Версия по теории русловых названий(ТРН).
"Как пишет краевед Н. А. Зонтиков, «по вопросу о происхождении названия города Костромы всегда существовало две основные точки зрения: первая — город получил название от реки Костромы, вторая — его название происходит от имени языческого божества». В этой научной дискуссии точка не поставлена до сих пор."
Что можно сказать? Это достаточно разумный вывод без "финно-угорщины", так любимой специалистами. А ведь пойти дальше в рассуждениях и всё бы встало на свои места. Но для этого нужно сделать серьёзное допущение: 1. русские предки не были примитивными и умели "речную топографию" и картографию 2. слова состоят из слогов, которые являются другими сокращёнными словами, в случае с Костромой, очевидными.
Костра-ма, где "ма" всегда "мать", это понятно любому русскому человеку. "Костра"- солома, не только льняная, но и хлебная. Похожесть слова "костра" с "костром" не случайна и не связано с сжиганием костры. Ко-с-тёр-это "трепыхание" огня, ко-с-тра аналогичное "трепыхание" зернового поля на ветру.
Костра-ма- "мать зерновых полей". Глядя на карту становится понятен этот образ: река Кострома до впадения в Волгу "рисует могучую женщину". Как видно, до сих пор поля в этом месте обрабатываются.
Тот же самый символ и в городе Муром(Мурома), образ Матери земли, "нарисованный" рекой, город Арзамас, река Сухона, река Енисей, река Андома, река Нюксеница, река Мокша, город Вязьма, статьи в списке.
И так же, как в Муроме, было открыто четыре монастыря на небольшой город, так именно в этом месте, устье "языческой" Костромы, находится Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь. Можно сказать, что тут есть некоторый момент "издёвки" над древним символом.