Урок 4. Любовь истинная и мнимая

Александр Богаделин
Методическое пособие по книге
А. Богаделина «Кикимора и другие…»
для учащихся среднего и старшего звена школ и гимназий

УРОК 4. БЕСЕДА О ЛЮБВИ НА ОСНОВЕ СКАЗОК «ЗЛАТОГОРКА И СЕРАФИМ» И «ЦЕЛИТЕЛЬ»
(http://proza.ru/2009/10/13/139 и http://proza.ru/2009/10/27/76).
(10-11 класс, урок литературы, внеклассное чтение, в двух частях)
Тема урока: Испытание чувств - любовь истинная и мнимая
Тип урока: Анализ литературного текста с элементами беседы.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
Ход урока:

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Уроки литературы по главам «Златогорка и Серафим» и «Целитель» предназначены для старшеклассников, и основная их тема – беседа о любви.
Обсуждение рекомендуется начать с вопроса учащимся:
Вопрос: Что такое любовь?
Подводя итоги небольшой дискуссии, преподаватель выделяет основные признаки любви.
Любовь – это чувство привязанности, симпатии и, как утверждает словарь Брокгауза и Эфрона, чрезвычайно разнообразное по содержанию и силе. Порой оно настолько глубокое, что человек буквально «теряет голову», совершая из-за любви немыслимые поступки.
С другой стороны, можно говорить о нескольких видах или типах любви: любовь к конкретному человеку, романтическая любовь к образу или кумиру, любовь к родителям, любовь к Родине и т.д. Например, греки использовали даже несколько слов для обозначения этого чувства. Агапэ – это всеобщая любовь, любовь к своему ближнему (именно это слово используется в одной из главных христианских заповедей «Возлюбите врагов ваших»). Эрос – романтическая любовь, любовь между мужчиной и женщиной. Филия – это ближе к любви-дружбе, а сторгэ – семейная любовь.
С древнейших времен люди считали любовь одной из главнейших составляющих жизни человека. Для античных философов она была фундаментом, объединяющим все мироздание. Например, Эмпедокл (V век н.э.), утверждал, что весь мир состоит из четырех первоэлементов: земли, воды, воздуха и воды, которые соединяются между собой посредством Любви.
Но сегодня мы поговорим о том, как удостовериться, что твой избранник действительно испытывает серьезные искренние чувства, а не имитирует, пусть бессознательно, их?
Одним из способов такой «проверки» мы находим в балладе Владимира Высоцкого «Песня о друге» (рекомендуется прослушать песню).
Вопрос: Почему Вл. Высоцкий предлагает такой кардинальный способ проверки чувств?
А теперь посмотрим, как проверяют свои отношения герои книги Александра Богаделина «Кикимора и другие…».
Речь пойдет о Златогорке – дочери Соловья-Разбойника и лешем Серафиме.
Если первоначально проводился урок № 1, то рекомендуется задать несколько вопросов для повторения пройденного материала:
Вопрос: Кто такие Лешие?
Вопрос: Расскажите историю Соловья-Разбойника?
Если урок не проводился, рекомендуется обратиться к соответствующим разделам из урока № 1.
 
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Действие почти всех сказок в книге происходит в Заповедном лесу. Но рядом с ним лежал еще и дремучий лес, который в качестве своего места жительства облюбовал Соловей-Разбойник. Когда Соловья победил Илья Муромец, там остались жить его дети – двое соловьят и дочка Златогорка.
Далее читается глава 14 «Златогорка и Серафим» (http://proza.ru/2009/10/13/139).

По ходу чтения отрывка рекомендуется прокомментировать несколько эпизодов:

1. Видит, Лазовик их дожидается.
Лазовики всегда считались болотными жителями. Славяне представляли их в виде небольшого роста стариков с длинной бородой, иногда одноглазых.
Так как из болот к Пеклу лежит самый короткий путь, то нет ничего странного в том, что эти духи стали исполнять роль проводников через лабиринт-плуталище, предварявший вход в подземное царство.

2. Это черти корни Дерева мирового подкапывают.
Мировое дерево славян образовывало ось мироздания. Крона его достигала небес – Ирия, корни уходили в Пекло, а ствол располагался на земле. В его ветвях селились птицы (сокол, соловей, мифический Див), а так же светила – Солнце и Луна. В стволе роились пчелы, а у корней жили змеи, черные бобры и горностаи, связанные с подземным миром.
По мировому дереву спускаются на землю боги и карабкаются в Ирий души людей.
У скандинавов таким деревом считался огромный ясень – Иггдрасиль. Оно связывало землю, где обитают люди (Мидгард), с небом, где в Асгарде живут боги, а корнями уходит в подземный мир с его царством мертвых – Хель. Ужасный дракон Нидхегг постоянно грызет корни дерева, стараясь обрушить его и низвергнуть богов.

3. Стрибог оком недремлющим их заметил…
Стрибог – один из сыновей бога Сварога, был повелителем ветров. В «Слове о полку Игореве» они названы Стрибожьими внуками, которые стрелами веют с моря.
Он стремителен, вездесущ и приводит весь мир в движение.

4. …остров Буян под ними и камень Алатырь виднеется.
Славяне верили, что далеко за морем, там, где сходятся небо и земля, в центре мира находится остров Буян. На нем стоит Мировое дерево и лежит камень Алатырь, под которым скрыта вся мощь земли русской.
На острове живут мифические существа, обладающие чародейской силой и нередко приходящие на помощь людям. А через лаз под Алатырем умершие души попадают на суд в Пекло.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Вопросы о прочитанном:
1. Опишите, какие черты характера проявил во время своего испытания леший Серафим?
2. Какие из этих качеств больше всего пригодятся в семейной жизни?
3. Как называется приспособление, которое спасло Златогорку и Серафима во время падения с Мирового Древа?


УРОК 4. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Ход урока:
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
В первой части мы познакомились с историей любви лешего Серафима к дочери Соловья-Разбойника и испытанием, которое устроила своему возлюбленному Златогорка.
Чем обычно заканчиваются русские народные сказки? Свадьбой и фразой: «Жили они долго и счастливо». Но в книге Александра Богаделина свадьба становится часто только началом действия.
Следующая сказка – «Целитель», повествует о семейной жизни Златогорки и Серафима и о новых испытаниях, выпавших на их долю.

Основная часть.
Читается глава 18 «Целитель» (http://proza.ru/2009/10/27/76).
По ходу чтения отрывка рекомендуется прокомментировать несколько эпизодов:

1. Одно спасение – спать, обнявшись, могли.
В «Книге тысячи и одной ночи» или как ее еще называют – книге «Сказок Шахерезады» неоднократно подчеркивается – супруги действительно любят друг друга, когда могут спать обнявшись.

2. Мимо скал черных по просеке лесной склон миновала и к долине подъезжать начала.
Самые трудные трассы в горнолыжном спорте называются «черными».

3. А духам горным только этого и надо было.
Горный дух, подобно лешему в лесу, властвует в горах и предгорьях. Часто он появляется с ветром и бурей, пугая людей ревом и камнепадами. Любит шум и свист, петь и танцевать.
Он может оборачиваться и обычным человеком, но с горящими глазами и черным лицом. Горный дух любит собирать богатства земли в одном месте и ограждать их заклятьем, а когда ему надо скрыть что-то от посторонних глаз, поднимает вкруг себя густой туман.

4. И недоля, если и приходить будет, то только малость самую, доле место свое уступая.
Славяне верили, что каждый человек при рождении наделяется долей – частью общего блага, и недолей – своей порцией несчастий, которые ткут на полотне его судьбы младшие сестры Мокоши – богини Доля и Недоля.
И хотя человек должен, не пытаясь уклониться, пройти весь своей предначертанный путь, считалось, что от недоли можно временно избавиться, поймав и выбросив её или заточив в какой-нибудь предмет или сосуд.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Вопросы о прочитанном:
1. Как вы думаете, кто мог быть Горным Целителем?
(Скорее всего, это проявилась божественная сущность Бабы Яги)
2. Как вы думаете, действительно ли Горный Целитель вылечил Златогорку?
3. Какой дар открылся у Серафима, откуда он черпал свою силу?
4. О каком главном качестве семейной жизни повествует эта сказка?

Домашнее задание
Сочинение-миниатюра «Какие качества необходимы в семейной жизни?».

Содержание Методического пособия по книге А. Богаделина «Кикимора и другие…»

Путеводная нить мифологии - http://proza.ru/2011/12/26/1837
Введение - http://proza.ru/2008/09/18/229
Тематическое планирование уроков - http://proza.ru/2008/09/19/129
Урок 1. Славянские боги и духи - http://proza.ru/2008/09/21/230
Урок 2. Кикимора-предсказательница - http://proza.ru/2008/09/22/144
Урок 3. Славянские духи на страже природы - http://proza.ru/2008/09/23/165
Урок 4. Любовь истинная и мнимая - http://proza.ru/2008/09/24/204
Урок 5. История и традиции рыцарства - http://proza.ru/2008/09/29/281
Урок 6. Воевода и духи - http://proza.ru/2008/09/30/249
Урок 7. Змей Горыныч - http://proza.ru/2008/10/01/435
Урок 8. Старые истории на новый лад - http://proza.ru/2008/10/02/553
Урок 9. Как Змий Огненный на Василисах женился - http://proza.ru/2010/09/10/1001