Предыдущая страница http://proza.ru/2025/08/25/1237
На рассвете 5 марта Роберт Бартлетт отправил группу Манро на встречу с группой Мак-Кинли, которая должна была вернуться из покинутого основного лагеря.
Манро и его спутники должны были помочь Мак-Кинли преодолеть трёхкилометровый барьер из нагромождений льда.
А сам капитан вместе с Катактовиком принялся прокладывать во льду путь к острову Врангеля. Воздух был исключительно чистым, поэтому казалось, что остров совсем рядом, и он как будто нависал над ними.
Группа Манро вернулась затемно. Они не встретили группу Мак-Кинли. Продвижение групп задерживала необходимость перевозить как можно больше припасов. Дорогу приходилось прорубать кирками. Собак оставалось мало.
Капитан отправил Манро и его людей утром чуть свет искать группу Мак-Кинли, которые прорубали себе дорогу в трёхмильном поясе нагромождения льда, а сам с двумя эскимосами прорубал путь к острову.
Они добрались до большой массивной льдины, на которой Бартлетт решил устроить лагерь.
К вечеру вернулись обе отправленные им группы. Они привезли шесть ящиков пеммикана для собак, шестнадцать ящиков пеммикана Гудзонова залива, тридцать галлонов бензина, а также несколько топоров и снегоходов.
По пути им пришлось оставить шесть ящиков пеммикана для собак, пишущую машинку «Ундервуд», десять банок пеммикана Гудзонова залива. Люди были уже не в силах тащить этот груз.
Путешественники рассказали, что когда поздно вечером они остановились на ночлег и занимались строительством иглу, из мрака вдруг появились три медведя. Один из них стоял между ними и нартами, на которых находились ружья.
Люди подняли страшный шум, стучали инструментами, кричали. Медведи бросились наутёк, тогда охотники схватили винтовки и застрелили бежавших зверей. На следующее утро капитан отправил Мак-Кинли, Хэдли и Мамена за медвежьим мясом.
Остальные потащили припасы к берегу, а эскимос Катактовик и Бартлетт шли впереди, прокладывая путь. Температура воздуха была минус пятьдесят градусов. Они перевезли на нартах значительную часть припасов и построили на большой льдине иглу.
На следующий день перенесли на льдину все припасы, но обнаружили, что в одном из временных укрытий медведи уничтожили ёмкости с мазутом и разбросали по льду банки с печеньем.
Особенно жаль было топливо, когда его привезли так близко к земле. Мясо медведей, добытых партией Мак-Кинли, срезали с костей, чтобы не везти лишний груз. Часть мяса вместе со шкурами спрятали на льду, рассчитывая позже вернуться.
Но не вернулись, чтобы не подвергаться лишнему риску, надеясь встретить медведей на острове.
Десятого марта продолжили перевозку припасов. Все работали от рассвета до темноты, кто с кирками, кто с лёгким грузом на санях, потому что идти было очень тяжело.
Собрали припасы. Мунро, Мамен и Бартлетт добрались до места с последним грузом уже в полной темноте.
Невзирая на усталость, капитан и Катактовик, едва только забрезжил рассвет, нагрузили нарты и отправились в путь, прокладывая для остальных тропу, по которой остальные могли идти с нартами и кирками.
Им приходилось иногда затаскивать нарты на ледяной гребень высотой пятнадцать метров и с почти отвесным обрывом с другой стороны. За день прошли около семи миль. Впрягались в упряжь вместе с собаками.
Когда одни нарты оказывались внизу, их привязывали ко вторым, и все вместе тащили нарты вверх.
12 марта на рассвете снова отправились в путь. Мак-Кинли, Мамен, Катактовик, Кердрилло с семьёй и капитан пошли впереди остальных с лёгкими санями и,
благодаря улучшившейся ледовой обстановке, так хорошо продвинулись, что к часу дня высадились на Ледяной косе, на северо-восточной стороне острова Врангеля.
Невозможно описать их чувство облегчения, когда они снова оказались на твёрдой земле после двух месяцев дрейфа и тяжелейшего перехода по льду.
Капитан написал в дневнике: «Погода была всё время хорошая: световой день и бодрящая температура около минус сорока-пятидесяти градусов».
Сразу после того, как почувствовали землю под ногами, принялись строить иглу. Вокруг валялся плавник. Эскимоска Керук, которая весь путь несла на спине свою младшую дочь (старшая помогала отцу с нартами) собрала плавник и развела костёр.
Когда построили первый из трёх иглу, она уже приготовила для всех чай. Наличие большого количества плавника на берегу острова было спасением.
Приведу цитату из книги Роберта Бартлетта: «С косы, которая выступала с суши на некоторое расстояние в океан, мы могли видеть большую часть острова. Мыс Уоринга находился далеко к востоку от нас, а мыс Эванса – к западу.
Географические названия острова Врангеля происходят от имён офицеров американского корабля «Роджерс», которые исследовали остров в 1881 году.
В такой ясный день было обычным делом видеть на семьдесят миль. Северо-восточная сторона острова, на которой мы сейчас находились, отходила от суши несколькими низкими песчаными косами, образуя лагуны, которые, конечно же, были покрыты льдом.
Вблизи побережья располагались невысокие горы и долины, а в глубине возвышались более высокие горы. Тут и там на пляже лежали выброшенные на берег мертвые деревья с торчащими в воздухе корнями;
мы также нашли доски и другие материалы. Всё было заснежено и бело, лишь немного менее уныло, чем сам замерзший океан".
Продолжение http://proza.ru/2025/08/27/851