Огам - алфавит деревьев

Зирк Алексей
* Огам - алфавит деревьев
* http://proza.ru/2025/03/15/964
* Psychoterika AZ. Эзотерика. Сборник
* http://proza.ru/2017/12/02/696
________________________________


ОГАМ - АЛФАВИТ ДЕРЕВЬЕВ

Огам, древнейшая форма кельтского и пиктского алфавита, часто упоминается в мифологии ирландских кельтов и пиктов, возможно, являвшаяся тайнописью. По легенде, его изобретателем был Огма. Эта система письма возникла в III - IV вв. н. э., хотя есть сведения, что огам использовался уже в I в. до н. э.

Большинство дошедших до нас надписей на огаме сохранилось на камнях, находящихся в различных районах Шотландии и Уэльса; больше всего таких памятников в Ирландии. Около трети всех камней с надписями на алфавите Огам сосредоточено в графстве Керри. Этот алфавит имеет форму прямых и наклонных линий.

Старинная Книга Баллимота (XIV в.) подробно разбирает особенности письма огам и излагает легенды, связанные с ним. Огам иногда называют Алфавитом Деревьев, поскольку каждая из его букв связана с названием какого-нибудь дерева.

Сама природа огамической письменности препятствовала записи сколько-нибудь пространного текста и любому быстрому чтению. Трудность, связанная с беглым чтением будет понятна, если мы посмотрим на структуру огамического письма.

Огамический алфавит состоит из набора прямых и наклонных черточек и точек, расположенных поперек воображаемой или реальной прямой линии и по обеим ее сторонам. В ирландской терминологии она носит название flesc «ветвь». Вместо раздельного написания знаков начертания располагаются вдоль линии. Это своего рода «коньковый брус со стропилами», или «стержневая линия», которую называют «друим». Все написанные знаки прикрепляются к этой линии сверху, снизу или пересекая ее.

Как правило, знаки огам записывались по вертикали снизу вверх. В случаях горизонтального письма, как на некоторых археологических находках, верхняя сторона друима считается левой, а нижняя - правой. Таким образом, можно условно сказать, что огам пишется слева направо. Когда встречаются надписи на вертикально поставленных каменных плитах, то здесь знаки вписаны между плоскими поверхностями по срезу, то есть по ребру. Гласные знаки отмечались на твердых материалах в виде углублений или точек.

Деревья считаются той мистической основой, на которой возник огам. Основным источником информации по традиционному огаму является рукопись пятнадцатого столетия, Книга Баллимот, где в разделе "Ogham na nGadhel" подробно излагается история возникновения ирландского огама. В виде вопросов и ответов, метода, обычного для процесса обучения, в отрывке говорится:

«Откуда и с каких времен, от кого и по какой причине возник огам?»

Ответ: «Место это называется остров Гиберния, где мы, скотты, обитаем.А произошло это во времена Брисса, сына Элатана, короля всей Ирландии. Создателем стал Огма из ирландского пода Мак-Элатан:он был сыном Дилблаза и братом Брисса; Брисс, Огма и Дилблаз - все трое были сыновьями Элатана, а он был сыном Дилблаза».

В современном ирландском языке слово «огхам» понимают как древний алфавит, а родственное ему гаэльское слово «огхум» относится к понятию "оккультные науки". Именем Огмхимос ирландцы называют месяц летнего солнцестояния июнь, потому что имя Огма ассоциируется с древнекельтским богом Солнца.

Каждая руна Огама символизирует одно определенное дерево, а также соотносится с определенным периодом года (как правило, около месяца). Огам характеризуют как систему, с которой лучше всего общаться на лоне природы. Именно с огамом вы можете максимально почувствовать энергетику окружающего мира и привести себя к гармонии.

Первый огам. Береза. 24 декабря — 20 января

Эта буква огама называется Beth и Она обозначает звук «b». Beth соответствует второй букве гаэльского алфавита Beath, которая, подобно своему огамическому аналогу, символизирует белое дерево очищения, посвященное Великой Богине-Матери. В странах Скандинавии появление первых березовых листьев служит приметой для начала сева яровой пшеницы. В ирландской огамической традиции береза считается первым растением, предоставившим древесину для записи огамического текста.

Месяц березы — это хорошее время, чтобы творить магию, связанную с новыми начинаниями. Так же хорошо в березовый месяц определяться с каким-либо решением, энергетика месяца поможет вам в этом. Береза хороша для отведения злых духов, защиты от дурного глаза и помощи в исцелении. Не зря детские колыбели делали именно из березы или размещали веточку березы у изголовья кроватки больного ребенка. Фермеры высаживали вокруг своих наделов березы для защиты от молний.

Береза, так же, символизирует вечное перерождение лета, возвращение животворящего тепла, которое дарит рождение и нечто новое.

Другими атрибутами Beth является белый цвет и фазан, «наилучшая птица среди летающих». Буква Beth фигурируют в качестве зашиты против всех несчастий, физических и духовных. С ее помощью можно противостоять неважному году дел и избавиться от них, положив начало новому циклу, не отягощенному недоделками, отсрочками или незавершенностью предыдущего предприятия.

В гадании это огам предзнаменования. Событие, которое он предрекает, может быть как положительным, так и отрицательным. То, что написано в Книге судьбы, обязательно произойдет. Во всех случаях, появление в гадании этого огама говорит о том, что скоро что-то произойдет, придут некие изменения. Какие и в какой сфере — вам подскажут другие огамы.

Второй огам. Рябина. 21 января — 17 февраля

Второй буквой в огамическом ряду стоит Luis, обозначаощий звук L и рябину По традиции рябина считается магическим деревом; англичане называют ее горным ясенем, лучезарным деревом и деревом жизни.

Она служит защитой от психического нападения и развивает способность к восприятию и предвидению. Рябиновым прутьям и кнутам также приписывают особое магическое свойство; в свое время извозчики имели обыкновение усмирять ими «заколдованных» лошадей. Также считалось, что рябина обладает сродством с металлами, и ее применяли в качестве «волшебной лозы» в поисках сокровищ.

Буква Luis также олицетворяет собой утку, которая плавает в половодье над местом своего гнездования. В кельтском язычестве к утке относились как к священной птице, находящейся под покровительством речных богинь. В прежние времена утку подавали к столу вместе с желе из ягод рябины. Месяц рябины хорош для той магии, которая направлена на становление внутренней силы, взаимодействие с духами мертвых и гармонизации внутренней энергии. Две ветви рябины, связанные между собой нитями красного цвета, хорошо защищают дом от злых духов. Веткой рябины посвящали молодой скот, размещая потом выбранную веточку над коровником. Считалось, что молодое поголовье будет, таким образом, защищено от порчи.

Кельты называли рябину шепотом деревьев, по поверьям, именно она хранила те секреты, которые не были доступны другим деревьям и могла открыть их только избранным людям.

Рябину часто размещали на могилах, чтобы избежать «брожений» покойника по свету. Наряду с чесноком и осиной это растение считается мощным репеллентом от вампиров.

В гадании эта огама символизирует необходимость сохранять терпение. Он говорит о том, что не следует подгонять события: они должны созреть.

Все в мире требуют времени, любая ситуация должна дойти до своего логического конца.

Также эта буква может предупреждать о том, что кто-то стал объектом вмешательства на психическом уровне; она также указывает на то, что при соответствующих мерах предосторожности этот человек не пострадает от попытки вмешательства.

Третий огам. Ольха. 18 марта — 14 апреля

Третья буква огама — Fearn.В британской мифологии ольха как священное дерево олицетворяет собой обожествленного кельтского короля Брага.

Буква Fearn связана с духом по имени «Fear Dearg» (англизированное Far Darring), «Рыжий Человек». Согласно легенде, «рыжие люди» пользуются доброй славой; они помогают людям возвращаться с того света. Но, как и многие другие ирландские эльфы, рыжий гном также и проказник. Зимой, в поисках тепла, он может появиться у домашнего очага, и кто неосмотрительно прогонит его, тому удачи не видать. Подобно тисовому дереву, ольха — «дерево кровоточащее». Из-за этого, по народному поверью, рубить это священное дерево считалось кощунством, способным навлечь пожар на жилище того, кто его срубил.

Fearn — это огненное дерево, применявшееся с целью освобождения земли от воды. Орнитологически этой букве сопутствует чайка, Морские ведьмы, вызывая ветер, имитируют крики чаек; таким же образом можно использовать ольховое дерево, изготовив из молодого побега ольхи волшебный свисток, который тоже способен призывать ветер. В магическом смысле начертание этой буквы лучше всего служит целям личной защиты в конфликтных ситуациях и освобождению от любых наветов.

Ольха помогает наладить связь между матерью и дочерью, так что, если в этой сфере у вас возникли проблемы, просить о помощи нужно именно это дерево.

Если вы чувствуете на себе чье-то постоянное психическое давление со стороны, носите в сумке веточки или листья ольхи, она защитит вас от негатива и усилит вашу психическую устойчивость.

В гадании эта огама воли. Воля Вопрошающего сильнее самых странных желаний, разум победит самые безумные из них. Все ваши проблемы будут решены только вашим разумом. Если корни вашей проблемы таятся в прошлом, выпадение этого огама говорит о том, что ваше поведение задело кого-то и теперь вам приходится расплачиваться за это.

Четвертый огам. Ива. 15 апреля по 12 мая

Следующая буква и следующее дерево — это Saille; ее фонетическое значение «S», ее дерево — белая ива. Орнитологическое соответствие этой буквы — Seg, сокол или ястреб. В народной медицине из ивы составляют средства от болезней, вызванных сыростью.

При гаданиях эта буква сильнее ночью, чем днем, за исключением случаев, когда Луна видна в дневное время. Ее сила колеблется в соответствии с циклами лунных фаз. Эзотерически такая выдающаяся податливость демонстрирует гармоническую уживаемость Saille с условиями окружающей среды.

Считается, что для того, чтобы привлечь романтическую любовь, нужно носить с собой в мешочке листья ивы. Браслеты из ивовых прутиков, повязанные на руки двух друзей, сделают такие узы неразрывными.

Работа с ивой хороша в тех сферах, где царить любовь, эмоции и взаимопонимание. Во всех этих сферах вам поможет именно тот дух, который находится в иве. Месяц ивы хорош для сотворения любовной и сексуальной магии.

В гадании Знак предвещает энергетическое восстановление и хорошее здоровье. В любви обещает очень радостную встречу. В целом это символ развития к лучшему во всех вопросах. Это дерево отвечает за эмоциональную и чувственную сторону жизни. Если вы ищите способ решения некой проблемы, этот огам указывает на то, что нужно обратиться к велениям сердца. Если этот знак выпадает в прошлом, в котором вы ищите причины нынешних проблем, он говорит о том, что ваши поступки были слишком безрассудными и эмоциональными.

Пятый огам. Ясень. 18 февраля — 17 марта

Nuin или Nion, пятая буква огамического алфавита; она обозначает звук N.

Ясень — это дерево возрождения и обновления; это связь того, что вверху, с тем, что внизу; это символ связи мира духовного с миром материальным. Это коридор между внутренним миром и миром внешним. По древнескандинавской мифологии, именно под ясенем Иггдрасилем находится космическая соединительная ось, связывающая три мира — подземный, срединный и верхний. Это место, где три норны ткут судьбы людей. Гроздья ясеневых плодов, подобные связкам ключей, подразумевают силу, способную приоткрыть дверь в будущее. Но подобно тому, как семена пускают ростки только лишь на второй год после падания на почву, так и раскрытие будущего может потребовать длительного времени. Орнитологическим атрибутом ясеня является бекас.

Ясень способен отталкивать змей. Об этом упомянул даже Плиний, написав, что змея, окруженная листьями ясеня, скорее побежит через огонь, чем через листья.

Также это дерево способно буквально впитывать негативную энергию, освобождая от нее человека, животное, или помещение. Негативной энергией является так же и энергия болезни. Именно поэтому ясеню предписывают целебное значение.

Месяц ясеня хорош для той магии, что направлена на саморазвитие и познания себя с целью принести в дальнейшем пользу другим людям.

Листья ясеня, хранящиеся под подушкой, способны вызвать вещие сны.

В гадании Огам предрекает, что Вопрошающий скоро узнает нечто, до сего момента сокрытое в его жизни. В профессиональном или эмоциональном плане указывает на существование поступков или вещей, которые ранее были тайными. Ясень связан с потусторонним миром и со скрытыми силами. Не забывайте что все, что вам дается, дается с какой-то целью. Разумеется, эта цель должна быть благой. Обобщив, можно сказать, что на нынешнее положение дел Вопрошающего влияют те события, которые имели место ранее и корень проблем нужно искать именно в прошлом.

Шестой огам. Боярышник. 13 мая — 9 июня

Шестая буква огама — это Huath, иногда упоминаемая как Uath. Ее фонетическое значение — звук «h». Huath — это дерево богини плотской любви, боярышник колючий и круглолистый. Другое название боярышника — «майское дерево», потому что месяц Huath длится от середины веселого месяца мая, то есть от 13 мая, до 9 июня.

Корона убитого короля Ричарда III была найдена в 1485 г. при Босуорт Филд на кусте боярышника. Вот почему принести цветы «майского дерева» в дом в народе считалось плохой приметой: это к несчастью. Это дерево в народе всегда считали «заколдованным», и всякому, кто достаточно безрассуден, чтобы посягнуть на него, не миновать злой участи. В Ирландии повсеместно верили, что виновный в уничтожении священного боярышника будет наказан. В подтверждение этой веры еще свежо преданиe об уничтожении боярышника при прокладке дороги к злополучному заводу «De Lore» в Северной Ирландии. Катастрофическое крушение этого предприятия местные жители связали со злой судьбой, накликанной вырубкой боярышника. Смерть детей или падеж скота, потеря накопленных денег — удел тех, у кого хватило дерзости уничтожить этот колючий кустарник. С приходом христианства этот обычай был включен в культ святой Моники. Новое имя затмило языческую богиню древесного пантеона. Буква Huath — магическая защитница от всех зол; она привлекает силы потустороннего мира. Орнитологическое соответствие Huath — это hadaig, или «ворона, которая каркает по ночам».

Магия этого растения направлена на восстановление справедливости, защиту слабых и неимущих. Также боярышник является очень сильным сексуальным амулетом, как у мужчин, так и у женщин.

Если сплести венок из боярышника с лавром и оставить его под полной луной, можно увидеть, как феи придут танцевать вокруг него. Безмерная удача и успех ждут того, кто будет носить этот венок впоследствии.

Веточку боярышника нужно иметь в сумке, когда отправляешься на рыбалку — с таким амулетом обязательно повезет в улове.

Нельзя отрезать ветки цветущего боярышника, этим можно навсегда обидеть фей. Нельзя заносить отрезанные цветы боярышника в дом до первого мая — этим можно навлечь страшную беду.

Из-за того, что боярышник способен воздействовать на потенцию и вообще корректировать рождаемость, веткой этого куста благословляли свадьбы.

В этом месяце уместно делать обряды на привлечение удачи, сексуальной страсти и лечении всех видов сексуальных расстройств. К целебным свойстам боярышника относиться так же и то, что он способен уберечь от депрессии.

В гадании знак предвещает рождение чего-то. Здесь речь может идти о рождении ребенка или о появлении новой идеи или интересного проекта — чего-то очень важного для Вопрошающего. У этого растения очень активная энергия, связанная с потенциалом воспроизводства чего-то нового.

Седьмой огам. Дуб. 10 июня — 7 июля

Duir, дуб обыкновенный или черешчатый (Quercus robur, современное ирландское dair и валлийское derwen), — седьмое священное древо огам. Фонетически она передает звук «D». В духовной традиции всех народов Европы дуб считался самым могущественным деревом и был посвящен главному европейскому богу неба, известному под именами Зевса, Юпитера, .Тараниса, Дагды, Перуна, Зунора, Зора и множеством других. В этом аспекте название буквы родственно ирландским словам со значением «твердый», «неуступчивый», «стойкий» и «тайный». Священный месяц буквы дуир, эзотерически понимаемый как «врата года», приходится на время летнего солнцестояния — между 10 июня и 7 июля. Интересно отметить, что слово Duir похоже на слова, которые обозначают «врата» во многих европейских языках: ирландское «doras»


Алфавит и термины

Известно, что словом «огам» обозначалась не только сама письменность, но и своеобразный тайный язык, одной из особенностей которого являлась замена букв в определённых слогах их названиями. Значение этого слова неясно. Согласно преданию, огамическое письмо было названо так по имени создателя, однако более вероятно, что название письменности было впоследствии распространено на своего мифического создателя.

По предположению профессора Риса, слово «огам» означает «искусное употребление слов». По предположению Ричардсона, это слово происходит от греческого слова agma, так как создатели огамического письма хотели назвать его по какой-либо особенности, отличающей её от других письменностей. По его мнению, огамическое письмо было названо письменностью agma по той причине, что она усовершенствовала свой образец знаком для звука, обозначавшегося в греческом языке буквой  (назализованное «г»). По мнению профессора Дэмиена Макмануса, название письменности связано с ирландским словом og-;aim, которое означает «острый рубец», отсылая к рубцу от режущего оружия, с помощью которого высекались надписи.

Особенности

Огамическое письмо, как и руны, имеет ряд особенностей, отличающих его от прочих алфавитных письменностей. Среди них следует выделить алфавитный порядок. Алфавит состоит из двадцати знаков (др.-ирл. feda) и делится на четыре группы, называемых aicm; (мн. ч. от др.-ирл. aicme, что означает «семья»), по пять букв в каждом. Другой особенностью является то, что знаки представляют собой чёрточки, нанизанные на основную линию: от одной до пяти чёрточек в знаках каждого aicm;, за исключением forfeda.

Сам алфавитный порядок огамического письма называется «Beith-Luis-Nin», по названию первых двух букв первого aicm; — beith и luis. Первый aicm; состоит из пяти букв для звуков [b], [l], [n], [f], [s], поэтому Р. Макалистер предположил, что огамический алфавит изначально назывался «BLNFS». По одной из теорий, слово Nin, не являющееся названием буквы, но присутствующее в названии и обозначающее буквально «раздвоенная ветка», присутствует потому, что этим словом называлась буква в целом; по другой версии, Nin — обозначение последней буквы первого aicm;, а Luis — не название второй буквы, а сокращение от названий второй, третьей и пятой букв (LVS).

Каждое aicm; называется по названию первой буквы, входящей в него. В Aicme Beithe входят буквы b, l, f, s, n; в Aicme h;atha входят буквы h, d, t, c, q; в Aicme Muine — m, g, ;, z, r; в Aicme Ailme — a, o, u, e, i. Также существовали пять добавочных букв — forfeda — которые обозначали дифтонги eo, oi, ui, io, ae.

Направление письма — слева направо или снизу вверх. Специальных словоразделительных знаков не было, и края предложения выделялись уголками: начало — знаком , конец — знаком . Ниже даны изображения знаков алфавита в зависимости от направления письма.


Время создания и памятники

Большинство сохранившихся памятников, имеющих надписи огамическим письмом, восходят к V—VI вв. н. э.; распространено оно было в Ирландии и Британии. Большинство учёных сходятся в том, что огам возник под влиянием какого-то другого алфавита: чаще всего в качестве источника называют латинский алфавит, широко распространённый в Римской Британии, и германский футарк (за него говорят, в частности, присутствие букв для звуков [h] и [z], присущих германским языкам, но отсутствующих в древнеирландском). Создание огама следует относить, вероятно, к IV веку н. э., поскольку лингвистические характеристики самых ранних надписей позволяют датировать их именно этим временем. Так, в огаме присутствует буква, которая, видимо, означала лабиовелярный звук [gw] (в надписях она не засвидетельствована, но явно присутствовала в огаме изначально). Звук этот совпал в древнеирландском языке с [g], но он реконструируется на основе соответствий типа др.-ирл. guidid : валл. gweddi «молиться» (при том, что обычно валлийское gw- соответствует ирландскому f-).

В ирландской саге «Воспитание в доме Двух Чаш» чародей Мананнан настраивает сына против отца, предлагая заговорить последнего:

«И скажи ему, чтобы не возвращался он в дом, который покинет, покуда не станет снова одним огам и аху, земля и небо, солнце и луна».
Что такое «аху», достоверно неизвестно. Чешский грамматолог Ч. Лоукотка упоминает, что ирландцы называли огамом не только само письмо, но и ритуальный камень, который клали в головах покойника. Огамические письмена как раз нанесены именно на такие могильные камни. Сравните также формулу ирландских саг:

«Установил на могиле камень и высек на нём имя».
Согласно «Словарю учёного», «Книге захватов Ирландии» и ирландскому фольклору, огамическое письмо было изобретено скифским царём Фением Фарсайдом, внуком Магога и родоначальником ирландцев. После Вавилонского столпотворения он с 72 учёными изучил смешение языков и изобрёл еврейскую, греческую, латинскую и огамическую письменности.