Наполненность может быть очень ограниченной...

Пётр Шубин: литературный дневник

ИНТЕРВЬЮ
«Наполненность может быть очень ограниченной, а вот пустота – бесконечна»


Садхгуру (Джагги Васудев) – известный индийский йогин и мистик с миллионами учеников по всему миру. Как и в случае многих гуру, его имя окружено множеством положительных (и не очень) историй и мнений о нем как об учителе. Но он один из немногих индийских гуру, известных на западе, большинство учеников которого все же коренные индусы. В прошлом успешный бизнесмен, сейчас он занимается тем, что пытается внести «ясность» в жизнь каждого человека на земле. Он же является основателем Фонда «Иша» (Isha Foundation) – эта организация проводит программы йоги по всему миру, включая США, Англию, Малайзию, Уганду и Австралию. Фонд также вовлечен в различные социальные инициативы, в результате которых Садхгуру стал обладателем особого консультативного статуса в Экономическом и Социальном Совете ООН.


Садхгуру, людям, особенно не особо посвященным в эзотерику, всегда очень важно дать человеку характеристику и определение. Как бы вы могли определить себя?


Определить себя? Люди могут попробовать, но не уверен, что им удастся. Если бы мне нужно было охарактеризовать себя одним словом, это слово было бы «ясность» (clarity). Это именно то, что я из себя представляю.


Моя жизнь и работа заключается именно в этом – привносить ясность во все сферы жизни. Потому что люди смотрят на все вокруг, давая этому свои собственные определения. Это предрассудки, которые человек накладывает на события/вещи согласно своему собственному видению. Именно поэтому моя фундаментальная работа заключается в том, чтобы привнести абсолютную ясность в человеческие жизни, ясность, не затуманенную чьими-то предрассудками или верованиями любого вида.


Индия – страна, в которую люди едут в поисках Гуру, там огромное множество людей, пытающихся найти себе последователей. Но как отличить настоящего гуру от не настоящего?


Мне встречались только настоящие, я не видел «не настоящих», поэтому я не эксперт в этом вопросе. Но когда я встретил своего гуру, он полностью трансформировал и изменил мою жизнь, и я, в свою очередь, пытаюсь сделать то же самое с моими учениками.


Sadhguru in Paris 1.jpg
Не могли бы вы немного рассказать про вашего Гуру и встречу с ним, а так же чему именно он вас научил?


Он забрал у меня все, что было мною, и оставил меня пустым. Поэтому наполненность может быть очень ограниченной, а вот пустота, напротив, – бесконечна. Сейчас я абсолютно пустой, без знаний или сводов правил, без традиций или верований, я абсолютно пуст. А если вы пуст, то в любой момент вы можете почувствовать себя каким угодно, именно отсюда и происходит моя ясность – потому, что я полностью пуст.


Из вашей биографии мы можем узнать, что трансформация, которую вы пережили, произошла практически в один момент. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.


Я занимался бизнесом и другими важными вещами и был весьма успешным, но однажды вечером некое внутреннее ощущение полностью поменяло мое существо всего лишь за несколько часов. Я сидел на вершине горы (холмы Чамунди в Майсуре) – но тут я стал другим. У меня никогда не было ни с кем проблем, я был очень успешным в бизнесе, был молод и здоров, но сидя там я вдруг понял, что я не знаю, что именно есть я, а что я не есть. Впервые в жизни у меня на глазах были слезы (что раньше никогда не случалось со мной), а каждая клетка тела вибрировала от экстаза, который я ранее никогда не испытывал. Всего за несколько часов все, что я считал собой, просто исчезло, и я был просто пуст и восторжен.


В своей работе я перепробовал много-много методов того, как я могу перенести этот опыт и передать его людям, потому что любое человеческое существо может испытать это и почувствовать тот восторг от своего существования. Но психологические проблемы и представления управляют людьми. Их психологическая драма (мысли и эмоции) стала больше, чем жизнь или космос. Человечество страдает исключительно из-за своих мыслей и выдумок, они переживают из-за событий 10-летней давности или из-за того, что может произойти послезавтра. Это не страдальческая жизнь – это их собственные страдания памяти и воображения.


Две умственные способности, свойственные людям, – память и возможность представлять – самые прекрасные из человеческих способностей – именно от них человечество и страдает. Если бы люди знали, как справляться с их психологическими проблемами, они бы уже давно стали счастливыми. К сожалению, они не управляют этими процессами, поэтому моя работа заключается именно в том, чтобы внести некий смысл в эту ежедневную драму, чтобы именно они смогли наконец-таки управлять своими эмоциями. То, что происходит в твоей голове, должно быть подконтрольно и определяться тобой, а не кем-либо еще. Если кто-то другой будет определять, то что должно происходить внутри тебя, это чистое рабство. Моя работа – освободить людей из этого рабства. Как французская революция (смеется).


Как вам это удается?


Представьте, что мы могли бы создавать мир вокруг нас таким, каким нам хочется. Например, мы регулируем температуру в помещении за счет кондиционера – это технология, которую мы используем. Есть технологии и наука для создания внешнего удобства и комфорта, но также есть и огромная наука и технология для того, чтобы создавать внутренний комфорт. Именно это мы и предлагаем – внутреннюю инженерию. Наша базовая программа, состоящая из весьма определенных научных этапов создания внутреннего комфорта, так и называется – «Внутренняя инженерия». Так вы можете изменить фундаментальную химию вашего тела.


У любого человеческого опыта есть химическое обоснование. Так вы создаете (можете создать) химию счастья. Как только вы создадите эту формулу счастья внутри вас – вы станете естественным образом счастливы от природы и не будете нуждаться во внешних стимуляторах. Это значит, что как только вы начинаете этим заниматься, вы поймете, что вы больше не боитесь страдать. Как только у вас пропадет страх страданий – именно тогда ваша жизнь приобретает новый качественный уровень. Иначе вы всегда движетесь лишь наполовину, так как страх страданий разрушает человека. На одном уровне практика меняет вашу химию, и это возможно измерить и зафиксировать, но что касается вашего сознания, то тут происходят самые интересные процессы, которые невозможно измерить, но они все же реальны.


Почему людям не удается самим справиться с собой? И почему именно йога может им в этом помочь?


Потому что изначально все просто, но они ищут сложные решения. Люди чувствуют себя очень умными, если они усложняют вещи. Жизнь очень простая штука – она протекает сама по себе, вам не надо ничего делать, чтобы она протекала. Вам просто надо создать правильные условия и наслаждаться ею, но люди пытаются прожить их жизнь. Жизнь происходит сама по себе, вам просто надо создать нужные условия, как если бы вы выращивали растение. Вы не можете заставить его расти, или цвести, но если вы научитесь заботится о земле, свете, питании и будете регулярно его поливать, тогда растение вырастет и зацветет, а цветок принесет вам плод – и это уже последствия. Но вы всегда пытаетесь выдавить последствия из ситуации без того, чтобы позаботится о фундаментальных вещах. Поэтому все выглядит очень сложно. Если вы попробуете выдавить из растения плод, он не появится, но если вы будете его удобрять, тогда он вырастет сам. Йога – это как раз удобрение для вашего тела.


Paris in Sadhguru 3.jpg
На ваших лекциях вы часто упоминаете и высмеиваете понятие «стресс», но многие обращаются к вам именно для решения этой проблемы. Так как же перестать испытывать стресс?


Испытывать стресс – это не естественное состояние для человека, стресс не происходит из-за работы, семьи или бизнеса, просто ваш ум перестал получать от вас указания. Если бы вы управляли им и выдавали правильные инструкции, то он (ум) прибывал бы в очень хорошем состоянии – состоянии радости и блаженства. Вы согласны?


Наверное…


Да или нет? Если бы у вас была возможность поддерживать ваш ум в состоянии блаженства, выбрали бы вы страдания?


Конечно, нет.


Неприятное состояние в вашем уме складывается не из-за внешних обстоятельств. То, что происходит в мире, вы не можете контролировать в полной степени. Вы не можете всегда знать, какие препятствия вам предстоят, вы не решаете это, но то, что вы делаете с этими ситуациями, полностью зависит от вас. Если вы не контролируете это и импульсивно реагируете на все, – мир сделает из вас лепешку. А если вы осознанны, тогда с какими бы проблемами вы не сталкивались, вы сможете извлечь из этого выгоду для себя.


Я знаю, что вы довольно часто выступаете и встречаетесь с лидерами государств и даже являетесь обладателем особого консультативного статуса в ООН. В своих речах вы пытались донести до людей те же идеи, но это особо ничего не меняет, войны все-так же продолжаются. Как вы можете объяснить, что нет заметных изменений?


Люди продолжают воевать, во многом по экономическим причинам, многие войны – результат экономических проблем или религиозных противостояний, потому что люди верят во что-то. Вера – любого сорта, религиозная или другая – это ловушка. Зачем? Чтобы вы не знали. Самое важное в жизни – увидеть то, что вы не знаете, и принять это как то, что вы не знаете. «Я не знаю» – это огромная возможность для вас. Только говоря «я это не знаю», вы даете себе возможность узнать это. Только в этом случае у вас появится желание и старание узнать, а возможность узнать станет реальностью. Если вы что-то не знаете, но верите во что-то, вы полностью уничтожаете возможность по-настоящему познать. Люди так и не поняли необъятность понятия «я не знаю», и это самая большая проблема. Поэтому они верят во что-то, а как только вы верите во что-то, при этом кто-то другой верит во что-то другое, появляется противостояние. Если есть сто человек, при этом верования у всех разные, – это война.


Что касается изменений. Если бы мои идеи ничего бы не меняли, вряд ли люди приходили бы меня послушать, верно? Первые 21 год моей работы мы никогда не рекламировали наш центр и я никогда не давал интервью прессе. Никогда не появлялся на телевидении, никакой публичности. Миллионы людей приходили просто с помощью сарафанного радио. Просто если вы приходите ко мне каким-либо образом, если занимаетесь практикой, вскоре ваша жизнь изменяется, и вы хотите поделиться этим, вы приводите всю свою семью и родственников.


Наша организация «Иша Фаундейшен» совместно с компанией «Ив-Роше» в этом году посадила более 27000 деревьев во Франции, что означает, что процент зеленых насаждений увеличился на 7.2%. Мы так же занимаемся пере-оборудованием 500 школ в южной Индии, а еще готовим преподавателей для них. Там же, на Юге Индии, практически во всех тюрьмах участие в наших программах обязательно. Если бы вы там побывали, вы бы увидели произошедшие поразительные изменения. Поменяло ли это мир? Конечно, да. Достаточно ли этого изменения? Конечно, нет.



В разговоре с публикой вы всегда очень оптимистичны, и заражаете людей своим примером. Как вам это удается?


Я реалист. Послушайте, оптимизм и пессимизм значит то, что вы выбрали определенное отношение к жизни, то есть и так и так вы пытаетесь отрицать реальность. Пессимист отрицает реальность в негативной форме, а оптимист – в позитивной, одно может выглядеть лучше чем другое, но по сути и то, и другое – иллюзия. Одно отношение заставляет вас расстраиваться, другое, наоборот, поднимает вам настроение, но лишь на некоторое время, пока в один прекрасный момент вас все равно настигнет реальная жизнь. Быть реалистом значит, что вы принимаете ситуацию такой, какая она есть, и пытаетесь найти ей решение.


«Зеленые руки» – проект с компанией «Ив Роше», начался с решения проблемы. Когда в 1998 агентство ООН прибыло в Индию и составило прогноз о том, что к 2025 году 60% штатов южной Индии станут пустынными, я задумался. Я не люблю всякого рода прогнозы или предсказания, потому что какие бы они ни были, они не реалистичны. Поэтому я сам поехал посмотреть и выяснил, что эта ситуация может случиться даже раньше, потому что три реки (расположенные в Тамил Наду, где мы находимся), которые были судоходными реками многие века, полностью пересохли. Когда я увидел это, я понял, в чем проблема. Мы находимся на полуострове, то есть с двух сторон огромные массы воды, поэтому много дождей, тем не менее земля высыхает, потому что нет достаточной зеленой защиты. Тогда зеленые насаждения штата оставляли 16,5 %, а для изменения ситуации должно быть около 33%. Я сделал грубые расчеты и пришел к выводу, что если посадить в течение 6-8 ближайших лет определенное количество деревьев, у нас будет как раз около 33%. Эта цифра по моим подсчетам была 114 млн. деревьев. Я собрал наших волонтеров, около 4-5 тысяч человек, и сказал им, нам надо посадить 114 млн. деревьев. Они, конечно, были в шоке от такого числа и не могли понять, как нам это сделать. Тогда я спросил, каково население нашего штата. Оказалось, оно около 62 млн человек, что значит, если бы каждый человек из штата посадил бы по одному дереву и ухаживал бы за ним в течение двух последующих лет, а потом посадил еще одно, то мы получили бы как раз такое число. Все, что нужно сделать, – задействовать всех. Каждый способен посадить одно дерево. Конечно, мы не сможем вовлечь все население, но несколько миллионов человек все-таки поддержали наше начинание, и именно эти несколько миллионов посадили 27 млн. деревьев, а это уже полностью изменило картину местности. Это не оптимизм, это грубый реализм. У вас есть люди – вы должны их вдохновлять.


Последний вопрос. Какие книги вы могли бы рекомендовать к прочтению, одну или несколько наиболее важных?


Ну что я еще могу сказать? Почитайте мои книги (смеется). Если серьезно, то первая книга, которую вам следует прочитать, – это Ваше тело. Все остальные книги были написаны такими же людьми как и вы, поэтому прежде чем вы приступите к чтению других книг, вы должны прочесть эту особую книгу, которую написал сам создатель. Если вы окажете ей должное внимание, вы узнаете все, что вам стоит знать в этой жизни. Потому что фундаментально эта жизнь происходит по принципу того, как создана вселенная. если вы знаете эту часть жизни в ее целостности, вы знаете весь космос. Это все, что я знаю. Я никогда не читал книг, выгляжу ли я необразованным? Я знаю этот кусок жизни (тело) от его начала и до конца, и зная его, все, что стоит знать, вы уже знаете. Если вы знаете одну жизнь в ее абсолютном виде, вы знаете и все остальное, так как принцип у всего мироздания один.


Беседовали Антуан Гренапэн и Елизавета Белинская


https://vegetarian.ru/interview/napolnennost-mozhet-byt-ochen-ogranichennoy-a-vot-pustota-beskonechnoy.html



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 25.11.2017. Наполненность может быть очень ограниченной...
  • 03.11.2017. Операция.