Лик. Часть 7. Крест Иисуса

Вадим Гарин
Предыдущий очерк:  http://proza.ru/2025/01/09/618

Коллаж автора

Фото 1 на коллаже - Паоло Веронезе (1575-1580г). Видение  св. Елены. Холст, масло, 166х134 см. Находится в экспозиции музея Пинакотека (Ватикан).

                На полотне художник изобразил молодую цветущую женщину – так видел её художник, а Елене в то время исполнилось 76-78 лет, но она в этом возрасте была бодра и здорова.

Фото 2 на коллаже – икона св. равноапостольные Елена и Константин.

Фото 3 на коллаже – Неизвестный художник. Распятый Иисус Христос.

Фото 4 на коллаже - Базилика Санта-Кроче-ин-Джерусалемме в Риме. Поклонение частице креста.

Фото 5 на коллаже – фрагмент креста, вставленный в экспозиционную конструкцию. Находится в базилике Гроба Господня в Иерусалиме.

Фото 6 на коллаже – фотография 1995 года  титульной таблички с Животворящего креста.
               
1.Из чего изготовили крест

                Евангелие не сообщает ни размеров креста, ни из какого материала он был сделан. Единственное – все евангелисты говорят о кресте, как о готовом орудии смерти. Не хотел я писать о кресте - совсем уж это уходит от темы очерка, но обойти этого при наличии широкой дискуссии в апокрифах и не только (даже у нас на Прозе. ру есть публикации*) не удаётся. Это вызывает интерес у многих. Считаю необходимым хотя бы кратко упомянуть о кресте, тем более, что после описаний находок св. Елены – матери императора Константина – всё стало ещё запутаннее…
                В апокрифической литературе существует обширный цикл легенд о Животворящем Кресте, который возник в основном в Палестине и имеет древнее происхождение (ранние списки «Евангелия от Никодима» датируются V веком). Каких только легенд не существует!                 Учёные считают, что их целью было показать древнейшее происхождение христианства буквально от Адама, учитывая, что христианство в то время являлось «молодой» религией.
                Например, существует легенда о том, что крест изготовили из райского дерева познания добра и зла. Рассказывается фантастическая история, как часть ствола попала в реку Тигр, вторая часть во время потопа - на священную гору Меру (Танзания. Меру или Сумеру — священная гора в космологии индуизма, буддизма. Это место рассматривают, как центр материальной вселенной). Вот из этих стволов и изготовили крест (!). Как оказались эти части дерева в Иерусалиме, не сообщается.
                На Западе бытует так называемая «Золотая легенда о Животворящем Кресте» (https://dzen.ru/b/ZROiN0bf5Dvzrfgt) с пророчеством царицы Савской и царём Соломоном.
                Есть Сказание о трёхсоставном восьмиконечном Кресте и множество других историй.
                Согласно этому повествованию, Христос был распят на Кресте, который изготовили из трёх частей. Столб Креста был сделан из кипариса; поперечная перекладина, к которой прибили руки Христа, изготовлена из певга (сосны); «подножие» — нижняя поперечная перекладина, на которой стояли ноги Иисуса Христа**, была сделана из кедра. (Существует версия, что крест собрали из древесины пальмы, кипариса, кедра и оливы. Есть и другие версии). В качестве подтверждения к вышесказанному объяснению приводят слова из Книги пророка Исайи (VII-VII в. до н.э.): «Слава Ливана придёт к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60:13). Эти слова записаны за семь столетий до рождества Христова. Как они родились и что обозначают, никого не волнует.
                Есть среди этих легенд и русский апокриф  «Слово о Крестном Древе» (XV—XVI века), где приводится история Крестного Древа, аналогичная европейской «Золотой легенде», с прибавлением легенд о Моисее и Лоте. Царица Савская, пришедшая к Соломону, в легенде называется Сивиллой (предсказательница, в основном, бедствия). Есть и другие легенды. Читатель спросит:

                - Зачем это вы, автор, пересказываете мифы, и какое значение имеет материал изготовления креста?
                И будут, на мой взгляд, правы, если не задавать себе вопрос о причинах, их породивших, и, во-вторых, это интересно и с религиозной точки зрения. Кроме того, появляется возможность идентификации крестов, которые обнаружила Елена – мать императора Константина, о которой пойдёт речь ниже.
                Моё мнение однозначно: считаю, что крест был изготовлен из подручных материалов, ведь римляне особо не заморачивались, им важен был результат. На Симона Киринеянина, возможно, нагрузили одну перекладину, как они это чаще всего делали. На рисунке, взятом мной из интернета (Фото на коллаже 3), изображён избитый до полусмерти Иисус. Он распят на кресте, у которого на столбе и перекладине по кромке виден обзол. То есть столб и перекладина обработаны только с двух сторон (возможно, пилёные или «из-под топора»). Думаю, неизвестный мне художник (не нашёл имени) правдиво изобразил избитого Иисуса и крест, на котором Его распяли.

                Некоторые богословы, такие как св. пр. Иоанн Кронштадтский, подвергали сомнению все версии. Например, что «Крест изготавливался из особого древнего дерева, которое было само по себе трехсоставным, то есть представляло собой сросшиеся воедино три дерева разных пород. Он считал, что крест изготавливался из той древесины, которую можно было найти «под рукой» в тех краях и в то время. Ведь пустынная земля бедна растительностью. Поэтому, опираясь на исторические и богословские источники, он сделал предположение (вероятно, очень близкое к истине), что кедр и кипарис были привезены для строительства Храма***. Об этом есть письменные упоминания.

                Думаю, трезвый взгляд Иоанна Кронштадтского вызывает уважение. Должен сказать, что я подошёл почти к такому же выводу.

                В древние времена в Иудее произрастали: алеппская сосна (скудные группы в приморском поясе), калепринский дуб (непригоден для строительства. Большой диаметр при небольшой высоте), кипарис (только в прибрежных местах) , сикомор (фруктовое дерево с плодами – фигами, по вкусу напоминает инжир), смоковница (инжир), различные виды пальм, оливы, орех (грецкий). И только высоко в горах Ливана росли мощные кедровые леса. В Иерусалиме и окрестностях с древних времён испытывали большой дефицит деловой древесины.
                Поэтому обычно столбы крестов римляне делали инвентарными, а осуждённые на крёстную казнь несли только перекладину весом от 30 до 60 кг (в зависимости от размеров и породы древесины). Её возлагали на шею и плечи  смертника. Евангелие говорит, что на Симона водрузили целый крест. В этом случае вес креста мог составлять более ста килограммов. Предположительно 120-140 кг (в некоторых публикациях на Прозе.ру говорят даже о 290 кг.(!!!), что совершенно не реально. Ошибаются они и в размерах креста, видимо находясь «в плену» художественного образа. С учётом волочения конца креста нагрузка могла составить минус тридцать процентов – это значит примерно семьдесят килограммов, что является непосильной ношей даже для атлетически сложенного человека. Расчёт несложный: объём древесины, исходя из высоты креста, длины перекладины и его сечения, умноженного на плотность древесины. Минус на трение о поверхность каменистой земли, учитывая волочение конца столба.

2. Находки св. равноапостольной Елены (Фото 2 на коллаже)

                Свидетельств о конструкции креста я ждал от описаний археологических раскопок, проведённых в 326 году**** семидесятивосьмилетней Еленой – матерью императора Константина (Фото 1 на коллаже)*****. Но оказалось, что нет более запутанной и фантастической истории, чем её раскопки, а главное – их освещение. Они породили не меньше легенд и мифов, чем сам крест. А один из авторитетнейших отцов церкви,  наиболее ранний церковный историк Евсевий Кесарийский (ок. 263—340) в своём труде «Жизнь Константина» подробно написал об открытии «божественной гробницы», однако на удивление не упоминает ни об обретении Животворящего Креста, ни об участии в этом событии царицы Елены. Как это могло случиться?
                Царственная язычница Елена приняла христианство в 62 года, особо не вникая в учение Христа, которого она просто приняла как Господа своего. Елена начала привносить в религию собственное видение через призму языческого опыта, приобретённого за долгую жизнь. Системно и грамотно подойти к раскопкам она просто не могла.
                Еленой двигали сновидения и вера в свою миссию. Создалось впечатление, что кроме желания раскопать крест Спасителя, присутствовало полное непонимание целей и задач, решение которых ей предстояло найти. Если верить всем публикациям, к раскопкам она подошла эмоционально, но с огромной политической и финансовой поддержкой сына-императора. И последнее: несмотря на то, что сведений о её раскопках великое множество, никаких документов найти не удалось(!). Исключение – описание таблички (Титула) над крестом, произведённое более 1600 лет спустя! Никаких точных описаний находок, обмеров, рисунков при полном отсутствии показаний (записанных рассказов) очевидцев раскопок.
                Желающим более подробно ознакомиться с путешествием Елены и её раскопками, можно здесь:  https://dzen.ru/a/YdVpIgMdjAi7jWPH Материалов по теме великое множество.

                Так что же конкретно Елена нашла в раскопе? Это можно узнать только из неофициальных источников. История событий рассказана не свидетелями раскопок и даже не современниками. Из них мы узнали, что нашли в раскопе.

1.Три креста.
                Святая равноапостольная Елена откопала на Голгофе пещеру, в которой по преданию был погребён Иисус Христос (что не подтверждает Евсевий Кесарийский. См. Приложение).  Там она обнаружила Животворящий Крест и другие реликвии. Эта история описана многими христианскими авторами того времени: Амвросием Медиоланским (ок. 340—397), Руфином (345—410), Сократом Схоластиком (ок. 380—440), Феодоритом Кирским (386—457), Сульпицием Севером (ок. 363—410), Созоменом (ок. 400—450) и другими.

                Однако есть публикации, в которых говорится, что это были не кресты, а лишь две отдельные перекладины. Перекладина или точнее «патибулум» (рим.patibulum) – это верхняя горизонтальная поперечина креста, а «ствол» (рим. stips) к приходу приговорённого уже торчал из земли. В скальном грунте могли продолбить специальные ямы, «стаканы», куда вставлялись лежащие рядом инвентарные столбы, которые закреплялись камнями (во всех случаях смертника распинали на земле, а крест опускали в яму с помощью верёвок или, в случае уже закреплённого столба, прибивали руки к поперечине и поднимали с помощью верёвок).
                Бесчисленные картины, изображающие идущего на Голгофу Христа с крестом на плечах, искажают реалии того времени, но спорить с Евангелием неприлично.

                В своё время я занимался темой крестов. Любопытный читатель может посмотреть: http://proza.ru/2014/09/15/1403
                Найденные патибулумы (по сообщениям) были без каких-либо пазов, вследствие чего определить, как они крепились, невозможно. Об отверстиях от гвоздей не упоминается (возможно, привязывались «внакладку, что сомнительно. Прибить проще, а римляне были очень рациональны). Крест мог иметь форму буквы «Т», мог быть четырёхконечным или восьмиконечным. Из этого описания ничего понять невозможно. Что конкретно нашла Елена, и как она определила детали чьих именно крестов раскопала, если учесть только две перекладины?*****

                Крест или его детали, идентифицированные как Крест Господний по официальной версии, которую разделяют все основные христианские конфессии, разделили таким образом, что самый большой кусок остался Иерусалиме. В 380-х годах на святую землю совершила паломничество галльская монахиня Эгерия, она составила о своём путешествии подробный отчёт, где указала, что видела частицу креста, который хранился в серебряном реликвариуме в базилике Гроба Господня. Иногда выставлялся на всеобщее обозрение (Фото 5 на коллаже).
                По другой версии Большая часть Креста была отправлена в Константинополь, а после разграбления города во время Четвёртого крестового похода 1204 года он был разобран на части и распределён по всей Европе. Частей оказалось огромное количество, это побудило теолога Джона Кальвина сказать, что если их сложить вместе, можно было бы построить корабль!

                Богословы и тут нашли объяснение, предположив, что кровь Христа превратила Крест в неразрушимый предмет, то есть его можно было делить бесконечное количество раз, и при этом он не уменьшался! Была организована прибыльная торговля реликвиями в церквях по всей Европе. Верующие с радостью восприняли это объяснение.

2.Следующей находкой является дощечка – табличка, которая крепилась над головой распятого мученика. («titulus crucis» - титул, титло на церковнославянском языке), изготовленная из орехового дерева (учёные до сих пор спорят, из какой породы древесины изготовлена табличка: орех или масличное дерево).
                Это единственный артефакт с подробным описанием при полном отсутствии описаний других предметов.
                На табличке сохранились слова «Назарянин Царь», написанные на греческом и латинском языках. От надписи на древнееврейском языке видны следы букв. В других публикациях текст несколько иной: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Есть и другие версии надписи. Вспомним, что поведал нам в Евангелии Лука: «И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: «Сей есть Царь Иудейский» (Лк 23:38).
                Странная неточность и разночтения в описании артефактов!
               
                С этой табличкой (Титулом, Титлом) тоже загадок немало. Из многочисленных источников известно, что увозя артефакты в Рим, Елена приказала  Титул Креста Господня (его и так называют в литературе) разрезать на три части (по другой версии – на две). По этому поводу есть разные мнения.
                Мнения действительно разнятся, но… В римской церкви Святого Креста Иерусалимского среди прочих реликвий хранится т.н. «titulus crucis» - вроде бы целёхонькая табличка, с надписью: «Иисус Назорей, царь Иудейский» (!). Если это не так, то как могли её впоследствии обмерить и взвесить?

                В 1995 году известная в Риме Мария Луиза Ригато, (1934г.р.), профессор факультета теологии Папского Григорианского университета. Она получила степень магистра религиозных наук, библейского богословия, библейских наук и доктора библейского богословия в самых престижных папских университетах Рима, являясь специалистом в области изучения древних христианских реликвий. Она впервые сфотографировала и взвесила Титул. (Фото 6 на коллаже). По её данным, Титул изготовлен из орехового дерева и весит 687 граммов, длина – 25 см, ширина – 14, толщина – 2,6 см. Титул местами поражён древесным грибком и изъеден древесными жуками и червями. . (Мария-Луиза Ригато, Discepole di Ges;, Болонья: Dehoniane, 2011, стр. 138, ISBN 9788810410141. Exemplaria Classica , 16 . https://doi.org/10.33776/ec.v16i0.2014)

                Однако та же Мария-Луиза в 2003 году выдвинула гипотезу о том, что фрагмент разделённого некогда на три части Титула был доставлен в Рим не в IV веке, а якобы позже – между 570 и 614 годами! А если речь идёт о фрагменте, тогда что же взвешивала известный в мире теолог? И фотография целого Титула или фрагмента представлена общественности?

                Поскольку в своё время я занимался наукой и ставил эксперименты, должен сказать, что при описании опытов или измерений, существуют мировые требования к этой процедуре. Указываются условия в которых происходит эксперимент, сам образец, описываются материалы, инструменты и т.д. Так почему известный и к тому же современный теолог, знающий всё это, при замерах не описала даже предмет измерения и методику? Я так и не разобрался, хотя перерыл всё, что смог.
                Байденовской болезнью не страдаю, но после прочитанного почувствовал себя неуверенно!

                Если Елена резала на части Титул (на какие?), то что хранится в Базилике Святого Креста в Риме? Фрагмент или целое?
                Базилика Санта-Кроче-ин-Джерусалемме, построенная в IV веке – одна из семи римских церквей, являющихся частью традиционного паломнического маршрута (Фото 4 на коллаже). А построена она исключительно для того, чтобы сохранить часть Креста Иисуса вместе с другими реликвиями Страстей Христовых.

                После смерти Елены о табличке или фрагменте таблички не упоминалось, о ней забыли. Но в 1492 году во время проведения внутренних ремонтно-реставрационных работ в базилике святой Елены был обнаружен фрагмент Титула с Креста Господня, о чём свидетельствовала запись с печатью Папы Римского Луция II, правившего в 1144–1145 годах. Данный фрагмент титла в реликвариуме был замурован высоко над головой в одной из арочных дуг (кусочки креста не прятали, а от кого и почему спрятали артефакт неизвестно). Штукатурка с места, где спрятали артефакт, обвалилась, и Титул обнаружили. В 1496 году во времена правления Папы Римского Александра VI, этот фрагмент титла был официально признан Ватиканом как подлинник. Если этому свидетельству верить, то в базилике хранится фрагмент.

                Может ли римская реликвия соответствовать оригиналу или, по крайней мере, быть точной копией последнего? Некоторые учёные предполагали, что именно она является первоначальной. В частности утверждалось, что табличка была отделена от креста и помещена в гробницу вместе с телом Иисуса. Однако утверждается и то, что её нашли недалеко от гробницы…
                Чтобы ответить на вопрос подлинности, начиная с 1995 года некоторые учёные имели доступ к реликвии, в том числе Карстен Петер Тиде и Майкл Хеземанн, которые сотрудничали в научных исследованиях, необходимых для датировки артефакта (фотосъёмка, отбор проб и т. д). Чтобы прояснить вопрос, Святой Престол санкционировал взятие образцов древесины, которые были датированы методом углерода-14 . Результаты, опубликованные в 2002 году, определили, что древесина датируется интервалом между 980 и 1150 годами. Тут без комментариев.

3.Следующим артефактом стали два шипа от тернового венца, бывшего на голове Спасителя (по легенде терновый венец не был снят во время казни, а был зарыт вместе с крестом и титлом).
                Возникает вопрос: если терновый венец был зарыт одновременно вместе с другими артефактами, то почему от него сохранились только два шипа? Ведь их было большое количество. Где остальные?

4.Четыре гвоздя. (Ими прибивали тело Господа). А где пятый, которым крепили титло, где гвозди, которыми крепили патибулум? Возможно, были утеряны…
                С сохранившимися гвоздями тоже не всё просто. По преданию, Святая Елена, мать императора Константина, забрала все гвозди из Иерусалима с собой в Рим. Согласно одного из рассказов, при возвращении по морю на родину один из гвоздей Елене пришлось пожертвовать богам во время шторма и выкинуть в воду (по другой версии, только макнуть). Второй гвоздь был вставлен в царский шлем её сына-императора, третий – в голову его статуи, четвёртый – в удила коня императора. (https://dzen.ru/a/Yfo0vIv1aT6jM3QK) Однако гвозди от Животворящего Креста Господня имеются не только в аксессуарах императора и его коня. Они имеются в церквях Рима и в Милане, Венеции, Париже, Трире и в других местах.

                Рисунки гвоздей Господних имеются в Википедии. В раскопах I века археологами были обнаружены аналогичные гвозди. Они выкованы в форме четырёхгранника длиной 14 см, весом 84 г, из обычного железа, имеют круглую шляпку.
                Церковники и тут нашли объяснение большому количеству гвоздей: якобы это копии, но со вставленными крохотными кусочками священных гвоздей!

                Что ещё нашла Елена в Иерусалиме, мне выяснить не удалось, но есть упоминание, что до Рима она довезла довольно много предметов (что именно? Списка нет), включая 28-ми ступенчатую мраморную лестницу из дворца Пилата. По ней якобы избитый Иисус поднимался на суд к наместнику******, теряя капли крови, следы которой на ступеньках так и не стёрлись за 300 лет (!).

                Лестница (лат. Scala Sancta, итал. Scala Santa.) — одна из главных святынь христианского Рима. Мраморная лестница старого Латеранского дворца, ныне не существующего. Впервые упоминается в середине IX века в «Liber Pontificalis» Папы Сергия . В Средние века лестница называлась «лестницей Пилата» (лат. Scala Pilati).
                В первой половине XVIII века все 28 ступеней лестницы для сохранности закрыли деревянными досками. Паломники поднимаются по лестнице только на коленях, читая особые молитвы на каждой ступени. В тех местах, где на лестнице остались следы крови Христа, поднимавшегося по лестнице после бичевания, сделаны специальные стеклянные окошки.
                Лестница является почитаемой святыней христианского мира и входит в число объектов, посещаемых паломниками в юбилейный год с целью получения индульгенции. В 2007 году была проведена реставрация.

                Кроме лестницы в витрине сокровищницы римской базилики святой царицы Елены в особых реликвариях находятся небольшой камень из пещеры Рождества Иисуса Христа в Вифлееме и честной перст апостола Фомы, утвердившего своим «неверием» воскресение Христово, а своим «осязанием». Имеются и другие реликвии.
               
Примечания:

* Николай Павлович Кормаков. Какой Крест нёс Иисус? http://proza.ru/2022/04/05/56

** «на которой стояли ноги Иисуса Христа». Впечатлительным людям лучше не читать этого примечания.
                Изображение на картинах, упоминание в различных религиозных текстах об опорах для ног – это ложь. Этого не было и в помине. Опора для ног противоречит, простите, читатель, за подробности, технологии самой казни на кресте при любом способе крепления тела, хоть при привязывании, хоть с прибиванием.
                Подобная опора противоречила бы самому смыслу казни. Ведь на кресте умирали не от голода и жажды, как думают многие, и не от потери крови, а от удушья. Распятый мог дышать, только если приподнимался на руках, но гвозди причиняли ему сильную боль, мышцы сводило судорогой, и он не мог выдохнуть воздух, наполнявший грудную клетку. (Этот феномен отмечен и очень точно описан выжившими узниками концлагерей, присутствовавших при распятиях  - этим пользовались фашисты! Для усиления асфиксии к ногам самых крепких распинаемых даже, случалось, привязывали тяжёлые камни, чтобы обеспе¬чить полную неподвижность рук и ли¬шить человека возможности дышать).

***… «кедр и кипарис были привезены для строительства Храма» - есть свидетельства, что для строительства храма было приказано вырубить необходимую для строительства древесину и привезти её в Иерусалим.
                Не думаю, чтобы ценную деловую древесину из Ливана  использовали для изготовления крестов и уж, конечно, никакого различия для крестов для двух других преступников не было.

****Дату смерти Елены некоторые историки оспаривают.  Например, русский богослов профессор М. Н. Скабалланович «раскопал», что по ряду данных святая Елена умерла в 325 году, а не в 327, как полагали многие историки. А на александрийской хронике VI века, он относит обретение Креста к 320 году. При этом он категорически не согласен с датировкой этого события 326 годом.

***** В 326 году, по имеющимся публикациям, в возрасте около 76-78 лет Елена, якобы, увидев сон о кресте, отправилась искать его в Иерусалим. Сын-император разрешил ей набирать целую толпу помощников и позволил использовать казну империи по своему усмотрению. На месте, где Елена по подсказке местных помощников производила раскопки, стоял языческий храм в честь Венеры. Елена приказала сломать здание и рыть котлован.
                Место, где надо было рыть, Елене указал местный житель Иуда (первоначально не хотел показывать, и Елена приказала пытать его). Эту версию озвучил некто Саламан Эрмий Созомен, (ок. 400–450 гг.) — византийский адвокат, к тому же раннехристианский писатель-историк, автор «Церковной истории» (именно с его подачи история об указании места захоронения  стала частью официальной легенды об обретении Креста и включена в книгу «Золотая легенда»).
                А Евсевий, посетивший Иерусалим, утверждает, что пещеру, где был погребён Христос, нашли не по указке местного жителя, а в ходе борьбы с языческими храмами. «Когда по приказу Константина срывали насыпь храма «всладострастному демону любви» (то есть богини Венеры), то «вдруг во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом Честное и Всесвятое Знамение спасительного Воскресения. Тогда священнейшая пещера сделалась для нас образом возвратившегося к жизни Спасителя».
                Евсевий не уточняет, что представляло собой знамение. По Евсевию, царица Елена воздвигла церковь в Вифлееме около другой пещеры, где Христос родился во плоти», а не там, где был погребён казнённый Христос.
                То есть что могла обнаружить Елена, если она, по утверждению Евсевия, раскопала не ту пещеру?... Видимо, прочитав Евсевия, церковники озвучили другую версию: кресты и прочие артефакты были найдены недалеко от гроба. Где именно, не сообщается.
                История обретения Животворящего Креста описана многими церковными авторами того времени: Амвросием Медиоланским (ок. 340—397), Руфином (345—410), Сократом Схоластиком (ок. 380—440), Феодоритом Кирским (386—457), Сульпицием Севером (ок. 363—410), Созоменом (ок. 400—450) и другими.

*****По легенде, обнаружив три креста, Елена должна была сделать выбор: на каком кресте распяли Иисуса? (Сомнения у Елены отсутствовали). Её не смущало то обстоятельство, что на лобном месте римляне систематически проводили казни на кресте, и крестов или их деталей на том месте находились сотни. Она была твёрдо уверена, что один из откопанных трёх – тот самый, искомый! Так как же был определён нужный крест?
                Недалеко от места, где находились найденные кресты, проходила погребальная процессия. Патриарх Макарий, помогавший царице по просьбе императора Константина, остановив процессию, поочерёдно возложил на усопшего каждый из найденных крестов (по другой версии – усопшего приложили поочерёдно к каждому из крестов). Когда мертвеца коснулся «истинный» Крест Господень, произошло чудо – умерший ожил, что и стало свидетельством обнаружения истинного Креста. Тут уж, читатель, без комментариев.
                Есть и более скромная версия: «в Иерусалиме одна жена одержима была долговременной болезнью, и наконец, находилась уже при смерти. Епископ (Макарий1) вознамерился поднести к умирающей каждый из тех крестов, веруя, что коснувшись креста драгоценного, она выздоровеет. Надежда не обманула его. Когда подносили к жене два креста не Господних, умирающей нисколько не было лучше, а как скоро поднесён был третий, подлинный — умирающая тотчас укрепилась и возвратилась к совершенному здравию».

****** Лестница, вывезенная Еленой, не является артефактом. Суд над Иисусом проходил на площади перед дворцом на специально отведённом месте «Лифостроне». Иисус не мог никуда подниматься. Известные художественные полотна с этим сюжетом очень многочисленны. Действительно, на них изображается суд, который якобы происходил на балюстраде дворца, что не соответствует Евангелиям и не могло быть по законам Иудеи. Евангелие от Иоанна это подтверждает.

Продолжение следует

Автор благодарен В. Теняеву за правку текста и терпение