О стереотипах в творчестве

Иван Варфоломеев: литературный дневник

Я не о примитивных стереотипах, наподобие эпитетов "хороший, плохой, очень плохой", не о метафорах - "широкое, как море", "стройная, как берёзка" и не о рифмах типа - "мгновенный - несравненный". Я о том, что есть в этом смысле явления более сложные и тонкие.


Вчера или позавчера, у одного автора Прозы ру, прочёл в общем-то понравившееся стихотворение. Улыбнуться однако заставила строка: "Длиннее день - короче ночь". Впечатлительно. Скорее - эффектно. Однако не ново. Дело в том, что это сравнение, ещё до "прозарушной" с ним встречи, не раз стихийно напрашивалось и ко мне: для его использования. Я этого не делал. Но вот, недели две назад, при заминке в работе над стихотворением "Боль", упомянутое сравнение опять настойчиво постучалось в мою усталую от других забот голову. Был соблазн начать им, в том или ином его истолковании, одну мою строфу. Подумал и решил: нет, будет не совсем свежо, не очень точно по замыслу всего стиха и показу изображаемого в нём временного отрезка. Остановился на вроде бы своей метафоре: "Длиннее день - короче век". (К вечеру век человека короче, чем был с утра). А уже значительно позже, как-то исподволь, вспомнилось название замечательной книги Чингиза Айтматова "И больше века длится день".


Вывод. К одному из самых древних художественных образов в нашем языке, наверно, можно отнести фразу "идёт дождь". Со временем она превратилась в расхожий стереотип мышления. В общем же, стереотипы, с их смыслами, эмоциональными окрасками, оценками, звучаниями, степенями воздействия на умы и чувства, гуляют, живут, толпятся постоянно вокруг нас. Они - в наших головах, сердцах и душах. Однако использовать их надо осторожно, вдумчиво и, напрашивается сказать, - скупо. А в идеале - лучше вовсе обходиться без них.



Другие статьи в литературном дневнике: