Рецензии на произведение «2. Соня. Тайна Раскольникова»

Рецензия на «2. Соня. Тайна Раскольникова» (Мария Шпинель)

Исполнение на высшем уровне. Если ещё и советы МБ учесть, получится психологический шедевр.
Наказать себя за то, что не смог совершить убийство. Невероятно. Взять на себя чужую вину, только бы не выглядеть слабаком. Задумать убийство ради проверки - смогу ли я выполнить действие, на которое не способен человек? А кто способен? Бог? Поставить себя на одну ступень с богом, подсознательно соревноваться с ним, проиграть и желать для себя наказание за проигрыш.
В отрывке есть мысль о покаянии перед богом. Сложный путь у нашего Раскольникова ко Всевышнему - признание своей несостоятельности и его величия.
"- Бог простит тебе, Роденька, и содеянное, и надуманное… простит и умысел злой, и гордыню твою… Ты доверься только… Бог простит, а Богородица дарует утешение... Бог простит, Роденька, простит, ты только доверься…
Раскольников слушал простые слова ее, тихо плакал, целовал худые истрескавшиеся Сонины руки и так хотел, так старался поверить ей сейчас, потому как ясно понимал, что это есть последнее и единственное спасение для его изболевшейся, измученной души".
А благодарить он должен Соню, с её сложной жизненной историей. Своеобразная пара получилась, и Соня в ней - Красавица. Прямо-таки "Красавица и чудовище". Почему-то напоминают мне они Ганнибала Лектера и Клариссу Старлинг, понимаю, другая история, другое направление и жанр не тот. Но есть нечто, роднящее преступников, желающих превзойти не только человека, но и бога, да ещё и рассказать о преступлении, чтобы все знали. Иначе зачем его совершать? Вот в чём вопрос.

Александра Стрижёва   23.09.2022 05:15     Заявить о нарушении
Саша, большое спасибо! «Взять на себя чужую вину, только бы не выглядеть слабаком» - это именно та мысль, которую хотелось донести, как суть новой тайны Раскольникова. И, да, Соня – ангел для Раскольникова, противоположность ему, и поэтому ориентир, куда идти, где спасение. У Достоевского всегда героиня-женщина – падший ангел, заслуживший прощение, символ того, что прощение будет каждому, осознавшему свой грех, и раскаявшемуся. Мне кажется, поэтому Достоевский так популярен и востребован по сей день, что оставляет надежду на спасение каждому и в любой ситуации. Очень точное сравнение – Красавица и Чудовище.
Насчет «учесть советы МБ» - буду стараться, я теперь больше понимаю, почему не вышло так, как хотелось. Теоретически понимаю, но требуется практика, которая дается трудно. Это как художник – знает, что надо взять вот эти краски и вот сюда положить, чтобы получилось море. И в уме все представляет. Делает. Получается не море, а лужа… Хотя, все, вроде, знал. Но если продолжать, то на десятый, двадцатый, сороковой раз получится. Должно получиться :))

Соня

Шпинель   23.09.2022 14:14   Заявить о нарушении
/прощение будет каждому, осознавшему свой грех, и раскаявшемуся. Мне кажется, поэтому Достоевский так популярен и востребован по сей день, что оставляет надежду на спасение каждому и в любой ситуации./
А какую он надежду, Соня, оставил Ставрогину, Смердякову, Кириллову, девочке, которая "бога убила"? Настасье Филипповне. В "Преступлении и наказании" хэппи энд, вы вообще сняли с Раскольникова клеймо убийцы. Хорошо, конечно. И что "прощение будет каждому, осознавшему" - верно. А насчёт надежды в любой ситуации... Разные бывают ситуации, говорит Достоевский. Раскольников, конечно, молодец. Но не у всех получилось спастись. Даже не знаю, кто ещё так браво спасся у Достоевского как убийца старушки.

Михаил Троекуров   23.09.2022 19:59   Заявить о нарушении
О творчестве Достоевского, Михаил, можно спорить бесконечно, и каждый будет в чем-то прав. Человек, переживший ночь перед казнью, понимает что-то такое об этой жизни, о Боге, о совести, о преступлении и наказании, о раскаянии, о чем прочие лишь смутно ощущают и догадываются. Это тот самый личный опыт писателя в критической ситуации, который дает возможность познать, кто ты есть. Там столько слоев, что хватит многим поколениям. Все герои у ФМ - люди с больной душой. Больной, но не мертвой. Они мечутся, словно в горящем доме, в поисках спасения. И каждый из них имеет право на спасение, но не каждый его получает. Я так понимаю ФМ. Но совершенно не претендую на полное осмысление того, что создал великий писатель.

Соня

Шпинель   24.09.2022 19:51   Заявить о нарушении
/Человек, переживший ночь перед казнью, понимает что-то такое об этой жизни, о Боге, о совести, о преступлении и наказании, о раскаянии, о чем прочие лишь смутно ощущают и догадываются./
А ещё, Соня, хорошим подспорьем к той ночи были годы каторги, типажи каторжан, истории их жизни, преступлений, их язык, мышление, реакции, поговорки. Было время для самоуглубления, для переоценки ценностей. Ночь перед казнью - это, конечно большой шок, но, заметьте, что об этом ужасе Достоевский в "Преступлении и наказании" не упоминает, ну в "Бесах" устами князя Мышкина да, обмолвился, а вот каторга, переоценка ценностей на каторге присутствуют. Собственно, в романе что произошло? Бес социализма (хотите вместо "социализма" вставить "ницшеанства", вставляйте, мне не хочется сегодня), вселился в героя, преступление, насилие ради будущих великих целей, наказание, каторга, переворот сознания. Достоевский покинул каторгу с противоположной идеей, не с теми идеалами, за которые его чуть не казнили. Вот и Раскольников также. Собственно, обозначено, что человек вектор на противоположный изменил. В других романах более сложные случаи описаны. Всё-таки бес не самый слабый противник, Это в "Преступлении..." два полюса, Соня и Родион, спелись. Любовь перетянула на светлую сторону преступника. То есть, стала хорошим подспорьем. Плюс индивидуальные качества героя. И всё заканчивается нравственным переворотом, глобальным. Повезло герою. Двойник Свидригайлов самоистребился. Похоже, что какой-то его грех не поддался лечению, несмотря на то, что /Человек, переживший ночь перед казнью, понимает что-то такое об этой жизни, о Боге, о совести/. А Раскольникову - приоткрылась дверца в новую жизнь. Описание внешности Сони: /несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях./

Михаил Троекуров   25.09.2022 06:54   Заявить о нарушении
А Лизавету топором рубит Раскольников. Любопытно, если бы у Лизаветы была внешность Сони, поднялась бы рука?

Михаил Троекуров   25.09.2022 07:20   Заявить о нарушении
Сори, князь Мышкин - это не "Бесы", а роман "Идиот", конечно.

Михаил Троекуров   25.09.2022 08:32   Заявить о нарушении
Михаил, а зачем под моей рецензией все эти ваши рассуждения, уводящие в сторону от сути моей (подчёркиваю) рецензии?

Александра Стрижёва   25.09.2022 09:53   Заявить о нарушении
Под вашей, потому что реагирую на комменты автора. Было бы странно переносить заинтересовавшие части комментов в другое место. Но на будущее учту, Александра. В ваших ветках больше ничего комментировать не буду.

Михаил Троекуров   25.09.2022 10:21   Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил. Вы прекрасно справляетесь в своих рецензиях.
Я сказала про отход от темы моей рецензии и о пространных рассуждениях.

Александра Стрижёва   25.09.2022 11:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «2. Соня. Тайна Раскольникова» (Мария Шпинель)

Прямо взрыв мозга. Даже слов нет.
Думаю, Ф.М. оценил бы. ))
Тётка.

Шпинель   17.09.2022 10:41     Заявить о нарушении
Соня,
Все встало на свои места. Да, это супер-тайна, страшная. Раскрыта "правда", о которой никто не знал с конца XIXв.

Действительно, Раскольников же только "захотел осмелиться". Он не хотел убивать и.. не убил.

А для Сони как страшно теперь осознавать, что поверив ему, невольно поддержала и.... по сути довела до каторги. Страшно как узнать такое.

Главное, все вписывается и в его болезненное психологическое состояние и в очередность известных нам (читателям) событий.

Единственное, что я не могу (для себя) пристроить в логику. А как же кошелек и спрятанные вещи старухи-процентщицы?

С уважением
Муму

Шпинель   17.09.2022 12:15   Заявить о нарушении
Спасибо, Тетка, спасибо, Муму.
Ф.М. мастер закручивать мозги, причем, с безупречной логикой. Следуя этой логике, для Раскольникова есть нечто, страшнее убийства человека, т.к. это всего лишь средство самоутверждения себя сверхчеловеком. Для такой гордыни страшнее узнать, что ты не способен на злодейство, что ты - обычный человек, не способный преступить черту. Для него это гораздо более постыдное качество, чем способность убить человека. Страшная это вещь - гордыня.
Касаемо улик (вещей старухи), то тут возможны всякие варианты - подбросил тот самый толстяк, настоящий убийца, столкнувшийся с Раскольниковым у дверей старухи. Возможно, Раскольников сам их прихватил, уходя, а старухе не до того было с перепугу. Уж я не стала прятать все концы в воду, но если надо - допишу:))

Соня.

Шпинель   17.09.2022 14:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «2. Соня. Тайна Раскольникова» (Мария Шпинель)

Вот это поворот, Соня. Я просто в восхищении. Раскольников, не совершивший смертоубийство, не преступивший черту, взявший на себя чужую вину, чтобы скрыть, что не смог. Класс. Идея хорошая, и исполнение. Не знаю только, как он дальше будет жить. Не совершивший убийство Раскольников - это уже прикованный Прометей, с вечным орлом, клюющим печень.
Вот здесь немного смутило:
/Да если б смог, если бы сделал, почитал бы себя выше остальных, гордился бы собой/ Так и должен был думать. /Может даже раскаиваться начал, жалеть, очищаться от греха./ А вот это навряд ли, автор. Откуда взяться таким мыслям у не совершившего преступление Раскольникова?

Михаил Троекуров   17.09.2022 05:08     Заявить о нарушении
Сначала ГГ стыдится того, что он оказался "тварью дрожащей". Потом говорит о том, как здорово было было бы, если бы у него получилось стать "право имеющим", и буквально в следующем предложении о расскаянии говорит, и очищении от греха. То есть, хорошо бы убить, чтобы потом очиститься? Такая идея у вашего героя?

Михаил Троекуров   17.09.2022 08:19   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Михаил, спасибо за отзыв.
Да, совершенно верно, "не согрешивши, не покаяться". Помните, в писании, раскаявшемуся грешнику попасть в рай легче, чем праведнику, ни разу не согрешившему. Казалось бы - абсурд. Но тут глубокое знание человеческой психологии. Праведник, не встававший у последней черты, еще не знает, как он поступит, он не знает себя. Не праведный он, а не сведущий. А грешник знает, кто он, знает о своей слабости, признает свою вину. Раскаяние - это ведь очищение. И конечно Раскольников очень желает этого очищения, ведь он не злодей по натуре, а гордец, мучающийся от этого и желающий освободиться. Попался в ловушку - приняв чужой грех, не может признаться в собственном грехе, значит, не может получить наказание, а следом и прощение. Как-то так.

Соня

Шпинель   17.09.2022 14:35   Заявить о нарушении
Вопрос: /То есть, хорошо бы убить, чтобы потом очиститься? Такая идея у вашего героя?/
Ответ: /Да, совершенно верно, "не согрешивши, не покаяться"./
Соня, что-то здесь не так) Совершая грех, человек не думает о покаянии. Как-то это слишком меркантильно, Господь не оценит такой подход. Злодей просто опускается в ад, пусть даже его дорога выстлана, как он считает, благими намерениями. А уж потом, приходит (или не приходит) оно, расскаяние, очищение, возрождение, ну прям из глубин ада в новую жизнь шагает искренне, незапланированно расскаявшийся человек. Злодей заранее не планирует, у него другие мысли в голове.
/Попался в ловушку - приняв чужой грех, не может признаться в собственном грехе, значит, не может получить наказание, а следом и прощение./
Эту логическую цепочку я не смог разгадать. Если бы не побоялся Раскольников показаться смешным и признался бы, что он шел убивать и не убил, то какое бы он получил наказание и какое прощение?

Михаил Троекуров   17.09.2022 18:17   Заявить о нарушении
Или, может быть, вы имели в виду, что ловушка в том, что он хотел убить и не убил, и поэтому классическая история с расскаянием не состоялась. То есть, в этом случае получается, что Раскольников сожалеет о том, что он старушку не убил. Непонятно только, как он догадался о собственном возрождении. Заранее знал, что провалит эксперимент? Готов был и гордиться своим грехом, и презирать его одновременно? То есть, по очереди. Последовательно, да. Но одно дело, когда такое случается на самом деле, само собой происходит. А другое дело жаждать возрождения, мол, сейчас я убью старушку, а потом расскаюсь а содеянном и мне полегчает. Как такое может быть? Наверное, только в том случае может, если ваш Раскольников предварительно "Преступление и наказание" прочитает.

Михаил Троекуров   17.09.2022 21:00   Заявить о нарушении
Что-то вы, Михаил, совсем запутались и меня запутали :)
У каждого преступника своя история преступления и свои причины это преступление совершать. Раскольников шел убивать не из ненависти к старухе, не из желания ее ограбить, все это было, но все - второстепенно. Он шел доказать себе, что выше законов человеческих. И раз человеческое общество низвергло его на самое дно, то он будет презирать его (общества) законы, станет выше его запретов и тем самым докажет, что "право имеет" на другую, лучшую жизнь. Как же это современно, черт возьми! Ничего про будущее очищение он тогда не думал. Это уже потом, когда осознал, что он не сверхчеловек, что не может преступить закон не внешний, но внутренний, не может убить, глядя в глаза, тогда и пошла его мысль дальше - что было бы, если бы он смог. Ну и так далее. Надеюсь, прояснила?

Соня

Шпинель   18.09.2022 10:54   Заявить о нарушении
/Это уже потом, когда осознал, что он не сверхчеловек, что не может преступить закон не внешний, но внутренний, не может убить, глядя в глаза, тогда и пошла его мысль дальше - что было бы, если бы он смог./
Соня, так и я об этом же. Почему обязательно возрождение? Он провел эксперимент, и оказался тварью дрожащей, не сверхчеловеком, по своей собственной теории. Откуда мысль о возрождении? Замысел я ваш понял, реализация, вторая половина, не совсем устроила меня.
/тогда и пошла его мысль дальше - что было бы, если бы он смог./ Дальше он должен был подумать, что если выдержал бы испытание на сверхчеловека, убил, то всё было бы ок. Собственно, у вас в тексте так и есть: /Да если б смог, если бы сделал, почитал бы себя выше остальных, гордился бы собой/ Отлично. А далее то, против чего я, собственно, и разбушевался: /Может даже раскаиваться начал, жалеть, очищаться от греха./ Ну, это уже по второму кругу приходится. Мысль о расскаянии какая-то левая. Если бы гордился собой, потому что смог, то причем тогда расскаяние? Он же, не убив, не знал, что не вынесет своего преступления. Наверное, его можно подвести к расскаянию. Если очень уж грубо, то показав труп старухи. Или как-нибудь не столь радикально. Но вы от мысли, что он, убив, почувствовал бы себя сверхчеловеком, сразу рванули в очищение, без каких-либо подводок. Мне показалось это неправильным.

Михаил Троекуров   18.09.2022 12:26   Заявить о нарушении
Стилизация очень понравилась, а тайну можно было угадать с первых слов Раскольникова, но и эту тайну он произносит словно в бреду, чтобы подумать, что Родион сам то ли верит
, То ли не верит сам себе
.ПпШ

Шпинель   20.09.2022 23:34   Заявить о нарушении