Селёдка с усиками

                         

1.
          — Всё, Олька! Садись. — Дед прихлопнул ладонью по бревну рядом с собой. — Покурим...
          Бревно это, последнее из огромной кучи, дед выбирал долго. Скамейку решил смастерить и поставить в саду у старой яблони. 
          — Как в домике будет? А столик? А стульчик? — Олька крутится  возле и придумывает  деду новые задачки.
          С дедом они не разлей вода. Крепче крепкого повязаны всякими секретами  и историями. Последний секрет — звезда. Дед долго её мастерил и даже Ольке не показывал. А потом сказал:
         — Красным покрась вот из этой банки. Высохнет — пойдём в поход.
         Олька покрасила, как дед научил, и положила, куда приказано. Теперь они ждут, когда краска высохнет. Ещё погоду подходящую ждут, ещё ждут, когда бабушка скажет "ладно уж... идите в походы свои".  Тогда дед соберёт в дорогу хлеб с солью, зелёных пёрышков лука попросит у бабушки, воды  для Ольки в бутылку нальёт  и ... всё!
          Но пока всякие важные дела надо делать. Дед уже все брёвна распилил, осталось расколоть и сложить в поленницу. Олька умеет складывать,  чтобы не падало ничего, чтобы крепко стояло.  Дед научил.  Вот отдохнут немножко, "покурят" с дедом и — работать! Ольке сказано  опилки в ведро собрать. Бабушка под клубнику подсыпать будет, чтобы ягодки в земле не пачкались. Щепки — в короб. Для растопки в печку зимой пойдут.  Подмести двор надо, чтобы не стыдно было людям в глаза смотреть. И Ваське тоже. Васька осторожно ступает по опилкам, нюхает, шевелит ушками и фыркает.  Не нравится ему этот запах. А Олька любит! Ещё любит, когда тополями пахнет. Так вкусно, что она даже зажмуривается, будто от солнышка, и смешит этим деда. Весной всё вкусно: и мать-и-мачеха, и трава у реки, и даже прошлогодние листья, которые в угол за сараем наметает ветром.
          Скоро прилетят майские жуки, и Олька с ребятами будут сбивать их и считать удачу. До победы. Дед научил её побеждать. Надо стоять и наблюдать, тогда  жук сам и прилетит.  Теперь — хоп ладошкой! — жук и упадёт на землю! Потому что он тяжёлый, а не муха какая-нибудь простая.
          Олька умеет считать. И немножко читать.  Всех жуков пересчитает вечером и отпустит на волю. А дед сделает ей флажок красненький, купит два шарика (один с картинкой, его надо будет к флажку привязать, а другой — со свистком) в награду  и на важный праздник, когда все люди идут вместе и поют песни, а потом  кричат "ура!" Громко. Громче всех.               
         Дедушкин завод самый красивый, потому что колонна длинная-длинная, до самой главной трибуны. Идут все вместе: и дедушкины друзья, и начальники всякие, и победители с флагами, и нарядные тётеньки с шарами и цветами, и ребята с мамами и папами. Музыка гремит. Все весёлые  и нарядные. И у Ольки белый бант и белые туфельки. И дедушкин флажок с шариком. Потому что главный праздник пришёл — Победа!
         После трибуны надо все флаги сложить в специальный автобус, чтобы увезти в нужное место. А пока ждут автобус, дядя Павел играет на баяне, а люди кружком стоят  и песни поют, и даже пляшут в серединке. Дед Ольку подтолкнул в кружок, и она, как в садике учили, тоже сплясала с платочком. Даже хлопать все стали, потому что очень весело получилось.
          Всё!  Ещё немножко деда подождать надо, пока он поговорит с дяденьками, и можно идти домой к бабушке. Сегодня будут гости.

2.
           Бабушка ждёт всех-всех дома. И стряпает. Будут пироги с брусникой, с грибами, с капустой и ещё булочки с маком.
            Ольке надо веточку из теста для сладкого пирога с брусникой сделать. Это очень просто. Бабушка ей разрешает. И ещё надо кружочки теста помазать маслицем, присыпать сахарным песком и маком. Потом свернуть каждый кружочек трубочкой, перегнуть пополам, подрезать и вывернуть. Получится бантик с маком — очень вкусная булочка. Бабушка ждёт Ольку с праздника, чтобы вместе в духовку пироги сажать.
             Она много вкусного придумывает. Но самое главное для Ольки даже не пироги, а зелёные усики у селёдки.  Только это очень трудно  всё-всё самой сделать.  Поэтому бабушка говорит:
             — Смотри-ка да учись! Здесь главное — не спешить. И ещё правильными шагами идти. Вот она , селёдочка-то... Глянь-ко, как я вот тут её подрежу... вооот... теперь шкурка-то ловко сойдёт до хвоста...  и косточки вот так убираются легче... видишь? Ну давай на кусочки её порежем...  И рядками выложим в селедочницу
              — Как рыба настоящая получается, да? — Олька заглядывает в глаза бабушке.
              — Мы сейчас ей и голову приладим... Глянь-ко, как я чищу-то вот здесь... Вот так... Хорошо? — Бабушка смеётся. — И хвостик давай  вот сюда определим.
              — Настоящая рыба получилась! И щёки надула, — соглашается Олька.
              — Теперь лук колечками ...
              — Как одёжка, да? — Олька раскладывает по телу рыбины кольца  лука.
              — Ну, всё? Справились? — бабушка вытирает руки.
              — Да! Ой, нет! А усы? Усы-то мы забыли, бабушка! — Олька осторожно приделывает зелёные луковые "усики"   рыбине. — Всё! Ура! Победа!
3.
              А потом собрались  в доме гости. Все уселись за столом. Хвалили бабушку, потому что она мастерица, каких свет не видывал. И деда тоже хвалили. Потому что он хоть и мальчонкой был на страшной войне давным-давно, но не боялся в лес бегать к партизанам. Олька знает эту тайную тропинку к озеру. Они не раз с дедом ходили по ней.  И перед праздником сходили. Дед приладил красную звезду к памятнику, оградку покрасил, потом покурил.
              — Ты, Олька, запомни это место. Хорошее оно. Чистое, как наше озеро. И люди здесь хорошие лежат. Звезду нашу запомни.  И праздник.
              — Потому что Победа?
              — Победа, Олька.
              — Всехная?
              — Да. И у каждого — своя.

              А гости  пели и пели песни, до самого тёмного вечера. И весёлую песню  про шофёра, который не боялся бомбёжки, и грустную про тёмную ночь, и про партизана, который лежит под дубом, а старушка плачет.
 
            Олька сидела у деда на коленях, укрывшись его тёплой ладонью, и слушала, как стучит дедово сердце.
            — Пойдём-ка спать, — дед поднялся с Олькой на руках.
            — Расскажешь про партизана с золотыми кудрями, который под дубом, — шепчет деду Олька.
            — Расскажу.

           Глаза сами закрываются, и вспоминается Ольке весь этот длинный день: и праздник с громкими "ура!" , и бабушкины пироги, и красная звезда, и селёдка с усиками, которую надо как-то победить... самой победить... без всякой бабушкиной помощи. Дед говорит, что у всех есть  победы. Надо, чтобы были.
Раз дед говорит, значит — будут. И всехная, и своя.


На это произведение написаны 22 рецензии      Написать рецензию