Мы старостью своей хотим прикрыть
Дела свои, тех дел не признавая.
Ведь Мир уже не можем полюбить,
И ревность в нас к нему сидит большая.
И нам кричит: "Ещё! Тебе ведь мало!
Добра себе - так запаси ты впрок!!!
Ведь ты итак уж жить почти устала.
По справедливости то. Это хочет Бог!"
Частенько так вот Богом прикрываясь,
Болячками, мы о себе галдим.
Ведь ревность к жизни в нас сидит большая,
А мы... порой немножечко... смердим.
Ведь жизнь в застое, разлагаясь бурно,
Тот запах неприятный издаёт.
Но вязь мы слов своих плетём ажурно,
К нам самооправданье так и льнёт!
Себя мы оправдать во всём готовы,
Во всём правЫ! Готов у нас ответ.
Но Бытия мы подпереть Основы
Не можем. Нет, и нет. Ещё раз - нет!
А юность, хоть "глупа", но созидает!
А юность терпит нас, ещё молчит.
И Силой своей старость подпирает.
И лишний нам укор не говорит.
В ней Жизнь полна реки напором сильным!
Ей некогда "болячки ковырять".
Забот, задач - для них посев обильный,
И некогда им даже поворчать!
А жизнь нам воздаёт потоком скорбным...
Но лишь за лень. А труд благословит.
Коль сделаешь себя в труде упорным,
Притянешь Радость в старость! Как магнит
Работает в труде твоё дерзанье:
И Бодростью, и Счастьем - вопреки
Всей спеси и всему, порой, стенанью -
Наполнит старости твоей деньки.
Анонс к стихотворению:
Вопрос взаимоотношения поколений всегда стоял остро и будет стоять остро, пока не будет создано «идеальное социальное устройство». Актуальность морального (а не только физического) бытия стариков обостряется с современными социальными катаклизмами и преобразованиями. Этой стороне вопроса и посвящено данное произведение: «жизнь глазами старика», и как это согласуется с другими поколениями.
Пояснение к созданию произведения:
Это шестое стихотворение из цикла "Воробьиные трели", сочиненного в санатории "Воробьево" в июле-августе 2025 года. Откуда же оно могло там появиться – после череды из пяти штук бравурных, полных восхищенного пафоса стихотворений? Там – где предполагается «только отдых», в санатории? Вот мой ответ. Во–первых, в любом новом месте (тем более, массово-общественном) существует период первичных волнений и адаптации, а потом успокоения и инерции, а у кого-то – недовольства, брюзжания и ругани.
Давайте представим, что контингент отдыхающих - очень возрастной, их поселили плотненько рядом (на двух этажах), а на обеды в столовую и на все процедуры они ходят просто «всем скопом»! И в номерах, и в общественных местах возникает череда конфликтов, как правило, это вопросы «очереди»: кто за кем, и почему кто-то без очереди, и чья же она сейчас? И сколько еще в этой очереди сидеть? И попытки выбить себе, или «достать хитростью», некие привилегии. А так как вокруг «все такие» (одновозрастные и усталые), то уступать никто не хочет.
А более молодой работающий обслуживающий персонал пытается не раздразиться на раздраженных и требующих что-то возрастных посетителей, простить им их хитрости, лишние стенания, их медлительность, да и некоторые психологические спекуляции в свою пользу, их излишнее любопытство, тревожность и желание высказаться, их похвальбу, их жалобы и претензии, их властные замашки, или их тупую непонятливость и забывчивость. Много чего приходится прощать старикам и еще суметь не погрузиться в их отрицательный эмоциональный фон. Ведь им, более молодым, надо еще и работать!!! Много и на большой скорости работать, в сложных условиях обслуживания возрастных, довольно малоприятных телесно, а то и эмоционально людей.
Большинство конфликтов были излишни, их можно было бы избежать, если бы пожилые пациенты санатория вели себя более культурно, более тактично, более уступчиво соседям, более приветливо ко всем, восхваляли (говорили добрые слова и комплименты) другим, а не только себе и о своих заслугах, да о своем мнении высказывались. Никто их не укорял за их состарившиеся тела, но личности своей, своей душе они могли бы позволить не деградировать!? И в этом упрек в их сторону уже закономерен. (И они могут услышать его от Бога, будучи призванными на Божий Суд по развоплощении). Эгоизм усилился, умение ладить с людьми уменьшилось, превосхваление своего опыта, заслуг и своего мнения лезло в глаза. И «весь пар уходил в свисток»: в бесконечные речи! Дел не делалось почти никаких, дела за них делал формирующий их быт и лечение санаторский персонал.
Примерно так же строится отношение стариков с более молодыми поколениями (если так), когда они вернутся в их дома, квартиры. Только там их детям вообще некогда будет их слушать и учитывать их мнение! Такие старики будут жаловаться на отсутствие внимания к ним от их родственников. Санатории просто балуют старшее поколение. А что лечит от таких «психологических изъянов и закидонов»? - Одиночество полное, необходимость заботиться о себе самому абсолютно, и потому радоваться и благодарить за любую малую помощь. И оказавшего эту помощь стороннего человека, и «добрый случай», и самого Бога. Тогда это очень искренне. И Душа не деградирует, а всё более развивается в Добре.
Чтобы старшее поколение смогло получше осознать себя (с возможностью учесть это и исправить хоть какие мировоззренческие позиции в голове и, как следствие, свои речи и действия), и создано это произведение. А в общем, оно просто описывает психологически наблюдаемое там, в санатории население в отдельные, наиболее неприятные, моменты. И как соотносятся старики с более молодым поколением. И кто – и в каком состоянии – для Эволюции более нужен?
Обсуждение произведения в откликах читателей:
Татьяна Рубцова:
Ирина, читаю интересное ваше размышление о старости... Понятие старости очень растяжимое: сегодняшним двадцати-тридцатилетним мы кажемся уже «древними», наши рассуждения – «глупыми». Кто не сталкивался с этим? Нам, пенсионерам, наша страна в настоящем дала многое для нашего досуга и нашла место применения нашим способностям: Московское Долголетие во всех районах распахнуто для всех-всех возрастов! Но смотришь, людям лень куда-то ходить ради занятий и обучения, а по магазинам мотаться могут целыми днями! Сплетни у подъезда тоже готовы пересказывать ежедневно! Эти люди во всем разочарованы, всем и всегда недовольны!
Мы, возрастные пенсионеры, все разные - и по характеру и по своим амбициям. А многим, уставшим от жизни, хочется просто покоя... В лечебные учреждения приходят пожилые люди, иногда - за пилюлями, иногда - за советом от доктора, но иногда - просто пообщаться и поговорить с людьми на разные темы, так и в санаториях разных происходит! Контингент отдыхающих по социальным путёвкам очень «разношёрстный»: одни рады просто побыть в санатории, подлечиться; нормально, по расписанию, питаться; отдохнуть и насладиться отдыхом! Другим - «всё не так»: и пища им - плохая, и персонал не нравится; и то, что в очереди надо посидеть, ведь желающих принять процедуры много... Недовольные пожилые более молодым твердят, что «вот доживите до моих лет»! Но ведь у каждого - своя жизнь, и кто и сколько проживет и как проживет - один лишь Бог знает! А нам - зачем роптать!?? Люди, будьте добрее друг другу! Все мы стареем, и жизнь - у каждого своя. Так живите так, чтобы вам было не стыдно за себя и свои поступки!
Ирина Мирдар – Татьяне Рубцовой:
Татьяна, спасибо, что Вы осветили подробно ту ситуацию, что мы можем наблюдать, и Вы наблюдаете в городских и санаторно-поликлиничных условиях современной жизни. Что спокойно и уравновешенно нам это рассказали. И Ваш призыв к добру, взаимному терпению и самоанализу, чтобы «прожить с честью», - очень актуален и прав. И, вероятно, правда в таком призыве будет всегда!
Ирина Мирдар - Татьяне Рубцовой (в личной переписке):
Таня, спасибо большое за ответ на сложную тему. Спасибо тебе за твои скорые ответы. Я их размещаю тут же, с новым произведением. И люди сразу могут узнать разумное, мудрое и взвешенное мнение по содержанию текста. Тем более, обсуждаются вопросы социально-психологические, по которым ты высказываешься. И это формирует положительное Общественное Мнение читателей. Это важно. Благодарю тебя.
Татьяна Рубцова - Ирине Мирдар (в личной переписке):
Ирочка, тебе и мне - свойственно размышлять. И, мне кажется, что мы видим жизнь несколько глубже, чем другие: такие мы - водные знаки Зодиака. В этом наше отличие от других: мы к жизни относимся осмысленно, а эти размышления проходят и в твоих стихах! Мои стихи, может быть, намного проще, но в них тоже есть жизненный смысл, и простым людям они понятны, их слушают и понимают, принимая близко к сердцу. А ты - большая молодец, умеешь размышлять на разные темы!!!
Ирина Мирдар - Ростиславу Дзескалею:
Все молчат на "Исповедь Старика". Все не хотят напрягаться на неприятную тему. Можете и Вы промолчать, все нормально. А следующее, лёгкое как релакс, прислала Вам, чтобы смягчить впечатление от предыдущего (Речь о стихотворении "Ты - моя половинка!" http://proza.ru/2025/09/01/1754). Мне кажется, оба такие понятные произведения: ни мифологии, ни сложной психологии.
"Старик", конечно, затрагивает социальные аспекты, но более - в пояснениях. А так - возрастная психология. Ей сейчас "занимаются" только медики-экспериментаторы, реабилитологи в рекреационных центрах, проявляют внимание только к физике процесса. А надо - к внутренней стороне жизнедеятельности: психологии, установкам сознания и паттернам поведения. Вот, сама высказала свое мнение про актуальность темы и способы разрешения данного социального конфликта межпоколенческого или социального. Считаю, тема данного произведения на том закрыта. Обсуждена. ;
Ирина Мирдар - Владимиру Барцевичу:
Нет настроения в тему "Исповеди Старика" погружаться - не пишите. У меня "потянула психологически" эту тему только Татьяна Рубцова - сумела ответить. Остальные не хотят напрягаться, думать, чувствовать неприятное, остальные присоединяются к "развлекающе-порхающим" темам, или к питающей и лечащей как пластырь рану теме Любви.
Татьяна Рубцова - Ирине Мирдар:
Люди порой даже очень ленивы, не хотят мозги напрячь, или так узко мыслят... Ты не обижайся на них, я всегда говорю честно: "Я подумаю немного и напишу". Но меня с детства приучали уважать людей старшего возраста... Сейчас уж не те времена... Но я могу быть на одной волне и со сверстниками моих детей, и со старшими. Всё зависит от общения с обеих сторон, то есть нужен диалог, а не монолог кого-то лишь одного! Я думаю, что ты согласна в этом со мной?!!!
Ирина Мирдар - Татьяне Рубцовой: Всё верно.
Любовь Брегадзе:
Кто не уважает старость и мудрость, тот жалок.
Это шестое стихотворение из цикла "Воробьиные трели", сочиненного в санатории "Воробьево" в июле-августе 2025 года. Вот произведения этого цикла:
1) "Дожди в санатории "Воробьево"" http://proza.ru/2025/08/10/1116;
2) "Когда Любовь твоя большая" http://proza.ru/2025/08/12/1589
3) "И в ней бы мы тонули сами" http://proza.ru/2025/08/21/1368
4) "Поэтесса" http://proza.ru/2025/08/22/1302;
5) "Воробьево и Любовь" http://proza.ru/2025/08/27/1905;
6) "Исповедь /осознание/ старика" http://proza.ru/2025/09/01/1077
7) "Лестница в усадьбе хирурга Федорова" http://proza.ru/2025/09/02/1403
8) "Платье в цветочек" http://stihi.ru/2025/07/29/3308;
9) "Я эту жизнь боготворю" http://stihi.ru/2025/07/31/3739;
10) "Васильковая Любовь" http://stihi.ru/2025/07/29/3383;
11) "Такие разные души" http://stihi.ru/2025/07/29/5725;
12) "Озеро в Воробьево" http://stihi.ru/2025/07/30/4874.
13) "Летний дождь на озере" http://stihi.ru/2025/07/31/5376;
14) "Любви хотела"
http://stihi.ru/2025/08/01/5256.
15) "Галдежников страна" http://stihi.ru/2025/08/04/3294;
16) "Приметы старости" http://stihi.ru/2025/08/04/3334;
17) "Счастливая Музыка" http://stihi.ru/2025/08/05/1654.
Из них непосредственно санаторий "Воробьево" упоминается или описывается (или события, с ним связанные) в следующих произведениях:
- Дожди в санатории "Воробьево";
- Когда Любовь твоя большая;
- Воробьево и Любовь;
- Лестница в усадьбе хирурга Федорова;
- Платье в цветочек;
- Васильковая Любовь;
- Озеро в Воробьево;
- Летний дождь на озере;
- Счастливая Музыка.
Девять произведений. Шесть из них прозвучали на концерте под названием "Я - талантлив!" третьего августа 2025 года в концертном зале санатория "Воробьево", организованного силами отдыхающих.
Авторское прочтение стихотворения можно услышать по ссылке: https://vk.com/wall193595056_11480