Лик. Часть 6. Несение креста

Вадим Гарин
Предыдущая часть http://proza.ru/2024/12/28/1711

Коллаж автора

Фото 1 на коллаже – Тициан. «Несение креста». Повтор. 1565г. Холст, масло, 89х77см. Эрмитаж, Санкт Петербург.

Фото 2 на коллаже – Тициан. «Несение креста» (первая версия)1565г. Холст, масло, 98х116 см. Музей Прадо, Мадрид, Испания.

Фото 3 на коллаже Николай Кошелев (1840-1918гг.) Написана в 1890г. Акварель, бумага, размер 31,6х21,2 см. Акварель находится в Русском музее из собрания Е. Лазоревой.

Фото 4 на коллаже – Кадр из фильма Мэла Гибсона «Страсти Христовы».

Фото 5 на коллаже – «Симон Киринеянин, несущий крест» - фото из интернета ( автора картины не нашёл).

Предисловие к 6 части:

                Вынужден начать с предисловия потому, что этот очерк хоть и является продолжением Очерка 5 «Плат Вероники», но о самом нерукотворном образе в нём речь не идёт. Он посвящён другому событию: несению креста. По легенде Западной церкви, на крёстном пути были четырнадцать остановок или стояний. Так вот, эпизод с Вероникой произошёл на шестой остановке, рядом с её домом. Но согласитесь со мной, читатель, до этой остановки надо ещё дойти. Вот этому и посвящены этот и следующий очерки.

                В среде богословов до сих пор ведутся споры по поводу несения креста Иисусом. Спор этот затрагивает несколько вопросов: нёс ли его сам Иисус или Ему кто-то помогал. Если помогал, то кто он? Несли крест или только его перекладину, из чего был сделан крест и была ли Вероника? Некоторые спросят:
                - Какое значение имеют эти детали? Автор показывает себя просто мелочным да въедливым!
                Я отвечу: «Если эти детали незначительные, мелкие, то зачем спорят, почему по этому поводу возникли противоречивые толкования отцов церкви, слагаются легенды, и кому это выгодно? На первую половину вопроса ответ очевиден: если все три евангелиста свидетельствуют, что крест возложили на случайно проходившего человека по имени Симон, а Иоанн сообщает другую версию: «…и взяли Иисуса и повели» (Ин.19:16). И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое лобное, по-еврейски Голгофа», значит необходимо тщательно разобраться в этих событиях (Ин.19:17). Это разногласие среди евангелистов и послужило основанием для толкования и появлением многочисленных легенд.
                Думаю, что в доктринальных документах не может быть мелочей и разночтений. Нестыковки имеют негативные последствия в теологии и рождают всевозможные спекуляции.
                Можно ли вынуть даже небольшой камень из основания, не разрушив строения? А если не разрушится, то система примет неустойчивое состояние. Кроме того, можно вспомнить и Козьму Пруткова: «Единожды солгавшему – кто поверит»? (74 афоризм)

1. Начало Крёстного пути. Откуда повели Иисуса на казнь
 
                Начнём с первоисточников, коими для нас являются Евангелие, и определим место, откуда Иисуса отправили на казнь.
                В Евангелии от Матфея (Мф. 27:27) сказано: «И тогда воины правителя, взяв Иисуса (с места суда) в преторию, собрали на него весь полк*. Далее издевались над Ним (Мф.27:31), а затем повели на распятие. Тут Матфеем допущена неточность: претория (греч. прайторион; лат. преториум) – в нашем случае это служебная резиденция римского наместника, то есть комплекс зданий и сооружений, а не только казарма с солдатами или дворец. Претория включала в себя дворец, где размещался наместник (префект), в котором существовала бытовая половина и помещение, где решались государственные вопросы, площадь перед зданием и казарма с внутренним двором. Весь комплекс размещался внутри крепостных стен и охранялся легионерами.
                Таким образом, Иисуса после суда отвели во двор перед казармой, где подвергли унижению и избиению.**
                Евангелист Марк, впадая в ту же ошибку, считал  преторию двором:
                - А воины отвели его внутрь двора, то есть в преторию (подчёркнуто автором), и собрали весь полк и далее по тексту (Мк. 15:16)
                Иоанн же свидетельствует:
                - От Каиафы повели Иисуса в преторию (Ин. 18: 28)
                В период праздников Пилат приезжал из Кесарии в Иерусалим и останавливался во дворце Ирода, где находилась его ставка, то есть претория. Чтобы меня не обвинили в желании «подтасовать» факты, скажу, что в последующих стихах Евангелия от Иоанна уточняется, что сами священнослужители Иудеи не имели права входить на территорию неверных (то есть язычников), чтобы не осквернить себя перед праздником Песах, поэтому они и не вошли в преторию, а только передали Пилату Иисуса у ворот, а уж сам суд состоялся перед дворцом претории на специальном возвышении, называемом Лифострон или Гавваха по-еврейски (Ин. 19:13), куда по иудейским законам имели право заходить священнослужители.
                Истязание Иисуса после суда проходило во внутреннем дворе перед казармой. Таким образом, Иисуса на казнь вывели из ворот претории.

2. На кого возложили крест

                Здесь мнения разделились, как я уже отмечал в начале очерка: три евангелиста пишут, что после истязаний Иисус не мог нести крест, и его возложили на случайно проходящего мимо процессии, выходящей из ворот претории. Один Иоанн пишет, что крест нёс сам Иисус.
                Однако евангелист Лука уточняет, кто нёс:
                - И когда повели Его, то, захватив некого Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нёс за Иисусом (Лк. 23:26). 
                То есть избитого до полусмерти Иисуса вывели со связанными руками из претории и креста на него не возлагали. Его вывели впереди процессии, а крест нагрузили на случайно проходившего мимо Кириниянина.
                Не возлагали не потому, что пожалели Иисуса, а потому, что нести крест Он был не в состоянии, да и руки были связаны.  Это подтверждает евангелист Матфей:
                - Выходя (из претории), они встретили одного Киринеянина, по имени Симон; сего заставили нести крест (Мф. 27:32).
                Далее Матфей ничего не говорит о крёстном пути, кроме того, что «придя на место, называемое Голгофа, значит лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью»; и далее по тексту… (Мф 27:33-34).
                Марк, кроме подтверждения факта несения креста неким Киринеяниным Симоном, уточняет, что он шёл с поля и являлся отцом Александра и Руфа, и солдаты заставили нести крест «Его» (Мк. 15:21).
                Таким образом, все евангелисты, кроме Иоанна, утверждают, что крест нёс Симон, и в тексте Евангелия нет ни одного упоминания о совместном несении креста или раздельном (поочерёдном) несении на каких-либо участках крёстного пути. Кроме того, у всех евангелистов полностью отсутствуют упоминания об остановках на крёстном пути, что удивительно - они придавали большое значение деталям и по этому поводу возникло полное единодушие! А остановок, по утверждению западной церкви, было аж четырнадцать!
                Выскажу собственное суждение и начну с главного вопроса:
                - Почему Иоанн сообщает о несении креста Иисусом, как-то «походя», мельком, не акцентируя внимание на этом действии, как это сделали Матфей, Лука и Марк? Оговорился ли Иоанн или, возможно, не придал этому никакого сакрального или иного значения?
                Евангелие от Иоанна как бы стоит особняком. Если другие трое евангелистов старались как можно точно пересказать слова и дела Иисуса Христа, и в их текстах почти не встречалось собственных замечаний и суждений, кроме того, что они иногда отсылали читателей к пророчествам Ветхого Завета, то Иоанн стремился представить учение Спасителя о важнейших истинах религии в событиях.
                Ненужное или незначительное для его цели он опускал или не обращал внимания. Евангелие от Иоанна в основном содержит теологические размышления. Огромное значение он придавал вере. Его евангелие начинается не с рождения Иисуса или Его служения на земле, как у трёх остальных евангелистов, а с того, что «В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1).
                Профессор богословия, духовный писатель, Главный священник армии и флота; протопресвитер большого Успенского собора Михаил Измайлович Богословский так характеризовал Евангелие от Иоанна:
                - Из всех священных книг как в древние, так и в новейшие времена, Евангелие Иоанна обращало на себя особенное внимание. Отцы церкви именовали его столпом вселенской церкви, по исключительной важности истин, в нём содержащихся. (https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslovskij/).
                Первые три Евангелия представляют собой историю жизни Иисуса Христа с целью – сохранить в памяти потомства всё, что писатели нашли в письменных материалах или слышали из жизни Спасителя. Иоанн же замечает, что пишет историю с особенною целью, которая не ограничивается просто преданием памяти потомства достопримечательных событий. Он повествует только о тех событиях, которые ведут к его догматической цели (подчёркнуто автором). Отсюда y первых евангелистов заметна простота в собрании предметов; евангелисты излагают, по-видимому, всё, что узнали из жизни Иисуса Христа: в Евангелии Иоанна виден выбор; ненужное для своей цели он опускает, а что хоть и нужно, но передано уже другими св. писателями, также не упоминает или упоминает мельком.
                Я ничего не утверждаю, только размышляю, но допускаю, что Иоанн, следуя своей цели, не придал несению креста того значения, которое позже послужило множеству трактовок этого события. Всё-таки три евангелиста старались точно и скрупулёзно зафиксировать факты и события для потомков, дополняя друг друга мелкими деталями. Однако оставим на время эти разногласия и посмотрим, кем же был этот загадочный Киринеянин, которого, по свидетельству евангелистов, силой заставили нести крест?
                Начнём с того, что Симон (Шимон – имя евр. происхождения, означающее «услышанный») вполне идентифицирован по месту рождения — он «из Кирины». По одной версии предполагают, что он принадлежал к еврейской общине ливийского города Киринеи и пришёл в Иерусалим на праздник, как и другие иудеи, жившие в рассеянии по региону.
                Если это так, то что он делал на поле? Может быть, Марк имел в виду, что он шёл «со стороны поля», а не с поля и проходил мимо выходящей из ворот претории процессии, направляющейся на Голгофу? За неимением другого объяснения, спишем это на неточность выражения.
                По другой версии считают, что Симон проживал в египетском городе Кирена или Киренаика. Для того, чтобы попасть в Иерусалим, надо было проделать большой путь (между Египтом и Иерусалимом 775 км) по морю или по суше, кроме того, иметь деньги на путешествие, да ещё пускаться в путь с сыновьями.  Помимо дороги туда и обратно, в Иерусалиме необходимо было купить всё, что нужно для пасхи (по завышенным предпраздничным ценам, как и у нас ныне перед Новым Годом или Рождеством) и устроиться на ночлег. У меня эта версия вызывает определённое сомнение. Какое желание надо иметь, чтобы преодолеть всё это! Хотя в Египте было много иудеев, которые посещали праздник Пятидесятницы в Иерусалиме (Деян.2:10), имели там свою синагогу (Деян.6:9;11:20;13:1), а Симон, если судить по имени, был евреем и мог приехать на праздник в Иерусалим. Его сыновья Александр и Руф (их возраста Марк не упоминал, но думается, что юношеский) носили греческое, а другой латинское имена. Профессор и православный комментатор Библии А.П. Лопухин на этом основании предположил, что предки Симона происходили из египетских еврейских рабов  (https://ru.wikipedia.org/wiki)  (!)…
                Раз евангелист Марк счёл необходимым сказать о сыновьях Симона, то, вероятно, во время написания им Евангелия они были достаточно известны в христианском мире.
                Просматривая имеющиеся материалы, я обоих нашёл в Википедии. Сыновья Симона к моменту написания Евангелия достигли большого уважения у общины христиан. Видимо, слушая отца, являющегося непосредственным свидетелем крёстного пути Спасителя и его распятия, они стали поклонниками Христа и вступили в христианскую общину. О Руфе Википедия пишет, как об апостоле от семидесяти! (https://ru.wikipedia.org/wiki/Руф) - (апостол от 70) и ссылается на Евангелие от Марка – Мк. 15:21. Замечу, однако, что в этом стихе ничего не говорится о Руфе – апостоле, да и не могло этого быть никогда, потому что 70-и апостолам ставил задачу проповедования сам Иисус, а Руф с отцом проживали в другой местности и являлись правоверными евреями. Кроме того, видимо, были ещё молоды. И вообще с Иисусом ни Симон, ни его сыновья не были знакомы. Они узнали Христа заочно, только из рассказов отца – очевидца, так что информацию в Википедии подвергаю сомнению. Она не выглядит достоверной.                 Но вот что любопытно: память апостола Руфа совершается и в православной церкви (21 апреля, 8 апреля по старому стилю), и 17 января (4 января по старому стилю) в день Собора Апостолов от семидесяти (!).
                Далее Википедия продолжает: «Обыкновенно этого Руфа принимают за одно лицо с Руфом, упоминаемым апостолом Павлом в послании к Римлянам. Апостол пишет о нём: «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою» (Рим. 16:13). По преданию, Руф был епископом в Фивах в Греции. Древнеримский военный деятель и писатель Луций Декстер (395-423гг.) сообщает, что Руф был епископом, но в Испании в Каталонии, и испанцы считают его своим апостолом.
                Александр, второй сын Симона, тоже стал деятелем христианства. По преданиям Римской церкви, за исповедание христианской религии был замучен в Карфагене, и память его совершается 11 марта.                 О самом Симоне есть упоминание, что он перебрался в Рим вместе со своей семьёй, принял христианство и пользовался почитанием среди местной общины.

3.Толкования по поводу несения креста

                Толкований предостаточно, я насчитал более пятнадцати и остановился. Они практически повторяют друг друга с разными деталями.
                Начну с толкования крупного византийского писателя и богослова, толкователя Священного Писания архиепископа Ахрида Блаженного Феофилакта Болгарского (1055-1107гг). Его мнение уважаемо в среде богословов (Пять книг толкований имеются в моей личной библиотеке).
                Блж. Феофилакт Болгарский:
                «Первые три (евангелиста) говорят, что Симон нёс крест Иисусов, а Иоанн - что его нёс Сам Господь. Поэтому, вероятно, было и то, и другое: сначала Сам Иисус нёс крест, а потом, нашедши на пути Симона, возложили на него крест».
Св. Кирилл Александрийский:
                Выходя, они встретили одного Киринеянина по имени Симона; сего заставили нести крест Его. А другой святой евангелист сказал, что Сам Иисус понёс древо. И конечно же, истинно и то, и другое. Спаситель понёс крест, а встретив на полпути Киринеянина, они схватили его и возложили на него крест.
Св. Хроматий Аквилейский:
                Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. Итак, Евангелие в этом месте сообщает, что когда Господа вели на Страдание, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. Крест Христов - триумф добродетели и трофей победы. Истинно блажен этот Симон, который первым удостоился нести столь великий знак победы!
Блаж. Иероним Стридонский:
                Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. Пусть не подумает кто-нибудь, что этому месту противоречит рассказ евангелиста Иоанна. Он говорит, что, выходя со двора судилища, Господь Сам нёс крест Свой, Матфей же говорит, что они нашли человека из Кирены, по имени Симона, которого, - захватив силой, - они заставили нести крест Иисуса. Это и нужно понимать так, что, выходя из двора судилища, Иисус Сам нёс крест, а потом они встретили человека, на которого и возложили нести крест. А в переносном смысле это значит, что крест Иисуса принимают народы [языческие] и послушный чужестранец несёт позор Спасителя. И дальше в этом же ключе.

                Не знаю, как вы, читатель, но, на мой взгляд, все эти трактовки не устраняют главного противоречия. Вот желание совместить, примерить и устранить разногласия евангелистов у всех толкователей налицо. Так сказать, «и нашим, и вашим». Да, водрузили! Но несли по очереди! Как в старом еврейском анекдоте: «доски построгать, но струганым положить вниз»!

4.Отображение события в искусстве
                Разночтения по вопросу несения креста продолжились и в живописи.
                На коллаже представлены две версии картин Тициана «Крёстный путь». Обе написаны в 1565 году маслом на холсте. Одна (Фото 1) находится в Эрмитаже, Санкт Петербург. Размер полотна 89х77см. Она является авторским повторением подписанной композицией, хранящейся в музее Прадо в Мадриде. Её размер 98х116см.
                Картина Эрмитажа поступила в музей в 1850 году. После смерти Тициана его сын продал семье Барбариго дом отца со всеми находившимися там картинами, и уже у этой семьи были приобретены Эрмитажем несколько картин. Они отмечены: «от Барбариго)
                «Несение креста» - картины Тициана на которых изображена версия евангельского эпизода, когда солдаты перед Голгофой приказали Симону Киринеянину донести крест до Голгофы.
 
                Откуда там взялся Симон непонятно, ведь он шёл с поля, а последняя девятая остановка Иисуса произошла перед Голгофой по преданию Западной у «Судных врат». Перед ними осуждённому в последний раз зачитали приговор, который после этого уже не подлежал обжалованию. Через них Иисус Христос покинул город, следуя к Голгофе. То есть это происходили целиком в городской застройке, какое уж тут поле?
                Полотно выполнено в тёмных, насыщенных красках. На картине Эрмитажа Христос смотрит вправо, а на картине Прадо, прямо на зрителя, согнувшись под тяжестью креста. Крест доминирует в картине, разделяя её по диагонали. Терновый венец впивается в кожу головы и крупные капли крови стекают вниз по лицу Иисуса. Тёмный фон картины акцентирует внимание зрителя на лицах Иисуса и Симона Киринеянина, который неожиданно показан художником в образе знатного человека в богатой одежде и перстнем на мизинце. Возможно, Тициан думал о том, что путешественник, осиливший длинный путь из Египта, должен быть богатым человеком, поэтому его образ напоминает венецианца шестнадцатого века. Образ как бы противостоит образу Иисуса. Усиливает диссонанс происходящего.
                Отмечу, что Иисус у Тициана, особенно на картине Эрмитажа, не выглядит измождённым и избитым. Желание придать фигуре атлетизм присутствовал и на других картинах художника. Даже на картине «Распятие», написанной в 1558г., Иисус не выглядит измождённым. На картине «Се человек», написанной в 1548г., Иисус со связанными руками просто «метатель диска», а не измождённый человек, которого привели из тюрьмы и бичевали римские солдаты, «Взятие Христа под стражу» (1570-1575гг), «Бичевание» (1560г) и на других картинах, Христос – атлет – так видит Тициан Иисуса Христа. Такой Иисус смог бы дотащить любой крест до Рима!
                Не подумай, читатель, что я критикую великого художника, просто моё мнение об изображениях Иисуса основывается на текстах Евангелия. Художник видит по-своему. По теме мне гораздо ближе Эль Греко, изобразивший несение креста на картине «Христос, несущий крест» в 1580 г. Его картина находится в Нью-Йорке в музее искусств Метрополитен. Холст, масло, 105х79см. Посмотри, читатель, эту картину в инете. Думаю, что после этого разделишь со мной мнение о фигуре Иисуса на картине Тициана.                 На акварели начала 1890-х годов (Фото 3 на коллаже) художник Николай Андреевич Кошелев (профессор и академик Академии художеств), художник из крепостных, академист с трудной судьбой.  (https://dzen.ru/a/ZHHU1ykTsV25NVUO?ysclid=m5nwt5foju74199427)
                Его портреты, жанровая и религиозная живопись получили широкую известность. Участвовал в росписи главного купола храма «Христа Спасителя». До 1890г. был инспектором Строгановского художественно-промышленного училища (я заочно знаком с ним именно по этой деятельности. С училищем у меня была многолетняя связь по работе). Изумительный портретист. Советую пытливому читателю познакомится в интернете с творчеством этого превосходного художника.
                «Несение креста» (Фото 3 на коллаже) Н. Кошелев изобразил так, как об этом говорили трое евангелистов.  Можно спорить по поводу не связанных рук, но в Евангелии об этом не упомянуто. Акварель находится в Русском музее (из собрания Е. Лазоревой). Акварель написана на бумаге, размер 31,6х21,2 см. На акварели по центру на втором плане римский солдат, а на первом плане Симон, несущий крест. Несёт в прямом смысле слова. Крест небольших размеров. Фигура Симона тёмная, лица не разглядишь, а слева на контрасте светлая фигура Христа в терновом венце с табличкой на груди. Он выглядит измождённым, еле держащимся на ногах.
                На фото 4 коллажа кадр из фильма Мэла Гибсона «Страсти Христовы». На нём мы видим уже совместное (!) несение креста. Его я привёл в качестве казуса.
                На фото 5 - Симон, несущий крест. Тоже лицо и фигура атлета. Видимо, очень крепкий, великолепно сложенный человек. Фото из интернета.

Примечания:

*«Собрали на него весь полк». Предполагают, что в претории Понтия Пилата находился не полк, а когорта солдат, имеющая по расписанию 480 человек. Почему все три евангелиста дружно утверждают, что на избиение Иисуса собрали весь полк? Они считали, что полк это и есть когорта? И зачем «весь полк»? Мало кто задумывается об этом. Но раз евангелисты акцентировали на этом внимание, значит это обстоятельство (весь полк) имеет важное значение. Какое? Где-то я ранее читал, что при наказании, назначенном префектом Рима, каждый солдат должен один раз ударить бичом, который отождествляют с военной римской плетью с вплетёнными в концы плети металлическими шариками, пластинами. Однако человек не может выдержать 480 ударов, даже если солдаты не будут стараться.
                Давайте разбираться вместе. В структуре регулярной римской армии я ранее полков не встречал. Слово полк у славянских народов образовано от слова «полный» (Нем. Volk – народ, толпа, войско). В Римской империи появление полков связано с набором в армию неграждан Рима, которые вошли в регулярные боевые подразделения (ауксилии), численностью в 500 человек, (как у когорты). Их набирали из покорённых Римом народов. Были ли у Пилата такие полки? Вряд ли. Иудея часто поднимала восстания, и иметь ненадёжное подразделение было бы не разумно. Таким образом, думаю, что евангелистам было знакомо эта структура в римской армии, и они назвали охранную когорту полком.
                Википедия мельком написала, что в Иудее стояли римские полки, не уточняя, что это были за подразделения и где они использовались. Скорее всего, они могли быть в составе сирийских подразделений у Квириния,  которому подчинялась и Иудея. Полной ясности нет.
                У св. Иоанна Златоуста есть такая фраза:
- Тогда воины игемоновы приемше Иисуса на судище, собраша нань всю спиру.
                В кратком церковном  словаре «Спира» (греч.) – это отряд воинов, рота, полк – поди разберись, сколько это солдат?
                Толкователь Евангелия архиепископ Аверкий (Таушев) пишет:
                - …и собрали на Него весь полк или спиру, или когорту по-римски. Воины раздели Иисуса и начали бичевать Его… и дальше по тексту.
                Толкователь Б.И. Гладков подтверждает, что собрали весь полк или когорту (часть римского легиона), численностью от 400 до 600 человек.
                А некоторые толкователи вообще утверждают, что бичевание проводили не солдаты, а назначенные палачи из иудеев, что выглядит очень уж сомнительно. Скорее всего, Пилата сопровождала штабная когорта охраны, численностью 480 солдат.
                Теперь осталось разобрать фразу «весь полк» - что это значит? Подсказка есть в самом Евангелии.  У Матфея (Мф. 27:28): «и раздев Его, надели на Него  багряницу» И далее (МФ 27:29) «и, сплетши венец из тёрна, возложили Ему на голову»… и далее по тексту. Что это значит? Это распространённая и любимая в римских войсках игра «в царя». Это подтверждают археологические раскопки.
                «Царя» соответственно одевали по шутовски, оказывали насмешливые почести а по окончанию фарса чаще всего убивали. Вот в этом участвовала вся когорта. Корни этой игры уходят вглубь веков. Ещё с пятого века до н.э. В Риме праздновали сатурналии – праздник в честь бога Сатурна с жертвоприношениями (закалывали свинью). Во время сатурналий устраивали гладиаторские бои со множеством смертей. Римляне наслаждались смертью, как спортом. Игра «в царя» явилась как бы продолжением этих традиций. Игали в неёё именно весь состав подразделения. Вот как расшифровывается слово «весь» полк в Евангелии.

** …подвергли унижению и избиению. Евангельский текст не сообщает о том, сколько ударов было нанесено Иисусу.
В Википедии так описывается бичевание Иисуса Христа (https://ru.wikipedia.org/wiki/Бичевание_Иисуса_Христа):
                Бичевание относилось к мучительным наказаниям и ему в Риме подвергали за серьёзные преступления лиц без прав римского гражданина.
                По иудейским законам (Втор. 25:3) число ударов было ограничено сорока ударами (апостол Павел говорил, что получал от Иудеев пять раз по 39 ударов. То есть сорок без одного.  (2Кор. 11:24).
                Не думаю, чтобы римляне знали иудейские законы, а если даже слышали об этом, то вряд ли стали на них ориентироваться. У них было своё начальство и свои законы. Хоть эти 39 ударов часто упоминаются в церковной литературе, считаю их фантазиями.

Продолжение http://proza.ru/2025/01/24/1262
 
Автор благодарен другу и коллеге В. Теняевц за редактирование текста очерка.