Предыдущее:
http://proza.ru/2025/11/03/1819
10.КОЛЯ В СОЛИГОРСКЕ. НАТАША ВЕРНУЛАСЬ.
Квартиру я купила небольшую однокомнатную в Солигорске. Я думала купить в Минске, так как раз в этот год Настя окончила школу, и мы ее отправили учиться в Минск, но бывший супруг захотел жить в одном городе с младшим братом. Хорошо запомнила то своё душевное состояние, когда передо мной стояла задача, которую я раньше никогда не решала, и посоветоваться было не с кем. Я за помощью зашла в Храм в старом городе в Минске (я ещё не знала, что это главный Свято-Духов кафедральный Собор Беларуси), увидела много красивых икон, не знала о них ничего, и купила икону Святой Великомученицы Варвары и книгу о её житии. Она была такая красивая, и приглянулась мне. Когда я прочла, меня поразило, как могла такая красивая девушка отречься от земной жизни, перенести нечеловеческие страдания ради Господа Иисуса Христа.
Потом я зашла на Комаровку на ярмарку мёда, услышала музыку и пошла на песню:
«Господи тебе пою, Скоро всему конец.
Дай мне звезду утреннюю, Дай золотой венец.
Дай мне новое имя, На камне белом носить.
Дай мне от древа жизни,
Райских плодов вкусить. »
Это была песня Олега Скобли «Крылатый Лев». Она легла мне на душу и успокоила. Впоследствии я узнала, что Олег Петрович Скобля служит протоиереем в Санкт-Петербурге в Церкви Святых Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Он певец, музыкант, поэт. В Питере я ходила в этот Храм.
Все было не просто с приобретением квартиры, но всё получилось. Квартира была оформлена на мужа и старшую дочь в равных долях. Стоимость квартир в Магадане на тот период была не очень высока. И трехкомнатная осталась нам с младшей дочерью. По стоимости было примерно тоже.
С Николаем мы всегда поддерживали нормальные отношения и после развода. Он кстати через какое-то время после расставания женился. К нему приехала та Наташа, которая не приехала в 1997 году на новогодний вечер. Она вернулась из Эстонии, была разведена, детей у неё не было. Мы с ней встречались. Это было в феврале, когда мы с младшей дочерью прилетели из Магадана на свадьбу к Насте в Минск. После свадьбы я поехала к маме в Тощицу, а доча - к отцу в Солигорск. Я же приехала в Солигорск 7 февраля, на следующий день у Зоси был День рождения. Когда я приехала, Коля сказал, что завтра приезжает Наташа. Я спросила: «Зачем? Акт приёма-передачи подписывать?». Наверное, она боялась, его снова потерять, что у нас что-то может получиться. Я хотела сразу с дочерью уйти к бывшей жене Колиного брата Таисе, но он расстроился, так как готовился ко Дню рождения, купил продукты, торт. Мы остались. Доче я сказала, что к папе приедет его знакомая, она ответила, что ей всё равно. В общем, я решила, что если нам пришлось встретиться, я ей скажу о квартире, что она не принадлежит Коле полностью. Для меня этот момент был важен. На следующий день, раз она приехала, мы вместе сели за стол, отметили День рождения дочери, в отсутствие бывшего мужа я ей сказала, что, наверное, причины того, что они вместе не в материальном, но хочу, чтобы она знала про квартиру. Потом мы ушли к Таисе. Там ночевали, оттуда уехали.
Всю свою жизнь я писала дневники. И сейчас пишу. Иначе не знаю, как бы перерабатывала свои внешние и внутренние переживания. Запись в дневнике. 5 декабря 2003 года: Сегодня я получила за Колины акции денег в 3 раза больше (!), чем ожидала. Это его труд в МТП (Морском торговом порту), его спина, его грыжа, его любовь к дочери и ко мне, это она, и всё так сложилось, что этих денег хватит мне заплатить за её курсы и за её будущее, и на жизнь – обои, и, может быть, лекарства и другие дела. Я плачу, я благодарна. Сегодня мы пили за него коньяк со Светой, дай Бог ему здоровья и счастья, насколько можно с Наташей. Кстати, Наташа, не одобрила этот его шаг.
Вот они встретились через столько лет. Расписались. Вроде бы радоваться - не нарадоваться, да не тут то было. Не помню точно, сколько они прожили. Но однажды после Нового года Коля мне позвонил, и в голосе у него были слёзы. Сказал, что вернулся с работы (а устроился он на станцию скорой помощи водителем, как и в Магадане), а в доме – пусто. Наташа уехала, увезла всю мебель из квартиры – мебель они поменяли… И он, как собака, вынужден спать на полу… Говорил, что он старался, не давал повода для ссор, но у них не получилось. Я сказала, чтоб не расстраивался, взял друзей в помощь, пошёл в мебельный магазин рядом с домом, и купил в рассрочку диван.
В жизни моего бывшего супруга впоследствие произошло много сложных событий. Были еще другие женщины. Одному тяжело, сказал он. Нет, я не жалею, что ушла от него. Я сделала для него всё, что могла. Я не должна жертвовать сверх меры. Это порождает духовную и впоследствии физическую слабость обеих сторон.
Уже после ухода Наташи с мебелью, во время командировки в Усть-Омчуге мне приснился сон. О своих снах я буду часто писать в этой книге. Сны, конечно, бывают разные. Святые отцы советуют не слишком обращать внимание на них. Я обычно так и делаю. Но бывают такие сны, которые невозможно проигнорировать. В общем, мне снится сон, что я (моя душа) смотрю на Дорошевича, который лежит на диване, на котором я спала, а рядом на коврике кто-то или что-то копошится… я присматриваюсь ближе и вижу, что это большой страшный змей или змея, и она сейчас его смертельно укусит, и от этого будет плохо всем, и прежде всего моим детям. Рядом на полу лежит нож. Я кричу в ужасе, чтобы разбудить его и знаю, что он проснётся и … И сама просыпаюсь от жути. Я думала, что же этим сном мне хотели сказать? Со стороны Наташи может что-то опять ?
Я даже уже забыла про сон, но 9 марта раздался телефонный звонок. Звонил Коля. Он сказал: Я убил Человека. Это была какая-то женщина, которая нигде не работала, жила на милостыню, пила… В тот вечер она переходила дорогу в неустановленном месте, дорожный фонарь не работал. Коля был за рулём на скорой. С бригадой. Было темно. Она возникла перед стеклом машины внезапно, он ударил по тормозам, но они были не совсем исправны. Той доли секунды, если бы тормоза были бы в полном порядке, как он сказал, хватило бы, чтобы смягчить удар. Бригада сразу же подобрала её и отвезла в больницу. В складках одежды было полбутылки водки. По дороге в больницу она скончалась. Её вначале никто не искал. По телевидению передавали информацию о событии и фотографию, чтобы найти родственников. Потом появилась одна или две дочери, для которых она оказалась чуть ли не единственным кормильцем… Было следствие. Машину скорой помощи с неисправными тормозами быстро списали, в деле она не фигурировала. Был суд. Родственники погибшей предъявили к взысканию огромные расходы на якобы пышные похороны. Бог им Судья. Коле нужна была помощь, и я его поддерживала. Просила вместе со мной зайти в Храм попросить помощи. А он не мог. Говорил: не могу, ноги не идут туда. Так его не пускали бесы, те, кто всеми силами искушают Человека, не дают ему пути к Богу. Но мы зашли. Я поставила ультиматум, что не буду ему помогать, если он вместе со мной не пойдет в Храм. Он получил срок с отбыванием наказания в исправительной колонии- поселении в Горках Могилевской области. Выплатить деньги ему помогли друзья, близкие, родственники. В колонии у него вообще не было доступа к алкоголю, и даже сахарный диабет его не мучил. Это я к тому, что значит дисциплина и ограничение.
Умер Николай от ковида в 2021 году в больнице. Разговаривать ему было тяжело. И он сказал дочери, что позвонит сам, когда станет легче. Потом «позвонил» мне по беспроводному телефону во сне. Я поняла, что он прощается. Наши близкие и родные люди, которые ушли из этой жизни, помогают нам и становятся нашими Ангелами - Хранителями. Когда я приняла решение уехать из Магадана, и готовила к продаже свою квартиру, произошёл странный случай. Должны были приехать ребята менять натяжные потолки в ванной. Это было перед Новым годом, и я попросила их приехать после обеда, а сама утром записалась в парикмахерскую. Я жила на последнем этаже. На крыше была проблема с трубами системы отопления, в тот год делали капитальный ремонт, и строители неоднократно их рвали. Накануне всё устранили. И вот я захожу домой после парикмахерской и, как я только ступила на порог, в ванной опять начинается течь. Ни минутой раньше, ни минутой позже. Я успела подставить ёмкости, вызвать аварийку. Установку потолка пришлось отложить. Представляю, что было бы, если бы потоп начался в моё отсутствие, или если бы потолок уже был установлен. Потом всё переделали и сделали надёжно. Светлана Васильевна – мастер Жилсервиса, прекрасная женщина, мне сказала: «Счастливая Вы». А я думаю, что вот Ангел - Хранитель мне помог. Наверное, Николай Федорович постарался.
В годовщину смерти я заказала панихиду в Храме Луки Крымского и Симферопольского в Минске. Написала в записочке всех его близких и друзей, которые ушли в мир иной и которых только я и могла помянуть в общей записке, в том числе Славу Кадыгробова, Леонида Тимофеевича Деменского, Ярослава, Толика Богоницкого, Колиного отца -моего свёкра Фёдора Ивановича, братьев Александра и Владимира, племянников Александра и Александра. Утром перед литургией мне приснился сон, что какие-то мужчины надевают белые одежды – брюки, рубашки, кто-то их давным-давно не доставал- будто какой- то оркестр праздничный… В училище как раз рассказали, что на литургиях в Храмах присутствуют Ангелы, которых мы не видим…и у меня мелькнула мысль, что может Ангелы на литургию собираются… Во время панихиды я внезапно вспомнила этот сон, и у меня «появились мурашки», я поняла, что он сам и все его родные и друзья стоят на этой панихиде, и это они собирались. Для усопших - великая Радость, когда мы их поминаем!
Продолжение:http://proza.ru/2025/11/04/1685