Геннадий Шпаликов

Николай Сыромятников: литературный дневник

*
(6.09.1937 года - 01.11.1974)
*
*
Я иду по городу –
Мысль во мне свистит:
Отпущу я бороду,
Перестану пить,


Отыщу невесту,
Можно – и вдову,
Можно – и неместную, –
Клавой назову.


А меня Сережей
Пусть она зовет,
Но с такою рожей
Кто меня возьмет?


Разве что милиция
И – пешком – под суд.
За такие лица
Просто не берут.


Да, дошел до ручки,
Да, теперь хана.
День после получки,
Денег – ни хрена.


Что сегодня? Пятница?
Или же четверг?
Пьяница, ты пьяница,
Пропащий человек.


Борода не вылечит,
Мама не спасет,
Потому что мама
Под землей живет.


Может мне податься,
Скажем, во Вьетнам?
Да война там кончена
И порядок там.


Ну, а если в Чили?
С хунтой воевать?
Ведь меня учили
В армии стрелять.


Ночью на заборе
"Правду" я читал:
Сговор там, не сговор?
Не понял ни черта.


Ясно, убивают,
А я в стороне.
Хорошо, наверно,
Только на Луне.


4 октября 1973.



*
*
*
Садовое кольцо
Я вижу вас, я помню вас
И эту улицу ночную,
Когда повсюду свет погас,
А я по городу кочую.
Прощай, Садовое кольцо,
Я опускаюсь, опускаюсь
И на высокое крыльцо
Чужого дома поднимаюсь.
Чужие люди отворят
Чужие двери с недоверьем,
А мы отрежем и отмерим
И каждый вздох, и чуждый взгляд.
Прощай, Садовое кольцо,
Товарища родные плечи,
Я вижу строгое лицо,
Я слышу правильные речи.
А мы ни в чём не виноваты,
Мы постучались ночью к вам,
Как все бездомные солдаты,
Что просят крова по дворам.
*
*
*
Ах, утону я в Западной Двине
Или погибну как–нибудь иначе, –
Страна не пожалеет обо мне,
Но обо мне товарищи заплачут.
Они меня на кладбище снесут,
Простят долги и старые обиды.
Я отменяю воинский салют,
Не надо мне гражданской панихиды.
Не будет утром траурных газет,
Подписчики по мне не зарыдают,
Прости–прощай, Центральный Комитет,
Ах, гимна надо мною не сыграют.
Я никогда не ездил на слоне,
Имел в любви большие неудачи,
Страна не пожалеет обо мне,
Но обо мне товарищи заплачут.
*
*
*
(Песня из пьесы)


Лают бешено собаки
В затухающую даль,
Я пришел к вам в черном фраке,
Элегантный, как рояль.
Было холодно и мокро,
Жались тени по углам,
Проливали слезы стекла,
Как герои мелодрам.
Вы сидели на диване,
Походили на портрет.
Молча я сжимал в кармане
Леденящий пистолет.
Расположен книзу дулом
Сквозь карман он мог стрелять,
Я все думал, думал, думал –
Убивать, не убивать?
И от сырости осенней
Дрожи я сдержать не мог,
Вы упали на колени
У моих красивых ног.
Выстрел, дым, сверкнуло пламя,
Ничего уже не жаль.
Я лежал к дверям ногами –
Элегантный, как рояль.
*
*
*
Не принимай во мне участья
И не обманывай жильём,
Поскольку улица, отчасти,
Одна – спасение моё.
Я разучил её теченье,
Одолевая, обомлел,
Возможно, лучшего леченья
И не бывает на земле.
Пустые улицы раскручивал
Один или рука в руке,
Но ничего не помню лучшего
Ночного выхода к реке.
Когда в заброшенном проезде
Открылись вместо тупика
Большие зимние созвездья
И незамерзшая река.
Всё было празднично и тихо
И в небесах и на воде.
Я днём искал подобный выход,
И не нашёл его нигде.
*
*
*
По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.
Путешествие в обратно
Я бы запретил,
Я прошу тебя, как брата,
Душу не мути.
А не то рвану по следу –
Кто меня вернёт? –
И на валенках уеду
В сорок пятый год.
В сорок пятом угадаю,
Там, где – боже мой! –
Будет мама молодая
И отец живой.
*
*
*
Никогда не думал, что такая
Может быть тоска на белом свете.
К. Симонов
*
Солнце бьёт из всех расщелин,
Прерывая грустный рассказ
О том, что в середине недели
Вдруг приходит тоска.


Распускаешь невольно нюни,
Настроение нечем крыть,
Очень понятны строчки Бунина,
Что в этом случае нужно пить.


Но насчёт водки, поймите,
Я совершеннейший нелюбитель.


Ещё, как на горе, весенние месяцы,
В крови обязательное брожение.
А что если взять и… повеситься,
Так, под настроение.


Или, вспомнив девчонку в столице,
Весёлые искры глаз
Согласно весне и апрелю влюбиться
В неё второй раз?


Плохо одному в зимнюю стужу,
До омерзения скучно в расплавленный зной,
Но, оказалось, гораздо хуже
Бывает тоска весной.




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 08.05.2024. Геннадий Шпаликов