Рецензии на произведение «Россия и Запад - две версии христианской цивилизац»

Рецензия на «Россия и Запад - две версии христианской цивилизац» (Валерий Суриков)

Всем дочитавшим до конца и тем более откликнувшимся - искреннее спасибо.
У меня есть сайт - http://www.vsurikov.ru/. Там также кое-что можно найти на эту и близкие темы.

Несколько персональных реплик.

Юрию Сарычеву:

Не спешите списывать с исторических счетов Православную Церковь. Если 20 век чему и научил, та только тому, что человеческая цивилизация без трансцендентальной поддержки сама с собой не справится и захлебнется в продуктах собственной жизнедеятельности . Так что спасение ее - в церковном возрождении. Конечно же, это будет не просто откат в прошлое, и сейчас трудно представить на какой основе будет подписан новый договор светского государства и Церкови о взаимодействии . Но в текущем веке решение этой проблемы, скорей всего, будет главным направлением интеллектуальных усилий. Мне кажется, это очень хорошо понимает Владимир Михайлович Гундяев - Патриарх Кирилл . Хотя может показаться (по его проповедям и речам ) , что он упрямо тянет цивилизацию назад - в средние века. Но это - аберрация восприятия. Просто Патриарх отдает себе отчет в том, насколько далеко снесло цивилизацию нашу в сторону от евангельских канонов, насколько интенсивен этот сносящий поток. И хорошо понимает, что в таких условиях реальной, практической задачей может быть только одна - удержаться, приостановить дальнейший снос. Потому и выгребает так круто - явно выше той точки, на которую намерен выйти …

Александру Сорокину:

Увы, но любое понимание всегда есть прежде всего ограничение бесконечного смысла, а значит, - конкретизация, буквализация. Даже если попытаться оценить цивилизационную роль христианства в предельно общем виде, скажем, свести его к совокупность идей , призванных обеспечить долгий, мучительный, с метаниями и откатами назад, путь от человека разумного к человеку нравственному, то даже эта, казалось бы , фундаментальная интерпретация все равно будет ограничением смысла.Или культурологической буквализацией, если угодно.

Джейку:

Завидую Вашей способности пребывать в истинно счастливом, безмятежном состоянии. Дай, Джейк, на счастье лапу и мне…

Господину Игерину:

Конечно, хотелось бы более конкретных указаний на примитивность, любезный. Цитатку какую-нибудь из Бердяева или из того же Ф.М. Тогда у меня была бы, по крайней мере, возможность оправдаться, - попытаться показать, в чем и каким образом ( в неявном или снятом виде) смысл этой цитаты присутствует в моем тексте…. Но, скорей всего, цитатки не дождешься, поскольку сквозь высокоумный текст господина Игерина отчетливо проступает элементарное раздражение. Так что в этой реплике интерес представляет не ее смысл, а возможный источник раздражения. И я даже догадываюсь, в чем он заключен.
Скорей всего, в резком противопоставлении Мессии христианского и Мессии иудейского, в моей попытке связать вырождения европейской цивилизации (в западной версии) с локальной победой идеологии Мессии иудейского.
Однако, нет смысла это противопоставление, противоборство и победу излишне демонизировать и тем более делать на этой основе какие-то обобщения националистического толка. Потому что, как представляется, между идеологиями Мессии христианского и Мессии иудейского пока в европейской цивилизации, если брать ее в целом, существует равновесие. С усиливающимся смещением к сторону иудейского на Западе и с ослабевающим смещением в сторону христианского в России.
В этой тенденции и заключена главная опасность. Процесс надо притормозить и попытаться несколько сместить равновесие - в сторону идеологии Мессии христианского. При всей видимой простоте - задача эпохальная.

Сергею Дьяченко:
Ваша реплика дает возможность дополнить мой комментарий к реплике А. Сорокина. Это, конечно, все та же буквализация совокупности идей христианства, но только узко церковная, исключающая всякую иную - культурологическую, социальную. Нет слов, жесткое заключение христианской идеи в таких пределах также имеет право на существование и также, со своей стороны, эту идею подпитывает и стимулирует . Хотя в современных условиях такая буквализация, такое ограничении уже становится опасным для самой идее, и современные кризисные явления в христианстве вполне можно связывать с избыточным замыканием христианской идеи в церковных пределах, с недостаточным использованием ее социальной, культурологической составляющих.
Именно узко церковная буквализация, похоже, и лишает Вас возможности видеть в Апостоле Павле крупнейшую политическую фигуру. Из первого- третьего веков, из которых Вы на него глядите, этого просто не видно. Сие в нем четко начинает проступать лишь к концу 20 века, к моменту окончательного провала первого социалистического эксперимента.
И вообще. Отпуск, ночь, дача… Казалось бы, ничего, кроме пива марки BagBear, вписаться в эту триаду не может. А Вас вдруг потянуло мою статью комментировать.

Валерий Суриков   31.08.2009 08:14     Заявить о нарушении
На счёт «BagBear» это вы правильно подметили, после баньки-то!.. Ваши измышления можно было воспринять, будучи только в таком благодушном настроении, в другом состоянии было бы не просто разобраться. Вот уже находясь дома, в рабочем настрое так сказать, пытался более серьёзно подойти к теме... и нет же, не получается. Текст воспринимается как интеллигентско-интеллектуальное занудство в духе Бердяева и иже с ним. А смысл-то в чём? Вы что-то измените в этом мире? НЕТ!
Вот тут тоже один такой, с львиной гривой хочет помочь "человечеству" обрести себя: http://www.proza.ru/2009/08/01/130 На досуге после баньки почитайте, с кружечкой. И здесь же ответ этому парню. http://www.proza.ru/2009/08/01/128 - А вот это надо читать проспавшись.

Сергей Дьяченко   01.09.2009 03:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Россия и Запад - две версии христианской цивилизац» (Валерий Суриков)

Есть песок истины,
есть истина в песке

Роман Шиханский   28.08.2009 15:33     Заявить о нарушении
Рецензия на «Россия и Запад - две версии христианской цивилизац» (Валерий Суриков)

Валерий! На одном дыхании прочла Вашу интереснейшую статью. Могу сказать, что именно такого глубоко-ортодоксального подхода жаждала моя душа. Найден единственно верный узкий путь при решении множества поднятых вопросов. К примеру, закон и благодать не противопоставляются, а показывается их иерархическая связь. Или замечательно «указано место» модерну, который должен прислуживать традиции. Вспоминается средневековое определение философии, как служанки богословия (может, многих бед удалось избежать, если бы философия помнила свое место). Ваша статья будит мысль, но, преодолевая искушение, я об этом писать воздержусь:). Особенно радует, что Вам удалось найти выверенный тон, в котором гармонически слиты национальное самоуважение, основанное на том, что и правда требует уважения, с одной стороны, и благожелательность к иным, - с другой. Христианский мир сейчас находится в положении, аналогичным тому, когда погибла Византия. Но надежда, что Россия выстоит, содержится в Вашей статье, когда Вы говорите о том, что происходит процесс превращения свободно принятых идей христианства во внутреннюю идею цивилизации. По существу, оправдываются лучшие ожидания: христианство в России становится внутренней идеей (и таким образом формирует внутреннего человека). Это самое важное, так как то, что мы имели: внутреннее чувство, интуитивно-понятая истина, народная традиция, – это, при всех своих плюсах, оказалось недостаточно прочным, что показала русская история последнего времени. Разделяю Ваши надежды, связанные с Патриахом Кириллом, но это отдельная большая тема. С уважением, Нина

Нина Изюмова   31.08.2009 11:41     Заявить о нарушении
Рецензия на «Россия и Запад - две версии христианской цивилизац» (Валерий Суриков)

Интересное рассуждение о религиозных корнях геополитики и противостояния Восток Запад.

Но тогда вопрос к автору: Запад с которым надо блокироваться против Китая, и Ирана - это конкретно кто?

И второй вопрос: вам известно что границу между Европой и Азией Геродот проводил по Азову?

У меня есть статья "Монархисты города Омска о глобализации"
почитайте, подумайте, потом подискутируем.

Думающий   26.08.2009 17:26     Заявить о нарушении
Рецензия на «Россия и Запад - две версии христианской цивилизац» (Валерий Суриков)

Нужно ли России догонять Запад?

-- Уже 5 веков догоняем. Результаты налицо. Абсолютно согласен, Необходим свой путь,а там посмотрем кто кого догонять будет...

"российский православный ренессанс - медленное возвращение всего российского общества к евангельским канонам и ценностям"

-- Когда это у нас евангнльские каноны в ходу были?
Упаси вас всех еврейский бог от этого, или хотите новое Смутное Время? А может Новую Гражданскую войну? Это тупик, тупик эволюционный.
Церковь надо реформировать, иначе весь "ренессанс" это всего лишь деградация.

Джейк   26.08.2009 14:04     Заявить о нарушении
Ага, забыл спросить, Какие вы в евангелии ценности нашли?
Ну окромя всепрощения, толерастии, и отрицании женщин.
Вроде как все они, ну окромя последнего в высшей политике неприменимы...

Джейк   26.08.2009 14:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Россия и Запад - две версии христианской цивилизац» (Валерий Суриков)

Очень интеренсый трактат... Думать заставяет!

Вита Маркина   26.08.2009 13:41     Заявить о нарушении
Рецензия на «Россия и Запад - две версии христианской цивилизац» (Валерий Суриков)

Интересные, я бы даже сказал - системные размышления. От себя хочется добавить лишь одно - Христа, я думаю, поняли слишком буквально. А многого сами апостолы не донесли. Как сказано в Евангелии, кажется, от Луки: "И еще много чего говорил Иисус, но чтобы записать это, не хватит всех книг мира сего". От того (от неправильного или буквального понимания) и пожали мы урожай в виде средневековья, инквизиции и прочих бед.

С уважением,

Александр Сорокин Российский   26.08.2009 12:46     Заявить о нарушении