не могу. И в этих конкурсах блеснули новые для меня имена: Светлана Петровская, Александр Левит, Игорь Бородаев, Миша Лунин, Александр Смольников, Фрегатт, Реймен, Ольга Анцупова, Вячеслав Егиазаров, Миллена Роуз, Татьяна Африканова, Татьяна Карелина и другие.
Ещё один конкурс, в котором я несколько раз принимал участие – конкурс суперкоротких миниатюр, так называемых «Драбблов», в которых в ограниченном количестве слов (100, 55 или 35), нужно было сочинить связный сюжетный рассказ, желательно с неожиданным концом. Проводит конкурсы драбблов Алина Данилова 2, проводит всегда в ноябре, «чтобы разогнать ноябрьскую скуку». Девятый сезон только что окончился, а я участвовал в четырёх. С большинством участников я на «прозе» не пересекаюсь, зато, когда пересекаюсь – в ноябре, в гостях у Алины… только «ахаю». Какие же талантливые, необычные миниатюры можно встретить и прочесть здесь! Лучшие «драбблисты»: Сергей Винтольц, Пюбовь Витт, Людмила Май, Ирина Анди, Ян Архипов, Эль Ка 3, Лора Шол, Эгрант, Татьяна Чебатуркина, Мать Моржиха, Михаил Троекуров, Светлая Ночка, Элизабет Симпсон, Элина Плант, Тамара Непешка, Ирина Вебер 2 и другие. Думаю, что многие наши авторы, даже ветераны сайта, не подозревают о конкурсе драбблов, а зря! Горячо рекомендую!
Несколько слов напишу о своём «Списке избранных авторов», потому что он у меня очень необычный. Многие, если не все, составляют свои списки из друзей-товарищей по писательскому братству, у одних они чрезмерно длинные, у других – неприлично короткие, третьи списки избранных вообще не заводят. Ну нет, нет никаких на этот счёт правил! Вот и я, в начале своей творческой деятельности, в «избранные» заносил своих виртуальных друзей, тех, кого часто читал, с кем часто рецензиями обменивался. Но позже понял, что друзей своих хорошо помню и без списка, и стал его (Список) использовать по-другому – заносить в него не близко знакомых авторов, а наоборот, малознакомых, которых случайно нашёл и чем-то они меня заинтересовавших. Надо было их на заметку взять, чтобы запомнить, а как? Вот как раз список избранных подходит для этого, он всегда под рукой. Признаюсь, что ко многим из нижней половины списка я и на страницу позже не заходил, но вычеркивать никого не стал, ни в чём эти люди передо мной не провинились.
С некоторыми авторами у меня сложились особенно тёплые отношения, с некоторыми даже встречался, не знаю, уместно ли здесь рассказывать об этих встречах. Просто назову Валентину Марцафей, Нину Серебри, Вячеслава Морозова (Мореас Фрост), Галину Кириллову, Светлану Весеннюю, Константина Кучера, Валерия Олейника, Вячеслава Егиазарова, Юрия Владимировича Ершова.
Возраст берёт своё, и старейшины сайта покидают его по нездоровью. Особенно часто глаза нас подводят, профессиональная болезнь. Но не только глаза, конечно. У каждого болячки свои. Многие ушли с сайта по другим причинам, политическим, расшифровывать не стану. Многих уже и на свете нет, а мы об этом и не знаем. А пока не знаем, они для нас живы. Пусть так пока и остается.
Но закончить эти заметки хочется всё же на мажорной ноте, приближается Новый, 2025 год, а он, определённо, должен стать лучше текущего. С наступающим вас всех, дорогие товарищи, друзья и коллеги по увлечению! Вступим в Новый год с надеждами, и пусть они сбудутся. Ура!
.