Эдуард Мане родился в январе 1832 г. в Париже в семье крупного чиновника, который принадлежал к старинной касте буржуазной аристократии. Детство его проходило в спокойной и комфортной обстановке. Отец мечтал увидеть сына морским офицером, и только после того, как Эдуард провалился на экзаменах в Военно-морскую Академию, родители согласились, чтобы он приступил к изучению живописи. Мане получил основательную классическую подготовку, проведя шесть лет (1850-1856) в мастерской салонного живописца Тома Кутюра. Однако настоящей школой для него стали старые мастера, которых он упорно копировал в Лувре. Имя Мане сделалось широко известным в 1863 г. после знаменитого Салона Отвергнутых, на котором была выставлена его картина «Завтрак на траве» (http://proza.ru/2011/01/27/276). Ее разбранили буквально все, начиная с императора и кончая официальной критикой.
Не успел утихнуть скандал, вызванный «Завтраком», как разразился новый. На Салон 1865 г. Мане представил другую свою картину «Олимпия» (http://proza.ru/2011/01/27/278). Поклонники старого искусства расценили ее как откровенный вызов своим вкусам. Между тем сам художник вовсе не имел намерения эпатировать публику и искренне огорчался несправедливыми нападками критики.
http://proza.ru/2011/01/27/286
Во время осады Парижа пруссаками Мане был артиллеристом в Национальной гвардии; потом, в дни Парижской коммуны, стал свидетелем уличных боев и расстрела коммунаров.
В 70-е гг. живопись Мане становится все более импрессионистской. Большим энергичным массам и контурам он предпочитает трепетную игру света. Цвету сообщается сила, яркость и чистота, каких не знали прежде художники XIX века. Мане умело передает окутывающий предметы свет и тем преодолевает иллюзию искусственного освещения в мастерской, которая заметна еще у Курбе. В то время не было другого художника, который умел бы, как Мане, превратить все увиденное в каждодневности буржуазного быта в игру красок. Прелесть большинства картин Мане этого периода не в значительности события, а в остроумной зоркости художника к оттенкам жизни.
http://proza.ru/2011/01/27/342
http://proza.ru/2011/01/27/348
Последний шедевр Мане, воплотивший в себе все его находки и искания позднего периода и который он писал уже смертельно больным, это «Бар в Фоли-Бержер» (1882). На переднем плане – одинокая фигура молодой, цветущей, но внутренне утомленной и безразличной к окружающему женщины-бармена, ее неопределенно скользящий взгляд, обращенный в пустоту. А за ее спиной в огромном зеркале отражается затуманенный и иллюзорный хаос праздничной суеты фешенебельного кафе. Картина словно вобрала в себя всю квинтэссенцию парижской жизни, которую с тонкой иронией любил писать Мане.
Болезнь Мане продолжала быстро развиваться. Левая нога была поражена гангреной. Врачи настояли на ампутации. Однако художник не перенес операции и умер после долгой агонии 30 апреля 1883 г.
Модернизм и постмодернизм http://proza.ru/2010/11/27/375