Светёлка, смага, Рождество и Хан Шару

Сергей Курочкин 3
     В предновогодние дни будет приятно узнать, откуда наша Рождественская ёлка, отчего произошло это слово и сам праздник? Как и слово "пра-", чтобы это значило и причём тут Natale.

     Прежде чем продолжим разбор полётов, вспомним, о чём предыдущие две статьи и какие новые русские слова мы для себя открыли. А их немало получилось и все довольно познавательные, благо доказывать ничего уже не требуется, просто перечислим: это «тапочки» и Топчаки повести, ещё там - мах - хам русский (будь упомянутым вскользь своим неприличным происхождением), это и окони - выступом подоконника. А вот щекотка слова «ущекотати» - вывела нас на щёки-ланиты в образе девушки (буквально), иные девицы стали напоминать не только классику жанра «с лица не пить», но и чеку ручной гранаты своим взрывным характером, как у Грушеньки. В общем, как потопаешь, так и полопаешь, таков - потоп. Ной отправил ковчег, в котором - всех тварей по паре - на горы Арарат и больше о нём никто не вспоминает, наступили времена Троицы. И козе баян стал не нужен (отставной козы барабанщик - к месту). Ковчег уходил в дальний путь из страны Тмутаракании, где проживали усатые тараканы-крестоносцы (не ищите её на Кубани или Кубе). Девушки: «шчокі» - образы, lica, твари и чешское «твари» в написании с титлой звучит - «тваже», перевод - лицо. Зато шчокі - от белоруса - они слышат чётко = девушки, дзяўчаты, дівчата, chicas, ragazze - на всех языках. Предположительно солнечные (ра), от этих цац raga - «ребята» получаются (буквальный перевод). Производные - пряха, Прага, а девушка неряха объясняет, что - ряха опрятная... Такая философия (буквально, как из клуба рогоносцев). Производные - пряха, Прага (п-рага: "рога и копыта" - крупный скот, если про -га). Такие же памятные слова дошли до нас - праща, пращур, чур меня - из древней старины "Красных предков" (ред - красный, а не слаще хрена - редька). Это практически в начале повести Автор осветил, когда Мстислав зарезал Редедю Косожского (с реки Сож), забрал землю, жену и детей крестил. Поэтому сын Редеди - Роман Красный - в повести. 
Цитирую: «Боянъ бо в;щiй... п;сь пояше: Старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зар;за Редедю предъ пълкы Касожьскыми».
 

      СМАГА  С  МАХА  ИЛИ  ЖАЖДА  ЖИЗНИ
 
    Слово Praha (чех.) = «п+ра+га», если по слогам, и что запомнилось. Всё из жизни, как говорится: "прага" (белорусск.) = ;;ze; (чех. - жизень - жизнь). Обратный уже перевод жизни: ;;ze; (чех.) - смага (белор.), жажда (русск., болг.), жеђ (серб. - жеть), ;e; (хорв. - жечь). В свою очередь смага =  с +мага, но не сельмага, а «с маха» и никакой магии.

    А, Игорева храбраго плъку не кр;сити, за нимъ кликну Карна — и Жля по скочи по Руской земли! Смагу мычючи въ пламян; роз; жены Рускiя въсплакашась аркучи: уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслiю смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати. А злата и сребра ни мало того потрепати!

    Слово Praha (чех.) женского рода в термине, можно предположить из чего состоит: Prah - прах (пыль/пыл), а Pra - Первый/Першы (буквальные переводы). И пора признать бы, что - ра/ra - "бог солнца" такой есть, - Я так вижу. Забегая вперёд, так переводится: ра - "видеть". Бог всё видит, как говорится (но вряд ли слышит). 

   "Смагу мычючи въ пламян; роз;" - Жажду мыкать (мычать, выть - о жизненных трудностях) в пламени розы. Примерно так. Если пойти по такому же пути, анализируя смагу, то весь смак в том, что "мах/маг" - единица измерения скорости света. Свет - солнечный. Принимайте аксиому безо всяких версий, почему её так - единицу скорости света - назвали христиане.

     Сделали себе ещё одно открытие в тему щекотки, что - смеются ртом, а ущек (болг.) - рот, зазор (серб.), ср. между губами. А послушаешь звук, так этот: щек (серб.) - свет. Чистый звук - свет. Отцы путаются в толковании Нагорной проповеди Христа, когда тот говорил, ударят по правой щеке - подставь другую. А метода хорошая. Выяснили, что мышки на теле человека нет. Игорь увёл в поход полки, а вернулся с дружинами, но уже не удельным князем, а Русской Земли. Дружины и стружие одного корня (что и роза), а палка и полк - другого. Киевские князья назывались "грозными" - слово в ходу от половцев, точнее - от половецких жён. Клюки, наклюкаться - местный говор (лингвисты определили, брянский), я слегка исправлю, равносильно напиться, клюква - болотная ягода, на выращивании и сборе специализируется Беларусь, полно ягоды в Новгородчине, недаром с Валдая берут начало четыре великих русских реки. Здесь много болот. Человек не пьющий - "цвярозы" (в трезвом виде, трезвый) так и переводится - "цветок розы" в отличие от пьяного. Слово хам - мах наоборот (или маг-чародей), вот и весь секрет "скорости света", за единицу которой принят Один мах.
 
     Клюки и ваззни (повести) говорят о том же, о важности, о величии - в отличие от неважного (худого), медленного от шустрого, как шума - от тишины. А спешку - не торопясь. Бояре думские доложили князю, что «спЕшили» тех двоих (и крылья соколикам подрезали). Пьянь ассоциируется с рекой и - piano - "тихо", "потихоньку" -  переводится с итальянского языка или "медленно", но в зависимости от контекста может иметь и другие значения, такие как "этаж", "план", "плоскость". Всё что запомнили и ввели в обиход латынью - запоздало. Тихо и медленно - это долго, это Долгорукий, это Олег и Ольга, Волга и Волхов, ольха, а долгота и широта опояшут шар земной - впереди речь пойдёт о Шарукане (хане шара), потому напомнил. 

    На самом деле - пол, подложка, подземелье, недра и мы ознакомились в контексте, что  половецкие девушки сексуальны (пол=секс), отчего и «красные девки половецкие», а щиты у русских червлёные. Когда разглядываешь миниатюры Радзивиловской летописи, то отличить русского от половца невозможно - одна экипировка и соломенный цвет волос воинов с обеих сторон. Они братья по крови и немножко рассорились - не братья по вере. Отчего и слово - подонок стало ругательным, сродни мерзавцу, подлецу, отбросу (общества), а вот слово поддон - хорошее.  Почему князь разговаривает с рекой Донцем? Правильный ответ: Лингвист Лихачёв был пьян, перепутал с дОнцем. Цвет соломенный - половый, а акт называется половой. Какое знакомое слово, а как легко спутать: половой - половы - напольный? А какого цвета...

    Так же и все слова с пра- следует запомнить, что речь о Первом, православные. А потом уже правда, право, прах (спасибо тому ра). Кто первый встал - тому и тапочки - в светлице.
 
 
      СВЕТЁЛКА  РОЖДЕСТВЕНСКАЯ
 
      Что касается названия Радзивиловская (летопись), то термин радостный и сложен из вилл (девушки с козлиными ногами - рисуют), плюс рад (радость - трактуют). Отсюда радость в виллах?  Отдельно стоящий дом так и называется, а есть - половецкий стиль избы (со светёлками). Скажите мне, уважаемые филологи и историки, были ли, рубленные избы у кочевников? С резными наличниками, ставнями, светёлками? Слово светёлка становится даже любопытно мне.
 
       В преддверии НГ видится светящаяся ёлка, но и тёлка. Телушка за морем - полушка? Нет, оказывается, светёлка (белор.) -  каляднай ёлцы. Кочевники любили калядовать и водить хороводы у наряженной ели, под которой сидела белочка и грызла им изумруды... Ещё светёлка может быть - светулка, svetlu;ka (сл. - светлушка), светлячок, світлячок (укр.), krijesnica (хорв. - крестница), утлы  чебен (татар. - светлячок), свитац (серб. - светлячок), напоминающие свить, крестить. Ель - дерево сырых мест, растёт преимущественно на болотах, что бесспорно и рода - женского. Но некоторые языки-наречия упорно видят в ней мужичка-светлячка, почему?  Наверное, потому, что (ёлка) «Рождественская» переводится - Божић (серб. - божич). И так на многие славянские языки - Bo;i;, а для болгарина -  Коледа (еда?), для грека - ;;;;;;;;;;;; (Христоуена), для латыни - Natale. Надо же. 

     Больше всех удивятся девушки Наташи, что они имеют к этому непосредственное отношение - Natale, или - No;l (нуэля по-французски, что бог новый). Греческое ;;;;;;;;;;;; (Христоуена) сообщает, что «Христос родился», более того - «Рождество в саду» - произошло (так составлен термин). То есть греки свидетели, что земля - "сад рождения" (дословно) - здесь в Посожье. Сож - бог - главный садовник и единица измерения сажень (косая - самая большая). Приток Сожа - Ипуть (Иисуса путь) с началом из ручья Божжий. По названию рек можно судить, что так оно и было, а Христу - Сава отец. Сегодня в кириллице нет «оуки» и в термине  Христоуена  слышатся две разом и видятся -оу-, что не мешает воспроизводить заложенные ранее реформ Петра смыслы. Рождество в саду - Natale in horto (лат.) - Божић у башти (серб.), где «у башти» - в саду - может показаться детским садиком с названием, например: Солнышко или Подсолнух. Сербы себе так и назвали Новый город в часе езды от столицы Београда (кафедральный собор св. Савы), получился: Нови Сад. Эмблема - подсолнух, сплошь и рядом в сувенирах и магнитиках. С лёгкой руки сведующих людей, висячий сад (Садов Семирамиды), какой из них, сказать сложно о потенции во времени, есть версия, что сады цвели на крышах Москвы. Вот такая задница нам досталась в наследство, что мы и слов-то русских не знаем.
 
     Слово башти что и бяшеть (Я), это уже не версия, это язык русский выводит нас на башню, голову и «батькин сад», буквально - быть (ти = ты). Крепости средневековья строились в две равнозначные башни главного входа с арочными воротами посередине, София Полоцкая выстроена так же - в два шпиля. Natale in horto - «наталий норто» - звук перешёл в орту, Порто, орду, Ардонь, аорту гортани (голоса),  а наоборот: отрок =horto. До 14 лет отрок и отроковица. Слово hor - час, в Стамбуле сейчас монастырь «Хоры на полях» реконструируют, проходил мимо забора - табличка висит. Знающий человек сказал, что кирдык, не будет здесь этого. Неподалёку от него - на месте Влахернского храма разбили сад (horto - сад) и выстроили небольшую церковь в углу, в которой хранится список 16 века, чего бы вы думали? Тихвинской Божией Матери, оригинал которой - в г. Тихвине, одноименном монастыре на речке Тихвинке. Как объяснил местный житель, Тихвинский вепс мне этимологию, так: тих - дорога, вин - перевозчик. Тише едешь - дальше будешь.
 
     Пожалуй, не стоит распыляться (отложим в долгий ящик), обратимся ещё раз к божественной Наташе. Женское имя Натали - Божић (божич, бозить без окончания ћ - Бог), термин составлен из -ож- «огонь». Na tale (порт.) - В сказке; слц. - На целе/теле; с латыни - Такая вещь/Такая рэч/Таква ствар и так далее: На полу, На падлозе. Сближаясь с «пьяным полом», на теле земли - если так представить, то гербом Брянской области наметили - Ёлку - в три яруса и девять лап. Просто ель и всё, а Брянску - пушку с 12 ядрами (по числу месяцев в году). Расположены ядра кучками по обе стороны от ствола (возлагаемого на лафете). Область образована недавно (1944), сказать, что местность болотистая не скажешь, хребет водораздела Ипути и Десны проходит на отметке 200 метров над уровнем Балтики (по вершине проложена автотрасса Брянск-Гомель). Область знаменита лесами (суровыми) и тем, что на Снови поймали хана Шарухана. Река берёт начало возле села Сновское (Новозыбковский район Брянской области), из России утекает в Черниговскую область Украины (правый приток Десны).Хан Шарухан герой повести Слово о полку, описан в летописях и сказке «Книга Джунглей», как тигр, волочащий заднюю лапу с намёком на известного Хромца. Прозвище историки могут написать в трёх-четырёх версиях начертания, но это тот самый, у которого Маугли снял шкуру, осуществив детскую мечту... А она никому не нужна оказалась. Забрался на холм, развёл костёр и запел песню.
 
     "Шарокань, -я, -е — притяж. прилаг. к слову Шароканъ — Шаруканъ: Се бо Готьскыя красныя д;вы въсп;ша на брез; синему морю, звоня Рускымъ златомъ, поютъ время Бусово, лел;ютъ месть Шароканю". Вот такая наша задница. Здесь помню, здесь не помню, а тут мычу...

     Самое время ознакомиться с этим местом.


     СЕДАЛИЩЕ  И  МЕСЦЕ  МЯГКОЕ
 
     Цитирую, это повсеместно: «Седалище» — это устаревшее или шутливое слово для обозначения ягодиц или места для сидения (например, кресла, трона). В анатомии также существует седалищный нерв. В медицине седалищным называют самый крупный нерв нашего организма, который проходит в области таза и бедра. Ага. Мой язык не одесский язык. 

      И в свете медленной руки, я вижу лик Алёны, озёрный берег, васильки под солнцем опалённым... Над озером рябины качаются, качаются, а песни для любимых - поются не кончаются. Развезло на лирику, как говорил один, да я с тобой - на одном поле...! И не пасли! Как говорил один, где ему мёдом намазано, таки - старые корпуса медины, куда манила вечно юная жажда поиска приключений на своё седалище. И случился - Медный бунт, чего уж хуже, в правление Тишайшего царя, когда золотишко с серебром из Московского царства всё выгребли в пользу папы и Европы. До этого отец Фёдор и сын Михаил путали карманы казны и церковный, а внуку досталось - пусто. Если без лирики, так что же такое седалище? Это что-то большое (это не седальце). А. Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву», 1779-1790 гг.) описал так: «Огромной величины змия, из светлыя стали искованная, облежала вокруг всего седалища при его подножии и, конец хвоста в зеве держаща, изображала вечность». По головке за такое не погладили, случилось страшное - Екатерина вперила  писателю смертную казнь. Еле уговорили на пожизненную ссылку, но забвение было полное настолько, что даже эпитафию на могилу жены Радищеву разместить не дозволено высочайше. Так началась цензура в России. Сейчас, валяй что хочется, чем больше глупость - легче верят. Крепко сказано по случаю седалища (Елена Колядина-Афедрон), так. В том мудрость Божья, что для каждого, даже самого грешного члена мужеского и женского, скотского и птицкого, сотворил Господь, изыскав время, божеское название в противовес ; дьявольскому. 
Срака ; от лукавого. От Бога ; афедрон! (таков перевод)
 
    Кабы так, то да, с пылу-жару может показаться, что афедрон - жопа и есть, а остыть и подумать, может в седалище - седой и великий? Старый, пожилой, а то и Первый. Раз - наш главный нерв: се-дали-щный. Нерв человека. Мы ничего тут не путаем? Неужели стул-трон достался царю от горшка и отхожего места? а икона Луки - на столешнице писана - Тихвинская Богоматерь, не на доске? Чтобы подойти к этому вопросу, я написал несколько статей о развитии слова во времени, оказалось, что стол родил стул, а стулу папа - табурет. Унитазы под Лже-афедрон стали выпускать гораздо позже.
 
     Приложил руку и к этому месту - греческому. Перевожу афедрон: ;;;;;;; (лат. reserva) - "бронировать" (rezervovat), "я - перо" (буквально). Это не о жопе, даже наоборот - о лице. Или "дикое животное", изучая reserva в простоте. Тоже годится резервация, консерватория и консервы. Хотя слово бронь повсеместно принято, заранее забронировать билеты, одеть панцирь (броник), оборонить и всё это (вещи, действия, поступки) от слова бро/бры - братья, сябры. Далее гулял по термину: федрон (перья - ;;;;;;) - фазаны, перья, пёры, Федра (фе-дора, село Дора с ударением на ра), федрон - дрон (летающий с приставкой fe - "Баба Яга"), и всё это буквальные переводы, но - седин, тут понимаете какая штука, одну букву, один звук упустишь и получишь половым - седого, а сидалищем - блондинку в седле. Если летающий горшок - ступа с помелом, то - это вещь и образ. Даже, если кому-то покажется летающий унитаз, то его сложно спутать с частью человеческого тела. С тем, что у мадам "Баба Яга" (другое дело).
 
     Седалище всё же не: си-дал-и-ще в смысле этом (щёк), а другом, это есть даль. Хотя, страдая близорукостью, можно нагородить такого, сравнивая щёки и булки, что слово: афедроногостеприимный - будет то самое. Та часть тела, которая во Франции свободна от телесного наказания. А это: Пятая точка или то, на чём сидят, два полушария спины пониже - места, газопровод, темница и невеста, филе, пердимонокль, курсантка, рупор, топка и валторна, томаты, тухес, флейта и фуфло, багажник, бампер, буфер, задний мост, и каравай, и попочка, попца, хлеборезка, шахта,  шлюз, шумовка, шхера, экватор шептала, гузло и бздея, зад и "мадам сижу", курдюк или корма, станок, усест, шумовка - бэк,  окорока, амортизатор, попца, сидальница - попунчик, афедрон... Это не все ещё, только цензурные, однако. Глядя на буквы без звука, можно даже пол спутать: сидальница - попунчик. Ср. греческое  афедрон - эбро - ;;;;; (лат. sedes - сиденье), уже пошла замена буквы Е/И, и девочку звали: Мер-се-дес. Скорее лошадь, чем мерин. Когда по-русски читается - эбро (как монета), звучит эдро, смахивая на ядро. Ни какой жопы в помине. Хотя, как сказал бы настоящий русский, ну это полная жопа... Заметьте, не две половинки, не худая, а полная. Как луна? или солнце...

     Если что-то крякает как утка,
     Выглядит как утка, ну донельзя...
     Приглядитесь к птице, кроме шуток,
     Может, это крякает... не селезень?

     Может, взвились к солнцу куропатки,
     или просто, курский соловей...
     Отчего, "на грушу" - утки падки?
     У загадки нет ответа ей.

     Посвящается Утке на памятнике Тысячелетия (в форме груши-ружи). Также в греч. термине ;;;;;; (лат. pennae - перья, "нет ручки"), буквальный перевод: пружины. Корня -руж- в смысле "ружи-розы", но и упругие, если что. Также федра (;;;;;;, лат. pennae - перья "без ручки") - сядзенні, могут быть - стулья, крэслы, столице, stoli, St;hle, stolice, столове, sellae (стулья, селле, сёдла), sillas (исп. стулья), или - месцы (белор. - места). Но и тут засада: сядзенні, скорее нечто съедобное и день во времени - вот что представляет термин для тех, кто живёт одним днём. Термин:  сядзенні = еда, Я день, Привет, Здравствуй. Проявляя лупозоркость, продвигаемся вглубь познания.
 
     Мягкие места, сиденья - "месцы" - сближают многие места в топонимике, в т.ч. Мста, Мцна, Мценск, Меченск, Минск и посадники в них и даже воина св. Мину. Если от месяца - месцы - мясцо - лицом в "мес". Именно так, потому что мес = месяц. Цата - девушка, в "неё" установлен крест над куполом, получился знак, символизирующий то, что нам сказал старый русский язык на очередном витке спирали истории. Переводы типа "бронь" - производные "братья" (во Христе), а всё остальное - "крутить фазана" на сленге, когда "каждый охотник желает... Чего он желает или кого, нам пояснило слово: афедроногостеприимный.
 
     В целом - спираль истории - наша задница, недаром рифма "Европа-жопа" наиболее распространена, как сказал бы Наполеон, сравнивая части тела: голову, сердце и ноги между Питером, Москвой и Киевом. А самое пекло - сексуальные... половцы? Центр Европы и Медовая столица. Отец Фёдор - герой многих литературных  произведений, имя нарицательное и тому пример вершиной Ай-Тодор (св. Фёдор), селение Дора (Маловишерский р-н Новгородской обл.), Фёдор Карамазов из уездного города Скотьегонска (отец 4 детей от разных мам), св. отец Фёдор, сбривший бороду, в поисках 12 стульев - промотал состояние в несбыточной мечте на благое дело, свечной заводик. Он рубил гарнитур на берегу моря, а из-под обшивки сидений выскакивали пружины...
 
     И даже становится немного грустно, когда раскрываешь такое древнее и ёмкое «Седалище», а оно совершенно без происхождения и фамилии, а ведь "задница", ребята, - это наше наследство. Буквальный перевод завещания, как говорил один - наше будущее сзади нас. И это мудро.

     Перемещаемся в Солнечно-Солёную Шарукань


     ШАРУКАНЬ
 
     Ничего удивительного в том нет, что город Шарукань (на территории Половецкой земли) не найден. Не там ищут. Тему затронули в статье «Солёные земли салтани в повести»
 
     Царский лекарь заметил, что рушане (жители Старой Руссы) лечат все болезни: язва, ломота костей, краснуха, золотуха - в озёрах целебной грязью... Пробурили скважину до "моря" - фонтан не иссякает под напором два века. Раньше город звали просто Руса - с одним "с", а жители до сих пор - рушане. Руса - первое упоминание: 1167 год – город фигурирует в летописях под названием Руса. Археологические данные указывают, что город существовал уже в 10–11 веках, на что есть подтверждение от Российской академии наук. Битва при Сальнице 1111 года (Мономаха с Шаруканом) и другие события, ошибочно отнесены на кочевых "половцев". Историки приводит четыре версии происхождения имени Шарукана: от монгольского Sariqan, тюркского Sazagan, булгарского Sarakan, но масон Киплинг уже давно его описал в "Книге джунглей" как "волочащего заднюю лапу" тигра. Маугли снял шкуру и принёс в деревню. Тюркские прозвища вроде "золотой орды" напоминают: Sariqan - "жёлтый", "жёлтая кровь", "кровная нагрузка" - золотой, солнечный - солёный? Шелонь - "соляная" река, Руса - варница, соль в Русе - жёлтая как крошки булки. Даже если перевести "на шару" шару-кана, как говорится, то видим - шар солнца, кан/хан - могущество, величина.
 
     Прямая трактовка: шару хан (земле), повелитель: Шару Хан. Краткие известия о битве на Салнице есть во многих русских летописях. Однако единственный источник, содержащий подробный рассказ о сражении — Ипатьевская летопись. Читайте: Киевская. Как "русская армия" (26 февраля 1111 года во 2-е воскресение Великого Поста), возглавляемая коалицией князей (Владимир с сыновьями), в боевом порядке двинулась к городу Шарукань, сопровождаемая священниками с крестами, поющими песнопения (в связи с этим исследователи говорят о том, что поход носил характер крестового, хотя и эта версия подвергается сомнению). Шарукань сдался без боя на 5-й день осады. Примечательно, что "горожане предложили победителям рыбу и вино, что характеризует оседлый быт его обитателей". Несмотря на это, "параллельно русскими были сожжены..." - читать такую историю, всё равно, что верить телевизору. У кочевников есть полки и города, а города назывались по именам ханов, но где - никто не знает. Город состоял из сравнительно небольшого числа каменных строений, но как без юрт кочевников? Однако существует версия, по которой "Шорокань-Торокань" и есть легендарная Тьмутаракань. Только земля эта - не Кубанская станица-степь (поле), а Прибалтика-Европа,  см. подробности в прозе (ссылка). Точное местонахождение городов лже-филологами (Шахматов, Лихачёв и др.) не установлено, раскопки вёл лже-археолог киевский Рыбаков под Донецком и Харьковом - не нашёл. По предположению историков, наиболее вероятна локализация на правобережье Донца, ещё точнее, поправлю теологов - дОнца (как писал Пушкин). Данная гипотеза малоубедительна хотя бы потому, что данный памятник логичнее связывать с летописным упоминаемым в «Слове о полку Игореве». А там все события происходили на северо-западе от Киева, то есть Валдай, Новгородская и Полоцкая земли. Странно читать о городах крепостях кочевников и полоцких полках. Хан Шарукан - Шару(к)-хан и город XI-XII веков на территории Половецкой земли? Ни один город не подтверждён (русским это не надо). Последующие походы русских - "в район Шаруканя (1168, 1183, 1185, 1191 гг.) относятся ко времени правления внука Шарукана хана Кончака (1172–1203 гг.) . По совместительству образов и прозвищ - галицкого Осмомысла князя Ярослава (его дочь Ярославна жена князя Игоря). На третий день битвы (пасха 1183) подоспели полки ханов Кончака и Гзака, разгромив русских, вот же с кем сражались войска Курских, Брянских, Полоцких, Новгородских и Минских земель. Это наша история. Игорь - сын новгородской княгини. Вишенка на торте: "После монголо-татарского нашествия Шарукань запустел". Или "мономах" с крестоносцами - оно и есть, когда соврал единожды - лажа выпрет рано или поздно... Остаётся верить русскому языку и прозвищам: Шерхан, шер-и-кан/шарукан = шару (земле), хан (повелитель). Ср. курган/курхан, а позже - царь, батюшка, султан, отец. Как в сказке.
 
     Дело было в повести - дело было здесь.
     Налетела грусть и не отпустит,
     сообщу рушанам - про благую весть,
     у Фонтана сидя, Старой Руссы...
 
     Налетела язва, ломота костей,
     а за ней краснуха с золотухой...
     Где найти бы лекаря от таких страстей?
     Обратился к бабке повитухе...
 
     До сих пор историкам неизвестны: земля-сторона и имя хана - значение названий-прозвищ, их местоположение и прочие данные основательно запутаны филологами с теологами. "Шарукань (от имени половецкого хана Шарукана, Шару(к)-хана) — город XI — начала XIII веков на территории Половецкой земли", ссылаясь на повесть "Слово о полку" (которую не понимают), указывают историки. Потому и поиски сводятся в степях предгория Кавказа, на Дону и Донце, путаясь в ударениях - дОнце, а косогов, не различая с жителями Посожья - по реке Сож (Беларусь) с притоком Ипуть (Брянщина). Для истинного христианина любой язычник враг и наоборот - это называется усобицей. Во имя чего? Чтобы турки приобретали.
 
     А между тем - Кончак - хан Галицкий, отстаивал интересы Европы королевской (Тмутараканской), на стороне "немцев, венедцев, греков и муравы" (повесть). В ту сторону и ходили походом князья Курские и Новгород-Сиверские (1183, 1185) в описываемых событиях - чёрным по белому. Но не все "белые"  были белыми и чёрные - чёрными как сейчас. Дед Игоря был князем Тмутараканским и дружил с половцами, и Глеб (дважды) княжил. На то оно и ВКЛ, основанное Миндовгом, чтобы князь Ольгерд тоже дружил с Курскими и Московскими, а Калита правил и не давал дани. А если взглянуть на родословную русских князей, так они все женаты на половчанках. Буй-Тур на Елене Глебовне, а Игорь Святославич на Ярославне - Ефросинии и сын их Владимир на Свободе Кончаковне. Отец Игоря женат на княжне Новгородской, да так и повелось - Александр Невский на княжне Полоцкой и Калита (освободитель от ига) тоже одной семейки. Всё время земли Левобережья воевали с немцами и католиками, да и сейчас воюют, а "монголо-татарское иго" есть придумка - вымысел, обман населения. Галичане "режут русню" с наибольшим остервенением, нежели могут сравниться немцы. Дед Игоря - Олег в прозвище Гориславлич - основатель ветви ольгОвичей, которые враждовали с другой братской ветвью - Мономаховичами. Вот туда-то в 1111 году и ходил Мономах с "тропарями и кондаками", что определяет войну религиозную киевлян с северо-западными землями. Как следует понимать летописные события и прозвища: Шарухан (дед Кончака), а город Шарукань (Шорокань - Торокань) и есть легендарная Тьмуторокань - Европа в которой исторические и летописные половцы-кривичи это жители Полоцка, Минска, Витебска (Кривитебск летописный), или древние русы, Белая Русь - останки прежней цивилизации. На осколках империи Рогволодов сложились государства: Польша, Пруссия, Боруссия, Господин Великий Новгород и современная Беларусь со странами Прибалтики - в летописи и повести страны  Хиновы. В топонимике - реки и селения Полисть, Нерусса, Порусья, Старая Русса. Когда-то же она была просто Руса - Роуса. Последующие походы русских в район Шаруканя (1168, 1183, 1185, 1191 гг.) относятся ко времени правления внука Шарукана хана Кончака (1172–1203 гг.). После монголо-татарского  нашествия Шарукань запустел? Не густо здесь и до сих пор, если это от слова пустынь...

     Продолжим тему, пожалуй, о Руссе Старой есть что вспомнить...

     Солёные земли салтани в повести
     http://proza.ru/2025/11/04/2158
     Этимология жопа и отдуплиться
     http://proza.ru/2021/07/02/704

     04.12.2025, Санкт-Петербург