Линия В. А. Ватагина анималистические произведения

Артём Киракосов
«Линия Ватагина»
АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Василия Алексеевича Ватагина
(20 декабря 1883, Москва, Российская империя, —
31 мая 1969, Москва, РСФСР, СССР)

из хотьковского собрания семьи Бибиковых
в тарусском собрании семьи Плетнёвых



«Бегемот», 1930-е
серая речная необожжёная глина, ручная лепка

«Собака "Фрам" С. Турова», 1932
Бумага, графитный карандаш

  «Куница», 1930-е — 1950-е
Автолитография, акварель, кисти

«Мангуст», 1930-е — 1950-е
Автолитография, акварель, кисти




Скульптура «Бегемот», 1930-е, серая речная ("тарусская", с берегов Оки? с ильинского омута \ поймы реки Таруса [как знает внук Василия Алексеевича Ватагина Николай Евгеньевич Ватагин]?) необожжёная глина, ручная лепка (без использования проволочного каркаса и специальных скульптурных инструментов), 22,8 х 12,0 х 24,0 см, рисунок графитным карандашом «Собака "Фрам" С. Турова», 1932, и две чёрно-белых автолитографии с акварельной подкраской, «Куница» и «Мангуст», 1930-е — 1950-е годы, известного скульптора, графика, живописца, путешественника, педагога, учёного и философа, действительного члена Академии художеств СССР (1957), лауреата Сталинской премии СССР премии 3-й степени (1952), лауреата Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1968), Народного художника РСФСР (1964), Заслуженного деятеля искусств РСФСР (1947), профессора (1965) МВХПУ (РГХПУ) им. С.Г. Строганова, создателя и апологета советской анималистической школы в изобразительном искусстве, Кандидата зоологии (1907) Естественного отделения Физико-математического факультета Московского университета Российской империи, Василия Васильевича Ватагина, происходят из собрания близкого Ватагину Заслуженного деятеля искусств РСФСР (1955), председателя Студии военных художников им. М.Б. Грекова, мастера гравюр по дереву и линолеуму, Виктора Сергеевича Бибикова (1903, Душоново, Богородский уезд, Московская губерния, Российская империя — 1973, Москва, РСФСР, СССР), которому они и были в своё время  преподнесены в дар автором.
Интерес к произведениям и личности Василия Алексеевича Ватагина от Бибикова-старшего перешёл к его дочери, Валентине Викторовне, тоже зоологу, как и Ватагин, которая, по стечению обстоятельств, училась на Охотоведческом факультете Московского пушно-мехового института ("Пушмех") вместе с будущим самым известным священником СССР и одним из наиболее одарённых, перспективных и вдумчивых учеников Ватагина, Александром Владимировичем Менем (1935, Москва, РСФСР, СССР — 1990, Загорск [ныне Сергиев Посад], Московская область, РФ). Именно Мень, не только учившийся у Ватагина, хоть и недолго, юношей, не более двух лет, с 1952 по 1954, в его 17 \ 19, на практическом рисовании различных зверей и птиц в покое и в движении с натуры в Московском зоопарке и в музеях на `тушных` образцах статики: Московского университета, Дарвиновском, Зоологическом, — но и много беседовавший с Учителем о самом разном, о Высшем, о происхождении и сущности, характерах, чувствах и образах животных в искусстве, оставил нам  ценнейшие замечания в своих записях о взглядах, мирочувствии и мышлении Ватагина. Юный Мень увидел, что Василий Алексеевич видел в животном мире не только зоологию и физиологию, восхищаясь внешностью, строением, характером движений, особенностями окрасов, но проникал в философию животных, в картину эмоций и устойчивых повадок, узнавая в них существа, которым дано знать, ощущать и предвидеть куда более, чем мы это себе можем представить. Ватагин наделял животный мир особенным духом, связью с Вселенским Мирозданием, в чём будущий священник, исповедник, богослов, проповедник и учёный, Александр Владимирович Мень, увидел родственность ума и мировоззрения Василия Алексеевича восточным религиям, верованиям, мифологии и традициям, древним, но живым и по сей час, последователем которых был, как в своей молодости, так и тогда, когда Мень у него занимался, Ватагин.
Это подтверждает и известный рисунок (белая бумага, простой графит) 1920-х годов бегемота, выполненный Ватагиным с древнеегипетской пластики (майолика?). Представляемый отреставрированным ныне сероглиняный «Бегемот» 1930-х практически полностью повторяет по образу, позе, детализации и состоянию животного древнеегипетскую статуэтку. Бегемот — одно из излюбленных, часто изображаемых Художником животных. В обширном художественном, научном и популяризаторском наследии Василия Алексеевича изображения бегемотов встречаются довольно часто (но графика, хотя цветная); они, по мнению специалистов, относятся к лучшим и наиболее известным творческим работам Ватагина, хорошо изучившего и любившего рисовать это животное. Монументальная скульптура бегемота (1932, возможно, наш этюд — к монументальной композиции Московского зоопарка?) украшала и Московский зоопарк, но, к сожалению, была разобрана в ряду других композиций в 1964 и не сохранилась.
А вот графический лист Василия Алексеевича Ватагина «Собака "Фрам" С. Турова» (названа в честь судна любимого Сергеем Сергеевичем Туровым, хозяином пса, норвежского путешественника и исследователя Фритьофа Нансена), 1932, бумага, графитный карандаш, названный, датированный и подписанный (с лица и оборота) самим Автором узнаваемой знаменитой монограммой «В.В.», что, безусловно, крайне ценно, помимо ярко проявленных Автором в нём явных художественных достоинств, является ешё и исключительным и историческим и духовным документом для нас, поскольку это — настоящий Портрет Друга, Собаки, Существа, мудрого, верного, опытного, бесстрашного, понимающего, `прошедого` всю жизнь со всеми её испытаниями, горестями и радостями рядом со своим хозяином, а на самом деле, не с „хозяином“, а со своим творческим и научным партнёром, сподвижником и с молодых лет близким другом Василия Алексеевича Ватагина, Сергеем Сергеевичем Туровым (23 сентября 1891, Клин, Российская империя — 24 июня 1975, Москва, РСФСР, СССР), тоже, как и Ватагин, художником-анималистом, путешественником, фотографом и исследователем, зоологом, териологом и доктором биологии, педагогом, видным государственным руководителем, награждённым орденом Ленина, основателем многих заповедников, директором музеев, в частности, Зоологического при Московском государственном университете, где в годы его директорства у Ватагина учится рисовать юношей Алик Мень. (Как же красиво замыкается этот круг близости столь важных Культуре и Науке России людей..?)
У Бибиковых вещи Ватагина хранились бережно, поскольку, после злодейского убийства отца Александра Меня (9 сентября 1990, Семхоз [между Хотьково, где жили летом Бибиковы и Сергиевым Посадом, сейчас Семхоз, где жила семья Меней, — район Сергиевого Посада]), они стали сокровенной памятью ещё и о нём. 
Внук художника Бибикова, Глеб Олегович Бибиков, по сложившейся уже в семье традиции, потомственный охотовед, знаток и ценитель природы, посвятивший свою государственную карьеру природоохранной деятельности, помнил эти произведения Ватагина в семье прямо от своего рождества, в 1964-м. После кончины своих родителей в 2008 вступив в право наследования этими произведениями, 28 февраля 2004 соответствующими документами Глеб Олегович Бибиков передаёт «Бегемота», а 21 марта 2024 года ещё и 3 графических произведения в формирующийся на базе "Коллекции тарусских художников семьи Плетнёвых" Фонд "Музейно-сохранного комплекса «Таруса»".
Плетнёвым бибиковские вещи Ватагина достались совершенно не в лучшем виде. Речная глина Скульптуры без обжига рассохлась, так как она является лишь лепным материалом для последующего перевода её через `формовку` ("гипс", "восковка") и `отлив` в другие, предназначенные для того материалы, различные металлические сплавы, к примеру: бронза, латунь, алюминий, чугун и так далее. Все эти годы хрупкая, крошащаяся Скульптура бытовала со значительными утратами и с угрозой своего полного разрушения, а тонкая бумага трёх произведений графики, также имевшая утраты, истлела, пересохла, истёрлась, пожелтела и потеряла значительную часть своих качеств и свойств, нуждалась в укреплении и в удалённом насыщении влагой и необходимыми иными специальными составами. По одному из апокрифов, распространённо витавших по эфиру в семье Бибиковых, музеи (в частности, Дарвиновский, `Alma mater` Ватагина, сооснователем и штатным сотрудником которого он являлся, выполнив специально для этого Музея до 500 произведений) от принятия этих произведений на постоянное хранение в таком виде отказывались по причине сложности проведения с ними необходимых реставрационных работ и по отсутствия квалифицированных специалистов для них.
Три графических листа Ватагина данной Коллекции: «Собака "Фрам" С. Турова»,  «Куница» и «Мангуст», — реставрировались специалистами МГАХИ им. В.И. Сурикова, супругами художниками-реставраторами: Ольгой Александровной Евдокимовой и Дмитрием Владимировичем Поляковым. Основы произведений были укреплены, дистанционно напитаны нужными составами и влагой, а затем сдублированы через "японскую (`чайную`) бумагу" (углы и разрывы, — 10 грамм на квадратный метр) и "щелковку" (`паутинку`, — 3 грамма на квадратный метр) на реставрационную  новую основу \ бумагу ("эстампную" для литографий), натянутую заранее на специально изготовленный реставрационный деревянный лёгкий планшет с тонкими плоскими рейками, что удобно в обращении, экспонировании и надёжно предохранит их в дальнейшем от неизбежно грозящей им со временем возможной деформации.
Произведение «Бегемот» было отреставрировано (художник-реставратор Артём Вильевич Киракосов), отсканировано на 3D-сканере и переведено на 3D-принтере в скульптурный пластик (специализированная 3D мастерская МСХ, Светлана Юрьевна Измайлова), пластиковая форма была доработана (художник-реставратор Артём Вильевич Киракосов), отформована и отлита в бронзе (скульптор и реставратор Антон Михайлович Плохоцкий), оттонирована, к произведению был подобран постамент \ подиум из натурального широкого плоского камня (художник-реставратор Артём Вильевич Киракосов), изготовлены латунные, гравированные этикетки («McGraver» и художник-реставратор Артём Вильевич Киракосов).
(Поскольку, бегемот, животное, живущее на абсолютно гладком пространстве реки, выходящее лишь ночью для пропитания на очень небольшое время на берег, мы для постамента подобрали \ использовали плоский, слоистый серо-зелёный, попадающий в тон и цвет произведения, широкий натуральный камень необычно большого для этой задачи размера, естественного, а не геометризированного контура, что совсем не характерно для скульптурных постаментов, никак природный камень его к этой функции не готовя и не обрабатывая.)
В планах Фонда ещё — создание камерных, уменьшенного размера, кабинетных и сувенирных вариантов Cкульптуры В.А. Ватагина «Бегемот», возможность которых и материалы ещё только обсуждаются и прорабатываются...
Произведение «Бегемот» два раза проходило все процедуры полной атрибуции и экспертизы в "Научно-исследовательской независимой экспертизе им. П.М. Третьякова" (Заключение ОДП 132 47 № 8405-28 от 14 июня 2019 и [повторное] Заключение ОДП 132 47 № 8405-28 от 09 февраля 2024) и оба раза время создания произведения, его подлинность, авторство, несомненная художественная и коллекционная ценность произведения были полностью подтверждены экспертом по русской скульптуре XIX — XX веков Катериной Марковной Шмаковой.
Фондовская Коллекция произведений Василия Алексеевича Ватагина пополнилась недавно ещё 4 приобретёнными ценными экспонатами, подцвеченными "вторым камнем" ("светло-жёлтая охра")  ч \ б его небольшого размера автолитографиями, связанными, скорей всего, с поездкой Ватагина в Индию, и созданными, предположительно, в начале в 1920-х годов, которые тоже органично включены в представляемую на нынешней Выставке экспозицию Ватагина, тем более, что там есть и очень важный нам сейчас прекрасный бегемот (!):
 

«Бегемот», 1920-е
ч\б автолитография с охристой подцветкой

«Семья бурых медведей», 1920-е
ч\б автолитография с охристой подцветкой

«Стадо индийских слонов», 1920-е
ч\б автолитография с охристой подцветкой

«Слониха со слонёнком», 1920-е
ч\б автолитография с охристой подцветкой


(Мы отдаём себе отчёт в том, что текст этикетажа на выставляемые произведения такого художника, как Василий Алексеевич Ватагин, должен подтверждаться результатами научно-исследовательской экспертизы и строго соответствовать этим документам; и это, безусловно, входит в наши дальнейшие планы!)
10 августа, в воскресенье, 2025, в 15:00 на вернисаже Выставки «Линия Ватагина» в "Доме творчества Московского союза художников в Тарусе", на творческой родине Мастера, где открыт прекрасный его персональный Дом-музей — мастерская (город Таруса, Пролетарская улица, дом 35), возвращённые к жизни произведения с данными комментариями, вкупе в другими произведениями "Коллекции тарусских художников семьи Плетнёвых" будут представлены формирующимся Фондом "Музейно-сохранного комплекса «Таруса»" широкой общественности, современным тарусским мэтрам изобразительного искусства и специалистам.



"Коллекция тарусских художников семьи Плетнёвых"
Фонд "Музейно-сохранного комплекса «Таруса»"
директор Максим Владимирович Плетнёв

реставрация, текст, организация
Артём Вильевич Киракосов

10 августа, 2025
Таруса

АвтоТекст # 0627 за 2025:
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_58810
http://proza.ru/2025/08/09/955

полиграфия | сайт: художники: Мария Овчинникова & Артём Киракосов