Поэтика Псалтири. Саблина Н. П.Псалтирь как Красная книга песен Израилевых составлена составилась с В З Церкви, о чем говорится во 2 Книге царств. По совершеннейшему богословию она является ВЗ Евангелием. Сочинитель ее царь Давид. В ней прикровенно сказано на Бога Троицу - вот смотрите - Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их. 32 пс., 6. ... Некоторые под Духом уст Его признают только дыхание ветра, но в Псалтири не бывает случайных слов. Псалтирь пророчествует до последних времен мира, поэтому треть псалмов имеет надпись - В КОНЕЦ, т.е. в конечные, в христианские времена. За 1000 лет до РХ псалмопевец живо описывает события НЗ - он видит пророческими очами и приход в мир Спасителя Человек и человек родися в нем, в граде Божием это 86 пс., а удвоение слова человек говорит о том, что это не простой человек родился, а человек особенный. Видит Давид, будто он стоит у Креста Господня и видит добровольные страдания Богочеловека - Боже Боже мой вскую оставил Мя еси. Это те слово, кот. Господь сам говорил в последние часы Своей жизни. Видит Давид и воскресение, и он первым начинает говорить и учить о воскресении - да воскреснет Бог и расточатся врази его 67пс.,2. Давид предвидит отступничество и богоизбранного народа - сынови (как) чуждии солгаша Ми. Охромоша от стезь своих 17пс. Видит и создание НЗ Церкви непобедимой и приход в нее язычников - мати Сион речет - 3 слова всего, а ведь тут говорится о том, что каждый наречет матерью Сион... И о Богородице пророчествует Давид - предста царица одесную тебе -44пс. Нина Саблина рассматривает каждый образ, символ и грамматика... Особенно ярко Давид описывает Господа и Царя Иисуса Христа как мессию и царя всех веков. Давид также пророчествует то, что мы еще не пережили и чему только предстоит сбыться Второе славное пришествие Господа, страшный суд, когда будет радоваться вся угнетенная и измученная грехопадением человека природа - возрадуются вся древа дубравная от лица Господня, яко грядет судити земли, судити в правду и людям истиною своею... Давид составил Псалтирь. В надписаниях много разных имен и говорят, что это сочинители псалмов, например, Иосаф, Корей. Однако, это по всей видимости певцы, которым Давид отдавал свои произведения. В любом случае, Иоанн Златоуст сразу пресек эти споры, он сказал, что у Церкви нет данных, что кому-то другому, кроме Давида принадлежит честь создания Псалтири. Даже есть псалмы, которые Давид уже взял, потому что псалмы уже были до Давида, как особые песнопения а еврейском народе или какие-то другие псалмы, котооые могли быть сочинены кем-то частично или полностью, но в любом случае, псалмопевцем и псалмотворцем главным мы считаем Царя и Пророка Давида. Через Символ веры исповедутся нами вера в Духа Святаго, Господа животворящего, глаголавшаго пророки!, т.е. говорившего нам через пророков. Пророк Давид был одним из избранных сосудов Духа, солой Его и были вдохновлены псалмы. Сам Господь Иисус Христос изволил по плоти произойти из царского рода Давида, почему к Господу и обращаются в Евнгелии - Иисусе Сыне Давидов. Теперь скажем, что псалтирь легла в основу богослужения и стала великой молитвенной книгой. Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самех, во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви. (Кол. 3:16). Так во многих местах Апостола пишется. Часы, антифоны, прокимны, избранные псалмы праздников, псалмы на службах вечерни, утрени, обедни, в крестных ходах на панихиде, в требах - всюду на богослужениях звучат псалмы. Псалтирь стала любимой книгой на уси, ей укреплялись на подвигах духовных иратных и в трудах. В основе поэтики Древней Руси лежит Псалтирь, пишет академик Д. Лихачев. Господь Ииусу Христос часто приводил стихи из псалмов в доказательство своего божественного достоинства. И после воскресения Господь пошел с учениками на гору Елеонскую, воспев псалмы. Мт,22, 41-46. Известно, что святого Афанасия спасло пение псалмов. Солдаты, ворвавшиеся в церковь не убили его, сами умилившись до слез красоте и гармонии песнопений. Вспомним и о послах св.князя Владимира, и еще один пострясающий случай, когда св. блаженный Прокопий Устюжский, будучи богатым ганзейским купцом зашел в православный храм и больше не вернулся на корабль...
Псалтирь стала учебником. Обратимся к истокам русской школы - Когда в конце 19 века радением Победоносцева Константина, Рачинского Серг.Ал-др... и др. стала востанавливаться ЦПШ, то Псалтири в ней отводилось главенствующее место. За 2 года учащиеся должны были прочитать всю Псалтирь, а комментарии были минимальными. Это было очень мудрое решение - никакого анализа разных форм разных слов. Примерно в 4 веке в Византии Псалтирь была разделена на 20 частей - кафизм (кафедра - там, где заседают)... Псалтирь рисует картину отношений Бога и человека, поставляет человека перед Божиим Лицом, и отвечает сокровенным чаяния каждой души. Св. Иоанн Златоуст задает вопрос - Добро ли есть оставити Псалтирь? - и отвечает - Уне (лучше) солнцу престати от течения своего. Вся ли нам книги на пользу и печаль творят бесовом, но не якоже Псалтирь - сего ради да не нерадим". И кто возвестит Господеви моему? Сам Господь, Сам услышит. Псалом 1. 2 но в законе Господни воля eго, и в законе Его поучится день и нощь. 3 И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист eго не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет. 4 Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, eгоже возметает ветр от лица земли. 5 Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. 6 Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.
1. Блажен муж... Блаженство есть основание и начало нашего учения нравственного. Здесь пророк имеет намерение показать, что блаженство и в настоящей жизни и в будущей сообщается лишь людям праведным - тем, кто исполняет закон Господень,здесь много ключевых слов, для нас исключительно важных. Закон - еще одно ключевое слово - закон, заповеди, словеса Господни, завет Господень - так мы в гиперслове представляем слово ЗАКОН. Нам Господь дал его и мы добровольно должны исполнять этот закон. Об этом говорит первый псалом. Итак 1 стих. 1 БЛАЖЕН МУЖ, ИЖЕ НЕ ИДЕ НА СОВЕТ НЕЧЕСТИВЫХ, И НА ПУТИ ГРЕШНЫХ НЕ СТА, И НА СЕДАЛИЩИ ГУБИТЕЛЕЙ НЕ СЕДЕ; И НА ПУТИ ГРЕШНЫХ НЕ СТА - не стаЛ, не остановился на пути грешных, не стал укреплять свою волю в грехе. И НА СЕДАЛИЩИ ГУБИТЕЛЕЙ НЕ СЕДЕ - не сел. В словах СЕДАЛИЩе и СЕДЕ один и тот же корень - мы видим прием поэтический в Псалтири - повтор корней сед-сед для усиления смысла. БЛАЖЕН - что же значит быть БЛАЖЕНным. В полной мере блажен лишь БОГ - Блаженный и Единый Царь царствующих и Господь господствующих. Благ - относится в первую очередь к Господу. Никто не благ, яко Господь. Мы обращаемся - и спаси, Блаже, души наша. Следовательно Давид начинает Псалтирь с вершины источника - с пророчества о Господе Иисусе Христе. Он тот первый блажен муж, который прошел в образе человека и в нашей человеческой истории, чтобы осуществить наше спасение. Но харатеристика БЛАЖЕН усваивается и человеку, как сотворенному по образу и подобию Божию. Блажен всяк, слышащий слово Божие и хранящий его. БЛАЖЕН МУЖ - это не только муж. В переводах на др. яз. самого слова МУЖ м. не б. Блажен - м.б. и блаженная жена, и блаженное дитя. Блаженная жена и это и Пресвятая Богородица, которую ублажает ПЦ. Блаженный это еще и чин святости. Блаженную Ксению мы еще зовем мужеумная Ксение. Мнимым безумием они обличают безумие мира и посрамляют премудрость века сего. Слово БЛАЖЕН имеет много гранный смысл - нищ, прост, прям, смирен, кроток, целомудрен и юрод. Церковное слово блажен - слово возвеличивает и противополагает его обыденному и земному. Есть радетели за обращение снижения ц-сл. стиля и предлагают начинать Псалтирь со слов - счастлив человек вместо блажен муж. Но ч. такаое счастье - счастье это доля, часть при дележке земных благ. Земные блага тленны, как мы знаем, они временны, непостоянны, тогда как блаженство - это высшее, постоянное состояние. А процесс деления, доли, дробления, разъедания, расчленения мира - он начался с грехопадения. И мы знаем, что за словом деление и тление мира стоит анализ, разделение. И такая псалтирь, кот. нач-ся со слова Счастлив человек, ничего общего с Псалтирью давидовой не имеет, т.к. душа человека получает блаженство, исцеление, целостность лишь в устремлении к Творцу. О чем и говорит весь первый псалом. Следующие слова стиха. НЕ ИДЕ НА СОВЕТ НЕЧЕСТИВЫХ, И НА ПУТИ ГРЕШНЫХ НЕ СТА, И НА СЕДАЛИЩИ ГУБИТЕЛЕЙ НЕ СЕДЕ; Обратим внимание на то, что все 3 глагола 1 стиха - имеют отрицание НЕ - не иде, не ста, не седе. Три действия, не подходящие для блаженного мужа - это еще ВЗ-ные отрицания, подобные скрижалям ВЗ - не убий, не укради... Далее вся ДП будет уже утверждать праведность, а здесь она нас предупреждает, чтобы мы не ходили на совет нечестивых, чтобы человек не встал на неправедный путь, и не стал искать земного счастья. 3 - НО В ЗАКОНЕ ГОСПОДНИ ВОЛЯ EГО, И В ЗАКОНЕ EГО ПОУЧИТСЯ ДЕНЬ И НОЩЬ.
БЛАЖЕН МУЖ, ИЖЕ НЕ ИДЕ НА СОВЕТ НЕЧЕСТИВЫХ, И НА ПУТИ ГРЕШНЫХ НЕ СТА, И НА СЕДАЛИЩИ ГУБИТЕЛЕЙ НЕ СЕДЕ; НО В ЗАКОНЕ ГОСПОДНИ ВОЛЯ EГО, И В ЗАКОНЕ EГО ПОУЧИТСЯ ДЕНЬ И НОЩЬ. И БУДЕТ ЯКО ДРЕВО НАСАЖДЕНОЕ ПРИ ИСХОДИЩИХ ВОД, EЖЕ ПЛОД СВОЙ ДАСТ ВО ВРЕМЯ СВОЕ, И ЛИСТ EГО НЕ ОТПАДЕТ; И ВСЯ, EЛИКА АЩЕ ТВОРИТ, УСПЕЕТ. НЕ ТАКО НЕЧЕСТИВИИ, НЕ ТАКО; НО ЯКО ПРАХ, EГОЖЕ ВОЗМЕТАЕТ ВЕТР ОТ ЛИЦА ЗЕМЛИ. СЕГО РАДИ НЕ ВОСКРЕСНУТ НЕЧЕСТИВИИ НА СУД, НИЖЕ ГРЕШНИЦЫ В СОВЕТ ПРАВЕДНЫХ. ЯКО ВЕСТЬ ГОСПОДЬ ПУТЬ ПРАВЕДНЫХ, И ПУТЬ НЕЧЕСТИВЫХ ПОГИБНЕТ.
© Copyright: Татьяна Вика, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|