Барбе де Оревильи Жюль Амеде

Зирк Алексей
* Сборник. Проводники «Б»
* http://proza.ru/2021/08/04/607
* Барбе де Оревильи, Жюль Амеде (1808-1889) - французский писатель и публицист
* http://proza.ru/2025/10/08/778
* http://disk.yandex.ru/d/gz1GSNfyzYHrVw
___________________________________

Барбе д’Оревильи, Жюль Амеде (1808-1889) - французский писатель, публицист, журналист, эссеист, романист, поэт, литературный критик, историк
___________________________________
 
Жюль Амеде Барбе д’Оревильи (фр. Jules Am;d;e Barbey d'Aurevilly; 2 ноября 1808 года, Сен-Совёр-ле-Виконт, департамент Манш — 23 апреля 1889 года, Париж) — французский писатель и публицист.

___________________________________

Биография

Родился и вырос в Нормандии. По линии отца принадлежал к крестьянскому роду, в 1765 году купившему себе дворянство, по материнской линии — к старой нормандской аристократии. Учился праву. В 1827 году познакомился в парижском лицее С Морисом де Гереном, дружеские отношения с которым поддерживал потом до смерти последнего, опубликовал сочинения его сестры Эжени де Герен.

С 1833 года окончательно обосновался в Париже, вел жизнь денди, злоупотреблял алкоголем и наркотиками. В 1846 году пережил религиозный кризис, возвратился к католицизму, ценностям рода и земли. Сотрудничал в ежедневной газете «Конститюсьоннель», публиковал политические фельетоны, выражал монархические взгляды, посвятил большое эссе Жозефу де Местру. Параллельно вёл модную хронику, вообще много писал о моде. В 1857 году Барбе д’Оревильи активно поддержал Бодлера, когда тому грозил суд по обвинению в оскорблении общественной нравственности; в 1874 году, после выхода в свет сборника новелл «Те, что от дьявола», такой же процесс угрожал ему самому. При осаде Парижа в ходе франко-прусской войны записался в национальную гвардию. Последние годы жизни провел в уединении, в узком кругу близких ему людей: Леона Блуа, Поля Бурже, Гюисманса, Рашильд.

___________________________________

Творчество

Фигура и судьба Барбе д’Оревильи отмечены кричащими противоречиями: Михаил Кузмин видел в его творчестве переход «от романтизма к натурализму и снова романтическому декадентству и символизму» (предисловие к русскому изданию книги «О дендизме» 1912 года). Новеллы, повести и романы Барбе нередко связаны с недавним историческим прошлым — прежде всего, с событиями Французской революции и мятежом шуанов на северо-западе страны («Шевалье Де Туш», 1864 год, и др.). Характерные мотивы его прозы, глубоко кризисной по взгляду на мир, — крах старых ценностей, невозможность любви, таинственная зачарованность злом. Традиционалист Барбе не раз обвинялся в аморализме (так было с его романом «Старая любовница», 1851), ряд книг этого католика и роялиста («Женатый священник», 1865; «Те, что от дьявола», 1874) вызвал протест клерикальных кругов: недаром Анатоль Франс называл Барбе д’Оревильи непримиримым католиком, который исповедует свою веру исключительно в богохульствах. Многочисленные эссе писателя о героях прошлого и настоящего были объединены в четыре серии и составили многотомник «Труды и люди», большей частью вышедший уже после смерти автора. Известен также его небольшой трактат, посвященный дендизму и прославленному британскому денди Джорджу Браммелу (1845).

___________________________________

Наследие и признание

Сочинения Барбе д’Оревильи переиздаются во Франции по сей день и имеют далеко не академический интерес. По многим из них сняты телевизионные фильмы. В 2007 году роман «Старая любовница» стал основой ленты Катрин Брейя (в 1921 году новеллу «Женская месть» экранизировал знаменитый немецкий экспрессионист Роберт Вине, в 1970-м новеллу «Дон Жуан» — известный итальянский актёр, режиссёр театра и кино Кармело Бене). В России к прозе и фигуре Барбе д’Оревильи обращались символисты, Максимилиан Волошин, Михаил Кузмин, Осип Мандельштам.

___________________________________

Некоторые афоризмы и цитаты французского писателя Жюль Амеде Барбе д'Оревильи:

«Женщины мастерски владеют искусством перевязывать раны — почти так же, как искусством их наносить».
© Барбе де Оревильи Жюль Амеде

«Просите у женщин лишь то, что они могут дать».
© Барбе де Оревильи Жюль Амеде

«Быть красивой и любимой — значит быть всего только женщиной. Быть некрасивой и уметь возбуждать любовь — значит быть принцессой».
© Барбе де Оревильи Жюль Амеде

«Преступления крайней цивилизации, вероятно, хуже, чем преступления крайнего варварства, из-за их утончённости, предполагаемой испорченности и более высокого уровня интеллектуальности».
© Барбе де Оревильи Жюль Амеде

«Страсти менее вредны, чем скука, ибо страсти имеют тенденцию уменьшаться, а скука — увеличиваться».
© Барбе де Оревильи Жюль Амеде

«Счастливые люди серьёзны. Они осторожно несут своё счастье, как будто наполненный до краёв стакан, который малейшее движение может заставить вылиться или разбиться».
© Барбе де Оревильи Жюль Амеде

«Нравственность художника заключается в силе и правде его описания».
© Барбе де Оревильи Жюль Амеде

«Влюбленные подобны лунатикам, они видят не только глазами, но и всем телом».
© Барбе де Оревильи Жюль Амеде

«Флиртовать с женщиной — все равно, что эксперементировать с электричеством».
© Барбе де Оревильи Жюль Амеде

___________________________________

Сочинения Барбе де Оревильи Жюль Амеде

Le Cachet d’onyx (1831)
Madame de Gesvres ou l’amour impossible (1836)
Du Dandysme et de G. Brummell (1845)
Une vieille ma;tresse (1851)
L’ensorcel;e (1852)
Les ;uvres et les Hommes (1860—1909)
Chevalier Des Touches (1864)
Un pr;tre mari; (1865)
Diaboliques (1874)
Une histoire sans nom (1882)
Новейшие сводные издания
;uvres romanesques compl;tes. 2 vols. Paris: Gallimard, 1964—1966
Correspondance g;n;rale. Paris: Belles-lettres, 1980—1989

Публикации на русском языке

Лики дьявола. СПб: Пантеон, 1908.
Дендизм и Джордж Брэммель. М.: Альциона, 1912.
Дьявольские повести. — СПб.: Лениздат, 1993. — 509 с. ISBN 5-289-01318-0
Дендизм и Джордж Бреммель: Эссе. М.: Независимая газета, 2000.
Имени нет: Избранные произведения. М.: Энигма, 2006 (Коллекция «Гримуар») [1] Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine.
Дендизм и Джордж Браммелл. М.: Издание книжного магазина «Циолковский», 2017.

___________________________________

Литература о Барбе де Оревильи Жюль Амеде

Qu;ru H., Le Dernier grand seigneur: Jules Barbey d’Aurevilly, Paris : ;ditions de Flore, 1946
B;sus R., Barbey d’Aurevilly, Paris : ;ditions universitaires, 1957
Colla P., L’univers tragique de Barbey d’Aurevilly, Bruxelles : Renaissance du livre, 1965
Hofer H., Barbey d’Aurevilly romancier, Bern : Francke, 1974
Juin H., Barbey d’Aurevilly, Paris : Seghers, 1975
Berthier Ph., L’ensorcel;e — Les diaboliques de Barbey d’Aurevilly : une ;criture du d;sir, Paris : H. Champion, 1987.
Tranouez P., «Fascination et narration dans l';uvre romanesque de Barbey d’Aurevilly : la sc;ne capitale», in Revue des Lettres modernes (Paris), 1987
Toumayan A., La litt;rature et la hantise du mal: lectures de Barbey d’Aurevilly, Huysmans et Baudelaire, Lexington : French Forum, 1987
Волошин М., Барбэ д’Оревильи// Он же. Лики творчества, Л. : Наука, 1988, с.34-53
Boschian-Campaner C., Barbey d’Aurevilly, Paris : Seguier, 1989
Eygun F.-X., Barbey d’Aurevilly et le fantastique, New York : Peter Lang, 1996
Jeanton-Lamarche J.-M., Pour un portrait de Jules-Am;d;e Barbey d’Aurevilly, Paris : L’Harmattan, 2000
Rossbach S., Des Dandys Wort als Waffe : Dandyismus, narrative Vertextungsstrategien und Geschlechterdifferenz im Werk Jules Barbey d’Aurevillys, Mimesis : Untersuchungen zu den romanischen Literaturen der Neuzeit, T;bingen : Niemeyer, 2002 (Berlin, Freie Univers. dissert, 1999)
Thiollet J.-P., Barbey d’Aurevilly ou le triomphe de l';criture, Milon-la-Chapelle (Paris) : H & D, 2006 ; Carr; d’Art : Barbey d’Aurevilly, lord Byron, Salvador Dali, Jean-Edern Hallier, Paris, Anagramme, 2008