Предыдущая страница http://proza.ru/2025/09/28/878
Ада рассказала в дневнике: «Я ставила капканы около месяца, но так и не поймала лису».
В течение того месяца она голодала, отдавая большую часть еды Найту. Каждая проверка капканов была для неё огромным нервным напряжением.
«Когда я была снаружи, - написала Ада, - то боялась встретить белого медведя, и каждый раз оборачивалась и смотрела по сторонам, чтобы увидеть, нет ли его поблизости,
и если бы он появился, я бы упала в обморок, потому что у меня с собой был только снежный нож, и я не знала, как защитить себя, потому что никогда не носила винтовку, когда выходила на линию капканов».
Винтовку ей не давал Найт, который держал оружие около себя. Как она держалась, просто диву даёшься. Читаю её дневник:
«Я выходила каждый день, потому что знала, что мне нужно что-то поесть, потому что Найт заболел, а в палатке у нас ничего не было. Я просто ослабла от ходьбы и думала, что брошу это дело,
но однажды я заметила несколько лисьих следов около одного из капканов, поэтому я выкопала его из снега. Устанавливая ловушки для лис, вы кладёте приманку, а затем засыпаете небольшим количеством снега».
Ей приходилось учиться самой, подсказать, что делать, было некому: «Должно быть, я слишком сильно засыпала капканы снегом, и именно поэтому не поймала ни одной лисы. Затем я снова положила приманку, и просто оставила капкан на снегу, вообще не засыпав.
На следующее утро я встала, выглянула и увидела лису. Я не знала наверняка, была ли она в капкане или нет, но я оделась и пошла. Конечно же, это была белая лисица в моей ловушке, и это была первая, которую я поймала.
Это случилось 22 февраля 1923 года. После этого я поймала еще несколько. В марте я поймала довольно много; однажды я поймала трех. Позже весной, где-то в апреле, лис стало очень мало, и я больше не могла их ловить.
После того, как я больше не могла поймать лис, Найту стало хуже. Он становился очень слабым каждый раз, когда двигался. Я забыла сказать вам, что никто из нас никогда не ел белую лису до того, как мы приехали на остров Врангеля.
Но я вспомнила, что читала в книге, как люди на севере сказали, что они очень вкусные, поэтому, когда мы поймали первую, попробовали ее, и она нам очень понравилась».
Найту всё же пришлось отдать винтовку Аде. Она училась стрелять из неё, сделав импровизированную мишень.
«Где-то в мае я пошла в другую сторону к маленьким островам в гавани, и над моей головой пролетела чайка. На этот раз я взяла с собой ружье, принадлежавшее Найту, выстрелила в нее и убила.
Я взяла ее домой и сварила из нее бульон для Найта, потому что он мог есть очень мало. Это была первая птица, которую я когда-либо подстрелила из ружья.
В начале июня я пошла к западу от нашего лагеря, и когда возвращалась через гавань, то заметила несколько чаек вдоль пляжа, и мне стало интересно, что они едят.
Я подумала, что это, возможно, мясо моржа или что-то в этом роде. Но когда я добралась туда, то обнаружила, что они строят гнездо, и я нашла одно яйцо. Я попыталась убить какую-нибудь из чаек, но не смогла, поэтому решила больше не тратить это время.
У нас все равно было одно яйцо на ночь. Пока я шла домой через озеро, над моей головой пролетели несколько белых гусей. Я выстрелила в них, они пролетели около сотни футов, затем один из них упал, и я была рада.
Поэтому, когда я вернулась домой, то крикнула Найту: «Смотри, что я поймала». Он открыл глаза и спросил: «Что это, чайка?» Я сказала: «Нет, это белый гусь и одно яйцо чайки».
Он хотел узнать, свежее ли яйцо, и я сказала ему, что оно было теплым, когда я его нашла. Поэтому я поджарила его для него, но сначала мне пришлось разбить его в чашку, чтобы показать ему, что оно свежее.
Я готовила дикого гуся, пока мясо не отвалилось от кости». Найт несколько раз упоминал в своём дневнике, что он ел недожаренное мясо. Это не упрёк Аде, что она неправильно приготовила. Дело в том, что он верил, будто сырое или недожаренное мясо спасает его от цинги.
Но продолжу выписки из дневника Ады Блэкджек:
«Примерно через три дня я вернулась на то место, где нашла яйцо, и обнаружила еще девять в том же гнезде. Найт ел эти яйца, пока был жив, потому что он не мог есть мясо из-за сильной боли в горле.
Он был так слаб, что мне приходилось держать его голову, чтобы дать ему попить воды. Я сделала холщовый мешок и наполнила его горячим песком, чтобы согреть его ноги. Каждое утро и ночь в течение двух месяцев я грела этот песок и клала его ему на ноги.
Примерно за три или четыре недели до его смерти мне пришлось взять мешок из-под овсянки и наполнить его ватой, чтобы положить ему под спину, потому что, по его словам, она очень болела.
Он сказал мне, что если умрет, положить его дневник и какие-то бумаги, которые он написал, в его сундук. Ключ от сундука я найду в кармане его брюк. Он также сказал мне следить за его фотокамерой и винтовкой, и держать их сухими.
Я не помню, сколько раз он повторял мне следить и беречь его камеру и винтовку».
Найт подарил Аде свою Библию, которая принадлежала его дедушке.
«Примерно за день до его смерти я поняла, что он не сможет долго продержаться. Он был без сознания, и я стояла, глядя на него, в моих глазах были слезы, потому что я думала, что он умрет.
Он посмотрел на меня и сказал: «Что случилось, Ада?» И я сказала ему, что я думала, что он собирается оставить меня. Я просто не могла не плакать, потому что знала, что он не продержится, пока не прибудет корабль, и тогда я останусь совсем одна.
Он сказал мне, что попытается как-то продержаться, пока не придёт корабль.
Он умер 22 июня 1923 года. Я нашла его мертвым на следующее утро после того, как он увидел, что я плачу. Я не знаю, во сколько он умер, но где-то ночью.
После того как он умер, я написала письмо мистеру Стефанссону и сообщила ему день, месяц и причину смерти мистера Найта, потому что я думала, что со мной тоже что-то может случиться, тогда они не узнают, что с ним случилось, потому что дикое животное или что-то еще может схватить меня до прибытия судна.
Я также написала письмо мистеру Галле, который, как я думала, был в Номе. Я оставила письма в пишущей машинке, так что если меня не будет там, когда прибудет судно, они найдут письма и узнают о нашей смерти.
Я оставила мистера Найта в палатке, потому что не могла его похоронить, и перешла в другую, которую мы использовали в основном для хранения вещей».
Продолжение http://proza.ru/2025/10/01/756