Образ смерти на проза. ру - часть 3

Светлана Шапиро
см.:     http://www.proza.ru/2010/04/25/1428
         http://www.proza.ru/2010/05/01/42



Активное обсуждение темы о соотношении смерти духовной со смертью физической, на мой взгляд, характеризует основную направленность произведений на ПРОЗА.РУ.

Ангел, который был юн и любопытен, отправлен  на Землю к своему подопечному – художнику. Художник рисует, а Ангел пытается понять, как и откуда появляется идея, первое движение души, как возникает первый шаг к творчеству?  А потом Ангел наблюдает, как погасла искра, что получил когда-то художник. Мир, бывший таким насыщенно-цветным, съежился и…умер. Из жизни художника исчезли цель и смысл жизни, что и поторопило его уход из Жизни. Второй подопечный Ангела, напротив, от стремления к физической смерти переходит к иному состоянию души и возрождению в ином качестве.  Возрождение духовное спасает от физической смерти.  И вместе с Ангелом Натальи Козаченко читателю  хочется понять сущность того самого первого шага, с которого начинается и которым заканчивается существование человеческое («Ангел был юн и любопытен»  http://www.proza.ru/2010/03/09/449 ).

Вопрос о религиозной составляющей в цепочке взаимосвязи Жизнь – Смерть неизбежен и отражен во многих произведениях авторов ПРОЗА.РУ.

Интересными мне представляются размышления Наталии Матлиной о статусе смерти (http://proza.ru/2009/10/28/304 )  как о величине абсолютной и надрелигиозной.

Александр Герасимофф в «Письмах к Богу» (http://proza.ru/2009/11/27/578) использует тот же прием, как и Эрик-Эмманюэль Шмитт в повести «Оскар и Розовая Дама», а именно: письма главного героя  в различные периоды жизни, обращенные к Богу.  Бахметьеву нужно было перенести удар, чтобы понять, что жизнью следует наслаждаться. "Сидя в креслах, Бахметьев в который раз благодарил Господа за возможность еще, хоть немного насладиться жизнью в этом лучшем из подлунных миров". По-моему, здесь основная идея, несмотря на широкий перечень иных тем в этом произведении: ответственность за близких, территория личной свободы, вера  и  многое другое. Ощущение, что  «Письма к Богу»  перекликаются с "Циклом Незримого" Э.Э.Шмитта, в котором раскрывается тема отношения человека к одной из мировых религий (христианству, мусульманству, иудаизму)  постоянно. Но, согласитесь, идеи витают в воздухе, а воплощение зависит от мастерства автора. Без сомнения только то, что перед нами тот редчайший случай, когда ни один читатель не может остаться равнодушным.

«Бог есть. Я хочу, чтобы вы, дорогие читатели моего онлайнового дненика, об этом узнали. Вам, возможно, никто об этом еще не говорил, но я говорю: Бог есть. Он любит меня. И он не просто некто с неба, Он — Все. Он Любовь и Искупление, Награда и Жертва; Он — Антисмерть. Кто-то говорит, что нет жизни, есть антисмерть, а я вам говорю, что нет смерти, есть антижизнь», - утверждает  Даниил Варламов в повести «Десять дней, посвященных смерти» на  http://proza.ru/2010/04/10/105.  Если мы заменим болезнь Джейми - героини популярного  романа Николаса Спаркса «Спеши любить», на матрасный грипп у Ани – героини повести «Десять дней, посвященных смерти», сократим роман Спаркса до размеров повести Даниила Варламова, все остальное в сюжете как под копирку.
Любопытным мне показались размышления об Антижизни и Антисмерти, здесь, пожалуй, есть новизна.

О религиозных воззрениях Федора Андреевича – главного героя  пьесы  Федора Кузьминского «Визит Смерти» (http://www.proza.ru/2007/12/08/310) – автор не указывает ничего, однако, возможно, как раз отсутствие в герое пьесы какой-либо веры  и дает  уверенность Смерти для утверждения о том, что Федор Андреевич  ЕЕ боится.

Пожалуй, основная боязнь большинства героев произведений на ПРОЗА.РУ связана с тем, что герои в произведениях на ПРОЗА.РУ  боятся не успеть сделать главное, осуществить свое предназначение в этой Жизни, до момента встречи со Смертью.

Кстати, показалось забавным наблюдение: авторы – мужчины как-то стараются перевести боязнь встречи со Смертью в разрешение вопроса о смысле жизни, а авторы-женщины -  в разрешение вопроса о том, как сделать так, чтобы не бояться прихода Смерти. 

«Четыре стихотворения на трёх листочках из тетради и фотография. Вот и всё, что осталось от человека, который жил, думал, мечтал, любил и ненавидел сто лет назад. Но осталось!  А что останется от нас через сто лет?»,- размышляет Черепах Тортилло в «Три листочка из старой тетради» ( http://proza.ru/2010/05/03/1256).

       Спешит с новым, единственным пока, шедевром, к другу и наставнику  Фее  герой рассказа Рустама Тодошева «Фея» (http://www.proza.ru/2010/03/04/93). Надо отметить, что автору отлично удалось передать страх героя рассказа не успеть написать самое-самое, а также страх потери этого вот самого-самого важного в жизни. Смерть поджидает  героя  как всегда нежданно-негаданно и почти у цели, удар ножа, кровь, снег, обломки диска… Казалось бы, все кончилось ужасно, но от прочитанного остается какое-то  светлое и возвышенное  впечатление, отразившееся в рецензии вдумчивого читателя Евгении Шапиро:  «Без сомнения, это было чудесное произведение. Дискета с его записью спасло автора от смерти. И хоть это всё посвящено Фее, мной читается еще и мысль, что наши труды спасают нас от чего-то, в чём мы не хотим сами признаться себе, и не скажем вслух».

«Чему же научила меня моя Ушедшая Гармония? Она научила меня главному - НЕ БОЯТЬСЯ СМЕРТИ, потому что и сама ушла все также гармонично - без истерики и ненужной суеты...», - пишет Эстер Долгопольская в «Гармонии»    (http://proza.ru/2008/06/19/432).

«Чтобы началась вечная жизнь, надо прекратить ублажать старость», - утверждает Алла Мартиросян в рассказе «Зигота» на http://proza.ru/2009/05/24/473. Данное утверждение не является абсолютным, есть много спорных моментов, что отразилось в отзывах на данное произведение. Но мне думается, что основной мыслью автора все же является внутренняя направленность души человека на то, чтобы жить полной жизнью и не  думать о старости!  Тогда отступают болезни и жизнь каждую минуту дарит неповторяемую радость бытия здесь.

          Дора Карельштейн  на http://proza.ru/2010/04/22/824  рассуждает о Мудрости, как универсальном ключе, способном открыть любые двери, в том числе, при наступлении Ее Величества Смерти  и узнать «то, что не знает ни один человек. Я узнаю, есть ли жизнь после смерти? Существует ли реинкарнация и новые перевоплощения?... Я умираю от Любопытства!».

         Вопрос о том, что ждет нас после Смерти, волнует многих авторов. Не остался он без внимания и в пьесе Федора Кузьминского «Визит Смерти» (http://www.proza.ru/2007/12/08/310), однако, герою приходится довольствоваться заверением Смерти о том, что Она не может ответить о том,  что ждет после Нее.

Любопытную, неподражаемую, необычную версию о Жизни после жизни выдал Вет Вист  на http://www.proza.ru/2010/05/05/588

Любопытно, что в большинстве своем авторы ПРОЗА.РУ так или иначе повторяют уже существующие модели мира, который наступает после Смерти, изложенные уже в достаточно популярных художественных произведениях , в основном, зарубежных авторов.

К примеру, Евгения Васильева-Подволоцкая  на http://www.proza.ru/2010/04/12/771  очень занятно излагает «Что бы было, если бы я умер?». Но при всей занятности сюжета невозможно отвлечься от мысли, что идея и сюжет этого произведения навеяны весьма популярным романом Эллис Сиболд  «Милые кости».

Фразой «Итак, я умер» начинается мировой бестселлер Бернара Вербера «Империя ангелов». Практически, такою же фразой начинается «Даун сервис» Рустама Тодошева на http://proza.ru/2010/02/20/1121.  Но следует отдать должное автору ПРОЗА.РУ, дальнейшее повествование только юмором и иронией напоминает о бестселлере. И почему-то после прочтения именно этого рассказа понимаешь, что никогда не следует принимать жизнь слишком всерьёз, нам из неё живьём всё равно не выбраться.

окончание следует