Капица Сергей. Англия - СссР. 14-ее частъ

Артур Живаго
...Для матери Капицы её сыновъя
и студентами всё равно маленькие...
Что она пережила, когда её муж Пётр Капица
  отпустил и благословил своего старшего,-
их старшего сына в 15 лет в экспедицию
в Баку на поиск такой нужной СССР нефти
  на советские танки и самолёты..,-
одному лишь материнскому сердцу и известно !!!

………..Сохранилось фото:
Сергей Капица студент МАИ. 1945 г.

  Но вот вскоре настпил 1949-й.
В курсе механики студенты изучали
  возмущенное движение маятника
 и профессор Свешников* сказал,
что есть ещё один любопытный, но,-
малоизученный вариант такого движения:
если очень быстро колебать подвес маятника,
то его движение существенно меняется,
но объяснения этому явлению тогда не имелось.

 Сергей Капица рассказал дОма эту задачку
  о маятнике своему отцу, который занимался
тогда движением электронов в магнитном поле
и он быстро разобрался в этом явлении !!!

Вышла его классическая работа о движении
маятника с колеблющимся подвесом !!!
Он подарил своему старшему сыну ‘оттиск
этой работы с очень трогательной надписью.

   В дипломе у Сергея Капицы указана
  Специальность,- самолётостроение!!!

Одним из курсовых проектов была разработка   
    катапультируемого сидения самолёта,
которое выбрасывалось за счёт
 тяги ракетных двигателей !

 Пилота не выстреливали как из пушки,
со страшной ударной нагрузкой на позвоночник,
а размещали позади сидения две пороховые ракеты,
которые в гораздо более спокойном темпе
выносили сидение из кабины вверх !

 Сергей Капица разобрался в работе пороховых
 ракет и спроектировал такое сидение,
 когда и ныне этот подход лежит в основе
   технологии спасения лётчиков
в аварийных и экстрим-ситуациях !!!

При расчёте таких катапультируемых сидений
необходимо знать предельные перегрузки,
переносимые  даже подготовленным человеком!

……Для этого группа Капицы обратилась
к немецким данным, полученным при опытах
………на советских военнопленных………

 Фото-графия 27 апреля 1949 г
  Сергей Капица в институте.

В институте была лётная практика на аэродроме
в Долгопрудном, где для этих целей
предназначался  2хместный учебный самолет У-2.

В первый раз инструктор, подняв его в воздух,
передал Сергею Капице ручное управление !!!
передать те первые чувства собственного
полёта – пилотирования,- словами нельзя….

Полетали-полетали и, когда вернулись
 в аэропорт, он спокойно сказал:
«- Вы ведь раньше летали. Я вижу, что вы
  уже управляли самолетом !»

 Сергей Капица ответил, что это в первый раз,
  но инструктор просто не поверил:
«Нет ! Так первый раз не летают..!!»

Возможно, у первачка’ очень хорошо получилось
 потому, что Капица ясно представлял себе физику
  полёта и имел опыт управления яхтами !!!

Позже, Сергей Капица вполне освоился
    и летал в самых разных местах
 даже при любой погодной сложности !!

  Последний раз это случилось в Англии.
  Сергей Капица встречался в Лондоне
            с учёным из фирмы IBM,
 связанным с вычислительной техникой !

Капице тогда нужно было срочнее – срочного
   попасть из Лондона в Кембридж,-
на «малую РОДину» своего рождения !!!

И ведь по закону МелкоБритании такое:
    Рождённый в Англии автоматически
не прирАвнивался, а становился законным
 гражданином Англии – ВеликоБритании !

  Англичанин неожиданно предложил:
«Давайте полетим на моём самолете !
…………Я лечу в Манчестер,
а оттуда отвезу вас в Кембридж !»

 Они поехали в аэропорт под Лондоном,
 сели в его маленький самолет
   и вдвоем полетели в Манчестер,
 а уже’ оттуда отправились в Кембридж,
    лететь надо было часа полтора.

  Сергей Капица  рассказал ему,
    что умеет водить самолёт
 и англ предложил пилотировать.

  Капица взял штурвал, выдерживал высоту
полета, направление, и чих-чих,- так и летели.

Вдруг видит, что под ними — а летели на высоте
примерно 2000 метров — 2 километра,-
    проходит большой вертолёт.

 Они расходимся как в море корабли,
он ниже в своём эшелоне, а Капица над ним
            на большом расстоянии.

  А всё это время его спутник-англ
возился с радио и никак не мог установить
связь с родным для Капицы Кембриджем.

Но это была его забота, а Капица летел себе,
вывел самолет куда надо, и только в последние
минуты перед посадкой передал ему управление.

   Они благополучно приземлились
в Кембридже — и вдруг жуткий скандал —
   почему ваше радио не отвечало ??!
 
 Почему вы так безобразно себя ведёте ??!
 ……….В общем,- вау – Вау - ВАУ..!!!

 Оказалось, что на том самом вертолёте,
   который пересёк их курс,
летел Принц Уэльский, и поэтому был
……объявлен большой аврал….

А у их самолёта не только не работало радио,
но ещё и самолетом управлял иностранец…

Но все обошлось хорошо и для Капицы
…….и для Принца Уэльского………

Единственное, чего так никогда и не сделал
  Сергей Капица…,-  не прыгнул с парашютом,
хотя это и входило в ПОДГОТОВИТЬельную
 специальную лётную программу. !!!

Но тогда Сергей Капица как раз ухаживал за Таней,
собирался жениться, и она ему прямо сказала,
 что она не хочет начинать свою семейную
   и счастливую жизнь с вдовства….
Да и мамы с обеих сторон навалились снова,
  как и в его младо-15-летнего поездку
в нефте-поисковую экспедицию…

К счастью, прыжки с парашютом не были
обязательной частью учебной программы,
иначе-бы Сергей непременно прыгнул
и кто знает, как-бы в этом случае сложилась
   его первая семейная жизнь….

   1945 год: Сергей Капица окончил
2й курс авиастроительного института.
Летом 1945-го американцы взорвали
первые атомные бомбы по Японии..!!!

Тогда же начало портиться то настроение
приподнятости и надежд, которое наступило
   после Победы СССР над фаш-Гермашкой.

После Хиросимы в СССР был создан
«Специальный комитет» по Атом-бомбе,
  который возглавил Берия.

В состав этого комитета был включен
 и Пётр Капица,-отец Сергея Капицы.
Так он попал под начало человека,
с которым сработаться был органически
    не способен внутренне.- ДУХом…

Вскоре началось наступление на очень важное
для отца дело — кислородную промышленность,
которую он создавал и от которой был, в конце
………то концов, несправедливо отстранён…
   Берия не любил самостоятельных
   и не раболепных пред ним…
А Пётр Капица не раболепил пред Берией !!!

Самым сильным ударом для Петра Капицы
….было его снятие с поста директора
…..Института физических проблем…

У Петра Капицы отняли институт, установки,
 те самые, что при организации института
….ему прислал из Англии Резерфорд*…

  Отняли также всех его сотрудников...
И лишённый возможности работать,
  он жил практически безвыездно
     на даче на Николиной Горе,
  никогда даже не ночуя в Москве…

.....Сохранились фото:
Хата лаборатория П Л Капица
в хате-лаборатории 1947 г
.....Первые полгода........

Первые полгода Петр Леонидович Капица
был в глубоком расстройстве и тяжело болел.
Однако затем он вновь начал работать,
работать в любых условиях, последовательно
и неуклонно добиваясь всего необходимого !

В дачной сторОжке он оборудовал себе
лабораторию, и в этой хате-лаборатории,
 как он её называл, ему помогали лишь сыновъя,-
  Сергей Капица с братом Андреем,
который в это время заканчивал школу
и порой причинял всем немало беспокойства
своим неуёмным и экспрессивным характером…
&&^^^^^ее*ээ^^^^^&&
………27 апреля 2025 г.
Бой-ГОРловка Бой-Донбасс
   *ДНР – НовоРОСсия*
Сергей Капица. Англия-СССР
1 http://proza.ru/2025/04/13/1644
2 http://proza.ru/2025/04/13/1631
3 http://proza.ru/2025/04/13/1598
4 http://proza.ru/2025/04/13/1585
5 http://proza.ru/2025/04/13/1497
6 http://proza.ru/2025/04/13/1458
7 http://proza.ru/2025/04/13/1437
8 http://proza.ru/2025/04/20/24
9 http://proza.ru/2025/04/20/18
10 http://proza.ru/2025/04/20/7
11 http://proza.ru/2025/04/27/672
  ФИО и пояснения к 11-й части
http://proza.ru/2025/04/27/703
12 http://proza.ru/2025/04/27/659
14-А http://proza.ru/2025/04/27/647
14ее http://proza.ru/2025/04/27/627
15 частЪ..  18 ч….  21 частЪ…