***Акатуй – праздник земледелия. Предки чувашского народа ласково называли его свадьбой сохи и земли, так как соха взрыхляет землю, в которую опускаются семена, а из них рождаются плоды. В старом чувашском быту Акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Название Акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли Сухат; (суха «пахота» – туй; «праздник, свадьба»), а низовые – Сапан туй; или Сапан (из татарского сапан «плуг»). Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. Перед началом посевных работ чуваши проводили церемонию в белых одеждах в знак чистоты и добродетели. В прошлом самобытный праздник носил религиозно-магический характер. Со временем, после крещения чувашей, он превратился в общинный праздник с конными скачками, борьбой и молодёжными увеселениями. После великого дня (манкун) чуваши начинали готовиться к весенним полевым работам: ремонтировали сельскохозяйственные орудия, готовили семена. В последних числах апреля, перед выходом на пашню, начинали готовиться к торжествам по случаю полевых работ. Для проведения ритуальной части Акатуя заранее варится пиво, готовятся праздничные блюда, красятся яйца. Празднование в разных домах начинается в разные дни и продолжается неделю. В определённый день, тот кто уже готов к празднику, созывает родственников и соседей. К их приходу в избе накрывается богатый стол. Во главу стола ставится алтар (братина) с пивом, в середину стола на специально вышитом полотенце – блюдо с караваем хлеба и кругом сыра. Одним из центральных моментов на состязаниях праздника Акатуй были конные скачки на три, пять, а иногда и до восьми вёрст. Победителям скачек дарили вышитые полотенца, призы обычно привязывали к шеям лошадей. Праздник акатуй украшали разнообразные шуточные соревнования типа «бега в мешке», «бега на трёх ногах», «разбивания горшка», «молодушки с коромыслом» и т.п. Силу и ловкость показывали в таких играх, как бой с мешками на бревне, поднятие гирь, различного рода перетягивания и т.д. После состязаний молодежь разбивалась на несколько возрастных групп, и каждая из них затевала свои игры. Парни и девушки устраивали пляски, пели песни. Веселье продолжалось до позднего вечера. Старики и семейные пары возвращались в деревню сразу же после окончания состязаний. Они приглашали к себе домой приезжих из соседних деревень родственников и знакомых и пировали допоздна. Соседние деревни обычно старались проводить Акатуй в разное время. Поэтому молодёжь, да и взрослые, успевали погулять на нескольких праздниках кряду: в своей и соседних деревнях. В состязаниях по борьбе участвовали богатыри нескольких деревень, и таким образом выявляли чемпиона всей округи. Такой патт;р пользовался всеобщим уважением. Спортивные состязания во время праздников весенне-летнего цикла имели чрезвычайно большое значение. Они служили самым демократическим и эффективным способом выбора предводителей родов и племён. Даже после почти полной утраты кочевнических традиций эти состязания как важное средство сохранения благополучия рода сохранились и органически вошли в состав земледельческих праздников. В 2012 году в Чебоксарах провели первый Всечувашский Акатуй. Участники старались строго соблюдать традиции предков. Сначала устроили жертвоприношение, а потом – шествие с песнями и танцами. На празднике собрались 70 фольклорных коллективов – около тысячи человек. Это не только жители республики, но и гости из других регионов России и соседних стран. Как и в старину праздник начали жрецы – мачавары. Они обратились с молением к чувашскому богу: просили, чтобы природа даровала хороший урожай. Мачавары призвали и гостей праздника жить в мире и согласии, помогать друг другу. После напутствий жрецов участники Акатуя встали в хоровод. Завершив хоровод, толпа двинулась к ритуальному памятнику Юпа. Там жрецы провели старинный обряд, отдали дань предкам. Считается, что ваттисем (предки) помогают живым потомкам, а значит, их нужно помнить и чествовать. Изюминкой гуляний стали спортивные соревнования. Состязания – бег, прыжки и борьба на поясах – керешу. Следуя древним традициям, биться начинают мальчики, а потом в схватку вступают взрослые. И много лет назад, и в наше время борцы керешу разыгрывают звание «паттыр» (богатырь) и главный приз – барана. В 2019 году на VII Всечувашском Акатуе символом гостеприимства, радушия и доброжелательности чувашского народа стал огромный фирменный пирог хуплу. Без него не обходится ни один национальный праздник чувашей. Объект кулинарного искусства в виде огромной книги, весом в 300 килограммов и длиной 30 метров испекли профессиональные хлебопёки. Перед кулинарами республики была поставлена сложная задача, поэтому пирог пекли в течение нескольких дней. В день празднования на главной площади города угощение получили все участники и гости Акатуя. Украшением VIII Всечувашского Акатуя стали музыкальные видеопоздравления 38 коллективов из 15 регионов России. Символом гостеприимства и радушия чувашского народа стали музыкальные видеопоздравления творческих самодеятельных и профессиональных коллективов-участников праздника. Среди них: народные, эстрадно-фольклорные коллективы областных, городских, сельских домов культуры и национально-культурных объединений российских регионов. С принятием христианства традиция стала забываться. И сейчас о первой части древнего Акатуя практически не помнят. Зато завершающий этап праздника, который следует уже после окончания сева, с каждым годом становится только популярнее. © Copyright: Светлана Феттер, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|