Людмила Шевцова - написанные рецензии

Рецензия на «Василий Мищенко Воспоминания в стиле фэнтэзи» (Владимир Лях)

«Над вымыслом чужим, я злобной желчью обольюсь…»
Ответ Владимиру Ляху на отзыв повести Василия Мищенко «Еще вчера…»

Уважаемый, Владимир Петрович!

Я прочитала Ваш отзыв, на так «называемую», по вашему выражению, киноповесть Василия Мищенко «Еще вчера».
Боже мой! В чем только Вы его не обвинили! Оседлав своего желчного Пегаса, свалили все в одну кучу: Солженицына, Высоцкого, Обаму и даже Гитлера приплели… И легенда, тоже Вам пришлась не по вкусу. И ковыль не тот, и курганы хилые… А заодно, и по родителям Мищенко прошлись, мол, покинули родное гнездо, уехали жить к дочери в Чехию». А к кому же еще ехать престарелым родителям? Подскажите? Эти люди вызывают, лично у меня, огромное уважение и сострадание. Они прошли концлагерь. У Вас, видимо, другие чувства по отношению к ним.
Да и сынок у них, по вашему мнению, оказался с «душком». Слушал музыку не ту, поклонялся наркоманам западным, и вообще он не Толстой, а так, проходимец какой-то. Иван, родства непомнящий, выучился за государственный счет, а теперь на Родину клевещет…
«Вот я, например, (это вы о себе) Богословского слушал…».
Владимир Петрович, я вам напомню, что Богословский долго открещивался от своих слов про «навозных жуков», каялся потом, что вовсе он этого и не писал.
Вы же с завидной скрупулёзностью проштудировали все слова и буквы, интервью и даты, выяснив все неточности, процитировали, все, что слышали о Мищенко, припомнили все, что точно не с ним было, и сделали свой вывод – великого мастера от литературы: «Не писатель, Мищенко! Да и артист так себе. Вот и решил прославиться в журнале с низкопробной повестушкой. Стыд! Позор! «О времена! О нравы!». Не нам чета – мастерам золотого пера!»… Истерично заламывая руки, в гневе восклицаете Вы в своем пасквиле. Иначе, при всем уважении к Вам, я не могу по другому назвать ваш, так называемый, критический опус.
Прочитав Ваш отзыв, могу сказать: «Вы тоже не Белинский». Он не опускался в своих критических статьях до унижения авторов, не вытаскивал их родословную, и не выказывал своего презрения.
Напомню, что журнал «Российский колокол», где и была напечатана повесть Василия Мищенко, очень авторитетное издание. За время своего существования журнал принял участие в двух крупнейших международных книжных выставках в Париже и во Франкфурте, где неизменно пользовался вниманием международной общественности. Журнал находится в Национальной библиотеке Франции, имеет своих читателей и поклонников в Германии, Сербии, Румынии, Болгарии, Испании. Так что, печататься в журнале не стыдно. А Ваши намеки, мол, кого печатают и кому премии дают, очень напоминают некоторых критиканов от литературы. Видимо, не меняются ни времена, ни нравы.
Вы, судя по всему, человек с литературой на «ты», догадываетесь, о ком я говорю. Если не догадываетесь – напомню. Был такой поэт Борис Пастернак. Он был и остается великим, а те кто, подобно Вам, желчью исходили и злобой – исчезли. Их никто не помнит, разве только всуе. И то, благодаря тому же Пастернаку.
Повесть Василия Мищенко не претендует на подлинную документальность. Это совсем другой жанр, надеюсь, что Вы, в литературных жанрах разбираетесь, коли лихо взялись за перо. Так вот этот самый жанр допускает художественный вымысел автора. Василий Мищенко делится своими детскими воспоминаниями, причем с огромной любовью и искренностью к окружающим, и к своему поселку в том числе. Причем тут даты? Разве это произведение претендует на какую-то историческую достоверность? С датами, именами, фамилиями и явками?
Василий Мищенко с огромной любовью рассказал о своей мечте стать актером. И вообще, его повесть – о МЕЧТЕ! Она помогла ему состояться. И он стал прекрасным артистом! А Вы, чего только не наплели. Что он «король эпизода» и вообще не достоин своих соотечественников, имея в виду, видимо, себя. И если ваша жена не помнит Василия Мищенко, это не значит, что его не было. Но его помнят и любят миллионы зрителей. И не только в России. Он, выходя на театральные подмостки, отдает людям свою душу. После него в памяти людей останутся прекрасно сыгранные роли.
Возможно, у Вас была сытая жизнь, и Вы не стояли в очереди за хлебом с номерком на руке. А я стояла, и мы дети падали в обморок в этих очередях, чтобы получить одну буханку в руки кукурузного хлеба.
Вы с легким забралом утверждаете, что битлов в СССР не запрещали. Не лукавьте. Устраивали облавы на рынках, исключали из институтов и комсомола. Почитайте воспоминания людей, которые были очевидцами и участниками тех событий. Я лично была. Нас даже стипендии лишали за увлечение западной музыкой, и вызывали на ковер в комитет комсомола.
Повесть Мищенко – его личное восприятие того времени, своих друзей, в котором Вы ему отказываете, претендуя на роль правдолюбца и Великого Гуру. Вы даже не поняли сути этой повести, а поспешили, обуреваемые ненависть и завистью, наклеить все ярлыки, которые знали. И походя, ошельмовали человека уважаемого, талантливого, отказав ему в праве творчески проявляться. Да, это его проба пера. Это его переосмысление прошлого. Повторяю, художественное осмысление. Образное. Да, он не писатель и не претендует на это звание. Это творческий порыв выразить себя в другом амплуа. И это стремление заслуживает поддержки и уважения.
Поддержите, как творческий человек, своего земляка! Порадуйтесь за него. Ведь он написал о себе и никого не оскорбил. Так что же Вас так задело? Вы разразились критическими статьями, в которых нет ни грана правды, кроме нескрываемой злобы и потока желчи. Как это так, Мищенко посмел взяться за перо?! Скандал! Предатель! Очернил все и вся! Опозорил своих земляков! Вот и весь смысл вашего отзыва.
Успокойтесь, он Вам не конкурент! Он прекрасный актер, признанный и любимый. Он не нуждается в моей защите. Кстати, лично для Вас, всенародно подтверждаю, что Василий Мищенко написал сам свою повесть, я только немного отредактировала. Я принципиально оставила его построение фраз, чтобы сохранить самобытность автора. Он не «поставщик биографии», как вы презренно выразились, человек с биографией, своей, а не Вашей, которую вы хотите ему навязать.
Именно по этой причине я решила Вам ответить, хотя никогда не вступаю в полемику с людьми, подобными Вам. Понимаю, бесполезно. Кроме потока очередной порции неправедного гнева, ничего не жду.
Василий Мищенко, как, порядочный человек, настоял, чтобы я поставила и свою фамилию под его повестью. Но это произведение принадлежит ему, и он его автор, как бы Вам не противно было это осознавать. Оно выстрадано им.
А что касается Вашего отношения ко мне, поверьте, оно меня не волнует. Я живу по принципу: «Хулу и похвалу приемли равнодушно…». Надеюсь, Вы знаете продолжение. Я прекрасно осведомлена о жизни и творчестве Солженицына, под моей редакцией вышли документальные фильмы о нем и сериалы о писателях. Так что я владею документальной прозой и знаю цену достоверным фактам. Но не тем, которые Вы позволили себе изложить в своем отзыве.
Вы даже не постеснялись проверить, покупают ли книгу Мищенко. Должна вас разочаровать: покупают и читают! Причем, не только в России. Уверяю Вас, читатели сами разберутся, кого читать. Не лишайте их права выбора. Вас же не смущает, что читают ваши произведения? Хотя они тоже далеки от совершенства. Или у Вас о себе другое мнение?
Оседлайте другого Пегаса, с крыльями добра и любви к людям. Помните, чем заканчивается повесть Василия Мищенко: «Все, что нам нужно - это любовь!». Вот главный лейтмотив его воспоминаний. Он любит свою малую Родину. Искренне, всем сердцем. Судя, по вашему отзыву, вот эти строки вы и пропустили. Именно это и хотел сказать автор. А от себя лично хочу специально для Вас процитировать Генри Джеймса: «В жизни человека важны три вещи: во-первых, будьте добрыми, во-вторых, будьте добрыми, и в-третьих, будьте добрыми».

С уважением и пожеланием творческих успехов,
Людмила Шевцова

Людмила Шевцова   02.06.2017 14:48     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Павел. Вы поняли ситуацию правильно и объективно.

Владимир Лях   03.06.2017 07:14   Заявить о нарушении
Никогда не слыхал про актёра - Василия Мищенко, но прочитав отрывки из повести "задушенного нищетой и пропагандой", чувствуется - актёр ещё тот. Облить помоями свой дом и земляков, а потом ещё пропечатать свой "шедевр" в районной газете, чтобы земляки "порадовались" - это надо иметь большой актёрский дар.
Со статьёй Владимира Ляха согласен. Я сам рос в то же время, что Мищенко. Учился, участвовал в студенческом движении, был комсомольцем. Были увлечения, и Битлз слушал. Не было и в помине той мрачной атмосферы, какую описывает Мищенко. Из статьи видно, что Лях тоже слушал Битлз, но при этом его как-то обошла "тирания режима и атмосфера нищеты". Он не стал нищим и не уплыл в Англию.
Я прочитал и рецензию Людмилы Шевцовой. Людмила пишет, что Мищенко описывает свои детские воспоминания и, якобы, существует такой жанр, который позволяет вместо воспоминаний писать художественный вымысел. Это чушь. Воспоминания - это то, что человек реально помнит. Это реальные события, реальные люди. А художественный вымысел - это совсем другой жанр. Иначе как читателю понять про "обморок в очереди за хлебом", если "воспоминания" полны художественными вымыслами?
В общем, если бы Людмила Шевцова своё воззвание "Оседлайте другого Пегаса, с крыльями добра и любви к людям" адресовала Василию Мищенко, и добавила бы "Василий, имейте совесть", тут я бы согласился.

Георгий Рурский   03.06.2017 21:22   Заявить о нарушении
Я вынужден был убрать ремарку Л. Шевцовой из-за нарушения этики дискуссии. Она берёт на себя миссию ставить диагноз «больному воображению Владимира Ляха», начисто забыв свои предыдущие призывы быть добрее, добрее и ещё раз добрее. В своём-то глазу, как известно, и бревна не видно. «Специально для Вас. Изучайте историю своей страны» – поучает Людмила Ивановна нас неразумных. А между тем, классик не без оснований утверждал, что на всякого мудреца довольно простоты. Ну, это так, к слову.
А теперь по существу. Л.И. Шевцова пишет о постановлении 1962 года по хлебу. Да, было такое, и что? Да, подмешивали кукурузную и гороховую муку, и что? Какое отношение это имеет к существу обсуждения? Известно, что дьявол кроется в деталях, вот о деталях и предлагается спорить, чтобы замотать и замылить суть дела. Увольте. По поводу голодных очередей и «номерочков на ноге» могу только сказать, что в наших местах в этот период не занимали очередь в пять утра. Хлеб привозили по норме на всех жителей, и особого ажиотажа с его получением не было. Небольшие очереди были, да, но потому только, что все хотели купить свежий хлеб, горячий. Продавец выдавала хлеб, получала деньги и делала отметку в тетрадке. Всё. Никаких обмороков мне видеть не приходилось.
Отдельное спасибо за сообщение, что «журнал» издаётся и в России. Отвечу знаменитой фразой одного очень авторитетного человека: «Спасибо, ми знаем». Об Англии и о премии имени В. Набокова речь идёт исключительно со слов В.К. Мищенко. Ну а очередной штамп про «очернение Родины» я комментировать не хочу, жаль тратить время.

Владимир Лях   04.06.2017 03:33   Заявить о нарушении
Вот Любовь Киселева 2 пишет: "Так и знала, что будИте копаться..." Расстроили женщину. Может, действительно, бросить копание? Не рыться, не сопоставлять даты в "воспоминаниях" номинантов, не замечать перевирания истории, махнуть рукой на безграмотность. Тогда ведь можно всё совершенно упростить. Учебники истории можно будет выпустить всего с одной страницей, на которой только одно слово "Г****". А учебники по русскому языку так и вообще отменить. Если история - "Г", то откуда взяться письменности?

Георгий Рурский   04.06.2017 12:44   Заявить о нарушении
Как по команде появился отзыв «той самой» Любови Киселёвой из посёлка Шолоховского. И она тоже призывает «быть добрее», – не себя, естественно. И тоже повторяет, слово в слово, уже сказанное Л.И. Шевцовой, что это не документальная повесть и не стоит «копаться» в датах и сопоставлениях, и что друзья в повести «не настоящие», а придуманные («Царь – не на-сто-я-щ-и-й!») и поэтому им совершенно не нужны фамилии и т.д. и т.п. В общем, логики в сказанном нет и на ломаный грош. «Как можно вымышленному персонажу дать фамилию конкретного человека? – восклицает Л. Киселёва. Но сам-то В.К. Мищенко говорит о другом! Да и в анонсе к повести утверждается, что в ней сохранены подлинные имена героев. Получается потешно: имена сохранены, а герои – придуманы. Между тем, электронные библиотеки представляют повесть с тегом «реальные истории».
После длинного перечисления совершенно не связанных с сутью дела малозначительных деталей, по логике Л. Киселёвой всё-таки выходит, что я «облил Василия Мищенко грязью». Хотя я пишу только о содержании повести, не переходя на личности. Ни одного ответа на реальные вопросы, естественно, не последовало. Более того, Л. Киселёва пишет, что я «развёл демагогию» и предполагает, что на неё я тоже вылью «ушат грязи». «Да, понимаю, вас переубедить сложно. Писать больше не буду, потому что бесполезно» – так завершается монолог. За это хамство, на мой взгляд недопустимое, я убрал писанину Л. Киселёвой, ибо в приличном обществе такое допускать нельзя. Под обливанием грязью я понимаю совсем другое, и именно против этого выступаю. И любовь к большой и малой родине я тоже понимаю по-другому. Ну, и «на закуску», учитель пишет слово «впроголодь» раздельно и называет мою статью «резюме»...
P.S. Позже пришлось удалить еще одно замечание этой учительницы, не содержащее ничего нового и конструктивного. Коллеги выше по-доброму прикалываются над её грамматическими ошибками. Но это их личное дело. Как у Б. Окуджавы: «Каждый пишет, что он слышит...»

Владимир Лях   05.06.2017 08:25   Заявить о нарушении