Россия и Запад

Геннадий Гасилов: литературный дневник

Острая и беспощадная критика существующих порядков возможна только при материальной и политической независимости критиков от действующей власти и поддержке критики другими людьми.

Независимость критиков власти в Древней Греции и Древнем Риме (свобода слова) базировалась на первенстве института частной собственности и на его мощной общественной поддержке. Именно защита института частной собственности от посягательств деспотов привела древних греков и римлян к созданию государств с республиканскими режимами правления (с режимами сословной демократии).


Западная цивилизация наследовала институт частной собственности, а вместе с ним — свободу слова и республиканскую систему правления. Это наследие наилучшим образом обеспечивает потребности человека, общества и государства в безопасности и стабильности.


Деспотический режим, допуская произвол в отношении права частной собственности, сокращает свою базу гражданской поддержки. Деспотический режим, не допуская свободы слова и ограждая себя от критики, неминуемо обрекает себя на гибель, поскольку вынужденные молчать люди молчат и при возникновении смертельных для режима угроз. Деспотический режим более склонен к принятию ошибочных и гибельных решений, чем республиканский.


В основание идеологического фундамента российских режимов правления заложена идея уникальности Российской цивилизации. Но Российская цивилизация в мире не уникальна. Она одна из многих, где деспотические правители на протяжении веков лишали свой народ права частной собственности и использовали людей как слуг, данников и рабов.


В некоторых странах Африки популярен негритюд (фр. Negritude: негритянство) — культурно-философская и идейно-политическая доктрина, теоретическую базу которой составляет концепция самобытности, самоценности и самодостаточности негроидной расы. Негритюд — это уверенность в том, что истинным средоточием нравственности, коллективизма и эмоциональной сопричастности ближнему в мире является Чёрная Африка. Сторонники негритюда противопоставляют эти качества изощрённой рациональности и индивидуализму Западной цивилизации.


Ценности современной Западной цивилизации (универсальные права человека, независимое от государства гражданское общество, верховенство права, демократия с равным доступом граждан к управлению государством, рыночная экономика) не враждебны ни одному народу, живущему на Земле, — они враждебны лишь правящим режимам некоторых стран, корыстно удерживающим людей в бесправии и нищете.


Любая идеология, претендующая на уникальность и отрицающая ценности Западной цивилизации, если разобраться, выступает против универсальных прав человека и общечеловеческих ценностей.



Другие статьи в литературном дневнике: