Фридман и Шпильман - снайпер и пианист Вчера впервые после написания романа "Снайпер" вновь посмотрел один из самых любимых своих фильмов - "Пианист". Я очень люблю этот фильм, хотя и полностью противопоставляю Владислава Шпильмана своему Айзику Фридману. Шпильман - еврей-страстотерпец, каких в общей иудейской массе большинство. Он ни во что не вмешивался, он позволил мудрому - хоть и омерзительному на первый взгляд - начальнику "еврейской полиции" вырвать его из рук эсэсовцев, заталкивавших в поезд на Аушвиц его отца, мать, сестер и брата. Вырвать прямо от дверей скотного вагона, направляющегося на тупиковые пути крематория, и спасти для МУЗЫКИ как действительно великого музыканта. Он даже сумел выбраться из-за стены малого гетто (в котором содержались неуничтоженные евреи, использовавшиеся немцами для работ) ДО начала восстания. Он словно поставил перед собой цель: любой ценой выжить, чтобы снова ИГРАТЬ. И был по-своему прав: искусство НЕ ДОЛЖНО умереть ни при каких обстоятельствах. С этой точки зрения сама фамилия "Шпильман" - "Человек, который играет" показательна для реально существовавшего героя. Фридман - антагонист Шпильмана. Фридман свободен в своем волеизлиянии. Он принадлежит к тому мизерному, сохранившемуся на нынешний день ГЕРОИЧЕСКОМУ иудейскому меньшинству, которое берет свое начало, вероятно, от воинов Иисуса Навина или даже от него самого, и проявляется в наши дни то неистовым генералом Бен Гурионом, то хладнокровным конструктором оружия Узиэлем Галом. Можно спорить, конечно, что Шпильман был талантливее. Что он был ГЕНИАЛЬНЫМ музыкантом. В то время как Фридман представлял собой не более чем развитого стандартного, хорошо обученного еврейского мальчика советских времен. Не буду спорить, кто был талантливее и ДОРОЖЕ для музыки - реальный Шпильман или выдуманный мною Фридман - хотя последний, если вы читали роман внимательно имел в полагающееся скрипачу время огромные достижения, которые загубил на корню крах советской системы. Скажу только, что они просто разные. Шпильман - музыкант. Шпильман - особенно в гениальном исполнении Эдриена Броуди представляет нам прямо-таки идеальный образ мирного, но стойкого еврея, носителя культуры, пассивного борца за свою жизнь, но не борца в большом. Фридман - которого Броуди не смог бы сыграть при всем старании - есть полная противоположность. Это БОРЕЦ, благодаря наличию которых в еврейской нации все-таки уцелели люди, подобные Шпильману. Мы не знаем, что творится у него в душе, когда он оставляет скрипку и берет в руки снайперскую винтовку, но можем догадаться, какой обвал тоски поражает мировосприятие человека, полжизни отдавшего музыке и осознавшего тупик на середине пути. Просто Айзик Фридман поменял инструмент, вместо скрипки взяв винтовку, к которой относится с такой же бережной чуткостью, как и к прежнему орудию своего труда. И поменял искусство. Бывшее когда-то непоколебимо востребованным искусство созидать и ПРОСВЕТЛЯТЬ прекрасным он сменил на оказавшееся гораздо более нужным искусство УБИВАТЬ. И в заключение я хочу сказать, что они дороги мне оба: реальный, беззащитный пианист Влад Шпильман и созданный мною грозный скрипач Айзик Фридман. Это - две ипостаси иудейского народа, без каждой из которых народ не смог бы выжить. Ам Исраэль хай ! © Copyright: Виктор Улин, 2009.
Другие статьи в литературном дневнике:
|