Лучше стучать, чем перестукиваться?

Олег Яненагорский: литературный дневник

Никого не осуждая…


Читал «Художественный календарь "Сто памятных дат"» на 1988 год. В статье посвященной Вере Михайловне Ермолаевой (1893-1938 гг.), иллюстратору детских книг, пейзажисту, как-то само собой обратил внимание на умолчание о характере смерти 45-летней художницы (в сочетании с годом смерти). Заглянул в интернет и понял, что интуиция не подвела – она была репрессирована, дважды осуждена (1934 и 1937 гг.) и расстреляна в 1938 г. Реабилитирована В.М. Ермолаева была только в 1986 году. Видимо это обстоятельство и позволило включить в «Календарь памятных дат» на 1988 год информацию о ней...
Коротка была жизнь у многих художников в 30-е годы...


А вот Константин Иванович Рождественский, «стучавший» в НКВД на свой «ближний круг товарищей художников» (в том числе и на В.Н. Ермолаеву),(агент № 2577), прожил в два раза дольше – 91 год, и умер в 1997 году, будучи народным художником РСФСР, действительным членом Академии Художеств (1979 г.) и прочее, и прочее и прочее...
В Википедии (кроме чисто биографических данных) о нем сказано не очень много:


«Совместно с Н. М. Суетиным оформлял Советский павильон на Всемирной выставке «Искусство и техника в современной жизни» (1937)в Париже, затем работал на Всемирной выставке в Нью-Йорке «Мир завтрашнего дня» (1939). С оформления Советского павильона на Международной выставке в Париже в 1937 году, отмеченного высшей наградой выставки – Гран-при, начинается работа художника в искусстве выставочного ансамбля.
В 1940 е гг. работал в Академии архитектуры в Москве. В 1950 - 1970 –е годы возглавлял большие творческие коллективы специалистов, создавших такие знаменитые выставочные ансамбли, как павильоны СССР на Всемирных выставках. Был главным художником Всемирных выставок в Брюсселе в 1958 г.»...


Ну, самый обычный перечень городов, куда «ну, абсолютно каждый советский художник» и по заданию Родины и по собственному желанию мог «легко скататься» в указанные годы: Париж 1937, Нью-Йорк 1939, Брюссель 1958… Вот и Рождественский, как самый обычный выездной художник регулярно покидал пределы СССР и так же регулярно возвращался... И агентурная деятельность в среде отечественной интеллигенции, уж поверьте на слово, к этому не имеет никакого отношения...


Вот только одна фраза из википедевского текста меня удивила... (интересно, кто же ее вставил???):
«В середине 1930-х гг. навсегда оставляет живопись и начинает заниматься выставочным дизайном, вплоть до конца 1980-х годов...».
Дизайн в СССР был безопаснее живописи?...





Другие статьи в литературном дневнике: