Ч. 6 Первыми шли самые надёжные

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://proza.ru/2025/08/19/1058

Измерения, проводимые капитаном, показали, что дрейф ледяного поля замедлился.
Это навело его на мысль переправить на остров основную часть припасов с небольшими группами людей, а затем, уже с меньшими тяжестями, вести туда остальных.

Он надеялся также разбить на берегу лагерь, в котором можно было бы просушить обувь перед возвращением к основному лагерю. Бартлетт был уверен, что на берегу острова можно найти достаточно плавника для топлива.

По пути можно создать перевалочные пункты, построив в них иглу. Беда заключалась в том, что собак не хватало, а они – главная рабочая сила в перевозке саней с припасами. Теперь людям предстояло их заменить.

В первую группу Роберт Бартлетт назначил самых надёжных: своего первого помощника Андерсона, второго помощника Баркера и двух матросов, Кинга и Брэди. Им предстояло остаться на острове.

У Мамена и двух эскимосов была другая задача. Они вместе с группой Андерсона шли на остров, а там после разгрузки нарт должны были вернуться с двумя нартами (третьи нарты оставались в распоряжении Андерсона) и всеми восемнадцатью собаками.

Время зря не теряли. Несмотря на сильный северо-восточный ветер и слепивший снег, работа по упаковке груза на трёх санях не останавливалась.

Нескольких человек капитан отправил с кирками, чтобы пробить дорогу к острову хотя бы на какое-то расстояние от лагеря.

Но погода была такой, что людям пришлось вернуться. Девятнадцатого января капитан с первым помощником проверил укладку груза на всех трёх нартах  и дал команду отправляться на следующий день.
 
Но пришлось снова ждать ещё двое суток, пока буря не улеглась.

Я не могу удержаться от того, чтобы не привести письменную инструкцию капитана Бартлетта своему первому помощнику. Она очень хорошо характеризует отношения этих двух мужественных людей:

«20 января 1914 г.

Мой дорогой мистер Андерсон:
Вы отправляетесь завтра утром с Маменом, тремя санями, 18 собаками, мистером Баркером, матросами Кингом, Брэди и двумя эскимосами. Нарты загружены пеммиканом, печеньем и маслом.
 
К этому прилагается список вещей. Когда вы достигнете мыса Берри, острова Врангеля, вы будете контролировать припасы. Пожалуйста, обратите особое внимание на их расходование.
 
Рационы следующие: 1 фунт пеммикана, 1 фунт печенья с чаем в день. Одного галлона масла вам хватит на десять дней.
 
Мамен оставит одни сани и палатку, заберёт с собой достаточно припасов, чтобы добраться до основного лагеря. Находясь на острове, вы постарайтесь найти дичь. Обязательно принесите её в свой лагерь. Также соберите весь плавник, который сможете найти.

С глубоким уважением

Р. А. Бартлетт».

Капитан знал, что арктическому путешественнику необходимы три главные вещи: убежище, топливо и еда. Он снабдил группу своего первого помощника всем необходимым на три месяца.

Вот что находилось в первых нартах: 4 ящика пеммикана для людей, 1 банка пеммикана Гудзонова залива  (этот пеммикан изготавливался из сушёного мяса бизона, измельчённого в порошок и смешанного с топлёным жиром бизона в кожаных мешочках),
 
10 галлонов каменноугольного масла, 2400 чайных таблеток, 1 палатка с навесом, 1 примус, 46 фунтов печенья, 500 патронов 22-го калибра, 1 винтовка 22-го калибра, свечи, спички, кирки, 1 чехол для нарт.

На вторых нартах: 25 фунтов сахара, 4 ящика пеммикана для собак, 7 банок пеммикана Гудзонова залива, 2 ящика печенья,  1 дюжина пакетов замороженного молока, 1 примус, 1 винтовка Винчестера 30-30, 100 патронов 30-30, свечи, спички, кирка, топоры, 1 чехол для нарт.

В третьих санях: 4 ящика пеммикана для собак, 2 ящика пеммикана для людей, 7 банок пеммикана Гудзонова залива, 1 винтовка Манлихера,  250 патронов Манлихера, 1 банка каменноугольного масла (1 галлон),
 
2 бутылки спирта, кирка, топоры, лопаты, верёвка, спальные халаты и личное снаряжение, 1 пара лыж, 1 пара снегоступов, 1 чехол для нарт.

Мамен также получил краткое письмо с инструкцией, которое оканчивалось словами: «Если вы потеряете тропу и не доберётесь до нашего лагеря, то, потратив разумное время на её поиски, вернитесь на остров Врангеля и ждите там моего прибытия».

Бартлетт надеялся на лучшее, но хорошо знал, что в Арктике всё непредсказуемо. Отряд двинулся в путь в половине десятого утра. Его провожали все остальные члены экспедиции, помогая перетаскивать сани.

Они прошли со своими товарищами пять миль, потом вернулись в лагерь. Световой день длился около четырёх часов, Бартлетт считал, что этого  достаточно для похода.

На следующий день капитан отправил Чейфа и Уильямса размечать тропу к острову «маяками» - пустыми банками из-под пеммикана.
 
Банки из-под пеммикана, которые у них были, вмещали шесть фунтов и имели специальную маркировку, чтобы вынимать из них ровно один фунт содержимого. Стандартный дневной рацион состоял из одного фунта пеммикана, одного фунта печенья и чая.

В общем, не растолстеешь! Эти банки были высотой 35, 5 см и шириной 13 см. Их расплющивали после использования и получали красные или синие листы жести, которые крепили к ледяным верхушкам, обозначая тропу, разлом или близость открытой воды.

На белом фоне эти листы было видно за полторы-две мили. Такая разметка давала возможность людям тренироваться перед походом, не рискуя заблудиться.

Продолжение http://proza.ru/2025/08/21/824

На фотографии: лёд, по которому они шли.