На фото руководитель Вологодской академии
раннего развития FasTracKids Елена Худякова
"Время от момента зачатия до примерно трехлетнего возраста,
во время которого возможны удивительные достижения,
является периодом «впитывающего разума»
Мария Монтессори
"Основная цель раннего развития - это предотвратить
появление несчастных детей"
Масару Ибука
"Предпринимательница Оксана Лобанова построила
франчайзинговую сеть с федеральным охватом «Сёма»,
состоящую из трехсот с лишним центров раннего
развития детей" [11]
"Дошкольный возраст – это такой этап психического развития,
ведущей деятельностью которого является игра" [8]
"Дефицит родительского тепла ведет к снижению
интеллекта, аномалиям социального поведения,
сильному нервному напряжению, уязвимости
и даже агрессивности"
Американский психофизиолог Нил Миллер
"Наш ребенок ровно такой, какой он есть, представляет
из себя зеркало наших внутрисемейных и общественных
отношений, мы можем увидеть себя в нем, принять,
понять и простить" Дмитрий Шаменков [9]
"Много ли родителей хвалят своих детей? А это
очень важно, это закладывает базис для самоуважения,
ребенок начинает стремиться к чему-то большему. Ведь
каждый человек — личность, он талантлив, может что-то
менять, совершенствовать мир по-своему" [10]
"Если у ребенка есть окружение, которое соответствует
его потребностям, – возможность общаться с эмоционально
доступным, чувствительным и стабильным близким человеком,
формировать с ним отношения привязанности, – то это
благотворно влияет на все направления развития ребенка.
Мегагранту – это новое направление в масштабных
междисциплинарных исследованиях развития ребенка.
Это фактически одно из первых комплексных
биоповеденческих исследований в этой области.[14]
Вопрос раннего развития сегодня волнует не только родителей, но и многих ученых. Методик раннего обучения создано великое множество. Например, большой размах во многих странах получила сеть академий FasTracKids (разработка США). Методика Глена Домена, оригинальный метод раннего обучения музыке Шиничи Сузуки и др. Достаточно и российских. Все же на академическом уровне методик явно не хватает. Сегодня окончательное решение о раннем развитии своего ребенка принимают родители. Однако дело более серьезное и сложное. Накапливается все больше экспериментальных данных, что мозг современных детей уже отличается от детей прошлых поколений. В силу этого традиционные способы семейного, дошкольного и школьного развития и обучения стали мало эффективными. Важно учесть и то, что при квалифицированном раннем развитии можно значительно повысить интеллект ребенка, а также его личностные качества и другие параметры. С открытием гена FOXP2 стало ясно, что от него зависят способности к изучению языка и обработке вербальной информации. Это означает фактически революционные изменения в психологии и педагогики. Отныне эти науки впервые получают крепкий научный фундамент на генетической основе.
Можно привести ряд научно обоснованных выводов о работе мозга и необходимости его раннего развитии [6]:
• Наследственность на 30 – 60 % отвечает за развитие мозга человека, в то время как окружение, в котором растет и развивается ребенок, обеспечивает от 40 до 70 % его развития.
• Гибкость мышления определяется способностью мозга реагировать на стимулы, которые он получает извне. Таким образом, создается больше ассоциативных связей, мозг идет по более целесообразному и быстрому пути развития.
• Мозг изменяется за счет процессов, которые происходят в результате установления различных связей (ассоциативных, причинно-следственных), а не от найденных решений и ответов.
• Обстановка, в которой растет и развивается ребенок, может повлиять на коэффициент его интеллекта (например, повысить или даже понизить его IQ до 20 единиц).
• Мозг школьника потребляет на 225% больше глюкозы, чем мозг взрослого человека.
• Чем раньше начнется процесс образования ребенка, тем быстрее и проще он пойдет.
• К 5 годам развиваются 50 % потенциала мозга ребенка к обучению. К возрасту 8 лет этот показатель достигает 80 %.
• Различные участки головного мозга развиваются в разное время, создавая, таким образом, «окно возможностей».
Период от рождения ребёнка до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни.
Для интеллектуального развития ребенка особенно важны первые три года жизни, когда мозг обладает наибольшей пластичностью. В эти годы нужно обеспечить ребенку среду, способствующую развитию его восприятия и мышления. Для этого необходимо (Грэс Крайг "Психология развития"):
- показывать и двигать у ребенка на глазах яркие предметы;
- помещать предметы так, чтобы ребенок мог их разглядывать, трогать, хватать;
- во время купания играть с ребенком, используя плавающие предметы;
- задавать ему вопросы и поощрять к ответам.
Теперь важно чтобы система раннего развития детей стала, в основном, неотъемлемой частью государственной системы развития и обучения, своеобразным университетом интеллекта. Эффективность затрат при раннем развитие очень велика (семь долларов на доллар затрат). И еще одно обстоятельство. Человечество постепенно входит в новый этап развития и обучения детей. Для перехода потребуются значительные затраты, квалифицированные кадры (профессора, доктора, педагоги и психологи по раннему развитию). На один центр FasTracKids требуется около 30 тыс. долларов вложений. Текущие затраты также не маленькие. Стоимость обучение одного ребенка в месяц составляет 3,5 тыс. рублей. Центры раннего развития, скорее всего, будут открываться при университетах (в США так уже происходит). Образно говоря, ребенок будущего должен будет пройти два университета. От 0,6 лет до 5 - первый, а после окончания школы – второй. Следует также учесть, что численность прироста населения земли стремительно сокращается, поэтому при любых усилиях государства прирост численности населения в стране не будет заметно расти. Пока спасает иммиграция, но и она не продолжится вечно. Поэтому необходимо повышать личностные и творческие возможности каждого человека. Система раннего развития этому может помочь. В оставшиеся 15-20 лет нужно успеть создать эффективную государственную систему раннего развития (ГСРР). Хотя все научные методики раннего развития и будут со временем качественные, но только специалист сможет сделать вывод о возможности их применения в полном объеме для каждого ребенка. Нужны как хорошие методики, так и лицензированные специалисты по развитию. Третьего не дано? Дано. Добавим к ним еще и достойных родителей. Без их участия и бережном отношении к ребенку, - добра не получится.
P. s. С 2002 года В России и ряде других стран стала распространятся франчайзинговая сеть «Сёма» - центров раннего развития детей (предпринимательница Оксана Лобанова). [11] [12]. Сейчас их более 300.
Система «Сёма» включает:
1. Развивающие занятия для детей от 9 месяцев до 7 лет:
• курсы базового интеллекта, направленные на общее развитие ребенка;
• вспомогательные курсы, направленные на развитие интеллекта;
• курсы, направленные на развитие творческих способностей детей;
• курсы, направленные на развитие речи;
2. Развивающие игрушки «Вундеркинд» и система раннего развития «Вундеркинд» - школа на дому.
Примечание:
Как показали исследования, высокий IQ в детстве, может увеличить риск употребления наркотиков в подростковом и взрослом возрасте. [7] Поэтому необходимо предусмотреть профилактические меры по снижению риска наркотической зависимости у детей с высоким IQ.
См. также
1. Интеллектуальный университет - инкубатор талантов
(http://proza.ru/2008/05/03/294)
2. Тайна экономического чуда
(http://proza.ru/2006/03/20-263)
3. Интеллектуальное топливо - Fuel for intelligence
(http://proza.ru/2008/10/11/233)
4. Обучение до- и после рождения. Путь к амбидекстрии
(http://proza.ru/2008/01/25/316)
5. Трехмесячные дети способны различать эмоции на слух
(http://www.meddaily.ru/article/01jul2011/emo)
Тесты проводились в Королевском и Университетском колледжах Лондона. Височная кора мозга у младенцев более развита, чем сообщалось ранее. Специализированные области существуют в мозгу с самого начала развития. Маленькие дети могут отличить печальные голоса от нейтральных уже в трехмесячном возрасте. Человеческий голос - настолько важный социальный сигнал, что мозг раньше начинает адаптироваться для его обработки.
6. Исследования мозга
7. James White, G David Batty (2011) «Intelligence across childhood in relation to illegal drug use in adulthood: 1970 British Cohort Study» J Epidemiol Community Health DOI:10.1136/jech-2011-200252
Высокий IQ детстве, может увеличить риск незаконного употребления наркотиков в подростковом и взрослом возрасте.
Дети с высоким коэффициентом интеллекта в полтора-два раза чаще своих менее интеллектуально развитых сверстников начинают впоследствии употреблять наркотики, что показало исследование почти 8 тысяч человек в 2011 году
Умственный коэффициент, измеренный в 10-летнем возрасте, также положительно коррелирует с использованием этих наркотиков.
8. Чем опасно раннее развитие и когда можно учить ребёнка читать?
(http://health.aif.ua/health-zdorovie/article/28476)
Три этапа созревания мозга:
Первый – с начала беременности до 3 лет. В это время формируется первый функциональный блок мозга: структуры и системы, отвечающие за телесное, эмоциональное и познавательное состояние ребенка.
Второй – с 3 до 7–8 лет. В этот период созревает второй функциональный блок, управляющий восприятием: зрительным, вкусовым, слуховым, кинестетическим, обонянием, осязанием.
Третий – с 7–8 до 12–15 лет. Ступенька развития третьего блока, который организует Первый – с начала беременности до 3 лет. В это время формируется первый функциональный блок мозга: структуры и системы, отвечающие за телесное, эмоциональное и познавательное состояние ребенка.
Второй – с 3 до 7–8 лет. В этот период созревает второй функциональный блок, управляющий восприятием: зрительным, вкусовым, слуховым, кинестетическим, обонянием, осязанием.
Третий – с 7–8 до 12–15 лет. Ступенька развития третьего блока, который организует активную, сознательную психическую деятельность.
Блоки формируются последовательно, и попытки перепрыгнуть этап искажают естественное развитие.
Психоневролог, профессор Вилен Гарбузов уверен, что ранняя интеллектуализация ведет к «шизоидной интоксикации», заменяя детскую непосредственность и интерес к живой природе отвлеченными вещами, которые маленькие дети пока еще не способны осознать.
Дошкольный возраст – это такой этап психического развития, ведущей деятельностью которого является игра.
9. Дмитрий Шаменков. Как воспитать здорового ребенка?
(http://shamenkov.ru/kak-vospitat-zdorovogo-rebenka/)
Основной фактор, который приводит наш организм к хроническому напряжению и стрессу, является причиной нарушения внутреннего согласия и физиологической гармонии, служит основой для появления болезней и зависимостей, мешает развитию здоровых отношений — это повседневная ложь.
Хроническое, постоянное нарушение обратной связи в среде, в которой растет и развивается человек, является главной причиной возникновения отрицательных эмоций даже в условиях полного благополучия.
Сознательно допуская в своей жизни искажения информации (что более понятно нам как ложь), мы незаметно для себя транслируем эти искажения и на наших детей. Мелкие противоречия в наших словах и действиях, незаметные для нас самих, неисполнение данных ребенку мимолетных обещаний, взаимный обман между родителями, выливаются в огромную и серьезную проблему.
Выдающиеся ученые нашего времени считают, что окружающая нас реальность является не более, чем выдумкой, результатом работы нашего сознания.
Все, что вы видите прямо сейчас, — это вихрь информации, проходящий через сознание. Пространство и время — просто инструменты для измерения абстрактных и конкретных вещей».
Лауреат Нобелевской Премии по физике Юджин Вигнер «Как бы ни развивались пути наших будущих концепций, исследование внешнего мира привело к выводу, что содержание сознания является конечной реальностью».
Наш ребенок ровно такой, какой он есть, представляет из себя зеркало наших внутрисемейных и общественных отношений, мы можем увидеть себя в нем, принять, понять и простить.
Настоящая Любовь, настоящая Дружба и настоящее здоровье во всех аспектах жизни — настоящие ценности, которых сейчас так всем не хватает.
10. Вернувшаяся на родину Дарья Саар: у русских в Эстонии нет чувства дома
Инициативу зачастую в ребенке убивают родители. Говорят: туда не ходи, это не трогай, ты разольешь… Ребенок понимает, что лучше вообще ничего не делать и инициативу не проявлять, тогда мама не наорет и не отругает, мама будет довольна. А мама спустя годы все равно недовольна — вот у меня какой рохля растет, ничего не хочет, ни к чему не стремится.
Много ли родителей хвалят своих детей? А это очень важно, это закладывает базис для самоуважения, ребенок начинает стремиться к чему-то большему. Ведь каждый человек — личность, он талантлив, может что-то менять, совершенствовать мир по-своему.
11. Бизнес-Журнал №11-2013
(http://pressa.ru/Anonspublication/show/id/2498)
Развитые не по годам. — Предпринимательница Оксана Лобанова построила франчайзинговую сеть с федеральным охватом «Сёма», состоящую из трехсот с лишним центров раннего развития детей. Как ей удалось растиражировать труднотиражируемое?
12. Сёма
(http://franshiza.ru/franchise/read/sema/)
(http://www.semaclub.ru/pages/page-199.html)
Сёма - сеть детских развивающих центров раннего развития детей.
Первый центр раннего развития детей был открыт в 2002 году. В 2008 году запущена сеть «Сёма» в России.
Детские развивающие центры «Сёма» открыты и успешно работают уже во многих городах России. За 10 лет работы на рынке компания завоевала хорошую репутацию у клиентов и партнеров. За этот период времени была проделана огромная работа, результатом которой является существующая сеть наших центров по России. Развивающие занятия для детей от 9 мес. до 7 лет
Это своеобразная школа для молодых и ответственных родителей, которая подготавливает по всем самым важным этапам: от кормления грудью и подготовки к родам до занятий по психологии и педагогике.
Система «Сёма»:
1. Развивающие занятия для детей от 9 месяцев до 7 лет:
• курсы базового интеллекта, направленные на общее развитие ребенка;
• вспомогательные курсы, направленные на развитие интеллекта;
• курсы, направленные на развитие творческих способностей детей;
• курсы, направленные на развитие речи;
2. Развивающие игрушки «Вундеркинд» и система раннего развития «Вундеркинд» - школа на дому.
13. Финские собаки учат детей читать
(http://fontanka.fi/articles/11713/)
В Финляндии есть специальные «собаки для чтения», которые внимательно слушают, как читают дети. Это помогает младшим школьникам лучше научиться читать, считают специалисты.
Собака помогает ребёнку почувствовать себя в безопасности и при этом внимательно слушает, не перебивая. Обученный пёс всегда знает, что следует делать, чтобы маленький читатель чувствовал себя комфортно.
14. Мегагранты в СПбГУ
Уже более 20 лет психологи СПбГУ ведут уникальные научные исследования в области психологии детей, в том числе детей, живущих в домах ребенка. Благодаря этой работе создан новый формат дома ребенка семейного типа, который постепенно внедряется по всей России.
Благодаря мегагранту правительства РФ (официально он называется “Влияние ранней депривации на биоповеденческие показатели развития ребенка”, ведущий ученый – доктор психологических наук, профессор Елена Григоренко) в Санкт-Петербургском государственном университете была создана уникальная лаборатория междисциплинарных исследований раннего детства. В лаборатории ведутся работы по изучению поведенческого, психофизиологического, биологического функционирования детей, воспитывающихся в разных социальных условиях – в домах ребенка, при усыновлении, в приемных и в биологических семьях. В том числе – и в такой перспективной области, как эпигенетика (эта современное направление науки, которое направлено на исследование влияния внешних факторов на экспрессию генов, в частности участвующих в регуляции биологического и психологического состояния человека).
Деприва;ция (лат. deprivatio — потеря, лишение) — негативное психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей (таких как сон, пища, жилище, секс, общение ребёнка с отцом или матерью, и т. п.), либо лишением таких благ, к которым человек долгое время был привычен.
как социальное оказывает влияние и закрепляется в биологическом, в генетическом. Это и есть то, чем занимается эпигенетика.
Фактически наша работа по мегагранту – это новое направление в масштабных междисциплинарных исследованиях развития ребенка. Это фактически одно из первых комплексных биоповеденческих исследований в этой области.
Уникальность данного проекта в том, что в нем проводится комплексное изучение влияния раннего социального окружения на развитие человека. Этот комплексный подход включает одновременное исследование поведения, психологического, психофизиологического, гормонального и эпигенетического функционирования ребенка. При этом весь спектр исследований проводится в трех группах детей: живущих в домах ребенка, переведенных из домов ребенка в замещающие семьи, а также живущих с родителями в биологических семьях.
Если у ребенка есть окружение, которое соответствует его потребностям, – возможность общаться с эмоционально доступным, чувствительным и стабильным близким человеком, формировать с ним отношения привязанности, – то это благотворно влияет на все направления развития ребенка
Мегагранту – это новое направление в масштабных междисциплинарных исследованиях развития ребенка. Это фактически одно из первых комплексных биоповеденческих исследований в этой области.
мегагрант позволил нам создать в Санкт-Петербургском государственном университете лабораторию международного уровня по биоповеденческому обследованию детей, с методами, которые применяются в лучших научных центрах мира.
Уникальность данного проекта в том, что в нем проводится комплексное изучение влияния раннего социального окружения на развитие человека. Этот комплексный подход включает одновременное исследование поведения, психологического, психофизиологического, гормонального и эпигенетического функционирования ребенка. При этом весь спектр исследований проводится в трех группах детей: живущих в домах ребенка, переведенных из домов ребенка в замещающие семьи, а также живущих с родителями в биологических семьях.
СМ. также
* Обучение до- и после рождения. Путь к амбидекстрии
* Пренапедия и дети Индиго
(http://www.proza.ru/2008/03/13/482)
* Жизнь до рождения
(http://proza.ru/2007/06/01-88)
* В. М. Лившиц. Перинатальная психология
(http://psychology-online.net/articles/doc-475.html)
* Пренапедия
(http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/464905)