Рецензии на произведение «1. Рия Алекс. Маринка»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
По поводу плагиата. Не хотела с этого начинать, но раз такие обсуждения пошли, выскажусь.
Плагиат – это присвоение чужого произведения с целью получения выгоды. Грубо говоря, кто-то тиснул чужую статейку под своим именем и получил гонорар. Это отвратительно, спору нет. Однако мне кажется, в нашем случае акценты стоят все-таки по-другому. Имею фантазию, что автор взял чужие (назовем это так) строки с целью определения формы собственному произведению. Ну, как глину заливают в форму… или рисуют по шаблону. Как метод постижения нового стиля – вполне приемлем. Ошибка автора заключалась в том, что он, автор, не убрал _чужое_ после того, как застыло _свое_. Можно кататься на коньках при помощи ходунков, но нельзя выходить с ними на соревнование. А конкурс (любой) – это все-таки соревнование.
Кстати, отбросить костыли (хм..) ходунки то есть – неплохой способ протестировать возможность самостоятельного передвижения, в нашем случае – жизнеспособность прои.
Здесь автор не додумал, это правда. И все ж, не стала бы я убивать автора за излишнее заимствование (таки настаиваю на этом определении).
Я на автора хочу побурчать за другое. Былинный стиль весьма и весьма архаичен. Задам смелый вопрос – а способен ли такой стиль достучаться до современного читателя в принципе?
Пришла в голову такое сравнение. Скажем, кто-то из моих знакомых сплел бы лапти. Надрал бы коры, размочил (или что там с корой делают?) и сплел бы по всем правилам лаптеплетеночного мастерства. Когда мне показали бы такие лапти, я бы, конечно, умерла от восторга (батюшки, ты это сделал сам?? Аф-фигеть…), но на чем все и закончилось. Кто бы носил эти лапти, пусть даже супер-пупер заковыристые и умело сплетенные? Так и с керосиновыми лампами и румянами из свекольного сока. Время ушло. Ну никто не будет читать оды Тредиаковского (Начну на флейте стихи печальны, Зря на Россию чрез страны дальны: Ибо все днесь мне ее доброты Мыслить умом есть много охоты). С былинами тож.
Мне, например, пришлось прочесть 3-4 раза, чтобы понять сюжет. Причем поняла я только на уровне – кто на ком стоял. Идея былины осталась смутной – и после изучения первоисточника тоже. Потом в обсуждении прочла пояснения автора и во многом согласилась – в частности, про стекло. Но поняла это я только из пояснений за кадром. Причудливый (назовем это так) былинный стиль ну никак не дал мне возможность проникнуть вглубь (назовем это так).
Возможно, это моя личная проблема, мож, это я такой непонятливый читатель. Но имею подозрение, что стиль тоже не посл роль сыграл. Хочу проговорить особо – это не упрек автору, что он не дотянул данный стиль, а упрек именно стилю – за то, что устарел (ага)). Ну, и заодно автору пожелание – в дальнейшем ставить на более инновационнные продукты (хм…) Впрочем, это мое сугубо субъективное ИМХО, к обдумыванию (а уж тем более, к взятию в работу) автором не обязательное.
Вот как-то так примерно…
Ива 20.04.2015 00:34 Заявить о нарушении
Мы сознательно взяли былинный стиль для изложения по нескольким соображениям:
1. но не главное, потому что нам нравится этот стиль. Не сказать, что мы готовы читать в этом стиле всегда, но он добавляет в палитру восприятия свой особый изысканный вкус.
2. Для нас это был своеобразный эксперимент по мелодии текста. Скажем прямо - неудачный, но отрицательный результат, тоже результат.
3. Именно этот стиль, без "приземления" позволил сохранить некоторые смыслы, которые нам хотелось оставить от первоисточника. И. пожалуй - это главное.
4. Подспудное желание, чтобы не все захотели читать. Автор идёт на проигрыш. Если вы скажете, что этого не было, спорить не будем.
Теперь автор готов переписать эту историю, психологический зажим по неизменности первоисточника снят. Но будет ли это кто-то читать? Если хоть один человек скажет - да, автор возьмется.
Автор Хочет Сказать 21.04.2015 12:42 Заявить о нарушении
Рассказать вам сказку про белого бычка?..
Или нет, не так…
Если сказки рассказывают, значит, их кто-то слушает!..
А что не надобно слушать, то и не сказка?
Трепещущий такой, завораживающий зачин.
Ведь действительно, важно ли, сколько правды в сказанном, а сколько оговора? Главное, что рождается образ, самобытный, своенравный, харизматичный. Образ, закреплённый тысячами тысяч пересказами и расцвеченный противоречивыми подробностями. Образ, который настолько ярко запечатлился в массовом сознании, что в ином амплуа трудно воспринимается.
Как тут не наморщить лба и не нахмурить бровей?
Очень нелёгкую миссию взял на себя автор – помочь нам вспомнить не вспоминаемое.
Естественно, нет и не было в этом направлении даже трудноразличимой тропки. И автор ринулся по бездорожью, оббивая ноги и натирая мозоли. И понимал автор, что именно на эти мозоли и будут наступать в первую очередь те, кто привычен к проторенным путям.
Нет, не спешите меня обвинять в предвзятости.
Автор не просто по бездорожью припустил, он увидел нечто особенное и поспешил всем это показать. Отсюда и заимствования. Автор словно говорит: видите, я ничего не изменил на лицевой стороне, но изнанка совершенно другая!
Вот, за эту изнанку автору можно простить всё, что ему вменялось рецензентами.
Да, можно было осовременить язык, да, можно было избежать цитирования, да, можно было более гладким сделать повествование. Но вся соль именно в этих узелочках на оборотной стороне.
Поэтому и сложилось первичное впечатление, что автор привёл туда, где всё без упрёков и без праздника.
Николай Григорьевич Малахов 16.04.2015 13:37 Заявить о нарушении
И где Вы, Ник, в этом рассказе цитирование увидели? Нет его. Ни одной цитаты не вижу. Весь текст авторским заявлен, потому как сплошняком идёт. Ах, ссылка перед текстом на источники? Ну, так Вы вот даже и не читали его сначала. И я (сделаем вид) тоже не читала. И вот сижу и восхищаюсь виртуозным слогом Гуслей: "Он стольничал, чашничал девять лет"! Ах, какие слова-то автор Гусли нашёл! Все словари, наверное, перелопатил. А что такое "повалуша", спрошу я у автора, а он мне ответит: Ответы@Mail.Ru: Горница, повалуша, сенник.
Света Малышева 16.04.2015 13:59 Заявить о нарушении
Т.е. "цель оправдывает средства"?.. А как же тогда быть с "не укради"?.. Или наречём в пост курицу рыбой, а воровство - заимствованием?..)
Свете:
Ты всё ещё считаешь нужным провести дискуссию?..)))
"Жаль, что нам так и не удалось услышать начальника транспортного цеха"..(((
Душкина Людмила 16.04.2015 15:44 Заявить о нарушении
И с кем тогда дискутировать?
Я не читаю сейчас ни у кого источники, даже если они указаны. А если не указаны, то и тем более. Чёрт дёрнул прочитать по ссылке в этом тексте. Хвалила бы сейчас Гуслей за всё подряд и не разбиралась бы, Гусли ли это придумали или спиззжено откуда.
Света Малышева 16.04.2015 16:00 Заявить о нарушении
Душкина Людмила 16.04.2015 16:11 Заявить о нарушении
я вот сравнивала по необходимости - типа надо оценивать. Как-то древние греки на слуху, а это новое. кстати, наткнулась, когда искала тему для конкурса ещё на одну странную былину. Там действие совсем простое: герой хулиганил на дорогах, народ пожаловался князю Владимиру и тот приехал в гости да и пригласил нашего разбойника стольником-чашником, а потом сделал его глашатаем или посыльным. И герой-то стал звать народ на всякие заседания: кто послушает, а кто и подальше пошлёт.
Наталья Козаченко 16.04.2015 16:15 Заявить о нарушении
Подавайте официальный аргументированный протест, он будет рассмотрен.
А до этого давайте перестанем муссировать эту тему
Николай Григорьевич Малахов 16.04.2015 16:22 Заявить о нарушении
Душкина Людмила 16.04.2015 16:26 Заявить о нарушении
И что значит - хватит муссировать тему?
Мы же говорим о конкурсном тексте. Да, не о содержании, ну так о каком именно содержании говорить-то? о чьём? кем написанном? Как я=читатель пойму, о чьём тексте высказываюсь? Если с первых же строк творчество народное вижу, а авторство стоит каких-то неизвестных мне Гуслей?
Света Малышева 16.04.2015 16:29 Заявить о нарушении
"Вынимал Добрыня стрелку калёную, нацелился в сизых голубей.
Звыла тетива у туга лука, пошла стрелка калёная, да по грехам с Добрыней беда приключилась: левая нога у него поскользнулась, правая рука у него содрогнулась.
Не попал Добрыня в голубков, а попал в резное окошечко. Разбил он цветные наличники, проломил окошко стекольчатое, картинки все по стенам закачалися, столы белодубовые зашаталися. что питья медяные восплеснулися."
Он чей? Я должна догадаться? Или в программу специальную отправить? Или по двум ссылкам прочитать и найти - есть ли, нет ли там именно этого фрагмента? Я хочу поговорить именно об этом вот абзаце. Вы, Ник, уверены, что он написан Гуслями?
Света Малышева 16.04.2015 16:32 Заявить о нарушении
Конкурс проходит в корректной атмосфере, давайте и дальше её сохранять.
Надеюсь на ваше понимание!
Николай Григорьевич Малахов 16.04.2015 17:51 Заявить о нарушении
нет, скорее, так: каков поп, таков и приход.
Света Малышева 16.04.2015 18:16 Заявить о нарушении
Спасибо за понимание!
Николай Григорьевич Малахов 16.04.2015 18:18 Заявить о нарушении
Ива 16.04.2015 22:06 Заявить о нарушении
Ник, спасибо за заступничество. Гусли не уверены, что они того стоят, но благодарность наша донебесна.
Остальные участники развернувшегося диспута, надеемся простят Гусли за недостаточное внимание уделённое им.
Автор Хочет Сказать 16.04.2015 23:39 Заявить о нарушении
А я чо? я ничо. Я уже к "поставь на попа" готовлюсь. Изо всех сил.
Света Малышева 16.04.2015 23:46 Заявить о нарушении
Но по-прежнему не считаем, что воруем.
Что такое былина? То, что передавалось из уст в уста от сказителя к сказителю. Кто как запомнил, кто как на наигрыш гусельный переложил. И каждый из них вложил своё то словечко, то лишний слог в строчку, чтобы соответствовал ритму мелодии сказителя. А то и придал некий смысл, с намёком на происходящие события. Так что никто не помнит, кто первый переложил былину на складные строчки, никто не ведает, какие слова остались с того времени, а какие были вложены народом через множество пересказов.
То есть текст былины изначально задуман, как не авторский, а тот, что вместит понимание и слова целого народа.
Именно поэтому мы посчитали вправе использовать этот текст в своей работе. И нам было важно сохранить как можно больше сходства с оригиналом для того, чтобы показать изнанку. Взгляд с другой стороны. Ник увидел.
В то же время, мы не можем назвать это переложением той же былины, потому что кардинально изменили главный посыл былины. По идее народ должен видеть в этой былине идею – с богом в душе любые испытания преодолимы. То есть истинная вера (христианская) спасает даже от смерти.
Нам же было бы интереснее обсуждать тему субъективности справедливия. То есть то, что справедливо для Добрыни совсем не справедливо для Марины. И наоборот. Но не срослось.
Не сказать, чтобы мы не были готовы к обвинениям в плагиате, но немного жаль, что за ковырянием в словах для этого обвинения некоторые рецензенты теряют возможность увидеть смысл. И это тревожная тенденция для к2. В последнее время ощущение, что за критикой люди самозабвенно забывают о том, что вообще-то кроме формы есть ещё и содержание.
А всё, что касается копипаста чужого авторского текста, мы с вами вполне солидарны. Но, признаём свою вину в том, что позволили вам думать иначе.
Вы так трагично вопрошаете: « а что же здесь авторского?» Так мы можем сказать, что примерно половина слов, помимо идеи. И мы сознательно ради идеи отсекли авторское самомнение при исполнении текста.
Дело в том, что на наш взгляд в последнее время слишком частые склоки по поводу воровства текстов и идей выдают болезненное самомнение многих авторов. В том числе и тех, кто кроме этих склок не имеет возможности привлечь к себе внимание стОящим прои. Нам чуждо такое трепетное отношение к собственным текстам, так что, скорее всего, ваше предложение скопировать текст у нас и поместить под своим именем, на нас никак не подействует в эмоциональном плане. Хотя мы могли бы попробовать, нам даже интересно.
Нам кажется, что идея дискуссии на тему плагиата на к2 не была поддержана вовсе не потому, что все тут поголовно плагиатят. Скорее потому, что тут всем своих идей хватает, копировать кого-то неинтересно.
Ну вот, казалось так много надо сказать, но слова обкатались, как камушки под волной и осталось не так много.
Спасибо, кстати, за то, что так искренне пытаетесь автора расшевелить. А автор толстокожий попался. Зараза равнодушная…
Автор Хочет Сказать 18.04.2015 00:33 Заявить о нарушении
выхватила что-то про тревожную тенденцию для к2.
это точно.
если уже трое на к2 открыто заявляют, что не видят ничего страшного в воровстве чужого для личных нужд, то да - тенденция не просто тревожная, она вопиющая.
говорить о смысле ворованного текста с точки зрения авторской удачи?? это какие-то, протигосподи, новые европейские ценности?
Света Малышева 18.04.2015 07:52 Заявить о нарушении
Сабашников 18.04.2015 18:02 Заявить о нарушении
Только что выяснила в вики, что это старые ценности!
Мольер, перенесший в «Проделки Скапена» почти дословно целую сцену из Сирано де Бержерака, отвечал на упреки знаменитой фразой: «Я беру своё добро всюду, где его нахожу».
Несколько ранее Шекспир о сцене, целиком взятой им у другого, заметил: «Это девка, которую я нашёл в грязи и ввёл в высший свет». Известно, что Шекспир брал у других не только сцены, но и множество отдельных стихов.
Это я не к тому, что так и нужно поступать:) Просто любопытные факты об уважаемых писателях, не правда ли?
Донна
Автор Хочет Сказать 18.04.2015 21:54 Заявить о нарушении
Вот только с тех пор прошло два века, и нравы изменились. Законы, кстати, тоже.
Света Малышева 18.04.2015 22:02 Заявить о нарушении
Вот давайте представим, что на прозе.ру есть возможность редакции шрифта, и автор выделит все отрывки с прямым цитированием курсивом и даст в конце текста ссылку на источник. Всё, проблема решена! Приступаем к обсуждению самой его попытки таким вот именно образом представить былину нашему вниманию.
Разве нет?
Донна
Автор Хочет Сказать 18.04.2015 22:27 Заявить о нарушении
Наталья Козаченко 18.04.2015 22:32 Заявить о нарушении
автор ничего не собирается ни выделять, ни отделять от своего личного текста
это его принципиальная позиция в данном вопросе.
Света Малышева 18.04.2015 22:32 Заявить о нарушении
я сделала для себя вывод, что на К2 приветствуется плагиат как способ сотворить "шедевр", о котором ничего против никто сказать не посмеет. причины такого поведения у каждого свои.
я отметила для себя авторов, от которых впредь предпочту держаться подальше. и чтобы не запачкаться, и чтобы ненароком не привести на свою страницу. тем не менее, мониторить таких "авторов" нужно регулярно, чтобы они так, по случайному случаю, для личных "оправданных" надобностей не прихватили понравившиеся куски из моих текстов.
Света Малышева 18.04.2015 22:45 Заявить о нарушении
Рия Алекс 29.04.2015 22:36 Заявить о нарушении
Хорошо он над ней поглумился! Автор мог бы, конечно, поподробнее, но тогда возрастной ценз до +40 возрастёт.
Я прочитал. Выучить наизусть не смогу, читается не так легко, как хотелось бы. Есть аллегория, но.."мне всё...одно, всё без разницы".
Иван Невид 15.04.2015 12:54 Заявить о нарушении
И все равно благодарю Вас за произведение и за возможность ознакомиться с любопытным памятником старины.
Бука
Автор Хочет Сказать 16.04.2015 09:40 Заявить о нарушении
Автор Хочет Сказать 16.04.2015 23:42 Заявить о нарушении
Я вообще не поняла, как это возможно, взять куски, причем большущие, вставить меж ними несколько своих и поставить свое имя? Я не понимаю такого. Мне кажется, надо было прочесть оба первоисточника и написать свой вариант. СВОЙ. Тут 3/4 чужого текста, как это понимать? В регламенте конкурса четко сказано: " Особые требования – созданный вами мир должен быть логически обоснованным. Даже если во взятой прототипом легенде этого нет." ВЗЯТОЙ ПРОТОТИПОМ И СОЗДАННЫЙ ВАМИ. а ТУТ ЧТО? Даже принимая ваш вариант написанного, нельзя было засчитывать работу, тк собственно текста меньше 15 тыс знаков. А если бы было исправлено всего одно слово? Это, конечно, мое личное мнение. Но думаю, в таком варианте работу даже затевать не стоило бы.
Клара Хюммель 15.04.2015 06:08 Заявить о нарушении
Душкина Людмила 15.04.2015 06:25 Заявить о нарушении
Владимирович86 15.04.2015 07:03 Заявить о нарушении
Душкина Людмила 15.04.2015 07:10 Заявить о нарушении
Клара Хюммель 15.04.2015 07:43 Заявить о нарушении
Но вопрос задан правильно.
Наталья Козаченко 15.04.2015 08:01 Заявить о нарушении
Клара Хюммель 15.04.2015 08:07 Заявить о нарушении
Вообще русские былины создаются по определённому алгоритму с использованием определённого набора слов, которые должны быть. Там типа гой-еси добрый молодец или окошки косящатые, печка муравлена и т.д., улочки малые и т.д. Тут от цитирования не уйти. Это такая заданная форма или формат, что ли.
В данной работе этого формата слишком густо намешано.
Наталья Козаченко 15.04.2015 08:16 Заявить о нарушении
в конкурсном тексте:
Взявши Добрынюшка тугой лук и колчан себе каленых стрел, пошёл он по широким по улицам, по частым мелким переулочкам,
По горницам стреляет воробушков, по повалушам стреляет он сизых голубей.
А это в первоисточнике:
Взявши Добрынюшка тугой лук
А и колчан себе каленых стрел,
Идет он по широким по улицам,
По частым мелким переулочкам,
По горницам стреляет воробушков,
По повалушам стреляет он сизых голубей.
Т.е. если выстроить конкурсный текст в столбик - можно увидеть, что потерялась только одна буква.
А вот пример авторского текста:
"Ведь взойдёт иной - не поклонится, уважение не покажет, да хозяюшку не уважит"
Разница ощущается?
Наталья Козаченко 15.04.2015 08:24 Заявить о нарушении
Жаль, материал богатый.
Гусли, перепойте по-новому, А?
Или не царское это дело?
Всё "мы", да "мы".
Ноябрь Марк 15.04.2015 09:24 Заявить о нарушении
Света Малышева 15.04.2015 09:44 Заявить о нарушении
Сабашников 15.04.2015 10:24 Заявить о нарушении
а то у меня прям руки чешутся уже взять у некоторых, которые плагиата не видят, по три-четыре абзаца из написанных ими текстов и добавить свои три строки. Опубликовать на своей странице и собирать овации.
Света Малышева 15.04.2015 10:31 Заявить о нарушении
автор, публикуя подобное, вероятно, рассчитывает найти в читателях стадо баранов, а рискует, собственно, существованием. Ставка серьезная, согласитесь. После таких выходок автора-то может никто и не заметить больше, репутация, там, то-сё.
Сабашников 15.04.2015 10:39 Заявить о нарушении
Клара Хюммель 15.04.2015 11:49 Заявить о нарушении
Сабашников 15.04.2015 14:13 Заявить о нарушении
Данила Дефолт 15.04.2015 14:15 Заявить о нарушении
Данила, это как если бы сказать: неужели не очевидно, что родитель начал легонько бить по жопе ребенка, чтобы "постепенно, исподволь, вложить в него ума".
Но не рассчитал и зашиб насмерть.
Света Малышева 15.04.2015 14:31 Заявить о нарушении
Сабашников 15.04.2015 14:31 Заявить о нарушении
Но следующий логичный шаг – спросить: а в принципе, о чём этот конкурс? «Идиота» переиначивать нельзя, а мифы можно? Ведь ясное дело, нещадно используются оригинальные, беспроигрышные, проверенные временем идеи для создания своих – каких уж получится – текстов. Разве украсть идею – не плагиат?
Простите, что без спросу в вашу беседу вклинилась, но уж больно тема интересная.
Летучая Рыбка 15.04.2015 15:19 Заявить о нарушении
Света Малышева 15.04.2015 15:24 Заявить о нарушении
А давайте проведём голосование. Вдруг организаторы конкурса порадуются единодушию и прислушаются к демократическому выбору.
Мы предлагаем:
1. объявить данный рассказ плагиатом, и исключить его из конкурса, в том числе и судейского голосования.
2 поставить автору на вид его гнусный моральный облик, изгнать из сообщества к2 и вообще подвергнуть остракизму.
Да-да, это мы, Гусли, целиком признающие свою "вину", но ни в чём не раскаивающиеся.
Автор Хочет Сказать 15.04.2015 22:42 Заявить о нарушении
У вас была возможность всё исправить. Но вы не стали, и даже горды этим.
Так чего теперь рубаху-то на груди рвать?
Света Малышева 15.04.2015 22:54 Заявить о нарушении
Потому что автор останется при своём мнении. А упрямцев обычно наказывают. Нет?
Автор Хочет Сказать 15.04.2015 23:18 Заявить о нарушении
Света Малышева 15.04.2015 23:27 Заявить о нарушении
Автор, представьте, что вы собачку выгуливаете в общественном месте.
У вас в правом кармане сахарок для хвостатой очаровашки, а в левом кармане мешок полиэтиленовый, чтоб, извиняюсь, какашки собирать.
Поэтому давайте ничего не будем накалять, и никаких голосований устраивать стихийно не будем.
Модераторы, допуская любое произведение к конкурсу, берут на себя всю ответственность.
А стало быть, читатели осуждают художественную ценность рассказа, у судьи обозначат своё отношение в оценках.
Приятного вам времяпрепровождения.
Невозмутимый секретарь
Конкурс Копирайта -К2 15.04.2015 23:31 Заявить о нарушении
Автор Хочет Сказать 15.04.2015 23:34 Заявить о нарушении
Обстановку не накаляем, голосование не устраиваем, расплата автору всё равно будет, просто не так, а иначе.
Автор Хочет Сказать 15.04.2015 23:40 Заявить о нарушении
//подскажу тебе, как с Добрыней мы обвенчалися.
"В стольном в городе во Киеве у славного сударь князя у Владимира три годы Добрынюшка стольничал, а три годы Никитич приворотничал,
Он стольничал, чашничал девять лет, На десятый год погулять захотел по стольному городу по Киеву". *
Говорят, Добрынюшки-то матушка говаривала, Никитичу-то родненька наказывала: //
_____
* цитируется по: "Былины о русских богатырях: Добрыня и Маринка" http://allskazki.ru/rus/byliny/dobrynya-i-marinka.html
И так по всему тексту. Это то, что вы не захотели сделать, причём сознательно. Хотя проблема бережного отношения к чужому тексту решается именно так. Кавычки, сноска, примечание.
Света Малышева 16.04.2015 00:01 Заявить о нарушении
Автор Хочет Сказать 16.04.2015 01:32 Заявить о нарушении
Совершенно верно. Но это неизбежно при той форме изложения, что Вы сами выбрали и этичном(!) отношении к первоисточнику. Тут либо другая форма, либо - кавычки, ссылки и пр.
Всем привет)
Душкина Людмила 16.04.2015 07:50 Заявить о нарушении
Противоречивое впечатление производит Ваш рассказ, Гусли!
Первый раз читала - на интонации обращала внимание. Неровные интонации, отчего - понять не могла. Перечитала во второй и третий раз: собрано из разных по фактуре лоскутиков. Кусочки из текста по первоисточнику перемежаются авторскими - шумно. Ритм разный, сшивки видны. Особенно в финале - там авторское всё полностью и оно впечатляет. А чередование из первоисточника, да тем более часто дословных - напрягает и вызывает недоумение. Я понимаю, что, взяв ноту и ритм первоисточника, трудно выбраться из колеи(сама на том прокалываюсь часто) и переломить заданный формат.
После первого прочтения видно и слышно отчётливее:)
По содержанию.
Два источника объединены только именами героев да местом действия. на этом общее заканчивается.
Если брать вариант сказочный(северный?), то здесь главное - разница в верах, обвиняют Маринку в связях со Змеем Горынчищем. То есть тут почти классический любовный треугольник. Причём с Горынчищем любовь сердечная, с Добрынюшкой - обманная. Маринка обманом влюбила в себя молодца, обратила в тура златы рога и заставила себя в жёны взять. За что и была наказана. Тут положительных героев с огнём искать, разве только Добрыня за веру святую еретичку наказывает, за попытку от христианской веры отвернуть. Но кровожадно как-то и конец ровно как обрезан. Обман наказан и справедливость победила. Но образ справедливого героя смутен - словно детина малый направо и налево наотмашь кулаками да сабелькой машет. Матушка с тётушкой тоже хороши:
"Я де тебе и хитрея и мудренея,
Сижу я на пиру. не хвастаю..."
А Маринка в речах не сдержана, победами хвастает...
Добрыня причину от жены избавиться находит вескую - Спаса на стене не висит...
В общем, мрак полный... Почти бытовая история.
Второй первоисточник интереснее и глубже. Мне вот тоже Марина Мнишек в голову приходила. И тут Добрыня уже герой иного пошиба. И Маринка другая:
"Она много нонь казнила да князей-князевичев,
Много королей да королевичев,
Девять русскиих могучиих богатырей,
А без счету тут народушку да черняди"...
И Добрыня тут повежливее:
"Тут _скорешенько_ Добрыня шел да широким двором,
_Поскорее_ тут Добрыня по крылечику,
_Вежливее_ же Добрыня по новым сеням,
А _побасче_ тут Добрыня в новой горенке,
А берет же свою стрелочку каленую."
Заметили перемену в поведении? И в полюбовники Добрыня идти не хочет - плохое дело:) За что в тура золоты рога и превращён был обиженной Маринкою.
И вот здесь очень примечательный кусочек: топчет тур золоты рога птицу-скотинку тётушки своей, но как топчет:
-Не оставил он гусеныша на симена
-Не оставил он лебёдушки на симена
-Не оставил он овечки им на симена
-Не оставил им коровушки на симена
-Не оставил им лошадушки на симена
Понимаете: он туром златорогим под корень изводил хозяйство тёткино и тем намекал(говорить же он не мог в этом обличье!), что не останется у тётушки да матушки наследника, не для чего гусей и прочую скотину держать. Помощи просил!
И здесь уже другая фигура Добрыни и другая ипостась Маринки нарисована. И отсечение головы Маринки - избавление Руси от иноземной нечисти (католической?.
Что же в конкурсном рассказе: а первый вариант с продолжением. Взгляд с одной стороны - Маринкиной. Но интересно поначалу про Добрыню нам автор рассказывает и вроде как на стороне героини он, не бесстрастен автор:)))
Наткнулась ещё на историю про то,как Даждьбог на Морене женился - там есть строчки почти дословные обоим вариантам.
Как по мне, так нужно было брать только один первоисточник, а именно тот, со Змеем Горынычищемм. Тогда и финал месту. А вот ссылка на другой - она не к данной истории относится. Мнение субъективное.
Наталья Козаченко 14.04.2015 23:29 Заявить о нарушении
Интонации неровными и задумывались, была некая мелодия в голове с переборами на сбивках по тексту. Переборы эти шли и от исходника и от того, что мы решили всё-таки объединить два исходиника и авторские вставки кое-где постарались сделать незаметными, а кое-где наоборот контрастными, дабы обозначить языковые переходы.
Потому что история всё-таки одна. Герои те же, события те же, а вот смысл разный. И авторская вариация автору интереснее.
Спасибо за отсылке на миф о свадьбе Даждьбога и Морены. Там всё складно так, логично, как вчера писали. (или мы такой вариант читали?)
Есть у нас недоверие к этим новым язычникам и к текстам, что на их сайтах. Непонятно из каких источников взято. А уж то, что сопровождает текст вообще сложно воспринимать серьёзно. Мы с удивлением узнали, что Мараша, оказывается, богиня жизни... загробной правда, в Нави или Слави. И добрая она. А окончание сопроводительного текста в стиле "бей жидов - спасай россию" окончательно отвратило нас от изучения сайта с найденной легендой.
Отличие Даждьбога от Добрыни при всей схожести текстов в том, что Добрыня жену убил. А Даждьбога Марана прибила гвоздями к скале, а освободила Живала. Так что парочка разошлась почти полюбовно. Мараша с Кощеем осталась, Даждьбог на Живале женился.
Не могли мы взять один источник, он неполный и логика хромает на все четыре ноги. Вот например совершенно не подумали о наполнении сцены с туром, который тёткины стада изводил, но чуйка подсказывала важность этой сцены. Без них не наигрывался смысл. Плюс к тому, тётушка тоже из условно южного напевного варианта, в северном крёстная матушка с другим именем.
Работать пришлось сразу с двумя отобранными вариантами, с изменениями, с сохранением определённого звучания. Почти каждый раз мы отбирали то или иное слово, ту или иную строчку не только по соответствию авторскому замыслу, но и по красоте использованных фраз, не решались резать по старым словам, что исчезли из нашего общеупотребительного языка. Каждый раз дрожь ответственности, а стоит ли менять? А имеем ли моральное право? И крупные цитаты из исходников именно потому, что хотелось подарить им новую жизнь. И мы ни о чём не жалеем, даже если нас выгонят с позором после открытия имён.
Автор Хочет Сказать 15.04.2015 23:15 Заявить о нарушении
Вообще, знакомство с любым текстом начинается с читательским совпадением ритма, что ли... Сначала - слово, за ним - смыслы либо сразу открываются, либо мимо сознания проходят. Былины плавно текут, ваша - спотыкается часто. И смыслы искать и метки - тут надо так глубоко в тему погружаться, что... в реале можно про всё остальное забыть. Нельзя неподготовленному читателю такие археологические раскопки предлагать.
Автор говорит текстом. Я прочитала то, что на поверхности плюс то, что под первым слоем. А глубже - знаний нет у меня.
Так что простите, гусли - не слишком в теме, разглядываю то, что доступно моему уровню горизонта.
Наталья Козаченко 15.04.2015 23:37 Заявить о нарушении
Нам-то чудиться, что смысл тут на поверхности. Вот он глазами Маринки. Трагедия сломанной сильной личности. Выгорание души, смертельное равнодушие. Но его только один человек увидел. Значит не очевидно.
Автор Хочет Сказать 15.04.2015 23:49 Заявить о нарушении
Так чего она хотела иного, если не того, чтобы приворожённый к ней снова в гости потащился? Не догадывалась?
Ну и с той её приворотни и закручивается сюжет. В результате молодец в тура обращён, бессловесную скотину. Что ему делать приходится: как-то о помощи просить. Не забор же повалить у чужого дядьки, вот он и идёт к родне в надежде, что поймут.
Родня начинает за обиженного бороться и методы выбирает ровно такие же, как и героиня. Один в один.
Замуж - идея-то Маринкина, вряд ли Добрыня хотел обидчицу в жёны брать, колдовство-то с глаз спало. А обида - осталась.
И мораль всего действа - как аукнется. так и откликнется. Вряд ли думал Добрыня про такую важность голубей, удалью хотел похвастаться. А его - в скотину обратили.
Вот Вам взгляд с другой точки зрения.
Наталья Козаченко 15.04.2015 23:59 Заявить о нарушении
Наталья Козаченко 16.04.2015 00:01 Заявить о нарушении
Автор Хочет Сказать 16.04.2015 01:36 Заявить о нарушении
Наталья Козаченко 16.04.2015 08:43 Заявить о нарушении
Нам эту легенду прочли лет в 5-6 (позже мы научились читать) и именно тогда нас впервые посетило чувство неправильности происходящего. За давностью лет мы не помним, какой был вариант. По малости лет мы не всё поняли, но уже тогда плохая, злая, пьющая предательница-Маринка вызвала наше сочувствие. А не Добрыня.
Позже мы самостоятельно перечитывали эту былину. Умом уже многое понимали, но осадочек оставался.
На этот конкурс идея пришла сразу, хотя писать не хотели. Но тема просилась. Пришлось сесть за работу. Написалось не сказать чтобы очень быстро, но и не медленно. Гораздо дольше мы преодолевали внутреннее сопротивление, нарезая, изменяя, сшивая текст в соответствии с идеей.
Мы совершенно согласны, что это наверное надо было писать своими словами, но так и не смогли преодолеть внутреннее сопротивление. Оригинал(точнее оба) сопротивлялись. Избранная форма не только оттолкнула читателя, но и позволила автору подать обе стороны конфликта не однозначно в чёрных и белых тонах.
Потому что в противовес антипатичному Добрыне очень хотелось сделать просто ангелоподобной Маринку. Но мы её не обелили, просто сделали женщиной с чувством собственного достоинства. Уж сплеталась она там с кем или нет, её дело, а на каждый роток не накинешь платок. Убрали опьянение и объяснили причину "хвастовства". В волшбе она сама сознаётся, без смущения. И ночные пирушки устраивает.
Вот вы говорите о логичности былины, а нам до сих пор не понятно зачем бы ей замуж за Добрыню хотеть? Нет там причин, зачем ей любовь обманная потребовалась и брак не с тем, к кому любовь сердечная. Мы нашли вот такую причину - своей станет, под защитой будет.
Лина очень чётко авторский замысел про выгорание души отметила. Ещё Ник угадал почему автору важно было оставить текст оригинала. Хотя мы всем благодарны за отзывы, даже тем, кто текст расковырял и в плагиате уличает. Автор признаёт и не кается. Наверное это больше всего и задевает уличителей. А автор преодолевает то самое последнее состояние Маринки больше из вежливости. А получается, что ещё больше всех провоцирует.
Автор Хочет Сказать 17.04.2015 00:27 Заявить о нарушении
ну, что тут сказать.. Конкурсные критерии соблюдены. Отдельно порадовал богатырь-кроухантер. Сразу вспомнился родной телевизор со сказками про "киевских фашистов", убивающих снегирей.
Но слог испортил все. Не читается. Читается либо современный русский литературный язык. Либо, если уж дело пошло в стилизацию, то конкретный такой древнерусский, на манер Остромирова евангелия и иже с ним. Здесь же ни то, ни другое.
Владимирович86 14.04.2015 14:17 Заявить о нарушении
Автор Хочет Сказать 14.04.2015 21:15 Заявить о нарушении
Вот какие сказки да былины, народ расейский про богатырей складывал. Прочитать было интересно. Стилизация и работа проведена немалая. Однако к любителям напевных сказаний (примажусь к Ганчару) я не отношусь. И образ плохого Добрыни не люб мне. Пусть лучше "Упал-отжался!" как в мультике про трех богатырей. Обратите внимание, девять героев до Добрыни превратила в туров Марина. А справился с ней только он. Не совсем честно, правда. Ну а колдовать разве честно? Колдовала - изведай-ка силушки богатырской!
Юрий Камалетдинов 14.04.2015 08:38 Заявить о нарушении
Не люб оказался богатырь? И Маринка не люба? Мы ведь её устами песнь слагали, её глазами быль поведали.
Если колдовать нечестно, то честно ли в чужой дом вламываться, окна колотить, двери ломать, гостей прогонять, над девушкой глумиться? Или силушка богатырская право на это даёт?
Автор Хочет Сказать 14.04.2015 21:22 Заявить о нарушении
Работа была проделана большая. Одна стилизация под тонический стих чего стоит. Правда, пересказать былину не только близко к тексту (местами даже с цитированием), но и её же собственным слогом, не кажется мне особо удачным решением. Но это на мой вкус.
Важно отметить, что хотя былина и пересказана исключительно близко к оригиналу, в ней проставлены совершенно иные акценты. Таким образом, смысл происходящего изменился полностью.
В оригинале: прогуливающийся по Киеву богатырь вначале околдован Маринкой, затем приведён в благородную ярость её заигрыванием с Змеем, давним врагом русской земли, а после превращён Маринкой ещё и в барана, равно как и другие богатыри до него. Маринка горда собой и даже хвастается, но после угроз со стороны родственников превращает Добрыню обратно в человека, правда, заставляет его на себе жениться. Это её главный прокол, потому что, получив легальное право распоряжаться, Добрыня расправляется с обидчицей жестоким способом – что поделать, время тогда такое было.
Трактовок, кто или что скрывается за главными героями, существует много. Но смысл в одном: добро победило зло.
В данном пересказе былины: Добрыня – не имеющий собственного мнения, неотёсанный и жестокий мужлан, что особо ярко проявляется в его поведении в образе козла. Маринка же – бедная сиротка, ворожба спасает её от домоганий мужичья. Любит животных и архитектуру, надругание над ними заставляет её мстить. Вступается за юных парней. Защищает честь девушек от насмешек. Пала жертвой наговоров. После смерти стала бездушной Марой.
Итог: вот до чего довели хорошего человека.
Получается, что задачу свою автор выполнил, былину переосмыслил и переиначил. А уж кому какой смыл и акценты больше нравятся – это уж такое дело, как там говорится на вульгарной латыни, де густибус нон диспутандум эст )))
Летучая Рыбка 14.04.2015 01:09 Заявить о нарушении
Читают Гусли и звенят тихонько - приятно их пощекотали.
А образ Добрыни не сильно изменился в нашем бренчании. Соответствует источникам. Больше тому, который мы условно считаем северным. Из-за более твёрдого звучания фраз и иной напевной ритмике. И более ранним из-за языческого символа, что затесался в записанный текст.
Смотрим событийно, и в том и в другом варианте Добрыня ни с того ни с сего решил "погулять по Киеву, пострелять голубей", Ну то есть мужик в трезвом уме и твёрдой памяти вышел на улицу с метательным оружием, пострелять божьих тварей. Вот сомнительно нам, что трезвый. Второй момент, этот самый мужик попадает кому-то в окошечко с "хрустальными" стёклушками. То есть стеклянными. А стекло тогда стоило дороже, чем сейчас, труднее доставалось. Хотя вот нам бы тоже не понравилось, что нам какая-то пьянь стёкла расхерачила (простите за мой латинский) будь он хоть трижды герой. В северном варианте он ещё и в зеркало попадает у которого хозяйка прихорашивается. По нашим временам это, как в плазму попасть, по стоимости примерно сопоставимо.
И вот вам налицо конфликт, где мы поняли Маринку.
А то, что кто-то там до этого говорил, что Маринка злая колдунья, так это обычное бла-бла-бла. Хотя после такого кто угодно в злыдня оборотиться. И вот что-то нам сомнительно, что после такого женщина ли девица ли, будет соблазнять виновника, как это показано в "южном" более напевном варианте и кратком пересказе. Северный вариант с бранью "деревенщины и засельщены" более понятен.
Следующий момент. Влюблённый Добрыня ломиться в терем к Маринке, разносит двери. В обоих, кстати, вариантах. Правда "очень вежливый" парень? Сабелькой так дружелюбно помахивает. Видит некоего Змея. В южном варианте Тугарина, в северном Горынчатого и обуян "благородной" ревностью прогоняет "соперника". Можно воскликнуть с вами в унисон "шоподелать - времена такие"
То, как он себя ведёт в турьем (бычьем) обличии - нападает на стада собственной тётки, ну так зверь же неразумный. Это, кстати, из южного варианта, там ставка на волшебство сделана. Но вот складывается ощущение, что там просто кругом одни её стада и были, куда ни плюнь. Хорошая тётя, богатая. Видать непростая.
Так же ещё в турьем обличии он Маринке жениться обещает. В южном варианте "по-честному" предупреждает, что попадёт ей от него, когда женой станет, в северном он вполне логично притворяется, что рад из быков да в мужья к волшебнице.
Так же, в южном варианте Добрыня по-честному "принимает по злату венцу" с Маринкой, то есть честно женится, а вот в северном венчание происходит "под ракитовым кустом" после чего Маринка возвращается домой "раскорякою".
И да, в северном он начинает разборки с "женой", как только в дом заходит.
Сцена постепенного убиения Маринки срисована с северного варианта. В южном он её убивает, после того, как она его в брачную ночь волшебством измотала.
Так вот, смотрели мы на многие метки оставленные в былине (в северном варианте их больше) у них действительно произошёл конфликт на почве разности религиозных взглядов. "Еретица и безбожница" Маринка ведёт себя свободно, как язычница. Ей вера позволяет не чувствовать себя приложением к отцу или мужу. В язычестве хватает женских божеств, она - личность. Неординарная, кстати. И свободная от стереотипов женского поведения. Когда женщина должна молчать, не пить вина и не бывать на праздниках без сопровождения родственников.
О её родне ни в одной былине не упомянуто, из чего мы заключили, что девица осталась без защиты семьи. Но прекращать слухи о собственной "волшбе и ворожбе" и не собирается. А что, своеобразная защита.
Пирушки от зари до зари, кстати, могли вполне быть как раз для того, чтобы мужа найти. И не всякого, а достойного. Был ли там жених под кодовым названием "Змей"? Нам не ведомо. Потому что по южной версии про Тугарина вполне могла девица собраться замуж за иностранца. А вот по северной как раз идёт мощная отсылка к Змею Горынычу - одно из проявлений Змея Волоса(Велеса, Власа)
Как язычницу её должно было возмутить убийство птиц, в язычестве они божьи вестники и души умерших людей. В былинах этого нет, это мы ей добавили. Как язычницу её вполне могло удовлетворить венчание "по-древнему" обычаю. И как язычнице ей непонятно, как муж может убить жену.
Автор Хочет Сказать 14.04.2015 03:07 Заявить о нарушении
Тамара Пакулова 14.04.2015 08:03 Заявить о нарушении
Наоборот, это мне в Вашем рассказе и понравилось – другой ракурс (не зависимо от того, согласная я с ним или нет). Вы взглянули на былину глазами современного человека. Оценили поступки героев так, как мы сделали бы это по отношению к своему соседу по подъезду. Именно это и поменяло смысл былины. Вот если бы Вы этот современный взгляд ещё и современным языком изложили – тут я бы была полностью удовлетворена )))
Скажу честно: из-за слога рассказ Ваш читается очень тяжело, приходится кропотливо, в несколько попыток выуживать вложенные Вами зёрна из плевел практически неизменённого текста оригинала . Вот у меня, к примеру, была в детстве толстенная книга «Былины», которую я зачитала до дыр, как нынче дети с Гарри Поттером делают. И потому я не поленилась откопать зёрна. Или уважаемые К2-шники их увидели, потому что конкурс. А рядовой читатель может и не настолько терпеливым оказаться...
Летучая Рыбка 14.04.2015 14:18 Заявить о нарушении
Тамара, здравствуйте и вам. Спасибо за отклик. Ни на что мы не пеняем. Напели вот историю, как сумели, как смогли. Понял ли кто, аль нет, а может и ненадобно.
Автор Хочет Сказать 14.04.2015 18:40 Заявить о нарушении
Доброй ночи Вам, Маринка.Радости в дом и достатка полного.
Не скрою, прочитала с интересом. Любопытно было потому, что и первый рассказ, и потому, что по русским былинам написан.
Большущий плюс автору за точное сопоставление времени жизни богатыря, его службы и крещение Руси. Всё выдержанно точно. По историческим справкам Илья жил и совершал подвиги др крещения, Алёша Попович годочков на 40-80 позже, а вот Добрыня как раз и присутствовал, когда князь Владимир крестил себя и Русь. Но крещение прошло не в один год, а заняло почти двести лет. И многие кланы, земли и поселения были против нововведений. А посему в рассказе и встречаются две веры: старорусская и новая, привнесённая Владимиром. И некоторым образом автор эту борьбу показал и даже поведал на чьей стороне оказалась сила.
Владимир Бровко, журналист, который долго занимался историями богатырей, описывал Добрыню так: "Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши. Он умён, образован и отличается разнообразием дарований: "он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи (шахматы), поёт, играет на гуслях".
так что герой автором выбран интересный, как и интересно время, в котором Добрыня проживал.
Теперь о тексте. На мой взгляд, композиция выстроена достаточно грамотно, без прекосов. Но вот использование частиц "по" и "да" неравномерно. словно автор, вдруг, вспоминает, что надобно что-то такое добавить. и чтобы не быть голословной, читаем:
//Только не ходи до ведьмы Маринушки, к той Маринушки Кайдальевной, королевичной да и волшебницей.
Она много казнила князей-князевичев, королей да королевичев,
Девять русских могучих богатырей, а без счету тут народушку да черняди.
Видим "да", которых в последующих нескольких абзацах нет.А потом опять вдруг появляются
// Ах ты, душенька Добрыня сын Никитинич! Ты ходи гуляй да по Киев-граду, по всем уличкам, переулочкам...
По горницам стреляет воробушков, по повалушам стреляет он сизых голубей.
А вот "по" встречаются редко и реже.
Мне вот показалось, что автор захотел сделать свой пересказ в стиле причитания, когда плачут по покойнику. Потому и использовал такой прием.
Но он не сработал в полной мере. не хватает явных всхлипов, остановок для... набора воздуха что ли))) Всё катится на одной волне, в одном ритме. от того к середине начинаешь уставать от чтения этого рассказа.
Но работу Маринка проделала большую, написала хорошо. Смущает несколько то, что пьют, едят много гостей у скромной одинокой девушки))) А так ничего, могла быть и вполне невинна)))
С уважением
P.S. Ник, где и когда жюри проставляет оценки?
Ильти 13.04.2015 23:05 Заявить о нарушении
Конкурс Копирайта -К2 13.04.2015 23:19 Заявить о нарушении
Гусли мы, под наш перебор былины сказываются, неспешно складываются, струны звонкие, душою тонкие.
Потому и "по" И "да", даже лишние слога под неспешный под напев появляются, в нашей части "по" и "да" попадают не всегда, нам и лишние слога иногда ох мешаются.
И слог былинный старались сохранить словечко к словечку складывали, да свою мысль не хотелось упустить.
Не скромница наша Маринка Кайдалевна, потому и пиры собирает. Нет защиты чести девичьей от семьи, друзей скликает.
Невинна ли она? Да не думаем. Но достоинство терять не по-умному.
Христианского у ней нет смирения, за язычество гонимое есть радение.
Кем Добрыни прототип был не знали мы, но невольно многое угадали.
Ильти вас благодарим за рецензию, жаль, что малость стеснены нужным временем.
Автор Хочет Сказать 14.04.2015 00:54 Заявить о нарушении
Маринку в первоисточниках называют еретницей, а не язычницей. Почему? Это всё-таки разные вещи. Еретик - скорее отсылает нас к католицизму или другой _официально_признанной вере. Язычество - это древняя вера славян.
Наталья Козаченко 15.04.2015 09:01 Заявить о нарушении
Ильти 15.04.2015 10:54 Заявить о нарушении
Если речь идёт о древней вере - язычество, если о чужой государственной - еретичкой назовут, потому как вера в бога, но неправильными средствами исполняемая.
Может, ошибаюсь, но для меня еретичка и язычница - разные понятия.
Наталья Козаченко 15.04.2015 11:04 Заявить о нарушении
Автор Хочет Сказать 15.04.2015 23:30 Заявить о нарушении
Рия Алекс 30.04.2015 01:10 Заявить о нарушении