От героев былых времён. Актерский батальон

Астахова Светлана: литературный дневник

#ПЕСНЯ ИЗ К/Ф #ОФИЦЕРЫ- #Вечный_огонь. ОТ ГЕРОЕВ БЫЛЫХ ВРЕМЁН.Немного из истории создания песни. Магия других песен о Великой отечественной войне.И доблесть актерского батальона.
Текст песни Вечный огонь:
1
От героев былых времён
Не осталось порой имен.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй, травой.
*
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых,
Этот вечный огонь
Нам завещано одним,
Мы в груди храним.
2
Погляди на моих бойцов,
Целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю,
Снова старых друзей узнаю.
*
Хоть им нет двадцати пяти,
Трудный путь им пришлось пройти.
Это те, кто в штыки
Поднимался как один,
Те кто брал Берлин.
3
Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
*
Этот взгляд словно высший суд
Для ребят, что сейчас растут,
И мальчишкам нельзя
Ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть.
***
#История_создания_песни «От героев былых времён»


Настоящее название песни из кинофильма «Офицеры» — «Вечный огонь». Но после выхода кинофильма многим запомнилась первая строчка, которая впоследствии вытеснила первое название. Поэтому несколько поколений слушателей знают ее именно как «От героев былых времен».
Авторами этой замечательной песни являются #композитор #Рафаил_Хозак и #поэт #Евгений_Агранович. #Режиссер_кинофильма «Офицеры» #Владимир_Роговой специально искал поэта, который был на фронте. Ему казалось, что только человек познавший войну – фронтовик, может написать стихи, которые бы могли затронуть слушателей за живое, отозваться в их сердцах. Агранович оказался именно таким поэтом. Он ушел на фронт в июле 1941 года и прошел войну, что называется «от столицы до столицы».


Автор слов: Евгений Агранович


Первым исполнителем песни стал #Владимир_Златоусовский, являвшийся вторым #режиссером фильма. Он не имел музыкального образования, но это не помешало ему исполнить песню так, что миллионы людей поверили ему. Златоусовский спел «От героев былых времен» просто, строго и максимально искренне.


Автор музыки: Рафаил Хозак


Песня «Вечный огонь» впервые прозвучала в 1971 году, но по сей день на всем постсоветском пространстве она по-прежнему любима. У многих людей, едва они услышат ее первые строки, невольно по щекам катятся слезы теплой грусти и гордости за своих предков.
После Златоусовского песню исполняли #Марк_Бернес, #Михаил_Ножкин,
#Сергей_Безруков, #Дмитрий_Колдун, рок-группа «Вечный бой» и многие другие.


***


В годы войны был создан уникальный коллектив, каких не было ни до, ни после.
«Актерский Батальон» #История_ВОВ#Известные_лица
Он состоял из добровольцев -- исполнителей песен, эстрадных артистов и актеров кино.(авторы оригинальной статьи об "АБ" -- А. ОВЧИННИКОВ, АННА СЕЛИВАНОВА, рерайтинг- контент Астаховой Светланы)


"Уже через два дня после начала Великой Отечественной войны актеры, певцы, танцоры, артисты цирка - все, кто мог служить «боевым средством победы над фашизмом», как говорилось в «Обращении ко всем творческим работникам» Работники искусства, - начали записываться во фронтовые бригады.


Не было ни одной части, где бы ни побывали артисты. Под обстрелами, на передовой они показали 1 миллион 350 тысяч спектаклей и концертов


«Актерский батальон»,
Борис Сичкин
За шесть дней до начала войны 19-летний талантливый танцор Борис Сичкин вошел в труппу Ансамбля песни и пляски Киевского военного округа. Ему выдали солдатскую форму для выступлений, но в ней он оказался не на сцене, а в действующей армии. Именно на войне Борис Сичкин освоил образ веселого конферансье, который ему пригодился позже в роли Бубы Касторского из «Неуловимых мстителей».


С ансамблем Юго-Западного фронта Борис Сичкин побывал в местах самых тяжелых сражений - от Сталинградской битвы до Курской. «...Под Курской дугой я принял решение бросить ансамбль и бежать на фронт, - вспоминал Борис Моисеевич в книге «Я из Одессы, зрасьте!». - Я «потерялся», меня быстро присоединили к группе солдат и погнали на переформировку... Я попросился в пулеметчики... Несколько дней я был на фронте: стрелял, и в меня стреляли... О моем побеге было сообщено в политуправление. Вскоре в мою новую часть явились два майора из политуправления и арестовали меня как дезертира... Я несколько дней находился под арестом, наконец, меня доставили к начальнику политуправления фронта... Генерал спокойно объяснил мне, что я самовольно бросил часть, а это наказуемо. Что касается пользы, то в ансамбле от меня больше толку, чем на передовой. Я вернулся в ансамбль, а дело с военным трибуналом было закрыто».


С фронтовым ансамблем Борис Сичкин дошел до Берлина, он был уже не простым танцором, а любимым во многих частях артистом.


«Актерский батальон»,
Ефим Березин и Юрий Тимошенко
В Киевском театральном институте познакомились два веселых студента - одессит Ефим Березин и полтавчанин Юрий Тимошенко. Оба получили дипломы в 1941 году, и оба с первого дня войны отправились в составе ансамбля Юго-Западного фронта на передовую. Тогда и сложился их дуэт. Знаменитые образы Штепселя и Тарапуньки они придумали уже после войны, а с 1941 по 1945 год они смешили бойцов, выступая под масками повара Галкина и банщика Мочалкина. Оба были неистощимы на выдумки и хохмы, которые обожали бойцы. Поначалу повар походной кухни в колпаке и банщик с березовым веником в руках казались начальству слишком легкомысленными для армейского ансамбля, но уже через несколько месяцев трудно было представить выступления без их смешных сценок. Даже наградные листы Юрия Тимошенко и Ефима Березина полностью одинаковые - разница лишь в фамилиях.


Монтером Штепселем и милиционером Тарапунькой Ефим Березин и Юрий Тимошенко стали уже после войны


«Актерский батальон»,
Аркадий Райкин
Став лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады, 30-летний и мало еще кому известный Аркадий Райкин вошел в руководство только что созданного Ленинградского театра эстрады и миниатюр. С этим театром он и отправился на фронт - поднимать боевой дух. Фронтовая бригада под руководством Аркадия Райкина обслуживала в основном флот - от Тихоокеанской и Дальневосточной флотилий до Балтики, Каспия, Черного моря. Именно на фронте впервые появились у Райкина сатирические миниатюры, ставшие его визитной карточкой.


«Актерский батальон»
Клавдия Шульженко
В январе 1940 года в Ленинграде Клавдия Шульженко и ее муж Владимир Коралли создали джаз-оркестр, но даже представить не могли, что выступать им придется на войне. «В Доме Красной Армии нас аттестовали как добровольно вступивших в ряды Вооруженных сил и выдали военную форму. Так я стала рядовым Красной Армии, а наш коллектив получил звание Ленинградского фронтового джаз-ансамбля», - вспоминала певица. Сотни раз они выезжали на фронт, выступая перед бойцами на передовых и в медсанбатах. «Мы выступали на аэродромах, на железнодорожных платформах, в госпиталях, на льду, припорошенном снегом, на Дороге жизни. Наш автобус был изрешечен пулями и осколками... Не пристало жаловаться тем, кто все-таки выжил», - рассказывала Шульженко.


А бойцы хотели слушать еще и еще ее знаменитый «Синий платочек» - песню, ставшую одной из самых любимых на фронте.


«Актерский батальон
Лидия Русланова
Исполнительница народных песен Лидия Русланова записалась в первую фронтовую бригаду и уже в июле 1941 года выступала на передовой. «Боевое крещение приняла под Ельней, - вспоминала певица. - Только закончила одну из песен, как над головами появились юнкерсы в сопровождении мессершмиттов. Посыпались бомбы, затрещали пулеметы, задрожала земля от взрывов... Смотрю, никто и ухом не ведет, слушают, как в Колонном зале. Думаю, и мне не пристало отсиживаться в траншее, да и концерт прерывать негоже... В общем, налет фашистов выдержала, программу довела до конца».


Лидия Русланова дала более тысячи концертов, а во время коротких приездов в тыл записала несколько пластинок для фронта. Народный артист СССР фронтовик Анатолий Папанов вспоминал: «Военный госпиталь. И громкий, словно пытающийся скрыть неуемную радость, голос Лидии Руслановой: «Валенки, валенки». Пластинку крутят несколько раз. Мы знаем, что ставят ее по просьбе бойца. Ему надо ампутировать ногу, а анестезирующих средств в госпитале не осталось, он согласился на операцию без наркоза. Попросил только: «Поставьте мою любимую песню «Валенки».


Не только песнями Русланова помогала фронту. Она отдала личные сбережения на постройку батареи из четырех «катюш». Их вручили десятому минометному гвардейскому полку, который сражался на Западном фронте. А вскоре собрала деньги на еще одну батарею «катюш». Последний концерт для фронта Русланова дала 9 Мая 1945 года на ступенях Рейхстага.


«Актерский батальон»,
Леонид Утесов
На следующий день после начала войны музыканты оркестра Леонида Утесова отправили заявления о вступлении добровольцами в ряды Красной Армии. Но получили отказ - оркестр мобилизовывался для обслуживания воинских частей. Что только не предпринимали командиры, чтобы заполучить Утесова в свою часть: его похищали, обманом увозили на самолете - лишь бы бойцы услышали любимых артистов.
В своей книге «Спасибо, сердце!» Леонид Осипович рассказал про выступление в 1942 году: за несколько часов до концерта музыканты увидели, как наш самолет атаковал немецкий мессер, но три летчика успели прыгнуть. «...А когда начался концерт, к зрителям присоединились три человека в летных комбинезонах. И кажется, никогда я так не старался...»
После этого случая пятому гвардейскому истребительному авиаполку были подарены два самолета Ла-5Ф, построенных на средства музыкантов оркестра. Их назвали «Веселые ребята».


«Актерский батальон"
Иван Козловский
Большой театр, в котором пел неподражаемый тенор, с началом Великой Отечественной был эвакуирован в Куйбышев (Самару), но Иван Козловский не стал отсиживаться в тылу. Певец стал участником фронтовой бригады, с которой объездил почти все фронты. «Летели мы над харьковской землей. Вдруг командир просит меня подойти и взять наушники. Я услышал песню «Солнце низенько» в моем исполнении. «На ваш голос летим, - сказал пилот, - это радиомаяк, наш ориентир», - вспоминал Иван Семенович в книге «Музыка - радость и боль моя».


Более тысячи концертов дал знаменитый тенор для бойцов, никогда не отказывался от выступления, даже если была реальная опасность погибнуть или попасть в плен. «Жизнь концертных бригад на фронте была нелегка. Но я никак не могу забыть то чувство смущения, даже вины, которое мучило меня... Ведь бойцы, сидящие перед нами, часто мои ровесники, шли в бой, умирали, а мы все-таки оставались в тылу. Не корил ли нас солдат в свой последний миг?»


«Актерский батальон:
Нина Сазонова
Более трех тысяч фронтовых концертов дала на передовой и в госпиталях прекрасная актриса Нина Сазонова. А первое ее выступление перед бойцам прошло на Белорусском вокзале 22 июня 1941 года, куда ее отправили прямо с репетиции Театра Красной армии. По воспоминаниям Нины Афанасьевны, она растерялась - не могла понять, зачем плачущим женщинам и уходящим на фронт мужчинам нужны ее пение. Но сначала затянула народные песни, а потом частушки! Тогда стало ясно - музыка на фронте тоже нужна.


В составе фронтовой бригады театра Нина Сазонова побывала на самых тяжелых участках фронта. Чуть не погибла: шли пешком из одной части в другую и актриса наступила на противопехотную мину. Час простояла на ней не шевелясь, пока сопровождавший их боец не привел с собой саперов. Почти все участники десятой фронтовой бригады, в которой служила 25-летняя Нина, погибли, попав в окружение под Харьковом. Ей чудом удалось спастись, спрятавшись в стогу сена, а вечером добраться до деревни, где старушка выдала ей сарафан вместо ее гимнастерки. Актриса перешла через линию фронта и нашла нашу часть.
Как рассказывала Нина Афанасьевна, когда она вернулась с фронта, то вахтер театра Красной армии отказался пускать ее внутрь - не узнал, настолько ее изменила война.
***
Уже популярный актер Игорь Ильинский вместе с Малым театром, где он служил, был отправлен в эвакуацию в Челябинск. Но долго в тылу не рассиживался - вместе с бригадой актеров театра отправился на передовую в составе фронтовой бригады. Бойцы обожали выступления Ильинского, называли актера своим любимцем. «Когда я ехал на фронт, то, по правде сказать, думал, что там не до артистов, и несколько досадовал на то, что нас посылают туда, где мы будем в тягость, не участвуя в боевых действиях, отнимая у бойцов пайки, транспорт и место для ночевки. Оказалось, что я ошибся... Летчики и солдаты, возвратясь с боевых заданий, подчас не хотели отдохнуть или поесть, а шли скорее на концерт», - вспоминал позже Игорь Владимирович.


Мирный человек, он с большим трудом привыкал к ужасам военной жизни: его пугала не столько опасность, сколько обыденность гибели людей: «...В овраге я вижу наш исковерканный обгоревший танк. Он уже несколько дней стоит здесь. Я заглядываю внутрь и вижу обгорелевшее тело, не отпустившее руками пульта с рулевым управлением. Безвестный танкист, сгоревший вместе со своей машиной, не изгладится из моей памяти во всю жизнь».
Но бойцы хотели смеяться и Ильинский старался изо всех сил. «Юмор, в самых разнообразнейших оттенках - при всех, даже очень тяжелых обстоятельствах, - обязательный спутник этих людей», - вспоминал актер. И старался успеть в каждую часть, в каждое подразделение. Более тысячи концертов дал он за время войны.


Николай Трофимов
Севастополец Николай Трофимов выбрал для поступления в театральный институт Ленинград. А на последнем выпускном экзамене узнал, что началась война. Он тут же подал заявление - добровольцем во флот. На флот он попал, но не в действующую армию - актера прикомандировали к ансамблю ВМФ, который набирал Исаак Дунаевский. «В наш ансамбль «Пяти морей» собирали лучшие силы мобилизованных на войну - скрипачей, актеров, балетных танцовщиков, - всего там было 260 человек», - рассказывал Николай Николаевич.


В основном артисты обслуживали силы Балтийского флота, но выступали и перед моряками других флотилий. «Я в ансамбле вел программы, выступал с инсценировками. Бойцам очень полюбился мой образ краснофлотца Онищука - это такой матросик, салага, он то и дело делает ошибки, его поправляют старослужащие, а он все равно продолжает их делать...», - вспоминал актер.
Артисты выступали на кораблях и в окопах, в действующих частях и в госпиталях. А в 1943 году, когда «Ансамбль пяти морей» расформировали, Николай Трофимов стал актером театра Краснознаменного Балтийского флота. И продолжил выступления перед бойцами до конца войны.


«Актерский батальон»
Михаил Глузский
«Когда я услышал, что началась война, просто сел на пол», - вспоминал Михаил Глузский. Но актер быстро принял решение идти на фронт добровольцем. Его заявление с просьбой направить на передовую учли, но посчитали, что в качестве артиста он принесет больше пользы. Так Михаил Глузский оказался в составе фронтовой бригады театра Красной Армии. Глузского солдаты узнавали - накануне войны он сыграл в кинокомедии «Девушка с характером» роль пограничника, который обезвреживает диверсантов. В реальности повторить этот опыт ему не пришлось - но под бомбежками, обстрелами он выступал самоотверженно. Часто бойцы фронтовой бригады давали по нескольку выступлений в день, чтобы успеть в несколько подразделений. С войны не вернулись многие артисты, Михаилу Глузскому повезло - он вернулся живым. Он не очень любил вспоминать о войне, говоря лишь, что в мирной жизни ему не хватает той четкости сознания: «На войне нам все было ясно: тут свои, там враги». А пережитое на передовой помогло ему создать в кино целую галерею военных ролей: от рядового до генерала."


***


Ещё песни к фильму:

К/Ф Офицеры - Дан приказ ему - на запад

Песня из фильма "Офицеры" - Есть такая профессия "Родину защищать"




Другие статьи в литературном дневнике: