Предыдущая страница http://proza.ru/2025/09/22/990
Людей на острове Врангеля спасли, когда их лагерь находился уже в плачевном состоянии: палатки изношены, запасы еды скудные, оставалось только сорок патронов.
Обитатели лагеря питались птичьими яйцами, рыбой, которую ловили, уходя на лёд, и чайками. Птиц ловили удочкой со скал.
С собой спасённые взяли чёрного кота. Говорят, что у кошек девять жизней, бедняга кот пережил столько злоключений, что у него этих жизней в запасе уже не оставалось. Взяли и трёх последних живых оставшихся собак из двадцати.
Спасённые члены экспедиции и экипажа «Карлука» прибыли в Ном на «Медведе» 13 сентября 1914 года. Их прибытие вызвало огромное волнение, хотя моряки, потерпевшие в Арктике кораблекрушение – не новость для Нома.
Спасение людей стало предметом особого интереса и гордости местных жителей. Капитан Бартлетт несколько дней не разрешал всем доставленным с острова сходить на берег, пока они не акклиматизируются.
Он опасался, что ослабленные организмы людей более восприимчивы к заразным заболеваниям. Когда все немного окрепли, он разрешил сойти на берег. Из-за обморожения Чейф и Уильямс находились под наблюдением врача, хотя в остальном чувствовали себя хорошо.
Самым больным был Темплмен. Манро, Мак-Кинли и Хэдли, которому шёл пятьдесят восьмой год, были в хорошем состоянии и, вероятно, пережили бы ещё одну зиму. Из шести учёных, оставшихся на «Карлуке» после ухода Стефанссона, выжил только Мак-Кинли, которого тут же призвали на войну.
Днём 14 октября, с развевающимся вымпелом, указывающим путь домой, «Медведь» отошёл от пирса в Уналашке и направился на юг, завершив последний этап долгого путешествия, которое Бартлетт и его спутники проделали с июньского дня 1913 года, когда впервые отправились на север.
Путешествие на юг прошло без происшествий, и 24 октября 1914 года «Медведь» снова высадил их на военно-морской верфи в Эскимо. На следующий день по указанию канадского правительства Бартлетт расплатился с членами экипажа «Карлука».
Вскоре они разъехались по домам, а капитан отправился в Оттаву, чтобы составить окончательный отчёт о последнем плавании «Карлука».
Вильялмур Стефанссон со своей группой был жив-здоров, написал потом книгу, в которой упомянул о гибели учёных и членов экипажа шхуны, как об обычных издержках исследований.
Экспедиция оказалась без руководителя, который отправился стрелять оленей, когда ему нужно было находиться на борту судна. Капитан Роберт Бартлетт и его товарищ эскимос Катактовик совершили на нартах невероятное семисотмильное путешествие, чтобы спасти людей.
Стефанссона они ни в чём не винили, а пресса превозносила того как героя. Испытывал ли он угрызения совести, никто не знает. Думаю, что нет.
Пока в Европе шла страшная война, Стефанссон занимался исследованиями островов Банке и Принс-Патрик. Он открыл в 1915 и 1916 годах группу из трёх островов, которую назвал «Земля Борден», остров Миен и богатый каменным углём остров Лохид.
Окончилась Первая мировая война. А Стефанссон всё не мог успокоиться, что остров Врангеля относится к России.
Он утверждал, что остров Врангеля - одно из лучших мест для пушного промысла, охоты на моржей и тюленей в Арктике. По его словам, пастбища острова могут поддерживать большую популяцию оленей.
Кроме того, писал Стефанссон, остров Врангеля не только представляет ценность своей фауной, но и может служить центром трансполярной воздушной торговли и путешествий. Словом, Нью-Васюки за полярным кругом.
В Советской России заполыхала гражданская война, правительству было не до безлюдного острова.
И тогда Стефанссон решил, что пока Россия занята внутренними делами, самое время основать на острове поселение, а затем объявить его собственностью США или Канады.
Но, как и в прошлый раз, сам он жить на острове, даже временно, не собирался, а вновь организовал экспедицию, но уже на собственные деньги и средства участников экспедиции, потому что правительства США и Канады в его авантюре участвовать отказались.
Сначала Стефанссон планировал поселить на острове несколько семей инуитов. Но те, эскимосы, которым он это предложил, на его удочку не клюнули.
Тогда он уговорил молодых романтиков: трёх американцев и канадца, посулив им мировую известность и золотые горы. Канадцу Аллану Кроуфорду было 20 лет, американцам Лорну Найту и Фреду Мауреру - 28, а Милтону Галле – 19.
В экспедицию требовались кухарка и швея, чтобы шить одежду, которая в условиях Севера быстро изнашивалась. Стефанссон дал объявление, на которое откликнулись две женщины.
Одна из них, узнав подробности работы, сразу отказалась, а другая согласилась. Её звали Ада Блэкджек.
Она родилась 10 мая 1898 года в крошечном инуитском (эскимосском) селении Спрус-Крик вблизи города на Аляске. При рождении её зарегистрировали как Ада Делутук.
Соломон-Сити основали в качестве шахтерского лагеря летом 1900 года в разгар золотой лихорадки. В 1958 году его население составляло 12 человек.
Когда Аде было восемь лет, умер отец. Мать не могла прокормить всех детей, поэтому отдала Аду в методистскую миссионерскую школу-интернат в Номе. Ном – город на Аляске, население которого в 2014 году составляло 3788 человек.
Методизм - протестантская конфессия, распространённая главным образом в США и Великобритании. Методисты проповедуют религиозное смирение и кротость.
В школе Аду учили не только молитвам, но и английскому языку, чтению, письму, шитью, приготовлению «пищи белых людей».
Для инуитки это были полезные знания, но они не помогают выживать в условиях дикой природы Севера.
Продолжение http://proza.ru/2025/09/25/817
На фотографии:Вильялмур Стефанссон