ворон

Сергей Вшивцев: литературный дневник


ПОЧЕМУ Я ИЗОБРАЖАЮ НА НЕКОТОРЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЯХ ИМЕННО ВОРОНОВ?


ПОТОМУ ЧТО ЗАНИМАЮТ ОСОБЕННОЕ МЕСТО В МИФОЛОГИИ МНОГИХ НАРОДОВ.


Отношение к ворону практически у всех народов было особенным. Одни его почитали, другие боялись, но мало кто оставался равнодушным. Это и не удивительно — крупная сильная птица, черная, как сама ночь, одна из наиболее умных и сообразительных. Недаром ворон — символ мудрости. Да и голос чего стоит. Вот что пишет о нем Л. Семаго: «В голосе ворона действительно есть что-то набатное, какой-то настораживающе-тревожный оттенок. Впечатление это усиливается тем, что голос падает с недоступной взгляду высоты, когда даже острым глазом не разглядеть в небе саму птицу» (Семаго, 1999). В крике ворона можно расслышать и слова «гроб, гроб». Вряд ли это кому-нибудь покажется хорошим знаком. Ну и конечно сыграли существенную роль особенности питания. Ворон — птица всеядная, но полакомиться на дармовщинку падалью он никогда не прочь. Стаи воронов пировали на трупах после побоищ. Не удивительно, что эта птица (да еще зловещего черного цвета!) стала ассоциироваться со смертью. «Ты не вейся, черный ворон, над моею головой». Помните? Вообще многие птицы-падальщики в представлениях разных народов были своего рода посредниками между миром живых и миром мертвых. Тот же коршун, например.


Может быть еще одна причина, по которой врановые птицы обычно ассоциируются у человека с опасностью. В древности они сопровождали опасных для человека хищников — волков, медведей, а также вооруженных людей. По тревожным крикам сойки, например, и в наши дни опытный человек может судить о присутствии чужаков в лесу.


Слова «вороной», «цвет воронова крыла» стали употребляться для обозначения черного цвета. Это также говорит о многом. Как пишет лингвист В. Порциг (1964), древние индоевропейские названия цвета обозначали не отвлеченное качество, а окраску конкретных предметов. Например, «седой» — это цвет волос старого человека. То есть с вороном наши предки контактировали давно и тесно. Вообще, как считают орнитологи, первыми птицами, которые пришли к человеку и стали использовать его деятельность как источник существования, были врановые. Они подбирали остатки пищи первобытных охотников, как раньше питались остатками добычи крупных хищников. Произошло это еще в плейстоцене, десятки, а то и сотни тысяч лет назад. Взаимоотношения птиц и древних охотников закрепились в памяти людей, стали впоследствии проявляться во всевозможных приметах, поверьях, сказках, ритуалах (Лебедев, Константинов, 1996).


Ворон играет весьма значительную роль в мифологии самых разных народов. Функции его очень многообразны. Он часто выступает как демиург и культурный герой, его связывают со смертью и миром мертвых, с землей и небом, наделяют шаманским могуществом. Ворон нередко является посредником между различными мирами, между летом и зимой, водой и сушей, соленой и пресной водой. Он фигурирует в мифах о потопе, создает землю, добывает пресную воду у хозяев соленого моря и т. д. (Мифы народов мира, 1980—1982).


Ворон стал центральным персонажем мифов многих народов Северной Азии и Северной Америки, особенно жителей тундры и морских побережий — чукчей, коряков, ительменов, индейцев-тлинкитов, эскимосов и др. Не удивительно, ведь на крайнем севере это одна из наиболее «значительных» птиц. Там практически нет крупных хищников, которым традиционно поклонялся человек в других местах, да и вообще птиц мало. Дальше на юг ворона чаще побаивались, чем почитали. У чукчей ворон — главный герой мифов творения, символ Бога-творца. Он создает горы, животных, первых людей, учит их говорить и есть мясо животных, добывает небесные светила, существовавшие раньше лишь в верхней вселенной. Ворон раскрасил всех птиц, а себя из белого — в черный цвет, да еще пробил небесную твердь, дав всем свет. У чинов ворон считался священной птицей. Он высидел яйцо, из которого вышли их предки. Воронов запрещено убивать.


У коряков и ительменов ворон считался первопредком. В мифах коряков ворон добывает пресную воду у хозяев моря, похищает небесные светила. По представлениям ительменов, ворон Кутх вместе с сестрой сместил землю с неба, где и сам раньше находился, или же сотворил ее из своего сына. Горы и долины — следы пребывания этой птицы на Камчатке. Ворон побеждает злых духов шаманскими силами и хитростью, как могучий шаман защищает от них свое семейство и людей. Он не всегда положительный герой фольклора, может быть хитрым и коварным, добиваясь своих целей. Ученые считают, что описанные в сказках брачные похождения детей Ворона отражают становление организации общества, в частности, появление экзогамии (Мифы народов мира, 1980—1982).


Ворон священен у угорских остяков. Считается, на Мартынов день (14 апреля по старому стилю) ворон купает своих детей. Если реки еще не пошли, нужно ему помочь, сделав прорубь. В благодарность он будет охранять ниву и двор от всякого хищного зверя и птицы.


Жители Арктики узнают о том, когда приходят олени во время миграций, по появлению воронов, которые сопровождают оленьи стада, питаясь остатками жертв волков и трупами погибших оленей. Ворон связан с охотничьими поселениями, видимо, с того времени, когда человек появился на севере. Даже сейчас в северных районах, где жители существуют в основном за счет охоты, ворон обычен в населенных пунктах (Хейнрих, 1994).


У эскимосов ворон выступает в качестве культурного героя. У эскимосов Аляски он создал мужчину из бобового стручка, а из глины вылепил различных животных и вдохнул в них жизнь. Сначала создал горных козлов и оленей, а затем — женщину, которая стала женой первого мужчины. Ворон научил эскимосов, как жить на земле, как добывать пищу. По мифам эскимосов с острова Кадьяк, ворон принес в мир свет, в этот момент с неба упал пузырь с мужчиной и женщиной. Они создали горы, леса и населяющих их животных. В якутской мифологии ворон имеет демонический характер. Он является атрибутом Улу Тойона — мифического главы черных шаманов. В эвенкийских мифах эта птица нередко является неудачным и непослушным помощником бога-творца (Мифы народов мира, 1980—1982).


Есть индейский миф о том, как ворон помог древним людям. Давным-давно, в начале мира, Серый Орел был хранителем солнца, луны, звезд, пресной воды и огня. Он очень не любил людей, поэтому прятал все это от них. Люди жили в темноте, без воды и огня. Серый Орел имел прекрасную дочь, и Ворон влюбился в нее. В то время он был красивым юношей. Ворон превратил себя в снежно-белую птицу и в таком виде понравился дочери орла. Она пригласила его в дом отца. Когда Ворон увидел солнце, луну и звезды, висевшие на стенах дома орла, он понял, что должен делать. Выждав момент, когда на него никто не смотрел, Ворон похитил светила, воду и огонь и вылетел через дымоход. Солнце, луну и звезды Ворон поразвешивал на небе. Воду он выпустил на землю, и она стала источником всех пресноводных рек и озер. Горящую головню ворон держал в клюве, и дым закоптил его белые перья. Когда головня обожгла клюв, Ворон выпустил ее, она ударилась о камни, и огонь вошел в них. С тех пор, стоит стукнуть камень о камень, как появятся искры. А перья у Ворона так и остались черными.


В одном из мифов индейцев алгонкинов ворон является разведчиком, помогающим в творении земли высшему существу (Коробка, 1909-1910).


У древних греков все белые вороны были посвящены солнцу. Ворон был священной птицей Геры, а также Аполлона. По греческому мифу, гетера Коронида («ворона») была любовницей Аполлона. Но она завела себе еще одного друга, вступив в связь с обыкновенным смертным. Об этом случае донес своему господину соглядатай-ворон (вестник Аполлона). Любовник Корониды был уничтожен молнией, а ее саму сразила пучком стрел Артемида, сестра Аполлона. Из ее чрева всемогущий бог вынул дитя и передал на воспитание мудрому кентавру Хирону. Так появился на свет знаменитый бог-врачеватель Асклепий. Свою бывшую возлюбленную Аполлон все же пожалел, превратив ее в ворону. Ворон-доносчик не дождался награды, и из белой птицы превратился в черную (Федосеенко, 1998).


У римских авгуров ворон считался одной из главных птиц-оракулов. При наблюдениях наибольшее значение отводилось голосу птицы и стороне, откуда она появилась. Наихудшее предзнаменование нес хрипло каркающий ворон. Пролетевшая слева направо птица также предвещала несчастье. Если он при этом еще и садился на дуплистый дуб, авгуры предрекали опустошение земли вражескими солдатами. Появление большого количества воронов означало близкую беду для всего народа. Считается, что вороны предсказали гибель многим римским военачальникам и политическим деятелям. Исключительно большое значение «ясновидению» ворона придавали древние греки. Плутарх сообщал, что по появлению воронов была предсказана смерть Александра Македонского в Вавилоне. Появление стаи этих птиц перед военным походом могло вызвать такую же реакцию, как солнечное затмение во время похода князя Игоря на половцев. Не меньше присматривались к воронам и германские племена. Для них он был прежде всего военным оракулом. Считалось добрым знаком, когда ворон сопровождал выступающих вождей. Когда Гакон приносил кровавую жертву Одину, появился ворон и громко закаркал. Это было истолковано так: Один принимает жертву, и Гакон победит в предстоящей битве. Вороны были птицами скандинавского Одина и германского Вотана. Два мудрых ворона — Хугин и Мунин — постоянно их сопровождали, сидя на плечах. Они сообщали богу об увиденном и услышанном. У германцев было принято вообще оставлять павших на поле боя непогребенными для священных животных Вотана — воронов и волков. Пережитки древних верований сохраняются местами до сих пор.


В скандинавских легендах описывается, как ворона посылают на разведку новых земель потому, что нет других птиц, кроме него, способных к длительному полету на большие расстояния, обладающих острым зрением, осторожностью и сообразительностью. Только такая умная и сильная птица может добыть нужный секрет и ничего не напутать. В старых ирландских легендах ворон предсказывает будущее, и сохранившееся в ирландском языке выражение «знание ворона» означает умение видеть и знать все, что случается. У викингов ворон был символом борьбы и победы. Воронов они старались захватить с собой в многочисленные походы, и птицы не сопротивлялись этому. Они следовали за викингами по той же причине, по которой волки и сейчас сопровождают стада карибу во время миграций — в поисках пищи. Викинги почитали ворона и боялись его неожиданного появления (Хейнрих, 1994).


Мореплаватели использовали птиц для того, чтобы определить, где находится земля. Вавилоняне применяли для этого воронов. Брали их на свои корабли и викинги. В 874 г. н. э. норвежский исследователь и путешественник Флоки направился на поиски большого острова, расположенного на западе. Этот остров был открыт ранее шведом Гардаром. В норвежской «Саге о Флоки» герой берет с собой на корабль трех воронов. Чтобы определить, где находится земля, он выпускает их. Первый ворон вернулся в Норвегию, второй, не обнаружив земли, покружился в воздухе и сел на корабль. Наконец, третья птица полетела на запад и не вернулась, потому что обнаружила землю. Герой последовал за ней. Так викинги открыли юго-восточное побережье Исландии, где вороны до сих пор пользуются уважением (Хейнрих, 1994).


У древних славян и арабов ворон почитался за божественную птицу. Никто не смел его пугать в лесу. Старца убить — не спасенье добыть, ворона убить — не корысть получить, — говорят русские. Кто убьет ворона, у того никогда не будет разводиться скот. Воронов и галок, как нечистых птиц славяне не употребляли в пищу. Ворон обладает сокровищем, охраняет клады, спрятанные в земле (Гура, 1997).


В культуре языческой Руси врановые птицы играли значительную роль, отношение к ним было положительным. Вороны в мифах и сказках принадлежат к пантеону богов, их изображают сидящими на дубе — священное дерево славян, символизирующее мировое древо. Птицы именуются мудрыми и вещими, они посвящены в таинство живой и мертвой воды, разыскивают и приносят ее для воскрешения героев сказок. Кроме того, ворон — символ живительного весеннего дождя и очищающего весеннего грома, пробуждающего природу от зимнего сна.


В русских сказках ворон — птица вещая, благородная, самая мудрая. Ее наделили даром слова и предвещаний. В гнездах ворона незримо хранятся золото, серебро и самоцветные камни, он достает и приносит «живую» и «мертвую» воду, золотые яблоки. Ворон, как громоносная птица, гнездится в темных тучах, закрывающих «блестящие светила». В четверг, день, посвященный Перуну, ворон купается в «живой воде» дождя. Карканье ворона предвещает рождение сына — считали на Руси.


Эстонцы верили, что под крылом ворона есть особое белое перо, которому приписывали чудодейственную силу. Завладевший им якобы может стать счастливым или творить чудеса. Чудодейственной силой обладал и так называемый «вороний камень», при помощи которого можно лечить разные болезни, отвращать зло, понимать язык птиц. По поведению ворона предсказывали погоду (Rootsmae, 1989). В западноевропейских сказках ворон (ворона) приносит герою удачу, часто при этом жертвуя собой. В Баварии ворон считается птицей счастья. В Албании крик черной вороны предвещает рождение мальчика. Чехи считают, что ворон приносит младенцев (Гура, 1997). Ворон приносил пророку Илие пищу во время его пребывания в пустыне (Федосеенко, 1998).


В средние века вoроны были многочисленными во многих городах Великобритании, в том числе и в Лондоне. Они вели себя как современные ворoны-свалочницы. После известного лондонского пожара 1666 г. эти птицы питались незахороненными трупами людей и размножились в таком количестве, что стали назойливыми. Жители обратились к королю с просьбой помочь избавиться от них. Однако прорицатель объяснил тому, что если все вoроны в Лондоне будут уничтожены, то на Англию обрушатся всякие несчастья и королевский дворец рассыпется в прах. В ХVII в. стая воронов своими криками разбудила королевскую стражу при нападении отряда О. Кромвеля. С этого времени по королевскому указу небольшую группу воронов содержат в Тауэре. Сейчас там «прописаны» восемь птиц, каждая из которых имеет собственную кличку. Когда ворон умирает, его хоронят недалеко от ворот, помещая этикетку с его именем. В 1989 г. в Тауэре содержали восемь воронов, они образовали три пары, отложили яйца, но кладки погибли из-за частого беспокойства посетителями (Хейнрих, 1994). Интересно, что синантропная популяция почти ручных воронов существовала в XVII—XIX вв. в Соловецком монастыре (Михайлов, 1868; цит. по: Константинов, 1995).


Ворон довольно часто встречается на гербах. В геральдике он символизирует воинскую отвагу и смерть (Яблоновская-Грищенко и др., 1996). В Швейцарии есть такая легенда. Житель г. Айнзидельн Майнрад (впоследствии канонизированный) в зимнем морозном лесу нашел двух погибающих от холода воронов и выходил их. Когда его убили, оба ворона, с которыми отшельник делил в лесу последние крохи хлеба, преследовали убийц с криками до самого Цюриха, и успокоились только тогда, когда их казнили. С тех пор гостиный двор, в котором задержали убийц, носит имя ворона, птицы изображены на щите у входа. В честь воронов Св. Майнрада в приюте города постоянно жило несколько этих птиц. Вороны стали атрибутами Св. Майнрада, а позже двух птиц стали изображать на гербе аббатства Айнзидельн (Gattiker, Gattiker, 1989).(Пернатые обитатели мифов и легенд)


Поедание вороном падали, по гипотезе К. Леви-Строса, способствует тому, что ворон функционирует в мифах как культурный герой: падаль — уже не животная, но и не растительная пища, поэтому ворон олицетворяет некий компромисс между хищными и травоядными, противопоставление которых друг другу оказывается в конечном итоге смягчением фундаментальной антиномии жизни и смерти. Поэтому ворон воспринимается как медиатор между жизнью и смертью.


Как трупная птица чёрного цвета с зловещим криком ворон хтоничен, демоничен, связан с царством мёртвых и со смертью, с кровавой битвой (особое развитие получает мотив выклёвывания вороном глаз у жертвы), выступает вестником зла. Поскольку ворон в поисках пищи копается в земле, он связывается и с нею; как всякая птица, ворон ассоциируется с небом. Связь ворона с этими тремя сферами определяет то, что он (это особенно видно в палеоазиатской мифологии и индейцев Северной Америки мифологии) наделяется шаманским могуществом и, в частности, выполняет посреднические функции между мирами — небом, землёй, загробным (подземным или заморским) царством, являясь, таким образом, медиатором между верхом и низом.


Ворон воспринимается как медиатор (главным образом в северных мифологиях) между летом и зимой (он неперелётная птица), сухим и влажным, солёной и несолёной влагой (связь ворона или созвездия Ворона с сухим сезоном почти универсальна, сухостью в некоторых мифологиях мотивируется «голос» ворона; как посредник между водой и сушей он участвует в мифах о потопе; создавая «сушу», ворон достаёт горсть земли со дна моря; он добывает воду и делает реки, причём пресную речную воду он иногда берёт у хозяев солёного моря).


Умение подражать человеческой речи, а возможно и долголетие, способствовали возникновению представлений о вороне как о мудрой вещей птице (ср. его связь с загробным миром). Наряду с этим (особенно в северных мифологиях) ворон воспринимается как посредник между мудростью и глупостью (он — «мудрый» шаман и плут-трикстер, попадающий впросак или совершающий «безумные» поступки). Ворон является медиатором между мужским и женским началом (ср. его попытки изменить пол, «выйти замуж», и т. п., сопоставимые с шаманством превращённого пола). Выступающий в мифах как существо двойной антропо-зооморфной природы, ворон выполняет медиативную функцию между человеческим и животным. Участие ворона в основных мифологических оппозициях способствует его роли как «серьёзного» культурного героя и одновременно шутника-трикстера. Как культурный герой ворон осуществляет медиацию в оппозиции природы и культуры.


В античной мифологии ворон (или ворона) сопровождает богов и героев, связанных с небом и солнцем, с культом земледелия, с войной и подземным царством: Кроноса (и римского Сатурна), Аполлона, Афину (шлем Афины имеет вид ворона), Асклепия. Имеется много упоминаний о мудрости ворона. Согласно Овидию, Аполлон узнаёт от ворона об измене любимой им нимфы и в горе делает его чёрным. По преданию, ворон предсказывает смерть Цицерона и др. Вместе с тем отчётливой хтонической характеристики античный ворон не имеет.


В Древней Греции — символ солнца, прорицания и долголетия, его блестящее черное оперение, возможно, предполагало способность выжить при близком контакте с солнцем. Широко распространено мнение, что ворон — помощник в путешествии или предсказатель. Плиний упоминает как бы «придушенный» голос провозвестника несчастья и полагает, что только ворон среди всех птиц, по-видимому, понимает свое предсказание. В Древнем Риме, где его крик напоминал латинское слово «крас» («завтра»), его связывали с надеждой.


Считался птицей-вестником Аполлона и Афины, был связан с солнечным культом Митры (в скульптурах, связанных с культом, часты изображения воронов; он — знак первой ступени посвящения, слуга Солнца), посвящен Гелиосу (Аполлону). Помимо Аполлона и Афины служит также атрибутом Кроноса (Сатурна) и Эскулапа.


Сообщается, что его оперение поначалу было белым, но Аполлон в наказание за его болтливость сделал его черным. Как нескромный болтун, ворон не мог оставаться спутником богини Афины: она выбрала на его место сову. В другой истории говорится, что он был послан Аполлоном за водой, но по пути увидел дерево с незрелым инжиром и стал под ним ждать, пока не созрели плоды, отложив на это время выполнение поручения. Бог поместил его как созвездие Ворон (лат. Корвус, греч. Коракс) среди звезд, где Гидра (созвездие Водолей) не дает ему напиться из чаши (созвездие Кратер). К нему взывают на свадьбах как к олицетворению плодородия. Существует также античное поверье, согласно которому вороны несут свои яйца через клюв, благодаря чему они не страдают от тяжелых схваток. В искусстве орфиков ворон смерти изображается с сосновой шишкой и факелом жизни и света. В ряде сюжетов роль ворона сугубо позитивна (они выступают проводниками и вестниками богов): • когда Аполлон в его облике ведет жителей Феры (Санторина) в Кирену; • когда белый ворон направляет переселяющихся беотийцев; • когда два ворона показывают Александру Великому путь к храму Амона. Ворона в Греции — носительница плохих вестей, но символ долголетия. (symbolarium.ru)
Эдгар По. Ворон (в различных переводах)



Другие статьи в литературном дневнике: