***

Дина Иванова 2: литературный дневник

Стало почти привычкой… день начинать чтением своих избранных.
Поздороваться, порадоваться новинкой, привет послать, поддержать.
Есть определённая неловкость, вписываешь всё это в окошечко… рецензии.
Какие это рецензии?
Отклики непосредственного восприятия, мгновенных эмоций. Чаще всего (о себе) искренних.
Мне вдруг захотелось сделать попытку разбора прозаического текста, чтобы это действительно было что-то, что можно назвать анализом и рецензией, а не просто впечатлениями от прочитанного.


В качестве "объекта" выбрала рассказы Александра Гринёва - "Марафетка. Чертобесие".
Почему?? Ищу ответ.....


20.10-го.
Вот и ответ подсказан.
Один из заполнителей окошка «рецензии» чётко и коротко, как выстрел… бум: - "Бездарная графомания!».
А рецензия-то по большому счёту…анализ текста, выявление сюжетных линий, манеры (индивидуального стиля) автора, мотиваций персонажей,… О!!
Итак, избранного мною автора презрительно назвали – графоманом.
Хе! Есть такое определение графомании: - «Слово «графомания обычно произносится презрительно, с оттенком пренебрежения. Подразумевается, что графоман – это бесталантный писака, обладающий выдающимся самомнением».
Ни одно из этих качеств не подходит к автору А. Г.
Это ищущий, постоянно сомневающейся автор.
При этом он зачастую смело ломает устоявшиеся каноны в выборе тем, героев, композиции, языковых оборотов.


Каждый автор хочет быть понятым, хочет, чтобы читающий увидел те мысли и чувства, которые он открывает своим произведением.
А это непросто. Известно, что «речь была дана человеку, чтобы скрывать свои мысли».
Сетевое чтение…особенное. Как, правило, здесь ты свидетель рождения авторского текста.
Особенно это ощущаешь в рассказах. Тут ведь не выбираешь: купить книгу, не купить. Здесь другой подход - ощутить текст в целом, выявить сюжетные повороты, принять или не принять главного героя, язык изложения.
Как уточнил сам автор, он завершил первый том трилогии – Марфетка.
С самоиронией, как всегда.
Итак – Чертобесие. Задачка. Пироги.
Есть, возможно, в этих заголовках некая вычурность, претенциозность. Но такова манера автора. Да и данная сюжетная линия её оправдывает.
Время событий в произведении в дымке: возможно было, возможно есть..
Главная героиня – Манька. - «С воровского шалмана девка».
Автор создаёт полновесный образ крестьянской девахи, волей судьбы втянутой в круговерть житейских тяжб.
Туманное течение этой странной жизни затягивает читателя.
Автор ведёт героиню тернистой дорогой. Он никогда не ставит прямых вопросов. Загадки всё, загадки.
Думайте, мол, сами, решайте сами.
В текстах, не без труда, находишь общечеловеческие проблемы. -
Слаб человек, зависим от страстей и обстоятельств.
Всё это раскрывается через образы героев.
Аллегоричны они часом, но прописаны реалистично, сочными красками.
И главная удача – Манька.
Вроде бы и руки в крови, но совестливость не утрачена.
«.. обязана она Ворону и свободой и богатством.
Ведь не жгло богатство ладоней, вот так бы, выбросила бы те мильёны, не пожелев…».
И вот – «с деньгами великими и голью в столице..».
Преображается Манька… «..как ни на есть – барыня. И лишь в уме словечки, положенные даме воспитанной, перебирает. Ведь не общалась ни с кем, кроме ворья, да люда простого..».
И зримо кадр улавливаешь : - «…присела Манька в книксене, глазки томно прикрыла, слегка румянца на щёки напустила...».
Отточенными эпитетами и другого персонажа автор щедро вырисовывает.
Последнюю главу автор как бы дарит читателю – красота спасает…Маньку.
Тут два пласта.
Манька… - «...какой же силищей красота девичья владеет… губы лепестками нежными, подбородок дивной белой кожей к шее, а да-але -е…»».
Сражён ювелир наповал…- «враз старик тухлый...».
И тут автор всю фантазию мужскую запустил…
«Овладелся чувством мальчишеским и упоен, и так, фортелю какого выбросить желается. Да не знает, не помнит, как вести себя в случае этом. И про каменья забыл… И, теперь и не разберётся
Кто же в бесценности? Девица сочностью юной, красоты небесной, либо камни мёртвые...».
Вот такой вопросик под занавесь.
Будет продолжение.
Автор-то, непредсказуем…. Знает какой фортель далее выкинуть.
Про таких говорят – в теме, о жизни рассуждает.
Читается всё у Гринёва с интересом, с потребностью … осмыслить.
О недостатках, опечатках и описках пусть другие (а возможно корректор) поговорят.
Автор самобытен, и не побоюсь этого слова, талантлив.
Побольше бы таких «графоманов» в наших прозА-рушных рядах.








Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.10.2015. ***
  • 28.10.2015. ***
  • 19.10.2015. ***
  • 03.10.2015. ***