От 3 марта 2025
Незаметное падение и мутация из человека в животное:
"В человеческой гордости есть некая темная бесконечность. Завороженный ею человек считает, что все может, ибо контроль совести прекращается, как только начинается господство гордыни. Гордыня начинает всячески вытеснять из души человека все здравые мерки Истины и навязывает себя как верховное мерило"
(Преподобный Иустин из Челие)
От 2 марта 2025
Господь подхватывает, когда мы - серьезно:
"Сущность молитвы в том, чтобы всё сердце своё обращать к Богу в мольбах наших, чтобы молитва полна была веры и неотступной надежды. А так ли молится большинство из нас? Совсем не так. Наша молитва бывает обычно только повторением заученных слов, и, повторяя эти слова, мы сплошь и рядом духом совсем не молимся, а слова молитвы произносим машинально, не думаем о том, чего просим. Мы сами не слышим своих молитв, а если сами не слышим их, то как же Бог может услышать?"
(Святитель Лука Крымский и Красноярский)
О темноте души и выходе из окаменелого состояния:
"Если перерезать электрический провод, лампа не будет светить. Если ты сбит с толку и испуган, колеблешься и расстроен, знай, что все это из-за темноты в тебе. Ты перерезал электрический провод божественного света, и лампа твоей души мрачна. Восстанови связь со Христом, Который сказал: "Я свет миру"
(Святитель Николай Сербский).
Отношения с Богом напрямую зависят от отношений с ближним:
"Освящение покидает смущенное и раздраженное сердце, омраченное враждой к ближнему. Так что быстрее помиримся с нашим братом, чтобы не лишать себя благодати Божией, которая освящает наши сердца"
(Святитель Нектарий Эгинский).
От 1 марта 2025
Как незаметно приходит охлаждение:
"Неверие происходит от того, что мы желаем славы человеческой"
(Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн).
От чего случается черствость:
"Четырьмя вещами душа делается пустою: переходами с места на место, любовию к развлечениям, вещелюбием и скупостию"
(Преподобный Исаия Отшельник).
Зачем нужны паузы и времена раздумий:
"Когда отец подходит к занятому игрой ребенку и ласково гладит его, то последний, будучи увлечен своими игрушками, этого даже не замечает. Он заметит отцовскую ласку, если чуть оторвется от игры. Так же и мы, будучи заняты каким-то попечением, не можем ощутить любовь Божию. Мы не чувствуем того, что дает нам Бог"
(Старец Паисий Святогорец).
От 28 февраля 2025
О постоянном желании иметь больше:
"Напрасно ты думаешь, что богатство или изобилие, или, по крайней мере, достаточество было бы для тебя полезно или успокоительно. Богатые еще более тревожатся, нежели бедные и недостаточествующие. Бедность и недостаточество ближе и к смирению, и ко спасению, если только человек не будет малодушествовать, а с верою и упованием возложится на всеблагий Промысл Божий. Доселе питал нас Господь и вперед силен сотворить сие... "
(Преподобный Амвросий Оптинский).
От 27 февраля 2025
Краткое богословие страданий:
"Христианский крест есть символ мужества, преодолевающего страдания, символ подвига, совершаемого в борьбе за правду. Способность добровольно идти на жертву для спасения других говорит о силе духа, а не о слабости и пассивности. Христианство никогда не восхваляло страдания, как нечто необходимое само по себе, и никогда не рассматривало их как самоцель. Но мир полон страданиями, а христианство, будучи всегда реалистичным, утверждает, что зло не отойдет добровольно, и что тот, кто вышел на борьбу с ним, никогда не избежит страдания"
(Святитель Лука Красноярский и Крымский).
От 26 февраля 2025
Просто о том, как исправлять себя:
"Вот если ты говоришь: «Нет никакого исправления», – какая ты у меня чудачка. «Нет исправления». Пример тебе слушай: когда придешь ты в рукодельную и сядешь за свое рукоделие, да руки сложи одна на другую, да так и сиди весь день, а к вечеру посмотри на свое исправление, то есть рукоделие, сколько ты наработала. Конечно, ничего. Так и исправление: будешь себя нудить, и исправление подвинется вперед"
(Преподобный Иосиф Оптинский).
От 25 февраля 2025
О спешке, торопливости и суете:
"Не торопись ни в чем; закон действий Божиих – постепенность, медленность, и зато – дивная твердость! Диавол тороплив, потому что не имеет в себе покоя и поспешностью склоняет ко всякому греху, потому что в поспешности нет премудрости"
(Святой праведный Иоанн Кронштадтский).
От 24 февраля 2025
Для свободного времени и отдыха:
Отец Иоанн (Крестьянкин). Подвижник. ФИЛЬМ
(на странице "Митрополит Тихон (Шевкунов)"):
https://vk.com/video-152013574_456240197
(скопировать ссылку и вставить в поисковике)
От 23 февраля 2025
Сравнение плодов Благодарности и ропота, а также о том, на что идет Бог, чтобы исцелить в человеке гордость и превозношение:
"Дарования Божии к человеку привлекает сердце, возбуждаемое к непрестанному благодарению. Искушение наводит на душу ропотная мысль, постоянно возбуждаемая в сердце. Господь терпит всякие немощи человеческие, не терпит же человека, всегда ропщущего, и не оставляет без вразумления. Душа, далекая от всякого озарения ведением, предается таковым (ропотным) мыслям. Уста, всегда благодарящие, приемлют благословение от Бога; и если сердце пребывает в благодарении, нисходит в него благодать. Благодати предшествует смирение; а наказанию предшествует самомнение. Гордящемуся попускается впадать в хулу, и превозносящемуся добротою дел попускается впадать в блуд, а превозносящемуся своею мудростью попускается впадать в темные сети неведения"
(Преподобный Исаак Сирин).
От 21 февраля 2025
Как Старец Иосиф Исихаст "работал" над собой:
"Каждый вечер на бдении Старец совершал проверку своей совести. Об этом он рассказывал нам так:
— Дитя мое, знаешь, как я поступаю?
— Как, отче?
— Я сижу и подвожу «баланс» каждого дня.
— Что за «баланс», Старче?
— Вот я сижу и с молитвой испытываю себя и проверяю, что я сделал нехорошо? Какая страсть еще сильна во мне? На что мне надо обратить внимание? Ага, на нерадение. Ага, на то, что не слежу за языком. На то, на другое. И сразу занимаю боевую позицию, чтобы исправиться. А на следующий день смотрю, что у меня получилось. И совесть, словно стрелка, это показывает. Как стрелка термометра показывает температуру, сколько сейчас градусов, жарко сейчас или холодно, так и стрелка совести показывает, как мы проводим жизнь.
Так Старец каждый день полагал начало и исправлял себя. Всю жизнь он не делал ничего иного, кроме как испытывал свою совесть, советовался с ней и оказывал ей послушание. Таким образом он мало-помалу совершенно избавился от страстей и достиг того, что совесть не обвиняла его больше ни в чем. Отсюда — дерзновение в молитве, отсюда — уверенность в рае"
(Старец Ефрем Аризонский).
От 19 февраля 2025
Воспоминание о Старце Гаврииле Самтаврийском:
"Однажды к старцу приехали из Тбилиси две женщины. Они долго беседовали, и батюшка Гавриил пригласил их к себе в келью. Посидев немного, женщины попросили у него разрешения покурить. Он, как ни в чем не бывало, позволил им покурить. Женщины спокойно начали прикуривать сигареты, как вдруг к келье подошла монахиня, прочла молитву и попросила разрешение войти. Женщины растерялись, им стало стыдно, и тут же эти зажженные сигареты всучили в руки старцу Гавриилу. И вот он сидит с двумя зажженными сигаретами в руках в своей келье, с двумя женщинами. Когда монахиня увидела старца Гавриила с двумя женщинами и с зажженными сигаретами, то, заикаясь от удивления, спросила: «Что? Как? Вы? Как так? Батюшка Гавриил, курите, что ли?» Женщины покраснели, не могли вымолвить ни слова, а батюшка посмотрел на монахиню, подняв брови, и сказал: «Да, а что? Когда хочу, с правой руки прикуриваю, а когда хочу, вот, с левой руки прикуриваю. Что здесь такого особенного?!» Монахиня извинилась и выбежала из кельи. Поняв, что произошло, те женщины бросили курить!"
От 18.02.2025
"Скромность – трудноисполнимая форма добра! Человек, болезненно думающий о том, как бы в чем не поставить себя ниже другого и как бы поставить себя выше другого, не способен к созидательному труду. Тем более к высшему, духовному… Тщеславие есть признак не только нравственного, но и умственного застоя… И скромность отнюдь также не означает слабости, как думают некоторые, опасаясь скромности. Она, и только она есть сила и доблесть духа. И в жизни обществ и народов «гордыня идет перед погибелью». Уровень культуры прямо пропорционален скромности общественной и международной. И оттого Слово, создавшее миры, приняло на Себя жизнь скромного Человека и прошло страдальческим путем жизни, показывая дух скромности, как свет, ведущий в бесконечную славу Небесного Царства. Смирение Христа Иисуса стало печатью истины в человеке"
(Святитель Иоанн Шанхайский).
От 17.02.2025
"Корни неблагодарности — в человеческой ненасытности; сколько человек ни получит, всего ему мало, он не благодарит, а ропщет за то, что не получил больше... Но те немногие, которые всегда и за все благодарны, получат от Бога великую славу и честь, великую благодать"
(Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).
От 15.02.2025, Сретение Господне
"Мы опытно знаем, что Бог всемогущ и нет ничего, что было бы выше Его Божественной силы. А любовь Христова выше человеческого разумения, она готова не только на помощь, но и на прощение грехов и даже нашей неверности. И вера — знание, которым дышит наша молитва, дает молящимся радость переживать чувство живого общения с Богом. Близок Господь ко всем призывающим Его (Пс. 144, 18). А восчувствовав сретение Бога, мы не на руки приемлем Его, но в самое сердце, которое ликует и играет духовной легкостью и теплом"
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
10.02.2025
"Откуда же берется бес осуждения? От гордости, оттого, что многие считают себя выше и лучше других. Осуждаем мы также от злобы, от ненависти,- от того, что любви очень мало в сердцах наших".
(Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).
От 09.02.2025
"Терпение — это самое сильное лекарство, которое лечит тяжелые и долголетние беды. Большинство бед проходят только благодаря терпению. Великое терпение распутывает самое запутанное и приносит божественные плоды: там, где ты не видишь никакого решения, Бог дает наилучшее решение"
(Преподобный Паисий Святогорец).