Рецензии на произведение «9. Тамара Пакулова. Шупеня»

Рецензия на «9. Тамара Пакулова. Шупеня» (Конкурс Копирайта -К2)

Жизненный рассказ. Сам слышал похожие истории. Нормально. Нашел прикольный ляп: "мужские губы до боли и крови кусали её губы, мяли упругие груди". Точно не зубы или не руки?

Юрий Камалетдинов   14.09.2013 16:48     Заявить о нарушении
Вопрос Автору: у Веркиных родителей было еще двое детей. Они упомянуты вскользь и дальше про них - ничего. Что с ними случилось? Зачем было их упоминать?

Юрий Камалетдинов   14.09.2013 16:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «9. Тамара Пакулова. Шупеня» (Конкурс Копирайта -К2)

Странное впечатление.
Как будто роман целый прочитал.
Но не сказать, чтобы сильно осмысленным текст показался.
Да, нелегкая женская судьба. Но к чему это все? Время разбрасывать камни и собирать их? Слишком отдаленно, слишком с подробностями.
Ну, апартаменты доярок, конечно, тоже улыбнули))

Лев Рыжков   14.09.2013 01:15     Заявить о нарушении
Рецензия на «9. Тамара Пакулова. Шупеня» (Конкурс Копирайта -К2)

Маруся, доброй ночи.
Даже после всего сказанного не могу я до конца определиться со своим отношением к рассказу. Да, мне как и многим мешали восклицательные знаки и опечатки. Я не прониклась сочувствием к Верке, да и не могла бы проникнуться, как никогда не смогу понять таких вот кукушек. Но зацепило меня за живое описание судеб детей. Вот кого по человечески и искренне жаль. Это же вдуматься только, как тяжело должно быть ребёнку общаться со сверстниками имея эдакое экзотическое имя вкупе с такой мамашиной славой.Как тяжело идти дальше по жизни с печальными и ранящими воспоминаниями детства.
Автор, вы молодец, что подняли эту тему, не спекулируя на сочувствии к детям.
Надеюсь, это не последняя наша встреча.
С уважением, Лина,

Чёрная Палочка   13.09.2013 00:56     Заявить о нарушении
Рецензия на «9. Тамара Пакулова. Шупеня» (Конкурс Копирайта -К2)

Я, как всегда, последний. Много чего наговорили, обидно, но почти со всем можно согласиться. Даже с ненавистным мне фокалом.
История обычная. Рассказана неумело. Неинтересно.
Даже педофил Константин (это я не всерьёз) не вызывает никаких чувств.
Мне кажется, что было бы лучше, если бы Шупеня, она же Газета, она же Веерка, сама рассказывала. Тогда речь была бы более понятной.
Пишу сумбурно, в душе понимая, что рассказ не стоит того, чтобы его так подробно обсуждать. Но чтобы в меня не бросили камнями, которые потом ещё и собирать придётся, пройдусь по тексту коротенько.
" Эта неугомонная и странная женщина впервые серьёзно заболела в СВОИ семьдесят пять " - словосочетание "в свои (далее возраст)" предполагает, что НЕСМОТРЯ НА ВОЗРАСТ, ЧЕЛОВЕК ЕЩЁ МНОГОЕ МОЖЕТ. Не дашь ему столько. Я бы убрал и всё.
" Она лежала одна в старом родительском доме на той же кровати, на которой когда-то поочередно отошли в мир иной её отец, а потом и мать" - я бы поставил запятую после "доме", так как подразумевается в том же доме, на той же кровати. Но это моё сугубо личное. А предложение настолько обыденное, настолько знакомое, настолько философское - это ЛУЧШЕЕ предложение в рассказе, который многие называют текстом.
" Я работала в соцзащите, поэтому мне пришлось навестить больную.
Хотя, если честно сказать, она не была моей подопечной, но обслуживающий её соцработник отказался идти к больной одинокой Вере Ивановне Шупенюк, не объяснив причины" - всю тираду можно или выкинуть (она не несёт смысловой нагрузки), или сократить, оставив только первое предложение.
" Все в селе эту женщину звали просто Верка, потом Верка-газета, а позже - Шупеня" - логика нарушена. Вместо ПРОСТО напрашивается сначала Веркой…потом…позже.
"Шупеня поменяла много профессий на своём жизненном пути, угомонилась к пятидесяти и, наконец-то, осела в родительском доме, на своей малой родине, в небольшом селе" - я скопировал только одно предложение, а можно было бы несколько абзацев. Скажу "крамольную" вещь, но я бы вместо нейтрального глагола УГОМОНИЛАСЬ поставил бы причастный оборот УГОМОНИВШИСЬ. Тогда бы и НАКОНЕЦ уместнее было бы.
Странно, что село осталось без названия.
Далее автор говорит нам вперемежку о множестве профессий, которые перепробовала Веерка, а также об истории села. И тут бросаются в глаза многочисленные БЫЛ, БЫЛИ, БЫЛА." При коммунистах здесь БЫЛ колхоз. Почти всё население БЫЛО занято… Верке тогда БЫЛО семнадцать. Это БЫЛА высокая, довольно симпатичная деревенская девушка. У неё БЫЛИ густые светлые волосы, зеленоватые с чертовщинкой глаза, крепкие белые зубы и смеющийся рот" - СМЕЮЩИЙСЯ рот - не лучшая характеристика.

Остановлю себя на этом. Сага Верке автору не удалась - объём явно маловат. Рассказ тоже: только вехи обозначены. Но история будет вспоминаться. Вчера только побывал в деревенской школе. А там стенд из 80-х ещё висит. "Труженики тыла". Боже мой, сколько судеб! Под каждой фотографией: работала, воспитала… А рядом стенд "Они сражались за Родину". Под каждой третьей фотографией "пропал без вести". И никому больше дела нет, их дети сами уже умерли в своём большинстве. Но я совсем окаменел, когда невольно сравнил эти стенды. "Кириллова Анна, вдова, одна воспитала трёх детей". А рядом: "Кириллов Пётр. Погиб под Сталинградом в 1942".
Честно говоря, после этого, про какую-то непутёвую Веерку даже слышать не хочется.

Иван Невид   12.09.2013 09:59     Заявить о нарушении
Рецензия на «9. Тамара Пакулова. Шупеня» (Конкурс Копирайта -К2)

Ну, давайте порассказываем.
Потому что собственно художественного рассказа - нет. Есть довольно-таки сухое перечисление событий.
И я не уверен, что рассказ подходит под идею конкурса, потому что иллюстрирует, скорее, другую идею: какою мерою мерите, такою и вам отмерено будет.
Героиня всю жизнь настолько похабно относилась к детям, родителям, любому, кто хотя бы мог стать ей близким, что в конце жизни к ней не хочет придти даже социальный работник (поэтому работник здесь нужен, как последний штрих к портрету).

Дальше пошли мои фантазии на прочитанное - другого выхода нет.
Живёт девушка - юная, романтичная, не тургеневская барышня, но тем не менее. В это время, на самой заре жизни, над нею надругались. Надругался человек незнакомый, но которому она открылась. А в другой раз всё случилось по взаимному желанию, только "злые языки страшнее пистолета". И всё. Девушка закрылась окончательно и дальше последовательно отталкивала всех.

Вот почему-то рассказ за рассказом - о людях с ограниченными душевными возможностями.

Но вернёмся к тексту.
Героиня под конец жизни осталась абсолютно одна. Она понимает, почему? Похоже, что нет. Она понимает, как жила? Похоже, что нет. Жизнь её влекла, она по жизни тащилась - и притащилась к такому вот финалу. И соц.работнику она о своей жизни рассказывает - от непонимания. От обиды ли на жизнь - не знаю, этого я совсем не вычитал.

Честно говоря, в тексте вообще мало что рассказано и почти ничего не показано. Читателю тропку-намётку кинули - и читай, представляй-додумывай.
Текст есть, а художественного рассказа - нету.

Удав Юзик   10.09.2013 15:49     Заявить о нарушении
Может быть, исходить надо из этой фразы: "Я ничего не уточняла, не переспрашивала, я просто слушала...".
Поэтому и текст идёт, как рассказ Шупени о себе.

Партизанс Форева   10.09.2013 15:59   Заявить о нарушении
Так не идёт же, вот в чём печаль. Мне, во всяком случае.
Текст написан так, как будто соц.работнику о жизни Шупени рассказывает её односельчанин какой-то. Но не она сама никак.
Шупени в тексте - нет. Ни интонаций, ни отношения, ни чувств каких-то, а она же не голем, она живой человек осталась. А человека нет. Есть взгляд на неё с третьей стороны. Вот почитайте.

Удав Юзик   10.09.2013 16:08   Заявить о нарушении
Вот!!!
Я думала-думала, а Удав высказал мою мыслю)))
Не рассказ это героини. Мы если с кем-то беседуем, рассказываем, жалуемся, то ищем в собеседнике=слушателе отклика. А иначе на третьем-пятом предложении умолкаем. Реальная история, я уверена, есть. А вот реального рассказчика нет. Не будет старая женщина (а по рассказу ей 75) долго и монотонно говорить. Она и переспросит понял ли ее слушатель, и посетует, и водички попьет, от мухи отмахнется (деревня же). И тогда картинка пойдет.
Извините за вклин

Ильти   10.09.2013 16:24   Заявить о нарушении
Удав, в этом и есть основная ошибка, что идет рассказ-пересказ. Согласны, что самой Шупени нет. Поэтому и складывается лично у нас впечатление репортажа.

Партизанс Форева   10.09.2013 16:25   Заявить о нарушении
Так вот, сюда надо ещё Вована, а может и не одного :). Потому что, по-моему, имеет место наш любимый конфликт "фокальный персонаж - точка зрения". Фокальный персонаж - Шупеня, точка зрения - соц.работника, а они смешались в кучу неразберипоймёшь, из-за чего и все неприятности.

Удав Юзик   10.09.2013 16:59   Заявить о нарушении
Но согласитесь, что фокал можно развести в разные стороны. И если автора перестанут мучить, он вылезет и это сделает. Сами же знаете, порой даже после многочисленных ляпов выползает какая-то лежащая на поверхности ерунда. Здесь есть база и есть сюжет. Мне уже неловко, что я была негативна в своем отклике. Этот рассказ намного выше предыдущего. Он не вызвал у меня отторжения.

Марина Добрынина   10.09.2013 17:02   Заявить о нарушении
Вован, я его не меняла, я его смягчила. И объясню, почему. Не потому, что я знаю, кто автор. А я знаю, потому что автор разнервничался в одном из обсуждений и снял маску. Но сейчас те реплики удалены. Сейчас сожалею о том, что моя рецензия была первой ругательной. Тогда я нашла, что сказать плохого, сейчас - говорю, что есть хорошего. Мне очень хорошо знакомо чувство, когда начинается бесплодное, не особо относящееся к рассказу обсуждение, и это обсуждение носит негативный характер. Автор вот спрятался, а я огрызалась. Но, независимо от внешних проявлений ощущения крайне неприятные. Я не отказываюсь ни от первых сказанных мною слов, ни от вторых. Резюме такое: рассказ - не фонтан. Сырой. Недоработанный. Нуждается в серьезной работе. Однако в нем есть очень точные и нужные описания и в целом удачные фразы. Он искренен и лишен надуманного пафоса и извращенной вычурности - это я не переношу. В рассказе есть сюжет. Да, для меня он скучен. Но правдив, и при переработке этот рассказ найдет читателя.
П.С. Если Вы думаете, что я пытаюсь подыграть определенному автору, то это не первый конкурс, в котором я выступаю судьей, и ни разу в подобном я не была замечена. Я так не делаю. Мне неинтересно.

Марина Добрынина   10.09.2013 18:13   Заявить о нарушении
лента от флуда почищена - теперь у рецензентов есть площадка, на которой они могут высказать свои соображения по тексту

ива

Конкурс Копирайта -К2   10.09.2013 19:37   Заявить о нарушении
Ну ладно, из комнаты флуда я сбежала. Там и без меня хорошо. Тгда продолжу писать резюме. Или точнее начну его заново, причем с учетом пожеланий, которые были высказаны не мной. Я тут разбила на пункты. Итак, почему рассказ кажется не таким хорошим мне и некоторым другим рецензентам.
1. Потому что ушел фокал. Либо соцработник пересказывает историю Щупени. Либо слушает, как говорит она. Если автор сможет подобрать нужные интонации и, действительно, снабдить рассказ перебивками (покряхтелась, почесалась, чаю попила), второй вариант будет восприниматься лучше. К примеру: я девчонкой тогда еще была, а парни за мной уже бегали. Да, бегали... Вот честно тебе скажу, ну никто ж красавицей тогда не называл. Мол и ноги кривы и лоб низок, и сама вся такая неказистая, а вот манкая я была... и т.д.
2. Потому что плохой финал. Это Щупеня может после того, как соцработник уйдет в аут от того, какая мерзкая старушонка перед ней сидит и не проще ли ее придушить на месте, сказать: а все почему? Потому что гад тот деревенский меня спортил.
И тогда мы вместе с соцработником уходим в тот самый аут.
Соцработник же либо вообще не должна делать выводов и сказать, что ушла, глубоко задумавшись, либо сделать их более логичными. Типа ну вот на что нарывалась, то и получила
п.3. Потому что рассказ неэмоционален. А этого можно добиться, если учесть требования п.1. То есть кто-то - ГГ или слушатель - должен переживать во время повествования и свои переживания выражать. Тогда это перестанет походить на очерк
п.4. Рассказ нуждается в редакторской и корректорской правке, его должен кто-то очень жестко прополоть и вычесать. И хорошо, если автору (который первый обязан произвести этот процесс) кто-то поможет. Те же мужские ладошки прекрасно войдут в текст, будучи слегка дополненными чем-то типа: вот у наших мужиков руки как руки, а у этого мягкие, нежные, маленькие, не ладони, а ладошки прямо. Он по груди меня пальчиками провел, я аж сомлела... и т.д.
Пока больше пяти пунктов я не придумала, но предлагаю народу присоединиться и дополнить.

Марина Добрынина   10.09.2013 20:01   Заявить о нарушении
п.5 Мне кажется вот после этих слов: //Я ничего не уточняла, не переспрашивала, я просто слушала...// Можно перевести повествование от первого лица. Тогда проблем по изложению не возникло бы. Интересно увидеть отношение самой героини к тому, как она прожила свою жизнь. Тогда рассказ дополнился бы эмоциями и размышлениями. Тогда и вопрос: "Почему это произошло?" отпал бы сам по себе.
п.6 Диалогов бы включить. Говор интересен, акцент, простая речь героини.
Как она говорит с соцработником, чтобы показать эту разницу. И "ладошки" имели бы место тогда.
п.7 Не хватило ещё чего-то цепкого, чтобы пожалеть её по-настоящему. Её отношение к людям, к самой жизни, к семье, к мужчинам. Что-то должно заставить её заговорить об этом. Импульс какой-то. Что-то очень дорогое для неё. Люди даже с ограниченными душевными возможностями способны на эмоции. Мне так кажется. Есть в них что-то настоящее и наивное. Вот это бы показать. Перевести в это русло рассказ. Чтобы люди задумались над этим.

Рене Леруа   10.09.2013 20:50   Заявить о нарушении
Хотите, дорогие критики, я вам брошу гранату? Или даже большой шрапнельный фугас? Чтоб если накрыло, то всех.
Вы правильные советы автору даете, ими стоит воспользоваться – рассказ лучше будет. Тем не менее, ваши советы – это полумеры. Только косметические преобразования, которые, безусловно, улучшат стиль, но не решат таки основную проблему произведения, которая кроется в конфликте.
Ловите фугас)) то есть отвечайте на вопрос, господа крутые критики, кто в данном рассказе антагонист, кто протагонист, где теза и где антитеза. Ась?

ива

Конкурс Копирайта -К2   10.09.2013 21:39   Заявить о нарушении
А сие не к нам вопросы :). Сие вопросы автору. Когда автор на них ответит, у него и фокал, наверное, сам собой поправится :).

Удав Юзик   10.09.2013 22:04   Заявить о нарушении
Тьфу ты с этой прозой.
Теоретически, протагнистом должна быть Шупеня. А антагонистом - весь мир.
А тезой и антитезой у меня совсем плохо, потому что её вычитать невозможно.

Удав Юзик   10.09.2013 22:07   Заявить о нарушении
В том то и дело, что антитеза должна была сработать на двух героях (ГГ -непосредственно и самого рассказчика). Играть на контрасте нужно. Но здесь и получается конфликт. Повествование от лица соцработника (смею предположить достаточно образованного) и переплетается с речью героини. Поэтому за сбишимися в кучу фразами и проглядывают иногда и вполне красивые образы и выражения.
Насчет антогониста не совсем уверена, но мне кажется это общество и ситуации, которые окружали саму героиню. Поэтому и судьба у нее такая.

Если я что-то не так поняла. Киньте еще гранату в меня:)

Рене Леруа   10.09.2013 22:18   Заявить о нарушении
Ива, мне так кажется, что протагонист - Шупеня, а теза рассказа выражается антогонистом - соцработником. А должна теза выражаться Шупеней.
Так?

Чёрная Палочка   10.09.2013 22:31   Заявить о нарушении
ха! так в этом вся и засада рассказа!
я сегодня целый день его разбираю и наконец-то все поняла! еще вчера вечером думала, что рассказ - ужасный ужос (да простит меня автор) а сейчас понимаю - не ужос и не ужасный)) просто автор намудрил с последовательностью сборки деталей)) ну да ладно, если автор согласится на доработку, рассказ выйдет - игрушечка))
а вам, господа критики, раз уж так жаждали интриги задача - про антагониста и протагониста - от нее и пляшите))

ива

Конкурс Копирайта -К2   10.09.2013 22:51   Заявить о нарушении
Читаем нудную теорию. Протагонист - главный герой, антагонист - его идейный противник. Соответственно теза - идея, выраженная протагонистом, и наоборот.
Вопрос: кто здесь герой, с которым должен себя ассоциировать читатель? Ну, вроде бы как Шупеня. Какую идею она, как образ, несёт? Всё, мои интеллектуальные ресурсы исчерпались :). Понятия не имею.

Удав Юзик   10.09.2013 23:03   Заявить о нарушении
блин, Удавчик, я бы с удовольствием поделилась своим открытием. тем более, меня просто распирает поделиться)) но сначала это должен узнать автор и что-то решить - это же его рассказ.
но я настолько прониклась - вот ей богу, этот рассказ хоть в статью вставляй про антагониста и протагониста))

Конкурс Копирайта -К2   10.09.2013 23:12   Заявить о нарушении
Тогда ждём автора. Понять, чего ты не понял - в этом свой, отдельный интерес. :)

Удав Юзик   10.09.2013 23:27   Заявить о нарушении
Хотя протагонист с антагонистом не обязательно должны быть материальными, это да.

Удав Юзик   10.09.2013 23:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «9. Тамара Пакулова. Шупеня» (Конкурс Копирайта -К2)

Приветствуем Вас, Маруся!

Все ругают, а мы вот не будем. Хороший рассказ. Шупеня она и есть Шупеня. Рассказ записан со слов Шупени, и ни одного слова не изменено Автором, типо событийный репортаж. Верим, что Шупеня могла именно так всё рассказать соцработнику: просто, событийно и скачкообразно.

По этому рассказу можно трагикомедию снять. Сцена с коровами полный отпад - живые они такие бело-черные, с листа улыбались жуя;))

понравилось:

говорливая речка
шелестели призывные сны

Самое главное, что рассказ этот не забудется к концу конкурса, а это уже не маловажно.

Автор вы молодец!

с лесным приветом,

Партизанс Форева   10.09.2013 11:41     Заявить о нарушении
Рецензия на «9. Тамара Пакулова. Шупеня» (Конкурс Копирайта -К2)

а можно я просто выставлю в протоколе оценки? тихо так, без комментариев, которые здесь лишние, и уже с избытком прозвучали от предыдущих рецензентов...

Вова Осипов   10.09.2013 10:40     Заявить о нарушении
Рецензия на «9. Тамара Пакулова. Шупеня» (Конкурс Копирайта -К2)

Прочитала на ночь. И, честно говоря, даже не сообразила, как написать. Двоякое впечатление. Вот я уже писала под другим рассказом: канва есть, а самого рассказа еще нет. Тут замашка даже на бОльшую форму, нежели чем рассказ. Повесть может быть. Тк ГГ не делает уроков и выводов из своих поступков. За нее делает их социальный работник, из уст которого льется почему-то стилизованная под саму ГГ речь.
Т.е. автору надо все-таки определиться, от лица кого делать повествование. Если от лица социального работника, то и речь дб грамотной женщины. Если от лица Веры, то оставьте, так как есть, но сделайте вычитку.
Знаете, вычитка нужна капитальная. Было много времени. Достаточно, чтобы привести рассказ в более-менее порядок. А здесь много ляпов. Чтобы не быть голословной:
"Я работала в соцзащите, поэтому мне пришлось навестить больную.
Хотя, если честно сказать, она не была моей подопечной, но обслуживающий её соцработник отказался идти к больной одинокой Вере Ивановне Шупенюк, не объяснив причины." Что имеем тут? Первое предложение говорит о должности пересказчицы. Далее "честно сказать" должно было передать оттенок ее эмоций - например, что идти туда совершенно не хотелось. А уже потом, почему - не ее подопечная, с другого участка.
И это не единственный ляп.
Вот как-то так.

Екатерина Горбунова-Мосина   10.09.2013 09:37     Заявить о нарушении