53 глава Книги пророка Исайи: о чем она?
Продолжение
http://proza.ru/2024/05/15/1585
" Вот преуспеет раб Мой, возвысится, вознесется и поднимется очень."(52:13)
………………….
Кого же Пророк Исайя называет «Рабом»? Споры об этом продолжаются два тысячелетия, не утихают и сегодня.
Как христиане, так и иудеи, признают Исайю пророком, признают Книгу Пророка подлинной, передающей людям Слово Бога. Но откуда же такие разногласия в понимании пророчества, того, о чём или о ком оно? Почему христиане убеждены , что Исайя описывает страдания Иисуса за грехи всего мира? Почему иудеи так же уверенно заявляют, что это пророчество не об Иисусе Христе? Писал ли Исайя о своих современниках — иудеях, их истории, грехах, наказании и прощении , или , согласно учению церкви, написанное им являлось «прообразом» грядущих событий, произошедших через 800 лет?
Здесь:
http://proza.ru/2024/05/15/1585 автор описывает различные подходы к пониманию 53 главы книги пророка Исайи.
Представим, какие ответы могли бы дать христианин и иудей на один вопрос: «53 глава , о чем она?»
ИУДЕЙ ( И) :
При любой трактовке Ис53, иудеи ( разговор идет о временах Иисуса Христа) отрицали возможность рассматривать эту главу как пророчество о будущем Мессии — Иисусе так же решительно,как отрицали толкование и др.ветхозаветных пророчеств "исполнившихся во Христе".Причина: Иисус Христос в изложении Нового Завета не соответствует тем требованиям, которым должен отвечать Машиах .
Мессия (Машиах) по Танаху, должен быть богопомазанным сильным политическим деятелем, который освободит Израиль и возвеличит его, как избранный богом народ.Евреи во времена Иисуса и ранее не имели учения о мессии по Ис 53,- о мессии, который должен был умереть и придти еще раз,чтобы потом воскреснуть и вернуться . От этого их правомерное неприятие Иисуса как мессии. Акива и др. мудрецы провозгласили Мессией Бар-Кохбу, когда тому сопутствовала удивительная удача как воина,вождя, освободителя Израиля от римлян . Но когда его убили, никто больше не считал его мессией, мудрецы признали свою ошибку.
Ученики Иисуса, которые были воспитаны именно в таком ожидании Мессии, поэтому Его и не понимали: Он не соответствовал танаховской и иудейской концепции Мессии.В пророчествах Танаха Мессия это царь и духовный вождь еврейского народа. Мессия -потомок Давида, он- человек, помазанный Богом для выполнения миссии. В христианстве важна личность Иисуса как мессии, в Иудаизме - политическая миссия Мессии.
Согласно традиции, еврейский Машиах призван усовершенствовать мир. Он освободит людей от рабства, угнетения и творимого ими зла. Но первая задача Машиаха состоит в том, чтобы освободить Израиль от преследований и положить конец рассеянию. Все эти деяния побудят другие народы признать Бога Израиля и Его учение, заключённое в Торе. Поэтому Машиах станет царём не только над евреями, но и, в некотором роде, правителем всех наций.Машиах — человек из плоти и крови, как все смертные, он- лучший представитель человечества, обладающий уникальными качествами, недостижимыми для остальных людей, но ничего сверхъестественного в нём нет. Поэтому можно утверждать, что царство еврейского Машиаха- «от мира сего».
В эпоху Машиаха прекратятся войны, вражда и ненависть между народами.
Машиах должен быть могущественной личностью, победившей врагов Израиля. Мессию невозможно представить страдающим и побеждённым; он не может быть казнён!
ХРИСТИАНИН (Х):
Иудеи ошибались, представляя Мессию таким, как вы описали.. Глава 53 говорит именно о страдающем Мессии. не ожидаемом иудеями. Вследствие того, что у евреев существовала описанная вами традиция видеть в Машиахе могущественного царя , ученики вначале не понимали Иисуса,но после Воскресения Его сторонники поверили в то,что Он Мессия,Сын Бога, который своими страданиями и смертью принес миру спасение и жизнь вечную.
И. :
Иудеи ждали царя, который "будет править от моря до моря"; того, кто победит Рим, спасет Израиль; того, кому поклонятся все народы мира и все цари земли; того, кто никогда не умрет и над кем не будет властен ни один смертный. Но никто не ждал Машиаха, которого казнят, как преступника, и который ничего не сделает из того, что он должен совершить, и про которого, чтобы оправдать его приход, потом скажут его ученики: "Он агнец, умерший за грехи всего человечества" и придумают Второе, не существующее Пришествие мессии.
Х.:
Ясно , что угнетенному народу предпочтительнее дожидаться победителя, а не смиренного агнца, идущего на заклание.
- "Варавву! Дай нам Варавву!" - кричали они. Варавва и был для них тем мессией -освободителем с мечём в руке. Убийцей и злодеем назовут его римляне, но для своих он был «спасителем». К чему в конце концов привели такие мессии, мы знаем, как о восстании 66-70г. и гибели целого народа, и позже лже-мессия Бар-Кохба также привел к гибели тысяч евреев и опустошению Израиля.
Поэтому Иисус и учил о свободе от мира, а не его завоёвывании.
Вся 53 глава однозначно рассказывает о Мессии, о том, как Он пришёл к своим, а они Его не приняли и предали в руки врагов, как поместили Его со злодеями...
Ведь ясно, что всё это произошло с Иисусом.
И вся 53 глава говорит о Мессии. Это признавали сами еврейские раввины.
И.:
Да, но как я уже говорил , у евреев речь идёт не о христианском Мессии — Иисусе, Сыне Божьем. Еврейский Машиах и ваш христианский Мессия не имеют ничего общего.Большинство еврейских комментаторов утверждают, что речь в 53 гл. - о народе Израиля.
Связь между двумя толкованиями - «Раб» -Израиль и Раб-Личность проявляется на основе принципа, изложенного у Раши в его комментариях к Торе (Чис. 21:21) :
"согласно Писанию , вождь поколения символизирует всё поколение"
Аналогично в мессианскую эпоху Мессия олицетворяет собой весь еврейский народ, поэтому возможны оба понимания.
Х. :
Предлагаю рассмотреть полностью 53 главу. Возможно,тогда мы лучше поймём друг друга.
Стихи, из которых состоит вступление к этому отрывку, (52:13-15), описывают некую личность, называемую Божьим слугой. В будущем этот Божий слуга будет возвышен и приветствуем. Эта картина вполне сопоставима с (42:1) и далее, где Исайя описывает Мессию. Однако здесь, в главе 52, слуга проходит через грубые унижения и оскорбления, и именно они предшествуют его вознесению, а результатом его страданий является очищение (или искупление) многих людей.
В первых стихах 53 гл. (стихи 1-3) пророк явно описывает какого-то человека. Чтобы показать это, Исайя использует личное местоимение в единственном числе. Народ в целом скорее отвергает данного человека, который в предыдущем отрывке изображён как Мессия, чем приветствует его. Стих (8) говорит о "Моём народе". Если весь отрывок говорит об Израиле, тогда выражение "Мой народ" в этом стихе становится бессмысленным. Здесь описывается, как некто умирает за грехи Израиля ("Моего народа"). Стих (9) говорит о слуге Мессии, что он "не сделал греха" и "не имел лжи в устах Своих". Конечно же, этого нельзя сказать об Израиле (29:13) или о каком-то другом народе в таком смысле."Жертва умилостивления" в (10) согласно Левиту 5, должна быть совершенной, без порока. И опять же, ни один народ, ни один человек не подходит под данное определение (65:1-7). Все свидетельства указывают на то, что предметом этого пророчества является невинная личность, Мессия, который умирает, чтобы искупить народ. В стихе (5) сказано, что он "изъязвлён" за их грехи. Его принесение в жертву самого себя является частью Божьего плана (6,10), и в результате этого он понесёт "грехи их на себе" и оправдает их перед Богом (10-11). Это свершилось через его смерть (8) и погребение, которое "было назначено со злодеями, но произошло у богатого" (9). В заключительной части есть даже намёк на Воскресение Мессии. После его смерти и погребения его жизнь продлилась, он видит своё "потомство" и "воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его" (10).
Итак, «Нет в нем ни вида, ни величия; и мы видели его, и не было в нем вида, который привлекал бы нас к нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его..»(Ис 53: 2-3)
Вопрос: и кто же из людей может взять на себя немощи других и понести болезни других? Никто не будет спорить, что кроме Него, никто не имеется в виду.О ком ещё можно подумать при чтении этих строк? - только о Нём, об Иисусе Христе.
Вопрос: кто был презираем, кого "мы не почитали" и кто такие "мы"? кто переносил "НАШИ" болезни???
«И он изранен преступлениями нашими, сокрушен грехами нашими, наказание за благополучие наше - на нем, и ранами его исцеляемся мы.» (Ис.53:5)
Вопрос: кто такие "мы", и кто такой "он", израненный преступлениями нашими"?
8) «Из заключения и от наказания взят он был, и кто расскажет о (случившемся) с поколением его, ибо отрезан он был от земли живых, за греховность народа моего – поражение ему» (Ис 53:8)
9) «И дана была с грешниками могила ему и с богатыми - при смерти его, (хотя) не совершал он насилия и не (было) лжи в устах его.» (Ис.53:9)
Вопрос: в ком "не было лжи", и кто "не совершал насилие"?
10) "Но Господу угодно было сокрушить его болезнями; если сделает душу свою жертвой повинности, увидит он потомство, продлит дни (свои), и желание Господа в руке его осуществится".
11) "За труд души своей увидит (добро), насладится; мудростью своей оправдал праведника раб Мой пред многими, и грехи их он нес.
12) "Поэтому Я дам ему-(удел) среди великих, и с сильными будет делить добычу, за то что рисковал жизнью своей, и к преступникам причислен был, и грех многих нес он, и за преступных вступался". (Ис.53:9-12)
Вопрос: Неужели и это — тоже об Израиле?
( 10-12 )можно понимать двояко: и как о народе, и как о Личности).
Версия 53 главы как о народе Израиле - очень натянутая.
Здесь речь идет о Личности.
И.:
(53:2-3) : Израиль был презираем и его «ни во что не ставили» народы. Израиль в этой части книги представляется в свете народов;"мы" говорится от лица народов -это риторический прием, который неоднократно применяется по отношению к народам.
Но потом, видя возрождение Израиля и поняв истинное отношение к нему Всевышнего, они ( языческие народы , а также часть израильтян- грешников) , осознали, что на самом деле « раб» страдал от того, что на него, своего слугу , Яхве возложил ИХ грехи , что "раб" « взял на себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что он был поражаем, наказуем и уничижен Богом».
Весь текст Исайи говорит конкретно об Израиле. Израиль несет страдания других народов, Израиль не лгал, но был оклеветан язычниками; не применял насилия, но был насилован и поругаем народами.
Иудеи не знали учения о мессии-мученике, который умрет и тем более, придет во второй раз. От этого никто и не понимал план Иисуса , потому что не имели таких пророчеств о мессии.
Очень старые раввинские тексты, значительно старше текста Раши 11-го века,затрагивая Ис 53, однозначно связывают текст с народом Израиля. Также Ориген во втором столетии в "Contra Celsum" упоминает старое иудейское учении о том, что речь в Ис 53 идет об Израиле, не об индивидууме. Иудеи еще и до Иисуса и в Его времена пророчества Исайи всегда относили к народу Израиля, который нес болезни/страдания народов/язычников и страдал за них и был ими же поругаем.
Народы/язычники говорят об Израиле: "не было в нем ни вида не величия ... а мы думали, что он наказуем богом".
Разве у Иисуса не было "ни вида, ни величия" и Oн "отвращал от себя лица"?
Наборот, Евангелия настойчиво сообщают нам, что Иисус был почитаем большими группами людей из разных слоев общества:"...и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их и от всех был прославляем" (Лука 4:14-15). "И следовало за Ним множество народа " (Матфей 4:25).
А когда Его повели на распятие, "шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем" (Лука 23:27).
Можно ли о таком человеке сказать, что он был "презираем и отвергнут людьми"? Или что он, "отвращая от себя лица, презираем был"?
Да и выражение "муж скорбей и изведавший болезни" подразумевает обычные для человека болезни и страдания, которые он постоянно терпит, но ничего подобного в рассказах о нем , 32-летнем молодом человеке, также нет !
Здесь речь об Израиле, о его пути в изгнание , о его страданиях ("муж скорбей,изведавший болезни") среди язычников, которые в отвращении отворачивались от изгнанников, как от презренного отвратительного больного.
Комментируя стихи, вырванные из контекста, можно все что угодно обосновать. Речь идет о народе Израиле, он же -страдающий Раб Божий.
Во второй части книги пророка описывается восстановление Израиля :
"и сказал Мне: ты раб Мой, Израиль, в тебе Я прославлюсь. ...Так говорит Господь презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа, " (Ис 49, 3-15).
"Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. Как многие изумлялись от тебя, потому как лик его обезображен паче всякого человека, и вид его — паче сынов человеческих! Так многие народы приведет он в изумление; цари закроют пред ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали." (Ис 52:13-15)
«И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, ..Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов. " (Ис 60).
Если это относить к Иисусу, то тогда надо обязательно по контексту спросить: а когда Он разделил удел с великими (земными)? «Второй приход» не в счет, потому как это — «подогнанный» комментарий.
6) «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.»
Мудрецы Торы ответили бы примерно так. Бог сделал Израиль "Царством священников и народом святым" (Исх 19:6). Т.е. Израиль явл. НАРОДОМ-СВЯЩЕННИКОМ (ед.число) и может брать на себя грех каждого отдельного израильтянина ("мы" - во множ.числе, "всех нас"),которые так говорят о себе: "Мы совратились каждый на свою сторону". Т.о., если считать, что раб- это Израиль, то через его страдания (т.е. всего народа в целом ) каждый из "совратившихся" евреев , составляющих целое- народ Израиля, получает искупление грехов ("МЫ исцелились") Др.словами, если "совратился" каждый из народа , то и отвечает (страдает) за грехи каждый в народе, т.е. весь народ Израилев как единое целое, в данном случае , именуясь "рабом". В результате страданий раба- Израиля народ получает искупление (исцеление). Т.о.,все беды-болезни , постигшие Изр., служат для исправления народа, КАЖДОГО человека (мн.ч.)и возвращения к Торе. В результате согласие с Богом восстанавливается.
За смирение и терпеливое страдание раб получит наконец вознаграждение – возвращение на родину и восстановление царства.
Х. :
Всё сказанное вполне можно отнести к Мессии-Иисусу, каким Его воспринимали многие из иудеев.Однако молва о Нем разнеслась не из-за Его предполагаемой "красоты", а из-за того, что Он творил чудеса. Вы всерьез думаете, что больные и увечные приходили собирались толпами к Иисусу ,только чтобы посмотреть, какой Он красивый?
А как это может относиться к народу, если считать, что «он»-это Израиль , «муж скорбей»?Израиль говорит сам про себя, что он себя не привлекает?
И. :
В (53:2) Пророк говорит от имени всех неевреев об их отношении к народу Израиля , рассеянному между др. народами, презираемому ими.Однако, считают, что слово «муж», предназначено для указания на конкретное лицо и не может быть использовано для указания на общее. Но в то же время можно представить аллегорически в образе Раба (ед. число) народ Израиля как "коллективного" Мессию.
Комментируя эти стихи:"мы сочли его поражаемым, наказуемым Богом и уничиженным", трудно на первый взгляд, представить, что они относятся к Израилю. Израиль был ,находясь в изгнании, действительно поражаем Богом и терпел страдания за СВОИ грехи . Однако, если Раб , как уже говорилось, - ВЕСЬ Израиль(включая праведников) , он может нести грехи тех,кто "сбился с пути".
X.:
И кто же из людей может взять на себя немощи других и понести болезни других? Здесь никто не будет спорить, что кроме Него, никто иной не имеется в виду.
Если "он" это Израиль, тогда из цитаты "Господь возложил на него (т.е на Израиль) грех всех нас (кого нас?)" следует, что "все мы" не относится к "народу Моему", т.е Израилю. Получается, что Исаия не относит себя и своих соплеменников к Израилю.
И.:
Господь возложил на Раба-Израиля кару за грехи , которая должна была постигнуть идолопоклонствующие народы(по одной версии) и примкнувшую к ним "совратившуюся", грешную часть Iзраиля ( грехи "ВСЕХ НАС", "все МЫ"" ). Народ Израиля(в целом) ,включающий и праведников , рассеянный во время изгнания, был вынужден выносить незаслуженные обиды и унижения ("болезни") со стороны могущественных народов (которые в некоторых стихах Исайи так же выступают как "МЫ"). Это и означает, что "Господь возложил на него(т.е. " Раба"-Израиля ) грех "всех нас" ,т.е. тех, кто "совратился" и кто потом, осознав произошедшее, говорит о себе:" ранами его все мы исцелились". ПО одной версии в число этих "МЫ" входит только грешная часть Израиля, по другой - также и языческие народы.
Очень часто пророки говорят о народе как об одном человеке.
Итак, в 53 гл.Пророк говорит о страданиях еврейского народа, о презрении к нему, о его беззащитности: он пишет об Израиле, который своими страданиями искупает весь мир.(или грешников народа Изр). Это современная версия иудаизма, которую разделяют и некоторые христианские теологи.
Х.
Если "он" в этих стихах толковать как "Израиль", то требует ответа такой вопрос: каким законом грехи одной части народа Израиля могут быть возложены на другую часть? Нет такого закона. Напротив, есть закон, говорящий об индивидуальной ответственности за собственные грехи:
Вт.24:16 … каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление Иер.31:30 но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие.
Итак, толкование "он" в 53-й главе пророка Исаии как "Израиль" - несостоятельно. "Раб" - Иисус Христос, Сын Божий. А Исайя хотел,наверно, разбить ложно-мессианские идеи Израиля и подготовить к явлению истинного Мессии.
Не путайте Божье наказание для нескольких родов - за ненависть к Богу с грехом человека от несоблюдения законов Божьих ( "Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня " Исх.20:5-6)
Вы считаете что и на Иисуса тоже(как на часть еврейского народа)Господь не мог(так как нет закона)возложить грехи(другой части народа)или всех нас ?
И.:
Иисус - обычный иудейский проповедник,не имел прав принимать на себя грех Израиля.Но такой закон существует!Все первосвященики помазывались на должность и значит, все были "христосами" -Помазаниками и имели такое право.
Жертва за грех детально описана в Книге Левит, в главах 4-6.
Речь может также идти о еврейском народе,который(после покаяния) исцелился ранами Израиля. По этой версии Исаия должен был считать Израиль (в целом) "народом-священником", т.к.только священник мог принять на себя грех народа ( каждого из народа) ...
……………………………………………………………………………………….
Этот спор продолжается столетия, и спорящие не перестают находить всё более глубокие и убедительные аргументы. Однако, победившей стороны не будет, т.к. это "диалог" двух религий,существующих в неразрывном единстве и непрекращающемся антагонизме два тысячелетия.В основе обеих религии лежат одни и те же тексты богодухновенного Св.Писания, но истолковывают они их по-разному, в соответствии с собственными традициями.Особенно это касается Ветхозаветных пророчеств.
Иудеи читают письменную Тору (Ветхий Завет) "глазами" предания, т.е. Устной Торы и раввинов.
Христиане читают Ветхий Завет «глазами» Нового Завета, Отцов Церкви.
Возвращаясь к истории таинственного раба Ис 53 ,нельзя сказать, чья трактовка «правильнее»: две религии -два разных подхода к толкованию.И никакой диспут не сможет разрешить противоречия, т.к. они заложены в противоречиях между религиями.
И никто не докажет: находятся ли иудеи в страшном грехе, не узнав и не приняв Мессию-Иисуса Христа, или христиане 2000 лет в заблуждении, приняв обыкновенного, пусть и великого человека за Мессию, назвав Его Сыном Божьим.
2000 лет иудеев пытались заставить отречься от их духовного наследия, признать, что есть новые законы и новый завет и в старом нет нужды. Однако, они продолжают утверждать, что Ветхий Завет, как и прежде, имеет свою силу без изменений.
Христианство представляет себя как бы естественным наследником Ветхого Завета. В книгах Св. Писания христиане увидели (вычитали) свидетельства того, что события, произошедшие с Иисусом, предсказаны еврейскими пророками.
Для человека, который верит, что Св.Писание есть Откровение Бога миру, содержащее пророчества на все времена, жизненно важно найти в них подтверждения своим религиозным воззрениям. Поэтому Ветхозаветные пророчества являются одним из обоснований веры, и поэтому в "дискуссиях" по вопросам различного толкования Библейских текстов надо стремиться не переубедить, переспорить, внушить свою истину, не упрекать в глупости, душевной слепоте и глухоте, а просто пытаться понять смысл другой дороги.
Тогда христианин может признать, что еврей отрицает христианское толкование Ис 7:14 (о непорочном зачатии) не из-за греховного упрямства, а в силу ИНОГО религиозного опыта. Так же и евреи должны признать, что никакие лингвистические и биологические аргументы не смогут опровергнуть христианское прочтение слов пророка, т.к. вера в Иисуса определяет смысл пророчества.
Ученики ходившие с Иисусом, признавали в нём Христа не в силу пророчеств, но в силу его деяний и затем- явлений.Толкование пророчеств стало частью христианско апологетики , убеждающей в истинности свидетельств о Нём и веры в Него, начиная с Нового Завета, с преданий Церкви. Т.е. не пророчества ведут к Иисусу, а Иисус- к пророчествам. Пророчества становятся таковыми только через интерпретацию текстов и событий в традициях веры.
В Ветхом Завете христианские исследователи обнаружили 61 особое пророчество и почти 300 ссылок на Мессию.
Но почему же почти все израильтяне , которые прекрасно знали свои святые книги, не могли это заметить и считают эти ссылки тенденциозной фальшивкой ? Почему они "не узнали" пришедшего к ним Мессию-Иисуса Христа? Как сказал об Иисусе апостол Иоанн, «Пришел к своим, и свои Его не приняли». (Иоанна, 1:11).Почему?
Ответ - в тех же евр. традициях.
Хотя Христос и исполнил мессианские пророчества, как считают христиане, это было совершено так, как никто не ожидал. Он стремился к моральной и духовной, а не политической революции и достиг своих целей через самопожертвование и смирение, исцеление и проповеди. А Израиль между тем искал нового Моисея или Вождя, которые возглавят борьбу за возврат утерянного царства.
Пророки,включая Исаию как наиболее выделяющегося из них, говорили о золотой эре - идеальной мессианской эре Машиаха в грядущем, но не только. В еврейской традиции существуют два лагеря. Одни считают, что все предсказания пророков имеют короткий срок и что говорили они о Вавилоне, об Ассирии, Персии, о важнейших событиях в истории Израиля.Предсказания Исаии , как считают, относились к его современнику- царю Езекии, который принес большие изменения в жизнь евреев в Иудее.
Но есть и другое толкование, основанное на том, что Исаия говорил о великой эре в будущем, о великом периоде, когда будет абсолютный мир, не будет криминала, люди будут жить в любви и "праведность укроет мир, как воды морские"; тогда
вся жизнь человечества должна измениться, "ягненок будет обитать рядом с волком" ......
Пока никто не перековывал мечи в плуги, никто не превратил ни одного танка в трактор и нет никаких признаков пришествия Машиаха.Но как говорят верующие евреи, они молятся и работают над тем, чтоб воцарился мир на земле, чтобы не было ненависти по отношению друг к другу... и.всё ещё ждут того единственного, кто должен изменить мир. Так же и христиане верят и ждут Второго Пришествия Мессии-Иисуса Христа . И если он , наконец, явится, то для иудеев это окажется Его Первым Пришествием..
...........
http://proza.ru/2024/10/22/1146 "Концепция прихода Мессии"