Марья и подводный хозяин. Часть 13

Анна Неделина
Часть 12: http://proza.ru/2025/10/31/347

– А Ёрш? – тихо спросила Марья.
– Он перед отцом так и так виноват, – насупился Лещик. – Даже если выяснится, как дело было, и про участие Налима станет известно, не сильно-то это поможет… Ты не беспокойся, Ерша не пытали. Хотя Вьюн настаивал. Батюшка только рукой махнул. По-моему, он и сам уже разобрался, что случилось.
Марья вскинула на господина полный надежды взгляд.
– Значит, Ерша отпустят?
Но Лещик был мрачен.
– Нет, – он покачал головой. – Для отца все едино: каков бы ни был умысел Ерша, а жемчуг он без разрешения взял в руки. Значит, преступник. А за воровство из казны наказание только одно.
– Какое же? – прошептала Марья.
– Ершу отрубят голову.
Марья и так понимала, что ничем хорошим выходка Ерша не закончится. Но такого все равно не ожидала. Слезы потекли по щекам девушки. Лещик нахмурился, развел руками.
– Я ничего не могу сделать.
– А если устроить побег?
– Да не сможет Ёрш уйти, его мать прокляла, все равно, что отдала моему отцу в полное владение. Пожелает Судак Судакович – и Ёрш сам на коленях приползет. Его даже разыскивать не понадобится.
Марья прикрыла рот ладонью.
– А если бы твой отец пожелал его отпустить? – спросила она. Девушка уже решила, что попытается поговорить с подводным хозяином, уговорить его. Никакой награды не возьмет, только бы выторговать жизнь Ерша…
– Ничего не получится. Тут колдовство замешано. Сила родительского проклятья слишком велика.
– Да ведь не хотела мать его проклинать на самом деле! Вырвались у нее злые слова, она уже на следующий день пожалела! – выдохнула Марья. – Разве это считается?
– Колдовство есть колдовство, – пожал плечами Лещик. – Со словами нужно очень осторожно обращаться, они нерушимы.
Тут господин замолчал, задумался о чем-то. Марья с надеждой ждала, казалось ей, придумает что-то Лещик.
– Говоришь, мать на самом деле Ершу зла не желала? – проговорил наконец младший сын подводного хозяина. – Видно, не вовремя она вслух злые слова произнесла. Ты ведь знаешь, что бывает такое время, в которое что ни произнеси, все сбудется в точности. И для каждого человека это время свое. Вот, видно, мать Ерша как раз в такое время и заговорила. Что пожелала – то и случилось.
– Но ведь и против проклятий есть средства!
– Может, и есть…
Марья хотела было спросить, что Лещик имеет в виду, но тут господин что-то усмотрел в воде.
– Гляди, а вот и выигрыш батюшкин, который сосед-Рыбец отправил.
Марья пригляделась: посреди реки словно серебряную кудель кто-то расплетал. Это был косяк рыб, сверкавших чешуей на солнышке.
– Вот сейчас мы их к отцу и проводим! – деловито сказал Лещик и прутиком по воде пару раз ударил. Рыбки послушно следовали, куда им наказано было явиться.
– Отец их по своим рекам отправит, – довольно пояснил Лещик. – Будет у рыбаков богатый улов. Ты только погляди, какие! Расстарался Рыбец, не обманул в этот раз. Видно, узнал, что мы через Плотвичку скоро с морским царем породнимся, вот и решил не ссориться.
Марье не было дела до забот водяных. Шагала она рядом с Лещиком, да почти не слышала его слов. На уме было одно: как бы Ершу помочь? Должно быть средство. Должно!
– Отец тебя щедро наградит, – вдруг произнес господин. Марья посмотрела на него. Да зачем ей награда, когда она будет знать, что из-за нее человек погибает! От одной мысли, что Ерша могут казнить, у нее ноги подгибались.
– Не нужно мне ничего, – проговорила она не своим от горя голосом.
– Это тебе сейчас так кажется, – не согласился с ней господин. – А как наверху очутишься, вспомнишь, что жизнь свою нужно обустроить. Или ты решила к дядьке вернуться? После того, что он сделал. А он в следующий раз снова попытается тобой откупиться…
Марья покачала головой.
– К Власу я не вернусь, – сказала она как отрезала. Хоть и понимала, что сказать легко, а сделать будет сложнее.
Господин усмехнулся, словно почувствовал ее сомнения.
– И все же ты уверена, что богатства тебе не нужны?
– Я бы все отдала, – призналась девушка. – Лишь бы Ерша спасти.
– Тогда вот что. Знаю я один способ. Но может не сработать.
– Рассказывай! – едва не закричала Марья. Лещик по-доброму улыбнулся. Проверял он ее, поняла Марья. Хотел понять, какова ее решимость. А она, может, сама только теперь осознала, что и впрямь готова сделать все, что только ни скажут. Предложит Лещик надеть железные сапоги да износить их в странствиях – так и сделает. Поручит живую и мертвую воду найти – пойдет…
Вот ведь как оно в сказках бывает.