И треснул мир напополам англо-иудейский и русский

Наталья Благушина: литературный дневник

- Это демагогия! – скажет скептик, если обозначить основную идею многонациональной и многоконфессиональной российской государственности, идею «Москвы - Третьего Рима».


- Это пафосная демагогия! «За всё хорошее, против всего плохого» - это не политика, а тост!


О чём речь?


Кратко: основополагающая идея российской симфонии – сохранить в человеке человеческое. По возможности и приумножить, но сейчас не до жиру – хотя бы просто сохранить человека человеком. Само по себе такое утверждение неполно без разделения на материальную и духовную сферы.


Сохранить в человеке человеческое, если речь идёт о материальной сфере, об экономике – означает, сохранить милосердие, если не преодолеть, то хотя бы снизить и смягчить зоологический накал конкуренции.


Сохранить в человеке человеческое в духовной сфере – это значит, сохранить традиционную модель культуры, образования, познания, отстаивая её против эволюционизма.


Согласитесь, когда начинаем раскладывать по полочкам – уже не так голословно выглядит?


И – да: к лозунгу «за всё хорошее, против всего плохого», лозунгу дурачков, это не имеет никакого отношения.


Сохранение в человеке человеческого начала – очень затратная, проблемная и даже в чём-то болезненная процедура, в которой не всё для особи воспринимается, как «хорошее», и многое прямо считывается нашей звериной природой как «плохое».
Для того, чтобы сохранить в человеке человеческое начало – придётся идти на немалые жертвы. Как, впрочем, и наоборот: жертвы альтернативного проекта тоже огромны.


+++


Абстрактное мышление, развитие которого лежит в основе развития цивилизации – развивается от уровня к уровню. Обобщение идей вначале имело довольно скромный вид в виде племенных религиозных культах и в «богах», чьи имена – лишь псевдонимы природных стихий. От родовых культиков сознание человека поднималось к национальным культам.



По мере роста адекватности восприятия объективной реальности (которую Гегель называл самораскрытием Мировой Идеи от эпохи к эпохе) уровень обобщения идеи человеческой сущности, смысла жизни, добра и зла, истины и ошибки от мировых религий взошёл на ещё более абстрактный уровень, породив в ХХ-м веке хорошо видный (даже невооружённым глазом) ДУАЛИЗМ проектов.
Из нескольких глобальных проектов об устройстве человека в мире осталось только два: московитский и англо-иудейский. Оба предельно глобальны, т. е. способны органически включать в себя любое количество наций и конфессий в качестве подсистем.


Разумеется, русский и англо-иудейский проекты выделились не случайно: оба обладают колоссальной силой воздействия на ум человека (любого, включая вас, меня, его и т. п. ), колоссальной гравитацией вовлечения, которая, собственно, и втянула на их орбиту все более мелкие «небесные тела».


Кратко говоря, англо-иудейский проект понимает высший ум человека, высшую стадию развития разума, мышления – как прибыль и приспособленчество. Русским сознанием эти слова воспринимаются, как ругательства – отчего враги и говорят о «перекошенности» русского сознания.


На самом деле, мощь дарвинизма, мощь эволюционизма, их влияние на мозг – объективно громадны. Проблема в том, что являя собой возврат к зоологическому естеству на новом витке спирали «отрицания отрицания» (диалектической спирали) они объективно не оставляют места ни милосердию, ни классической культуре-образованию.


А это, объективно говоря, смертоносно для цивилизации, безо всяких оценочных понятий. Цивилизация, культура, человечность – умирают в англо-иудейском проекте, а хорошо это или плохо – каждый уже сам для себя решает.


Кому-то их жалко, кому-то наплевать на них в долгосрочной перспективе («после нас хоть потоп») – это сфера оценочных понятий. А вот смерть цивилизации в её основном формате – факт без оценок.


+++


Ставил ли англо-иудейский проект (начатый, по нашему мнению, саддукеями в Иудее, единственной тогда религией, отрицавшей бессмертие души) целью уничтожение цивилизации? Нет. Проект, как и положено глобальному проекту организации мышления, ставил целью поиск Истины.


А поиск Истины требует от человека определить её противоположность: что человек считает заблуждением, ошибкой, глупостью?
Человек отметает глупость – иначе глупостью бы её не считал. Он может использовать чужую глупость, с любой степенью цинизма, но сам дураком быть не желает, и это одно из корневых, неустранимых начал человеческой природы: отвергать для себя (если не для других) то, что признано тобой глупым.


Эмансипация человека от тех сущностей, которых он счёл ложными, иллюзорными, счёл химерами, ошибками восприятия или интерпретации привела носителя англо-иудейского проекта к возвращению естества зоологического продукта эволюции.


Нет ничего, кроме особи, случайно созданной случайной игрой безмозглых стихий. Эта особь живёт только для себя, потому что иной сущности в её Вселенной не существует. Она пребывает в борьбе с себе подобными. Зачем? Они пытаются захватить то же самое, что ей нужно, приятно (чем они подобнее, тем подобнее и их запросы, амбиции).


Но если ТАКОЕ признать абсолютной Истиной, то, разумеется, хищность в борьбе за прибыль, личную выгоду будет перманентно возрастать, а для милосердия места не останется.
Недобитый конкурент – это удар, нанесённый самому себе. Не ударил чужого – ударил своего. Так и возникает англосаксонская модель экономики, в которой беспредельное обогащение «успешных» (вершины трофической цепи) не просто соседствует, но и прямо зависит от беспредельного обнищания «неудачников» (корм для «успешных»).


Идея англосаксов стала глобальной (покоряющей представителей всех народов и конфессий на всех континентах Земли) – потому что страшна не только своими проявлениями, но и своей убедительностью. Что, в сущности, она говорит мне, вам, любому:


- Ты дурак, слабак, ничтожество! Твои дети будут лакеями и мусорщиками у тех, кто сумел стать успешным вором, сумел хапнуть! Эта жизнь – единственная, и только дураки ждут чего-то за гробом! Этот мир – владение ловких мошенников! Если в тебе осталась хоть капля ума, то бери кистень, и иди на большую дорогу, добывать человеческую жизнь для своих детей! Найди себе жертв, из которых вышибешь себе благополучие, и не дрогни рукой, когда будешь его вышибать!
В том виде, в каком я озвучил, звучит, вроде бы, некрасиво – но скажите, разве вам в сердце не «торкнуло»? А если и правда так? А если эта жизнь – единственная? И кто умён, тот в ней добытчик (неважно какими способами – тигры о жестокости не рассуждают), а кто нищий – тот идиот, сам перед собой и своими детьми виноват…


+++


Чем же плохо милосердие? Если бы оно давалось даром, бесплатно – то ничем оно не было бы плохо. Кругом хорошо! И людям милость, и тебе без убытка, куда же лучше-то?


Беда лишь в том, что милосердие – накладно, затратно, убыточно. Если всем по кусочку, то никому – всего. А если кому-то всё, то остальным ничего, простая арифметика!


Милосердие – и вправду, как говорил Жеглов, «поповское слово», потому что требует веры – чтобы не восприниматься как слабоумие. Ты всех пожалел – а тебя никто? Сам дурак, сам виноват!


Русская модель распределения, чьим приоритетом является «лад», гармония, симфония, милосердие – очень уязвима. Что и показала «перестройка». Поймите правильно, никто (кроме кучки чокнутых садистов, психопатов, но о них разговор особый) не против благотворительности – если она не за его счёт.


Но когда человеку кажется, что ты добр к другим за его счёт – он взбрыкнёт, и ещё как взбрыкнёт! Я, говорит, хочу жить в просторном доме, а не в тесной квартирке! Мне, говорит, плевать, что если квартиры всем – то они будут тесными! Лично мне нужна просторная жилплощадь, а другие пусть сами о себе заботятся!


Это и стало причиной, что в какой-то момент либеральная идея стала почти что (за исключением нескольких стран) глобальной, мировой идеей. Одержимость хищничеством (кстати сказать, напрямую подогреваемая атеизмом, эволюционизмом) – опрокинула СССР. Люди ломанулись за «счастьем», под которым понимали блага, отнятые у других людей…


Не устаю повторять: «с кем бы ни спорил человек, он всегда спорит с самим собой». Люди, ломанувшиеся в приватизацию, не были какими-то другими людьми, они точно такие же, как мы с вами, читатель. Соблазн, который двигал их мотивациями, вполне действенен и для нас!
Именно это и сделало англо-иудейский проект мышления таким популярным в мире, таким интернациональным, таким притягательным.


Национальное происхождение успешного проекта мышления – не более, чем родимые пятна или зарубцевавшийся пупок! Если проект действительно успешен (в смысле убедительности) – его «малая родина» чем дальше, тем меньше имеет значение.


И потому русские вполне могут увлечься английскими идеями (что доказала «перестройка»), но и англосаксы могут увлечься русскими идеями, вдруг приняв милосердие выше личной выгоды биологической особи.


+++


Если экономика милосердия связана с упущенной прибылью (а упущенная прибыль сама по себе никого не радует), порой даже прямой убыточностью, вытекающей из человечности (случайно что ли святые, по большей части, нищие? ) – то у «экономики успеха» свои проблемы.


Вопреки пустой болтовне либералов, в их модели хозяйствования нет никаких перспектив гармонии, лада, симфонии, в них перманентно возрастают жестокость человека к человеку и холодность к общему делу. Если человек ввергнут в борьбу за существование, то постепенно у него не остаётся ничего, кроме этой борьбы. Неуспешные в ней, увальни и добряки, отсеиваются методом естественного отбора. Как культурные растения, которых заставили свободно конкурировать на грядке с матёрыми сорняками…


И чем отчётливее проступает в буднях обыденный ужас «экономики успеха» (в которой торжество победителей неотделимо от жалобных воплей раздираемых хищниками жертв) – тем сильнее в человеке стремление к альтернативе, к гармонизации, согласию и примирению.


Милосердие потребует от нас пожертвовать частью личного успеха? Ну так и хрен с ним, с успехом, давайте пожертвуем, зато кровищи поменьше будет и не так страшно жить!


Русский проект имеет к русским лишь изначальное отношение, как пупок к пуповине; далее он раскинул крылья от Гаваны до Ханоя, он стал втягивать в себя людей разных рас, верований, разных континентов. Он – очень обаятельный и привлекательный для природы человека. Как и его антипод – универсальный англоязычный «культ личного успеха».


Для цивилизации перспективен только русский, московитский проект – и это объективный диагноз, нравится он кому-то или не нравится. А я допускаю, что он очень многим может очень искренне не нравится! Да и немудрено!


Легко мне, нищему, рассуждать: таком собраться – только подпоясаться!


Но я беру себя и мысленно помещаю в роскошный особняк. Я мысленно воображаю себя ездящим на дорогой иномарке. Я предполагаю отдых своей семьи на Мальдивах. А что я бы запел, если бы всё это было мне доступно? !


Вот мне, воображаемому, предлагают – ради снижения поляризации и ради гуманизма переехать из коттеджа обратно в советскую «хрущобу»?! Пересесть с «мерса» на «запорожец»? Променять Мальдивы на дикий пляжик у городского озерка? ! Да вы смеётесь? !


Экономика милосердия – это далеко не «всё хорошее против всего плохого». Экономика милосердия требует от успешных людей очень больших, и личных жертв. Богатым она будет очень дорого стоить.
Ну, а коли бы не так – она давным-давно бы уже восторжествовала триумфальным шествием по планете, разве нет? Диалектика в том, что многое получая – много и теряешь.


Да разве мы не помним, как переполнена была проблемами и дисбалансами милосердная советская экономика нашего детства? ! Да, конечно, в ней не было голодных и бездомных, в ней каждому молодому была дорога, перспективы, возможности. В ней мальчик из дальней деревушки личным трудом и усердием выбивался в министры, директора, академики. Всё это было – но купленное дорогой ценой. Это и обусловило огромную привлекательность идей «экономики личного успеха», которые пандемией ворвались в советскую среду, утратившую иммунитет…


Милосердие – если речь не идёт о «разговорах в пользу бедных», не о пустой демагогии – это крест, и тяжёлый крест. Оно требует от человека жертвовать многими личными возможностями, а где самопожертвование, там и элемент святости. Где элемент святости - там и элемент мученичества.
Возьми свой крест – и неси. Если вера позволяет.


А если веры не осталось? !


Но ведь ровным счётом это и вышло в 1985 году: веры не осталось, крест взаимной заботы выбросили с огромным облегчением, и давай друг дружку жрать заживо…


+++


Эволюционизм социал-дарвинизма накладывает свою печать и на духовную сферу, на то, как человек представляет себе «ум». Традиционное представление об уме очень уязвимо, и мы сейчас увидим, почему. Традиционное общество считает умным того, кто усвоил максимум классического наследия культуры. То есть человек, который знает древнегреческий – считается умнее человека, который его не знает (при прочих равных познаниях), человек, владеющий тригонометрией – умнее не владеющего и т. п.


С одной стороны – ясен пень! Как ещё выжить культуре, если она не будет транслировать себя в умы людей? Коллективный Разум – это роевая совокупность индивидуальных сознаний. Культура немыслима без сохранения и приумножения обязательного для всех объёма унифицированных знаний, классического наследия, хранение которого в человеке – и есть ум.


И это кажется настолько очевидным, что ошеломляет – с какой быстротой жухнет это представление об уме, когда в него вторгается эволюционизм!


Ум, с точки зрения эволюционной теории – приспособление, помогающее особи приспособиться, выживать и жить хорошо. Быть умнее других – значит, стать богаче других. Вовсе не классическое наследие культуры, не тонны прочитанных книг, не очки ботаника – а приспособленчество оценивает ум человека в англо-иудейской модели.


Вполне можно знать древнегреческий – и считаться дураком из дураков, если негибок в рыночном смысле, если неловок в конъюнктурщине. Не умеешь приспособиться – значит, тупик эволюции!


И вот поди с ними поспорь!


Такое отношение к уму, каким бы истинным не представлялось циникам – с точки зрения цивилизации абсолютно бесперспективно. Переменчивость приспособления, антагонизм интересов и постоянная смена обстоятельств не дают ничего обобщить, вывести что-то, что могло бы стать, говоря словами Канта, «максимой всеобщего поведения».


Индивидуализация ума уничтожает Коллективный Разум так же, как бешенство конкуренции, соперничества, взаимных подсиживаний – уничтожает общее дело в материальной сфере.
Избегая оценочных категорий, не думая никому указывать, что хорошо, а что плохо, правильно или неправильно, констатируем лишь голый факт:


Если вместо обладания классическим наследием культуры мы будем понимать под умом приспособленчество, зоологически-оптимальное для особи реагирование, то цивилизация сведётся к зоологии.


С точки зрения эволюционизма, естественного отбора, борьбы за существование и прочих прелестей социал-дарвинизма певица Ольга Бузова гораздо умнее (на много порядков) чем математик Перельманпрофиль удален. Бузова, сколько бы завистницы не называли её «круглой дурой» - притворяясь дурочкой, взяла от жизни по максимуму. Перельман же ходит, как бомж, живёт с мамой в тесной советской квартирке, и в своём мирке, напоминающем мир аутиста. То, что Бузова никогда не сможет доказать гипотезу Пуанкаре – с точки зрения эволюционизма совершенно неважно, потому что для приспособления к среде это скорее мешает, чем помогает в процессе эволюции. Перельман же для эволюционистов – «тупиковая ветвь развития», вымирающий подвид.


С точки зрения традиционной цивилизации Перельман умён, Бузова глупа, их заработки тут совсем ни при чём. Но ТОЛЬКО с точки зрения традиционной цивилизации.


Эта оценка умственных способностей при торжестве эволюционизма не работает от слова «совсем».


+++


Ну вот, мы и ушли от декларативности, пафоса и голословности, в которых нас упрекали в начале статьи. Мы теперь понимаем, в чём сильные и слабые стороны русского или англо-иудейского выбора догматических основ бытия, жизни.


Кратко резюмируя, ни один из них не сулит «всё хорошее против всего плохого». При любом из них – и плохого нахлебаешься досыта, и хорошее очевидно, но в ограниченном объёме.


Русский выбор – сохранить человека человеком, то есть сохранить в нём способность к милосердию и способность к классической культурности (соответственно, в материальной и духовной сферах).


Англо-иудейский глобальный проект, что тоже уже совершенно очевидно, человека человеком сохранить не может. В принципе. Стратегически. Глобально. Он изживает и способность к милосердию, и способность к усвоению классической культуры, настаивая на максимальном успехе особи в мире материи и максимального содействия этому успеху в мире духовном.


А это в корне меняет как экономическое поведение человека, так и образ его мышления.


Что для цивилизации смертельно.


Но людям может нравиться – на вкус, на цвет товарищей нет. Мы не обсуждаем, что людям больше по нраву. Мы обсудили лишь объективно необходимое для сохранения известной нам человеческой цивилизации.


А. Леонидов, команда ЭиМ


Источник: https://cont.ws/@vixin76/2802560




Другие статьи в литературном дневнике: