Полный список рецензий

Рецензия на «Концерт Глазунова» (Ада Цодикова Горфинкель)

Здравствуйте, Ада!
Ваш рассказ меня очень тронул, прежде всего тем, как Вы соединяете три больших пласта жизни героини в один поток: сегодняшний день (свадьба сына), её музыкальное прошлое и опыт отъезда из родного города на фоне войны. Всё это не разложено по полочкам, а проживается одновременно, как это и бывает в реальной памяти. Особенно сильным мне показался момент, когда в машине звучит концерт Глазунова, и Ира внезапно «проваливается» в прошлое: экзамен, беременность, страх, надежда, её юная вера в музыку и в будущее. Это очень кинематографично и эмоционально честно — будто жизнь сама подстраивает саундтрек к важной точке биографии.

Линия материнской ревности и боли тоже очень точная. Ира не идеализирована, она живая: ревнует сына, чувствует, что «отдаёт» его другой женщине, и одновременно понимает, что должна справиться с этим, не раскисать. Переход от тревожного сна с «уводящей сына» девушкой к действительно появляющейся невесте, которая «уже почти нравится», сделан очень мягко, без мелодрамы: в этом и есть внутренняя мудрость рассказа. Через все воспоминания о консерватории, сцене, педагоге, карьере и эмиграции всё равно проступает главное: её опорой в итоге становится не сцена и не оркестр, а дети, и вот теперь — момент, когда нужно отпустить.

Очень сильным и важным пластом я почувствовал блок про Нахичевань, Карабах, беженцев, Сумгаит. Вы вплетаете во «второстепенную» линию оркестровых гастролей реальную историю распада привычного мира: толпа людей в переполненном вагоне, солдаты в тамбуре, страх, ощущение, что «такое мы раньше видели только в кино». И среди этого - её мысли о семнадцатилетнем сыне и страх: «А ведь и Гере придёт очередь?» Именно после этого уход из профессии и эмиграция уже не выглядят просто «сменой жизни», а воспринимаются как вынужденное спасение — в первую очередь сына. И поэтому финальное совпадение: под тем же концертом Глазунова она не рожает его, а «переводит» во взрослую жизнь, на свадьбу, звучит как очень красивое и горько-светлое кольцо судьбы.

В целом рассказ оставляет ощущение большой, цельной жизни, прожитой не зря, даже если мечты о музыке в оркестре так и не реализовались в новой стране. Скрипка, лежащая «как в гробике» в футляре, и Глазунов, звучащий по радио в самый важный день сына, — это очень тонкий, пронзительный символ: ничего не пропало, всё преобразилось и вернулось в другом качестве.

Спасибо Вам за этот рассказ: он долго не отпускает и заставляет задуматься о том, как странно и красиво время связывает наши «тогда» и «сейчас».

Всего Вам самого доброго!
Марк

Марк Лэйн   22.11.2025 04:12     Заявить о нарушении
Рецензия на «Художник Валентин Серов» (Марина Лебедь)

Здравствуйте!Спасибо!Марина!

Валентин Серов — один из главных русских портретистов. Его творчество достойно внимания и восхищения. Прекрасная миниатюра о Серове, как об источнике вдохновения для многих художников! У меня целый сборник с описаниями картин разных художников и их биографиями. Поздравляю! "Кандидат в мастера спорта по шахматам". Вот что нас особенно объединяет и увлекает. Очень люблю играть в шахматы! Но не кандидат, зато прививаю любовь к шахматам своему внуку.

Всех вам благ!С уважением,Нина

Каменцева Нина Филипповна   22.11.2025 04:08     Заявить о нарушении
Рецензия на «Служба спасения повесть» (Леда Шаталова)

Леда, и такое бывает. Начало интригующие!

С уважением,

Владимир Грачев 2   22.11.2025 04:06     Заявить о нарушении
Рецензия на «Осенние мысли» (Герман Гусев)

Доброго времени суток.
Очень интересны Ваши мысли.
И созвучны, в некотором роде, моим. Удачи.

Ирина Айрин Ковалева   22.11.2025 04:02     Заявить о нарушении
Рецензия на «Цепочка добра» (Ада Цодикова Горфинкель)

Здравствуйте, Ада!

Ваш очерк производит очень тёплое и светлое впечатление. В нём удивительно органично переплетаются личная история, бытовые детали и глубокие размышления о благодарности. Вы пишете просто и искренне, поэтому каждый эпизод, от поездок с мисс Марией до встречи с Ли, звучит правдиво и трогательно.

Особенно сильной получилась мысль о том, что добро нельзя «оплатить» — его можно только передать дальше. Вы показываете это без назидания, мягко, через реальные моменты Вашей жизни. Именно поэтому очерк оставляет после себя чувство внутреннего тепла и уважения к тому пути, который Вы прошли.

Спасибо и Всего Вам самого доброго!
Марк

Марк Лэйн   22.11.2025 04:02     Заявить о нарушении
Рецензия на «Три открытых двери - начало» (Сергей Макаров Юс)

Здравствуйте, Сергей!

Перед героем три открытых двери.
И он пытается понять и осознать свой путь за каждой из них.
Эти попытки непросты и мучительны для него.
В самом начале герой - в больном забытьи и бреду, в пугающем пространстве в вихрях "пронизывающего ветра, терзавшего лицо и открытые части тела беспрерывными атаками ледяных колючек".
Человеку страшно и больно, он не может определиться и не чувствует ничего, кроме этого страха и этой боли.
Он даже имени своего не помнит.
И далее идут воспоминания, более живые и касающиеся его отношений с женщинами.
Одна любимая, с шоколадными глазами, не любила его. И расставание с ней было мучительно больно для него.
Другая, с серыми глазами, была покинута им. И оставила чувство вины.
И каждый раз, анализируя отношения, он пытается осознать и объяснить свою вину и свою боль.
Это попытка разобраться в себе, понять себя и объяснить свою жизнь.

Написано очень откровенно и очень хорошо.
Буду читать дальше.

С самыми добрыми пожеланиями

Светлана Данилина   22.11.2025 04:04     Заявить о нарушении
Рецензия на «Он всех девчонок покорял» (Евгений Полуэктов)

ЗДОРОВО НАПИСАЛИ, ЕВГЕНИЙ!

ТВОРЧЕСКИХ ВАМ ВДОХНОВЕНИЙ И ЛЁГКОГО ПЕРА!

С УВАЖЕНИЕМ,

Владимир Грачев 2   22.11.2025 04:00     Заявить о нарушении
Рецензия на «Июньский дождь» (Варлаам Бузыкин)

Спасибо!Варлаам!Понравилось!!Июньский дождь уже два дня льёт,как из ведра у нас.
Всех вам благ!С теплом,Нина

Каменцева Нина Филипповна   22.11.2025 03:59     Заявить о нарушении
Рецензия на «Одна судьба» (Вера Шляховер)

Здравствуйте, Вера!

Прочитал Ваш рассказ на одном дыхании: он очень человеческий, без плакатности и лозунгов, и от этого особенно больно и правдиво звучит. Мне понравилось, как Вы медленно «разворачиваете» жизнь села, семьи, почти документально перечисляя исчезающие службы, закрытые учреждения, обнищавшую инфраструктуру. На этом фоне история Даши и Саши воспринимается ещё острее: как маленькое, упрямое «островок жизни» в вымерзающем мире. Линия с юношеским абортом, долгими годами бесплодия, паломничеством к врачам, бабкам, в храм — очень сильная, без морализаторства, но с пониманием вины, боли и надежды.

Сцены ожидания и молитвы за Сашу — тихие, сдержанные: намоленная икона, лампадка, колени, которые болят, когда она просит всего лишь одного — «только бы живой». Возвращение мужа Вы написали великолепно: стук калитки, необычный лай Жучки, таз с бельём, босые ноги по траве… И затем этот срезанный одним жестом свет: «А где глаза?» — «Готова принять слепого мужа?» Здесь у вас получилась редкая честность: герой возвращается не «картинкой с парада», а искалеченным, измученным, но живым — и Даша отвечает ему не красивой фразой, а почти животным: «Живой, живой».

Очень тронула финальная часть — и сцена с ребёнком, и баня, и их ночь. Вы не делаете из близости «сентиментальную завесу», а показываете её как продолжение жизни, как доказательство того, что они ещё могут быть вместе, чувствовать, любить, несмотря на всё, что у них забрали. История получилась тяжёлая, но светлая: о вине и прощении, о позднем даре ребёнка и о том, что иногда единственная победа — не умереть душой и удержать любовь.

Спасибо Вам за этот рассказ!
Всего Вам самого доброго!

Марк Лэйн   22.11.2025 03:57     Заявить о нарушении
Рецензия на «Земной ковчег» (Варлаам Бузыкин)

Спасибо!Варлаам!!Так и есть.Сильно написано!
Всех вам благ!С теплом,Нина

Каменцева Нина Филипповна   22.11.2025 03:56     Заявить о нарушении
Авторские анонсы
Разместить здесь анонс вашего произведения
Продолжение ленты анонсов →