Обморочный старик

Алексей Гор: литературный дневник


Недавно утром в метро вытащил из вагона обморочного старика. Парнишка, а потом и стоявший рядом мужик помогли. Похоже, старик свалился просто от страшной духоты. В метро летом такое не редкость. На сердце дедуля не жаловался. И вообще выглядел довольно бодреньким – пока не упал.


Я в первый раз видел, как человек вот так отключается, в реальном времени и вблизи. Слаб человек в этом смысле, если говорить о системе управления телом: все завязано на голову. Активное сознание вырубилось – и ноги подкосились. Ведь в целом мозг не остановил свою деятельность.
Обморок старика был неглубоким. Уже через какую-то минуту его глаза приоткрылись, и он зашевелил губами.


Он удачно упал и не разбил голову, хотя мог бы. Я видел это боковым зрением. Он стоял спиной к переднему торцу вагона, никаких признаков слабости не выказывал. И вдруг – в течение пары секунд. Раз – его глаза закатываются и захлопываются, колени подгибаются. Два – он сползает вниз всем телом, как стоял, прямо. А поскольку он стоял вплотную к стенке вагона, то при падении он упирается в выступ бортика плечами, и его голова избегает удара, наклоняясь вперед. Итак, через две секунды он словно свернулся калачиком на полу между мной и парнишкой. Мягко упал, аккуратно, даже как бы красиво. Но видно, что в полной отключке.


Я поначалу решил, что у него остановилось сердце и он умер на месте. Ну и что, не оставлять же его так валяться. На удивление, я был очень спокоен и не суетлив. Я сделал шаг к упавшему и взял его под мышки сверху. Тяжеловат. Тут опешивший парнишка сообразил и стал помогать. Мы привалили тело к стенке вагона. Моя рука не ощутила сердцебиения. Я совсем успокоился, опер тело на ногу и стал ждать, когда будет следующая станция. Вытащим его на перрон, а там позовем служащих метро или милиционеров. Так я сказал парнишке.


Обморочного деда я машинально спросил раза два: что с вами, болит сердце? Но он не мог говорить, только зашевелил губами. Пульс прощупал парнишка: живой. Потом все увидели: дышит, приоткрыл глаза. Я сказал, как бы ободряя: «Сейчас будет станция, мы вас вытащим, дышите глубже!»
По-честному, мне было все равно: жив он или нет, или таки умрет прямо у меня на руках. Но мне было интересно наблюдать. А действия по спасению я совершал как-то на автомате. Просто так надо поступать, так воспитывали когда-то смолоду. Старик выглядел очень прилично, хотя был одет просто, у него в руке была кожаная барсетка с мобильником. От него не пахло спиртным. Ясно, что добропорядочный человек. Нехорошо, чтобы он остался без помощи.


Несколько стоявших рядом в вагоне чуть отодвинулись. Одна женщина предложила что-то вроде бы от сердца. Увидев, что стариком занялись мы с парнишкой, остальные пассажиры быстро потеряли интерес к происшествию.
Поезд подъехал к станции. Мы начали поднимать обморочного и тащить к двери. У нас получалось неловко, мы с парнишкой оба оказались хиловаты. Это заметил рослый мужик рядом, до того почти не обращавший внимания на нашу возню. Он подхватил тело, и вместе мы резво выволокли его из вагона почти вертикально. На платформе прислонили к колонне в положении сидя. Он уже приходил в себя, промямлил, что с сердцем у него в порядке, просто сильная духота. В тот день жара стояла тяжелая, верно, и уже с утра. В метро же кое-кто мог и свалиться от кислородного голодания вкупе с парилкой. Так случилось с этим дедулей.


Все торопились по делам, как и он сам. Подошла дежурная по станции, ее послали за медпомощью, хотя старик отказывался. Он уже хотел подниматься. Я понял, что с ним теперь все в порядке. Посоветовал еще немного посидеть так и подышать глубоко. Потом я махнул ему рукой на прощание и пошел дальше на работу. У выхода со станции дежурная направляла милиционера в сторону обморочного на платформе. С ним еще оставался тот парнишка. С ним все будет нормально.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 03.07.2009. Обморочный старик